Сценарий урока Владимир Мономах

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий открытого урока по истории Отечества 6 класс

Гавриленко Инна Викторовна учитель истории

Тема Русь во времена правления Владимира Мономаха

Цель: Изучить Древнерусское государство 11 -12 века, в период правления князя Владимира Мономаха, его внутреннюю и внешнюю политику

Развивать умения критического мышления, характеризовать исторического деятеля, анализировать исторические явления и события оценивать их значение, выделять причинно-следственные связи, работать с картографическим материалом, историческими документами ( на примере «Статут Владимира Всеволодовича», «Поучение к детям)

Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа, культурному наследию братских народов, через традиции предков формировать понятие о чувстве долга, патриотизме, взаимопомощи и сострадании.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование. Учебник 6 класса под редакцией А.В. Торкунова, ,карта «Киевская Русь в 11 веке», атлас, контурные карты, электронная презентация урока, экспресс- карточки.

Базовые понятия, термины: вотчина, бояре, смерды, закупы, рядовичи, челядь, холопы, наследование по старшинству, междоусобицы, половцы, ростовщики, феодальная раздробленность.

Даты

1053 рождение князя Владимира Мономаха

1068, 1113 - восстание киевлян

1097 - съезд князей в Любече

1113-1125 киевское правление Владимира Мономаха

Методы

Объяснительно - иллюстративный (беседа с элементами лекции, презентация, использование картографического материала)

Проблемно-поисковый (работа с документом).

Проект «Поучение»

Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний, умений учеников

  3. Мотивация учебной деятельности .

  4. Изучение нового материала

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Рефлексия.

  7. Подведение итогов, выставление оценок.

  8. Домашнее задание (можно найти в процессе урока удачное место)

Ход урока

1 Организационный момент

2.Актуализация и коррекция опорных знаний, умений учеников

Добрый день, на сегодняшнем уроке мы продолжаем путешествовать во времена Средневековья. ( Открыли тетради записали число тему урока ) Тема урока: Русь во времена правления Владимира Мономаха. (СЛАД 1). Целью нашего исследования является - изучение Древнерусского государства в период правления Владимир Мономаха его внутренняя и внешняя политика. (СЛАЙД 2)

Во время урока мы будем давать характеристику исторической личности, анализировать исторический источник, работать с картой. На примере жизни Владимира Мономаха мы оценим значимость единства славянских народов и их культурного наследия. Учитывая современность, тема носит актуальный характер.

Древнерусское государств в 11 веке это крупнейшее государство Европы. Правители, князья, вместе с дружиной, ходили в походы, защищали свою землю от многочисленных врагов заключали мир, ссорились и мирились. Расширяли грамотность среди населения и утверждали единую религию христианство. Русичи заявляли о себе как вольный, сильный, образованный народ. Прежде чем перейти к рассмотрению новой темы, давайте обратим внимание на предшествующих событиях. (Слайд 3)

Учитель - на слайде перед нами предстают два наиболее уважаемых князя Руси Владимир Креститель и Ярослав Мудрый. Они родственники Владимира Мономаха.

Учитель - Почему князя Владимира именуют Креститель? (Он в 988 ввел христианство и провел множество значимых реформ).

А за что князя Ярослава назвали Мудрым? ( он победил печенегов, построил Софийский собор, написал «Русскую правду», развивал культуру и образование) Поощряем, отмечаем.

Именно правление этих князей усилило Русь, играло видную роль в международных отношениях. Все вместе они боролись с кочевниками, развивали культуру и надеялись, что единство и мир будут царить в Руси.

Учитель - (Слайд 4) Обратите внимание на карту периода 11 века. Чем эта карта отличается от предыдущей? (она разноцветная и показывает раскол в государстве).

Почему это плохо? (потеря обороноспособности государства в условиях опасности со стороны кочевников) Такая ситуация возникла после смерти Ярослава Мудрого.

Мотивация

План

1 Русь 11-12 в, междоусобицы Ярославичей, съезд в Любече 1097.

2 Владимир Мономах - история имени.

3. «Поучение к детям» Владимир Мономах.

