• Преподавателю
  • История
  • Разработка урока по истории Донского края на тему Культура донских казаков в XVII веке (8 класс0

Разработка урока по истории Донского края на тему Культура донских казаков в XVII веке (8 класс0

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История Донского края - 8 класс

Тема урока: Культура донских казаков в XVII в.

Цели урока:

1. познакомить учащихся с развитием культуры донских казаков, её особенностями;

дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки - донские казаки;

2. продолжать развивать навыки работы с учебным текстом как источником новых знаний; умение анализировать исторические документы, выделяя в них главное;

3. стимулировать интерес к духовному богатству донской земли, культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к христианской религии, к народному фольклору; воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважения к своей малой родине.

Основные понятия: струга, «поход за зипунами».

Оборудование урока: рабочие листы с заданиями, документы по теме, иллюстрации, художественные фильмы по произведениям М.А.Шолохова, фонограммы песен донских казаков, фрагмент казачьего быта.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

- Мы живем в краю традиций,

И обычаев прекрасных,

Свободный дух казачества,

Стараясь возродить,

Идем к тому, что было предано

Забвению напрасно,

Чем жили предки,

И нам необходимо жить

- Объявление темы урока.

- Тема нашего сегодняшнего урока «Культура донских казаков в XVII в.». Но прежде, чем перейти к изучению новой темы, я хотела бы послушать ваши ответы на вопрос, который был задан на дом.

  1. Проверка домашнего задания.

- Как повлияли социально- политические процессы в России в XVII в. на становление образа жизни, социокультурных ценностей донских казаков?


  1. Изучение новой темы.

- Родимый край… как ласка матери, как нежный зов её над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.… Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных, гордых и в то же время очень добрых и открытых людей. Но отстаивать своё право на жизнь казакам приходилось в обстановке постоянных военных набегов неприятелей.

Военная организация жизни формировала и нравы казаков. Трусов не терпели. Храбрость признавалась высочайшей добродетелью. Типичными чертами характера казаков являлись доброта и честность. Закрепилось в традициях и уважение к старшим. Об обычаях, привычках, жизненном укладе, культуре донских казаков мы и узнаем на сегодняшнем уроке. Работая с документами, слушая ответы товарищей, я хотела бы, чтобы вы в конце урока смогли ответить на вопрос: «Что из устоев жизни казачества XVII века вы взяли бы в наши дни, а от чего решительно советовали бы отказаться?»


  1. Понятие «культура». Составляющие культуры.

- С понятием «культура» подробно мы с вами недавно познакомились на уроке обществознания. Вспомните, пожалуйста, что же такое «культура»? Да, верно, культура - это возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

Но с элементами культуры вы знакомитесь не только на уроках истории. На уроках изобразительного искусства вы изучаете живопись, скульптуру. На уроках музыки - музыкальные произведения. На уроках литературы, изучая устное народное творчество, вы погружаетесь в мир фольклора. Уроки технологии позволяют познакомиться и самим изготовить предметы быта, блюда национальной кухни. И всё это является составляющим культуры. Изучая культуру, мы узнаём о традициях, обычаях, нравах, особенностях, религиозных верованиях данной страны или отдельной области. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с особенностями культуры донских казаков, их бытом и нравом, а также узнаем о религиозных традициях наших предков.

  1. Особенности культуры донских казаков (самостоятельная работа с текстом учебника, документами и выполнение соответствующего задания в рабочем листе).

(Документ №1)


  1. Быт и нравы казаков в XVII в. (работа с документами и выполнение соответствующего задания в рабочем листе), дифференцированно. Анализ исторических документов.

- Какие ещё традиции военного быта вы можете назвать?

(Снаряжаясь в поход, казаки говорили: идём зипуны добывать, отчего назывались зипунниками. Зипун - видоизменённое жупан, польский цветной кафтан, панская верхняя одежда. Поход за зипунами - поход за добычей, походы с целью грабежа.)

  1. Религиозные традиции казаков.

