- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока по истории России «Русь и Литва эволюция взаимоотношений»
Технологическая карта урока по истории России «Русь и Литва эволюция взаимоотношений»
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тихонов Ф.А. |
Дата | 25.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок . 24
Глава 2. Древнерусское государство
Тема:«Русь и Литва: эволюция взаимоотношений»
Цели урока: Рассмотреть образование Литовского государства и его взаимоотношения с русскими землями.
Задачи:
Образовательная: создать представление о Литовском государстве; охарактеризовать его взаимоотношения с русскими землями; дать основные даты и события, связанные с историей Великого княжества Литовского; познакомить с историческими деятелями: князь Миндовг, Гедимин, Ольгерд, Ягайло, Витовт.
Воспитательная: на основе поиска информации из ресурсов сайта Президентской библиотеки о взаимоотношениях русских земель с Литовским государством способствовать формированию убеждения об исторической связи русского и литовского народов, вызывать чувство уважения и причастности к судьбе литовского народа, на базе повествования о формировании на территории Литовского государства украинского и белорусского народов подводить к пониманию исторического единства славянских и балтийских народов.
Развивающая:продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником; на основе работы с учебником способствовать развитию умения самостоятельно находить нужную информацию, решать поставленную задачу; в ходе беседы о причинах добровольного вхождения русских земель в Литовское государство, о последствиях унии с Польшей развивать логическое мышление, способность проводить причинно-следственные связи.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционная
Оборудование: экран, проектор, слайды; компьютеры (планшеты), сеть интернет.
1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Цель: организация восприятия задания учащимися.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
Беседа.Существует версия о том, что российская цивилизация развивается волнообразно, циклически. Киево-Новгордский период, в результате цивилизационного кризиса XIII века, сменяется Московским этапом - с XIV века. В подтверждение этой версии можно привести высказывание известного русского историка Н.М.Карамзина, который так характеризовал положение русских земель в конце XIII века: « Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их…»
Вопросы:
1. Какие события в истории XIII века стали причинами подобного состояния русских земель?
2. Почему русские князья потерпели поражение от монголо-татар?
3. К каким еще последствиям привела политическая раздробленность русских земель?
Давайте вспомним, при каких обстоятельствах и каким образом западные земли Руси отходят Великому княжеству Литовскому?
(учащиеся просматривают видеоролик «Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское. Видеоролик.»prlib.ru/elfapps/mediaplayer/viewer.aspx?uncid=23355&fcv=BASE〈=ru-RU )- приложение 1.
Просмотрев видеофрагмент развития двух соседних государств учитель задает вопросы:
-
Каковы причины и особенности образования Литовского государства?
-
Каким образом в составе Литовского государства оказались западнорусские земли?
Беседа.
Великое княжество Литовское и Русское строилось как своеобразная федерация. Отношения между литовскими князьями и русскими землями строились на договорных принципах. В XV-XVI вв. права русских князей - вассалов великого князя Литовского закреплялись специальными документами - привилегиями.
Сама история Великого княжества Литовского, как экономическая, так и политическая, способствовала сохранению и даже консервации ряда древнерусских демократических, общинных порядков.
Но со временем Литовские земли становятся на путь борьбы за общерусское лидерство и объединение Русских земель.
А как происходил этот процесс: была ли борьба за лидерство в процессе объединения Русских земель?
Мы попытаемся выяснить сегодня на занятии.
Ученики высказывают свои мнения.
-
Политическая раздробленность….
Потере западных и юго-западных районов Древней Руси. И их переход в княжество Литовское.
Ученики формулируют ответы
Причиной стала внешнеполитическая угроза.
Ученики высказывают свои мнения.
ΙΙ. Поиск решения проблемы. Самостоятельное изучение и применение нового знания.
Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста;
восприятия нового материала на основе проблемного диалога;
организация совместной групповой деятельности.
Класс делится на группы и получает задания:
-
Группа. «Найти в сети интернет и выписать основные даты и события, связанные с историей Великого княжества Литовского» оформить работу в виде таблицы.