4. Изучение нового материала

1. Завещание Ярослава, предопределило междоусобицы среди Ярославичей. По завещанию Ярослава Мудрого Русь стала общим наследием его сыновей. Умирая в 1054 году, князь Ярослав Мудрый обратился к своим детям:

Учитель - ПВЛ была написана Нестором летописцем в 1113 году ( Ученик читает в ПВЛ - ( Метод индивидуальное д/з с опережением)

« Если будете жить в любви между собой, то бог будет в вас и покорит вам врагов. Если же будете в ненависти жить. В распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов своих».

Чего опасался Ярослав Мудрый?(опасался раздоров среди сыновей и разделил наследство по «старшинству». (междоусобиц)

( Слайд 4) наследованияе).

Учитель - Обратите внимание на схему наследования по старшинству

Старший Изяслав наследовал самое богатое княжество Киевское, средний Святослав Черниговское, младший Всеволод Переяславское. Таким образом наследовать Киевский престол можно было лишь после смерти старшего брата. ) Учитель показывает на карте)

Мир держался 20 лет, в течение которых Ярославичи правили вместе, но единство Древнерусского государства оказалось непрочным. Все князья чувствовали себя временными правителями в своих землях и мечтали получить титул великого киевского князя. Смута и раздоры ослабляли Русь на радость врагам-кочевникам половцам, которые имели свои стоянки в районе Причерноморья, Северского Донца. Это были кочевые племена, поэтому их целью были грабительские походы.

Учитель -( Метод работа с картографическим материалом). Используя атлас, на контурных картах выделите княжества: Киевское, Черниговское, Переяславское. И территорию, где располагались половецкие стойбища: район Причерноморья, Северский Донец, Дон, обратите внимание это территория нашего края.

Так случилось и в 1068 году половецкие всадники напали на пограничные со степью русские города. Объединенное войско Ярославичей было разгромлено, князья бежали с поля боя. Возмущенные киевляне подняли восстание и прогнали их.

Учитель - Обратите внимание на схему наследования (Ярославичи и дети тут же крупно портрет Владимира Мономаха)

Следуя принципу старшинства, престол занял Святослав, после его смерти Всеволод не нарушил принцип «старшинства» опять вернул его Изяславу. Сам остался в Чернигове, Переяславлем стал управлять его сын Владимир Мономах. Сын же Святослава, Олег, лишенный трона отца ушел в Тмутаракань и призвал половцев. В народе за то, что привел врага, прозвали его Гориславич. Из-за княжеских усобиц, половцы грабили беззащитные города и села, неурожаи привели к голодным бунтам бедных людей, начались грабежи боярских усадеб. Народ страшился «небесных знамений» и « хвостатых звезд» (комет), появившихся на небе. Объявились языческие волхвы, они говорили народу, что все их беды потому, что отвернулись от старых языческих богов. Верившие им поднимали восстания, убивали священников. Ярославичи с трудом наводили порядок. Русская земля изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов. Лидером, который смог ненадолго объединить распадавшуюся на уделы Русь стал В. Мономах (1053- 1125..)

Его мама Мария была дочерью византийского императора Константина из рода Мономаха, что в переводе означает Единоборец. Интересно, что при крещении ему дали имя Василий. Он выделялся среди братьев. От природы он был красив лицом, невысокого роста, но крепок и силен. Закалял свое тело в военных упражнениях и походах. В 13 лет он уже сел в боевое седло, и в скорости возглавил дружину отца. Отличался не только физической статью, но и образованностью: много читал, цитировал Библию, мог вести богословские беседы. Приметной чертой характера князя было то, что он уважал законы, не имел жажды власти и не хотел встревать в княжеские междоусобицы.

Он писал: « Это не радость, а горе для всех русских. Ничтожными выглядят злоба и зависть, взаимная ненависть. И что ожидает Русь, если дети ее мертвыми лежат на снежных просторах, если гибнут они о руки друг друга?»

Запомнился Владимир Мономах как справедливый судья и мудрый правитель, защитник Русской земли от половецких набегов и княжеских усобиц.

Учитель - Ребята, перечислите, какими качествами правителя обладал князь Владимир Мономах? Учащиеся перечисляют, и качества высвечивается на (экране 5 карта и принципы правления) Эти качества также зафиксированы и в 7 принципах правления Мономаха: единство, закон, дело, милосердие, вера, любовь, знание.

Качества В. Мономаха

Образованный, начитанный,

Справедливый судья, мудрый правитель

Защитник, уважал закон, против междоусобицы.

