• Преподавателю
  • История
  • Технологическая карта урока по истории России «Русь и Литва эволюция взаимоотношений»

Технологическая карта урока по истории России «Русь и Литва эволюция взаимоотношений»

Урок истории в 10 классе Тема: «Русь и Литва: эволюция взаимоотношений» Программно-методическое обеспечение: базовый уровень, учебник А.А. Данилов, М.Ю. Брандт. «История России». 10 классI ч. Данный урок является заключительным в блоке изучения внешнеполитических отношений Древнерусского государства XIV-XVвв.Методическая составляющая урока состоит в том, что ученики смогут на основании материалов учебника, дополнительной литературы, сети Интернет (материалов сайта Президентской Библиотеки и...
Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок . 24

Глава 2. Древнерусское государство

Тема:«Русь и Литва: эволюция взаимоотношений»

Цели урока: Рассмотреть образование Литовского государства и его взаимоотношения с русскими землями.

Задачи:

Образовательная: создать представление о Литовском государстве; охарактеризовать его взаимоотношения с русскими землями; дать основные даты и события, связанные с историей Великого княжества Литовского; познакомить с историческими деятелями: князь Миндовг, Гедимин, Ольгерд, Ягайло, Витовт.

Воспитательная: на основе поиска информации из ресурсов сайта Президентской библиотеки о взаимоотношениях русских земель с Литовским государством способствовать формированию убеждения об исторической связи русского и литовского народов, вызывать чувство уважения и причастности к судьбе литовского народа, на базе повествования о формировании на территории Литовского государства украинского и белорусского народов подводить к пониманию исторического единства славянских и балтийских народов.

Развивающая:продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником; на основе работы с учебником способствовать развитию умения самостоятельно находить нужную информацию, решать поставленную задачу; в ходе беседы о причинах добровольного вхождения русских земель в Литовское государство, о последствиях унии с Польшей развивать логическое мышление, способность проводить причинно-следственные связи.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Оборудование: экран, проектор, слайды; компьютеры (планшеты), сеть интернет.



1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Цель: организация восприятия задания учащимися.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Беседа.Существует версия о том, что российская цивилизация развивается волнообразно, циклически. Киево-Новгордский период, в результате цивилизационного кризиса XIII века, сменяется Московским этапом - с XIV века. В подтверждение этой версии можно привести высказывание известного русского историка Н.М.Карамзина, который так характеризовал положение русских земель в конце XIII века: « Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их…»

Вопросы:

1. Какие события в истории XIII века стали причинами подобного состояния русских земель?

2. Почему русские князья потерпели поражение от монголо-татар?

3. К каким еще последствиям привела политическая раздробленность русских земель?

Давайте вспомним, при каких обстоятельствах и каким образом западные земли Руси отходят Великому княжеству Литовскому?

(учащиеся просматривают видеоролик «Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское. Видеоролик.»prlib.ru/elfapps/mediaplayer/viewer.aspx?uncid=23355&fcv=BASE〈=ru-RU )- приложение 1.

Технологическая карта урока по истории России «Русь и Литва эволюция взаимоотношений»

Просмотрев видеофрагмент развития двух соседних государств учитель задает вопросы:

  1. Каковы причины и особенности образования Литовского государства?

  2. Каким образом в составе Литовского государства оказались западнорусские земли?

Беседа.

Великое княжество Литовское и Русское строилось как своеобразная федерация. Отношения между литовскими князьями и русскими землями строились на договорных принципах. В XV-XVI вв. права русских князей - вассалов великого князя Литовского закреплялись специальными документами - привилегиями.

Сама история Великого княжества Литовского, как экономическая, так и политическая, способствовала сохранению и даже консервации ряда древнерусских демократических, общинных порядков.

Но со временем Литовские земли становятся на путь борьбы за общерусское лидерство и объединение Русских земель.

А как происходил этот процесс: была ли борьба за лидерство в процессе объединения Русских земель?

Мы попытаемся выяснить сегодня на занятии.



Ученики высказывают свои мнения.


  1. Политическая раздробленность….

Потере западных и юго-западных районов Древней Руси. И их переход в княжество Литовское.



Ученики формулируют ответы

Причиной стала внешнеполитическая угроза.

Ученики высказывают свои мнения.

ΙΙ. Поиск решения проблемы. Самостоятельное изучение и применение нового знания.

Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста;

восприятия нового материала на основе проблемного диалога;

организация совместной групповой деятельности.

Класс делится на группы и получает задания:


  1. Группа. «Найти в сети интернет и выписать основные даты и события, связанные с историей Великого княжества Литовского» оформить работу в виде таблицы.