-
Группа. Подготовить краткую биографическую характеристику Литовских князей Миндовга, Гедимина, Ольгерда, Ягайло, Витовта. (Используя ресурсы сети интернет и сайта Президентской библиотеки Б.Н. Ельцина) his95.narod.ru/doc04/404_5.htm
-
Группа. Используя карту (с.168) проанализировать данные представленные в таблице:
Чёрная Русь: Гродно, Новогрудок, Слоним, Волковыск
1236-1253
Полоцкое, Турово-Пинское княжества
1320-1340
Минское, Витебское и Волынское княжества, Берестейская земля
1362
Киев, Киевская и Подольская земли
-
Группа. В Великом княжестве Литовском многие русские города получили магдебургское право. Самостоятельно выясните, в чём состоят основные положения этого права и как они трансформировались, став здесь резко отличными от норм, характерных для Запада. (Учащиеся прибегают к поиску информации из сети интернет) gerb.brestobl.com/gerb.htm
-
Группа. Проанализировать родственные связи Литовских и Русских князей используя материалы сайта Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина
prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=07.12.2014&DocUNC_ID=65374&Token=WG57jIkt9fWxhT9VfzHEAw==〈=ru-RU
-
Группа. Выяснить влияние Литовской церковной унии на православное население Великого княжества Литовского
prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=08.12.2014&DocUNC_ID=10760&Token=XcVSVGhIi52deuRNrnKSWQ==〈=ru-RU
Продуктивное чтение, поиск, отбор наиболее важной информации.
III.Воспроизведение нового знания.
Цель: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, оценивать результаты работы.
Проверка работы групп.
Каждая группа обучающихся объясняет найденную ими информацию.
Делает вывод о проделанной ими работе.
Представители от каждой группы отвечают на вопросы по заданиям.
IV. Подведение итогов работы. Рефлексия.
Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности: мобилизация учащихся на рефлексию деятельности.
Подведем итог занятия.
В чем же значение присоединения русских земель к Литве?
- Таким образом, присоединив к себе западные и юго-западные земли Руси, оградив их от ордынского владычества, Литва могла стать центром притяжения и для северо-восточных и северо-западных ее земель.
Но этого так и не происходит, так как после принятия Литвой католичества в качестве государственной религии политический конфликт с Москвой приобретает религиозный характер, а Вильно навсегда теряет возможность стать центром объединения русских земель.
присоединение имело положительное значение;
- русские княжества освобождались от ига Орды;
- совместными усилиями удалось противостоять угрозекак с востока, так и с запада;
- высокая культура русских земель, богатый государственный опыт оказывали положительное влияние на литовскую культуру и государственность;
- литовский народ стремился к сотрудничеству с населением русских земель;
Русский язык стал государственным языком Великого княжества Литовского;
- большим авторитетом пользовалась православная церковь.
Учащиеся дают самооценку своей деятельности и деятельности своих одноклассников.
VI. Домашнее задание.
Цель: Укрепить и расширить свои знания по данной теме.
1)§ 15, записи в тетради.
2) Задание 5 стр. 171 письменно
Творческое задание:
Составить презентацию «культурные традиции России в Литовском крняжестве»
Литература:
-
Литовская церковная уния : исследования М. Кояловича : Т. 1- . - С. Петербург : prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=08.12.2014&DocUNC_ID=10760&Token=XcVSVGhIi52deuRNrnKSWQ==〈=ru-RU
-
Внутриполитический кризис в Великом княжестве Литовском в 30-е годы XV века : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наукprlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=08.12.2014&DocUNC_ID=87493&Token=D2iRWpi7sbO5yi8GDQV2Sg==〈=ru-RU
-
История Литовско-Русского государства в именах и датах (Держава Гедиминовичей) : в 2 кн./ Николай Иванов . - Санкт-Петербург : Книга , 2003prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=07.12.2014&DocUNC_ID=65374&Token=WG57jIkt9fWxhT9VfzHEAw==〈=ru-RU
-
prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=06.12.2014&DocUNC_ID=59263&Token=lK2l0OGEnKxrVtNM0fLqow==〈=ru-RU
-
Православие и русская народность в Литве / соч. И. Боричевского. - Санктпетербург : В тип. Фишера, 1851. - 129 с. ;prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=08.12.2014&DocUNC_ID=6088&Token=CHgbrZ9vwXj8k1XOVAuk7A==〈=ru-RU
-
gerb.brestobl.com/gerb.htm