К сожалению, такими качествами обладали не все князья, и междоусобицы ослабляли Русь и в хозяйственном плане и военном. Такое ослабление неминуемо ведет к кризису в государстве.

Учитель - Какой же путь выхода из кризиса предложил Владимир Мономах? По его инициативе был собран съезд князей в Любече в 1097 году.

Учитель - Давайте прочтем на стр. 67 учебника о том, как проходил съезд. ( Метод Работа с текстом учебника).

вопрос 1:Что стало причиной сбора князей в Любече? (возросшая независимость князей, их разобщенность при постоянных набегах половцев, обнищание народа, поиск путей выхода из кризиса)

Вопрос 2. Какие решения были приняты на съезде? (Сплотиться в борьбе против половцев, Прекратить междоусобицы, наследовать по принципу «от отца к сыну»).

Учитель: А что пишет летопись):

« С тех пор объединимся чистосердечно, и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей».

Этот принцип касался только 3-х Ярославичей и их наследников.

Вопрос 3: Как вы считаете, все ли князья будут придерживаться этих принципов? (Нет каждый, будет хотеть стать богаче и возвыситься над своими братьями).

Учитель: Так и произошло. Олег Гориславович напал на Муром и убил сына Владимира Мономаха Изяслава своего крестника. Весть о гибели сына потрясла его, но он справился с чувствами - вместо меча взялся за перо. Он призывал не губить раздорами русскую землю, положить конец кровопролитию, договоримся миром. Но когда это ему не удалось, он действовал решительно и разбил войска Гореславича. Обезвредил внутреннего врага…

3. Полководческий талант Владимира Мономаха. (ученики)

Половцы были сильным противником. Русь страдала от их набегов, тысячи пленных русичей половцы продавали на невольничьих рынках Востока. Владимир Мономах не только организовал борьбу с половцами, а и перешел от обороны к нападению.

Князь говаривал: « Кочевники быстры. Значит надо быть еще быстрее, они хитры и изворотливы надо быть еще хитрее и бить врага на его территории не разоряя русской земли». (Слайд 6 воины)

Учитель - Ребята, а какими вы представляете себе воинов 11 века. Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на стр.65 Кто даст описание внешнего вида воинов русичей и половцев?

Ответ ученика - (описание: половцы это всегда конница, они вооружены: луком и стрелами, саблями, арканом, копьями.)

Русичи могли быть как пешие, так и конные. На них кольчуга, шлем, вооружены боевыми топорами, мечами, есть лук и стрелы. В бою прикрывают себя и товарища щитом. ( Спасибо за ответ, кто что добавит?)

Мономах первым из князей стал применять тяжеловооруженную конницу. Она сбивала на землю и затаптывала легковооруженных половцев. Победоносно завершились походы на реках Дон и Северский Донец, В этих походах участвовали не только дружинники, но даже духовенство. Освещало воинство на праведное дело.

Учитель - (Метод Работа с картой) Учитель показывает реки Северский Донец, Дон где проходили битвы с половцами.

Князь совершил более 85 победоносных походов против половцев.

Летописец пишет «Эй, ты Владимир Мономах пил Дон золотым шлемом, завоевав землю их и загнав окаянных половцев в Грузию».

4. Киевское княжение Владимира Мономаха (1113-1225)

В 11 веке бояре стали увеличивать налоги. Народ бедствовал, многие не могли прокормить свои семьи, становились должниками, а потом и бесправными холопами. И вот в 1113 году после смерти князя ростовщика Святополка. Сотни должников: смерды, закупы, рядовичи, челядь, холопы отказались платить по долгам.

Учитель - (метод работа с терминами).Давайте вспомним, что характеризуют эти термины

Объясните термины: смерды, закупы, рядовичи, челядь, холопы, бояре, вотчина.

Простые киевляне подняли восстание против знатных людей и разгромили дворы богатых ростовщиков, бояре и духовенства. В нарушение закона богатые приглашают на киевский престол Владимира Мономаха.

Летописец: « Приходи, князь, в Киев. Если не придёшь, то знай, что много горя произойдет, пойдут на бояр и монастыри» ( читает ученик)

Вопрос, Как вы считаете, почему киевляне обратились именно к Владимиру Мономаху? (он был уважаемый всеми сословиями, имел сильную, верную дружину)

Новый великий князь понимал причины восстаний и издал дополнение к «Русской правде» « Устав Владимира Всеволодовича».