  1. Группа. Подготовить краткую биографическую характеристику Литовских князей Миндовга, Гедимина, Ольгерда, Ягайло, Витовта. (Используя ресурсы сети интернет и сайта Президентской библиотеки Б.Н. Ельцина) his95.narod.ru/doc04/404_5.htm


  1. Группа. Используя карту (с.168) проанализировать данные представленные в таблице:


Чёрная Русь: Гродно, Новогрудок, Слоним, Волковыск

1236-1253

Полоцкое, Турово-Пинское княжества

1320-1340

Минское, Витебское и Волынское княжества, Берестейская земля

1362

Киев, Киевская и Подольская земли



  1. Группа. В Великом княжестве Литовском многие русские города получили магдебургское право. Самостоятельно выясните, в чём состоят основные положения этого права и как они трансформировались, став здесь резко отличными от норм, характерных для Запада. (Учащиеся прибегают к поиску информации из сети интернет) gerb.brestobl.com/gerb.htm


  1. Группа. Проанализировать родственные связи Литовских и Русских князей используя материалы сайта Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина

Технологическая карта урока по истории России «Русь и Литва эволюция взаимоотношений»Технологическая карта урока по истории России «Русь и Литва эволюция взаимоотношений»

prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=07.12.2014&DocUNC_ID=65374&Token=WG57jIkt9fWxhT9VfzHEAw==〈=ru-RU


  1. Группа. Выяснить влияние Литовской церковной унии на православное население Великого княжества Литовского

Технологическая карта урока по истории России «Русь и Литва эволюция взаимоотношений»

prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=08.12.2014&DocUNC_ID=10760&Token=XcVSVGhIi52deuRNrnKSWQ==〈=ru-RU

Продуктивное чтение, поиск, отбор наиболее важной информации.





III.Воспроизведение нового знания.

Цель: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, оценивать результаты работы.

Проверка работы групп.

Каждая группа обучающихся объясняет найденную ими информацию.

Делает вывод о проделанной ими работе.

Представители от каждой группы отвечают на вопросы по заданиям.



IV. Подведение итогов работы. Рефлексия.

Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности: мобилизация учащихся на рефлексию деятельности.

Подведем итог занятия.

В чем же значение присоединения русских земель к Литве?

- Таким образом, присоединив к себе западные и юго-западные земли Руси, оградив их от ордынского владычества, Литва могла стать центром притяжения и для северо-восточных и северо-западных ее земель.

Но этого так и не происходит, так как после принятия Литвой католичества в качестве государственной религии политический конфликт с Москвой приобретает религиозный характер, а Вильно навсегда теряет возможность стать центром объединения русских земель.

присоединение имело положительное значение;

- русские княжества освобождались от ига Орды;

- совместными усилиями удалось противостоять угрозекак с востока, так и с запада;

- высокая культура русских земель, богатый государственный опыт оказывали положительное влияние на литовскую культуру и государственность;

- литовский народ стремился к сотрудничеству с населением русских земель;

Русский язык стал государственным языком Великого княжества Литовского;

- большим авторитетом пользовалась православная церковь.

Учащиеся дают самооценку своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

VI. Домашнее задание.

Цель: Укрепить и расширить свои знания по данной теме.

1)§ 15, записи в тетради.

2) Задание 5 стр. 171 письменно

Творческое задание:

Составить презентацию «культурные традиции России в Литовском крняжестве»





Литература:

  1. Литовская церковная уния : исследования М. Кояловича : Т. 1- . - С. Петербург : prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=08.12.2014&DocUNC_ID=10760&Token=XcVSVGhIi52deuRNrnKSWQ==〈=ru-RU

  2. Внутриполитический кризис в Великом княжестве Литовском в 30-е годы XV века : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наукprlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=08.12.2014&DocUNC_ID=87493&Token=D2iRWpi7sbO5yi8GDQV2Sg==〈=ru-RU

  3. История Литовско-Русского государства в именах и датах (Держава Гедиминовичей) : в 2 кн./ Николай Иванов . - Санкт-Петербург : Книга , 2003prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=07.12.2014&DocUNC_ID=65374&Token=WG57jIkt9fWxhT9VfzHEAw==〈=ru-RU

  4. prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=06.12.2014&DocUNC_ID=59263&Token=lK2l0OGEnKxrVtNM0fLqow==〈=ru-RU

  5. Православие и русская народность в Литве / соч. И. Боричевского. - Санктпетербург : В тип. Фишера, 1851. - 129 с. ;prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=08.12.2014&DocUNC_ID=6088&Token=CHgbrZ9vwXj8k1XOVAuk7A==〈=ru-RU

  6. gerb.brestobl.com/gerb.htm



© 2010-2022