- Мы уже узнали, как жили, чем занимались донские казаки. Патриотизм донцов был неразрывно связан с их религиозностью, и эти черты казачьей духовной культуры, взаимодействуя, укрепляли друг друга. В среде донского казачества изначала было немало представителей тюрско - татарского мира, исповедовавших ислам. С конца XVII в. на Дону появились и казаки-калмыки, приверженцы буддизма. Различие вер не мешало им мирно соседствовать друг с другом, участвовать в решении войсковых проблем и в военно-политических акциях войска. Умели наши предки хорошо работать, но также и умели они отдыхать - со смыслом, почитая православные праздник, красиво, весело. Закончены тяжёлые полевые работы, заготовлено всё к зиме. Можно теперь и передохнуть. И одним из самых любимых и почитаемых праздников донских казаков был и остается праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник отмечается в честь явления Божьей Матери в середине Х веке в церкви Константинополя. Но для казаков этот день связан еще с одним событием в истории. В 16 веке 300-тысячная турецкая армия осадила город Азов, который защищали всего 5 тысяч казаков. Турки не смогли взять город. Осада длилась целое лето. 14 октября казаки, понимая, что им никто не придет на помощь, помолились, открыли ворота и вышли на последний бой с врагом. И увидели, что турок нет. Позже, когда казаки брали пленных турок, те рассказывали, что им было видение, как будто в Азов пришел огромный отряд казаков. Этот день с тех пор у казаков считается большим праздником. В народе считалось, что проводить этот праздник надо весело. Бытует даже поговорка: "Покров весело проведешь - дружка милого найдешь". Кстати, праздник этот является покровителем свадеб. Страда миновала - можно и свадебку справить. Невесты надевают белоснежный покров - фату, а земля покрывается белым снежным покрывалом. В народе говорили: "Бел снег землю покрывает: не меня ль, молоду, замуж снаряжает?".

- О святых, почитаемых донскими казаками, нам расскажет ________(сообщение).

- Сейчас вы выполняете последнее задание в ваших рабочих листах.

- Религиозность казаков сочеталась с языческой верой в колдовство и волшебство, в то, что с помощью чар можно уберечься от пули, пушечного ядра и холодного оружия. Разного рода заговоры были известны в донских станицах и в начале XX в. Вам необходимо было узнать у своих бабушек заговоры, о которых, может быть, им рассказывали их родители. (Дети читают заговоры донских казаков).

IV. Закрепление изученного (тест по теме), (взаимопроверка).

- Для того чтобы проверить, что вы запомнили на сегодняшнем уроке, проведем небольшой тест. На ответы вам дается 2 минуты. Итак, ответы готовы? А теперь поменялись тестами и выполнили взаимопроверку, сверяя ответы с правильными ответами на доске.


  1. Итог урока, комментирование оценок.

- Подводя итог сегодняшнего урока, я хотела бы выслушать мнение каждого при ответе на вопрос, который прозвучал в начале урока: Что из устоев жизни казачества XVII века вы взяли бы в наши дни, а от чего решительно советовали бы отказаться?

(ответы детей).

- За работу на сегодняшнем уроке я не могу поставить вам оценки, потому что не может быть человека, который бы знал лучше или хуже обычаи своих предков. Оценки вам поставит жизнь, ведь от того, как вы усвоили урок, вы будете жить дальше либо почитая обычаи и традиции предков, либо уйдете, ничего не оставив в своём сердце. Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своём сердце, то позорит не только свой народ, но, прежде всего, не уважает себя, свой род, своих древних предков.

- Завершая наш урок, хочу предложить вам послушать казачью песню, потому что на этом наше знакомство с культурой казаков не заканчивается. На следующем уроке мы более подробно познакомимся с фольклором донских казаков, поэтому домашнее задание будет следующее:

  1. Домашнее задание: параграф 4, индивидуальные задания (найти поговорки, потешки, прибаутки донских казаков).

В заключение урока звучит фонограмма песни.

- Спасибо, до свидания!

© 2010-2022