Учитель - (Метод работа с документом)

Откройте учебник на стр.69. Изучаем документ, вы должны ответить на вопросы:

1.Каким образом «Устав…» ограничивал распространение холопства? ( Ответ) Холопом мог стать смерд, не выплативший долг-ссуду, чтобы это не допустить предлагалось обратиться в суд или к князю. Он будет отрабатывать долг, без процентов.

2. Почему князь и его законы защищали свободных людей? Учитель - Потому, что государству нужны были воины и налогоплательщики, а если они будут холопами, то пострадают и должники и государство.

Учитель - Благодаря этому правовому документу великому князю удалось на время восстановить единство и спокойствие государства.

(Слайд 7 карта, чем владел Мономах)

Посмотрим какие княжества оказались «под рукой» Мономаха.( показывает ученик учитель называет)

Учитель - обратите внимание на карту он контролировал Турово-Пинское, Киевское, Переяславское, Владимиро - Суздальские земли, Смоленщину, Волынь, Новгород.

Года правления Мономаха в Киеве (1113-1125) были мирными и спокойными. Он собирал съезды князей, где они на Евангелии присягали жить в мире между собой. Во всех крупных городах он посадил своих наместников и сыновей. Граница оберегалась объединенными войсками. Ремесла и торговля восстанавливались. Это отразилось и на международном авторитете Руси. Многие монархи Европы желали породниться с могущественным князем. Сам Мономах был женат на принцессе из англосаксонской династии Гите. Его родственные связи распространялись в Германии, Венгрии, Швеции, Норвегии, Дании, Византии. Именно из Византии ко двору Мономаха были доставлены дорогие дары среди которых была императорская парадная одежда, знаки императорской власти, в первую очередь - шапка Мономаха. К сожалению, сейчас в Москве в Оружейной плате хранится ее образец 16 века.

«Поучение к детям».

О Владимире Мономахе с полной уверенностью можно сказать, что он думал прежде всего о своей стране и народе.

Кроме того он прекрасно владел словом, обладал высоким литературным талантом. Спустя 1000 лет невозможно без волнения читать написанные им сочинения. И прежде всего «Поучение к детям». Оно адресовано княжеским детям, но в нем содержатся рекомендации по утверждению в жизни общечеловеческих ценностей, добродетелей которые актуальны и сегодня. Хотя написано в 12 веке.

Учитель - Как вы понимаете значение слова поучение? (Поучение - учить-ученый)

Обратите внимание, перед вами лежит выписка из «Поучения к детям» ( дети отвечают на вопросы). (Метод комментированное чтение)

-Мономах пишет: «Слава тебе, Человеколюбец!»

Учитель - Как вы понимаете Человеколюбец? ( Ответ - Князь призывает всех любить человека).

Он призывает: « Больного проведайте, человека не пропусти, не поздоровавшись, не сказав доброго слова».

Учитель - а в вы всегда приветствуете гостей в школе и дома…интересуетесь о здоровье больных одноклассников? Стоит об этом задуматься.

« При старших молчите, мудрых слушайте, старшим подчиняйтесь, без лукавства разговаривайте, больше думайте, а не словами сыпьте».

Учитель - как вы понимаете это выражение?

Хорошо, говорил Мономах, если человек владеет собой, не подчиняется желаниям, может ограничивать их.

Учитель - а в наше время, от каких желаний стоит отказываться?

«Научись глазами управлять, тело подчинять, язык удерживать, гнев сдерживать, думы чистые иметь, пробуждать себя на добрые дела». Мономах осуждает лень, он высоко ставит любовь к труду физическому, умственному.

«Не допускай лени в своем доме и на войне, избегайте пьянства и распутства, в которых гибнет и тело, и душа. Пускай не застает тебя солнце в постели».

Мономах завещал детям: «Что хорошего умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».

За высокую честь В. Мономах считал любовь к Отечеству. Смерть за родную землю признавалась почетной и славной.

Учитель - Ребята, а как вы понимаете слово Отечество? (это происхождение, как у вас есть отчество)

Поучение Владимира Мономаха стало одним из первых педагогических произведений средневековой Европы. В 1125 году умер Мономах на 73 году жизни в зените своего могущества и славы. Похоронен в церкви Святой Софии.

(Метод проект рассказывают дети)

Наш класс заинтересовался «Поучением», особенно его применимостью в современных условиях. Для достижения этой цели была создана экспертная группа, которая провела опрос в классе по следующим вопросам:

1.Здороваетесь ли вы с незнакомыми людьми?

2.Всегда ли вы интересуетесь состоянием здоровья заболевших одноклассников?

3.Всегда ли вы прислушиваетесь к советам старших?

4. Совершаете ли вы добрые поступки?

5. Помогаете ли вы родителям по дому?

6. Во сколько вы просыпаетесь?

Результаты освещены в презентации. По итогам проекта был разработан кодекс чести класса и разработана выписка из «Поучения Владимира Мономаха», экземпляр которой вы получите в подарок и дома с родителями еще раз перечитаете учение Мономаха.

Учитель -Слова Владимира Мономаха его заветы актуальны и сегодня.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель, - ( метод микрофона) Какие методы применял Владимир Мономах, чтобы вывести государство из кризиса и сплотить его? ( отвечают ученики. Усилил авторитет княжеской власти: создал сильное войско, писал законы в которых поддерживал простой народ, уменьшал налоги. Защитил народ от половцев, строил школы, писал книги. Имел поддержку церкви.

Эти методы не утратили актуальность и сегодня. К сожалению после смерти сына Мономаха Мстислава междоусобицы вновь начались и привели к феодальной раздробленности (т.е. Деления одного государства на отдельные части). Все это ослабило Русь пред лицом смертельной опасности, которым стало монгольское завоевание. Древнерусское государство стало щитом для европейских государств.

Учитель - (Метод работа по карточкам) Перед вами рабочий лист, подпишите свою фамилию, выполните задания на этом же листе, после проведите самопроверку. ( Слайд) Оцените свою работу: получилось, не получилось, почему не получилось.

Вложите в контурную карту и отложите на край стола.

Учитель: Сегодня на уроке мы исследовали древнерусское государство, деятельность князя Владимира Мономаха, изучили его методы выхода из кризиса, на какой- то период ему удалось восстановить свое государство. Он не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, он личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка. Так писал о Владимире Мономахе историк Соловьев С.М

Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие в Древнерусское государство. Перед вами лежат листики разных цветов и это не просто так. Если вы…..все поняли, то

- Я все понял!! (зеленая)

- Я ничего не понял (желтая)

6.Подведение итогов.

Учитель За сегодняшний урок оценки получают….Кроме этого всем будут выставлены оценки за работу с контурной картой и экспресс-контроль.

Откройте свои дневники, перепишите с доски домашнее задание

7.Домашнее задание. Запишите домашнее задание в дневники параграф 8, читать, пересказывать. Заполнить таблицу «термины даты». По желанию. Подготовить доклад по теме «Владимир Мономах - история имени».

Я рада, что с сегодняшнего урока вы уходите не только с хорошим настроением, но и с приобретенными знаниями.





Рабочий лист урока по теме: «Русь во времена правления Владимир Мономах»

При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается.

(Гай Саллюстий Крип)

Фамилия, имя _________________________________________________

Критерии оценивания: 9-10б. - «5», 7-8 б. - «4», 4-6 б. - «3», 0-3б. - «2»

Задание 1. Прочитайте отрывок из книги «Мир историка Б.А. Рыбакова о Владимире Мономахе, выполните задания и ответьте на вопросы (5б.)

Б. А. РЫБАКОВ О ВЛАДИМИРЕ МОНОМАХЕ

Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Народ сложил о нём многочисленные былины...«Шапка Мономаха» стала символом русского самодержавия, ею короновались все русские цари, вплоть до последнего Романова...

Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в своей политической борьбе использовать не только меч рыцаря, но и перо писателя.

Прозвание Мономах Владимир получил в связи с тем, что его мать - принцесса Мария - была дочерью Византийского императора Константина IX Мономаха. Женою Владимира была английская принцесса Гита, дочь короля Гаральда II.

Победоносные походы против половцев принесли Мономаху широкую славу хорошего организатора и блестящего полководца.

Владимир прочно держал всю Русь в своих руках, укрепил её внешний авторитет и внутренний порядок. Со смертью Мономаха закончился период единения Русского государства, в скором времени оно расслоилось на полтора десятка самостоятельных княжеств.

Подчеркните прямой чертой оценку историка Владимира Мономаха. (1б.)

Задание 2. Решите тест (5б.)

1.Укажите годы правления князя Владимира Мономаха

1) 980-1015 г. 2) 1019-1054 гг. 3) 1078-1093 гг. 4) 1113-1125 гг.

2.Что стало непосредственным следствием Любечского съезда князей?

1) кратковременное ограничение княжеских усобиц

2) перенос столицы из Киева во Владимир

3) военный поход на Византию

4) принятие нового общерусского свода законов

3.Что нового в законодательство вносил «Устав Владимира Мономаха»?

1) установление правила «божьего суда» для раскрытия преступлений

2) ограничение кровной мести

3) запрет обращения свободных людей в холопов за долги

4) наказания за преступления против княжеской собственности

4.В конце XI-XIII в. на русские земли совершали постоянные набеги племена

1) половцев 2) аваров 3) гуннов 4) печенегов

5.Чем характеризовалось правление Владимира Мономаха в Киеве?

1) опустошением русских земель в результате набегов половцев

2) временным восстановлением единства древнерусского государства

3) массовым обращением свободных людей в холопство

4) постоянными конфликтами князя с киевскими боярами из-за власти

Лист самооценки урока

Получилось

Не получилось

Почему не получилось

Моя оценка за урок: ________





Выписка «Поучение к детям» Владимира Мономаха.

  1. Слава тебе Человеколюбец!

  2. Больного проведайте, человека не пропусти, не поздоровавшись, не сказав доброго слова.

  3. При старших молчите, мудрых слушайте, старшим подчиняйтесь, без лукавства разговаривайте, больше думайте, а не словами сыпьте.

  4. Научитесь словами управлять, тело подчинять, язык удерживать. Гнев сдерживать, думы чистые иметь, пробуждать себя н добрые дела.

  5. Не допускай лени в своем доме и на войне, избегай пьянств и распутства, в которых гибнет и тело и душа. Пускай не застанет тебя солнце в постели.

  6. Что хорошего умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

  7. Великая честь защита Отечества.

Методы управления государством Владимир Мономах

  1. Усилил авторитет власти.

  2. Следил за исполнением законности и правопорядка.

  3. Создал сильное войско.

  4. Использовал передовую тактику борьбы с кочевниками и победил их.

  5. Уменьшил налоги, запретил из смердов за долги делать холопов, чем облегчил жизнь народу.

  6. Политика князя носила гуманный характер.

  7. Способствовал развитию образования, культуры.

  8. Расширял международные связи.

  9. Действовал при поддержке и одобрения православной церкви.

10.Был мир, спокойствие, уверенность в завтрашнем дне.







Карточки экспресс-контроля по теме Владимир Мономах.

№1. Дайте объяснение термину вотчина?

Какому событию соответствует дате 1097?

Карточка №2.

Дайте объяснение термину князь?

Какому событию соответствует дате 1097?

Карточка №3. Дайте объяснение термину наследование по старшинству?

Какому событию соответствует дате 1053?

Карточка №4. Дайте объяснение термину наследование от отца к сыну?

Какому событию соответствует дате 1054?

Карточка №5. Дайте объяснение термину междоусобицы?

Какому событию соответствует дата 1068?

Карточка №6. Дайте объяснение термину половцы?

Какому событию соответствует дата 1111?

Карточка №7. Дайте объяснение термину ростовщики?

Какому событию соответствует дате 1113?

Карточка №8. Дайте объяснение термину ссуда?

Какому событию соответствует дата 1125?

Карточка №9. Дайте объяснение термину смерды?

Какому событию соответствует дата 1053?

Дайте объяснение термину закупы?

Карточка №10. Какому событию соответствует дата 1054?

Дайте объяснение термину рядовичи?

Карточка №11. Какому событию соответствует дата 1068?

Дайте объяснение термину челядь?

Карточка №12.Какому событию соответствует дата 1111?

Дайте объяснение термину холопы?

Карточка №13. Какому событию соответствует дата 1113?

Дайте объяснение термину бояре?

Карточка №14. Какому событию соответствует дата 1113?

Дайте объяснение термину вотчина?

Карточка №15. Какому событию соответствует дата 1097?

Дайте объяснение термину феодальная раздробленность?

Карточка №16. Какому событию соответствует дата 1053?

Дайте объяснение термину великий князь?

Карточка №17. Какому событию соответствует дата 1054?

Дайте объяснение термину феодализм?

Карточка №18. Какому событию соответствует дата 1068?

Дайте объяснение термину междоусобицы?

Карточка №19. Какому событию соответствует дата 1111?

Дайте объяснение термину шлем, шит?

Карточка №20. Какому событию соответствует дата 1113?

Дайте объяснение термину половцы?

Карточка №21. Какому событию соответствует дата 1053?

Дайте объяснение термину смерды?

Карточка №22. Какому событию соответствует дата 1054?

Дайте объяснение термину дружина?

Карточка №23. Какому событию соответствует дата 1068?

Дайте объяснение термину закупы?

Карточка №24. Какому событию соответствует дата 1111?

Дайте объяснение термину рядовичи?

Карточка №25. Какому событию соответствует дата 1113?

Дайте объяснение термину челядь?

Карточка №26. Какому событию соответствует дата 1125?

Дайте объяснение термину холопы?

Карточка №27. Какому событию соответствует дата 1053?

Дайте объяснение термину бояре?

Карточка №28. Какому событию соответствует дата 1054?

Дайте объяснение термину вотчина?

Карточка №29. Какому событию соответствует дата 1111? Дайте объяснение термину междоусобицы?

Карточка № 30. Какому событию соответствует дата 1113? Дайте объяснение термину половцы?

Как вы думаете, какие человеческие качества старался воспитать князь в своих детях?

Против чего предостерегал?

Что сделал Владимир Мономах, чтобы остановить распад Древнерусского государства?

Чем заслужил Владимир Мономах почет и уважение среди современников?







Актуализация и коррекция?? Это вопросы, ответы на которые нужно вспомнить для восприятия нового материала. Спрашиваешь, направляешь, корректируешь. Вариантов много - от фронтального опроса до игр с картой, электронной викторины и тп

Слепи слайды воедино, соедини одной идеей - пусть повторят зарождение государства (когда, при ком, как звали князей по портретам коротко), потом расцвет ( Владимир, Ярослав, что общего -очень коротко!!!), потом раздробленность - карта, важнейшие княжества, почему это плохо) Поощряем, отмечаем ответы.

3. Мотивация учебной деятельности, обьявление темы и задач урока

Потом мотивация и обьявление новой темы типа Владимир Мономах был последним князем на киевском престоле, который сумел сохранить единство киевских земель. Но для этого ему понадобилось пройти долгий путь преодолевая……и тп. Тема нашего урока …

Проблему надо придумать, если она и вправду тебе нужна и написать сразу же, вернуться в конце урока при подведении итогов

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с выдающимся историческим деятелем, великим киевским князем Владимиром Мономахом. Ознакомимся с его методами выхода из кризиса (Какой кризис? Об этом нигде нет ни слова), обратим внимание ?? (будем анализировать) на документы 11-12 веков и картографический материал( работать с картой). Именно этот князь сплотил русские земли перед лицом внешней опасности. Это и является цель сегодняшнего урока. НЕЕЕЕТ

Учитель - Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату, тему и план. Тема сегодняшнего урока Владимир Мономах. (дата, тема в процессе постановки задач записываются, не выделяй отдельно время нужен ли план в тетради?)



Соединенные, одной идеей.

Учитель - Обратите внимание. На этой карте показаны территории которую контролировали князья в10 веке. Тут же изображены портреты первых правителей Руси.

Учитель - Почему Олега называют Вещий? Ольгу Святой?

А что вы помните о правлении Игоря и Святослава? ( Поощряем, отмечаем ответы)

1. Следил за исполнением законности и правопорядка.

2. Создал сильное войско.

3. Использовал передовую тактику борьбы с кочевниками и победил их.

4. Уменьшил налоги, запретил из смердов за долги делать холопов, чем облегчил жизнь трудового народа.

5. Политика князя носила гуманный характер.

6. Способствовал развитию образования и культуры.

7. Расширил международные связи.

8. Действовал при поддержке и одобрения православной церкви.

10. Наступил мир и спокойствие, уверенность в завтрашнем дне.



© 2010-2022