- Преподавателю
- История
- Урок истории на тему Природа и люди Древней Индии (5 класс)
Урок истории на тему Природа и люди Древней Индии (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокина Л.В. |
Дата | 17.04.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Природа и люди Древней Индии
(открытый урок в 5 классе )
Оборудование урока: карта, стенгазеты детей про Индию, книги Р.Киплинга и других авторов, копии картин Рериха, изображение древних индийских богов.
Проверка домашнего задания:
1 . Письменность в Древнем Двуречье.
а) линейное письмо;
б) иероглифы;
в) клинопись:
2.Вавилонский царь ,при котором были записаны первые законы:
а) Хаммурапи;
б) Соломон;
в) Гильгамеш.
3.Где был придуман первый алфавит ?
а) в Финикии;
б) в Нубии;
в) в Египте.
4.Как называется страна , где находились города Библ , Сидон , Тир :
а) Израиль;
б) Ассирия;
в) Финикия.
5.Древняя страна ,находившаяся между двумя реками Тигр и Евфрат :
а) Урарту.
б) Междуречье;
в) Индия.
6.Что изобрели финикийцы?
а) прозрачное стекло;
б) компас:
в) бумагу.
7.Столица Ассирийской державы, которую называли «Логовищем львов» и «Городом крови» :
а) Ниневия;
б)Библ;
в)Вавилон.
8.Где была написана книга ,от которой произошло слово «Библиотека»?
а) в Египте;
б) в Китае;
в) в Израиле.
Ребята, взяв в руки старый календарь ,на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна - родина шахмат родина арифметических чисел , которыми мы привычно пользуемся сегодня . Там живут слоны , есть непроходимый лес . А еще говорят ,что мальчик Маугли тоже жил в этой стране .Догадались ли вы, о какой стране идет речь ?
Ответ :Да, Индия .
Тема сегодняшнего урока : « Природа и люди Древней Индии»
Цель урока :
-
Познакомить учеников с географическим положением , природой и занятиями жителей Древней Индии .
-
Приобщить обучающихся к истокам истории и культуры Древней Индии .
-
Раскрыть значение древнеиндийских верований и литературы как одной из составных частей мировой культуры в развитии человечества.
Немало стран на свете есть,
Все - разные они,
И удивительных не счесть,
Но есть одна из них,
Загадками всегда полна,
В короне как рубин горя,
Большая древняя страна
Все - о тебе ! О, Индия !
И здесь раздаётся стук в дверь, входит режиссер.
- Здравствуйте, ребята ! Я - режиссер , меня зовут Анна . Я очень мечтаю снять фильм о Древней Индии .Я слышала ,что здесь учатся самые эрудированные ребята .Можете мне помочь ?
-Учитель : Уважаемый режиссер, мы рады вам помочь,
-Режиссер: Первая серия фильма будет называться «Страна за Гималаями»
Рассказ учителя о географическом положении Индии и дети сразу же заполняют контурные карты.
-Режиссер: Ой, как интересно! Но я не успеваю, прошу напомнить , как же называются самые большие реки в Индии ? На берегу какого океана находится Индия?
Ответы детей.
Молодцы ребята!
Переходим ко второй серии: «Таинственные джунгли»
-Учитель: Ребята, открываем словари, записываем: «Джунгли - труднопроходимые леса».
Рассказ учителя о джунглях, обратить внимание на стенгазету.
Физкультминутка:
Давайте прогуляемся по джунглям:
-
Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем несколько раз. Это - разминка для глаз.
-
Идем по тропинке (ходьба на месте ), вдруг нам встречается змея (ходьба на месте с высоко поднятой головой )
-
Увидели птиц слева справа (повороты головы)
-
Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягиваем шею вперед ,втягиваем воздух руками (подтягивания)
-
Шли мы по джунглями, вышли к поселку.
Появляется старик Хоттабыч
- Хоттабыч : Вот и я, ваш старый друг- старик Хоттабыч. Я знаю, что вы сегодня говорите про Индию. Я только что оттуда. Если бы вы только знали, какая удивительная это страна. Например : там на кустах растет белая шерсть .
-Режиссер: Ну , какой же ты выдумщик и врун , Хоттабыч.
-Хоттабыч : Не хочешь - не верь ! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов словно с овец и делают из нее красивые прочные ткани .Но самое необыкновенное даже не эта шерсть ,а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они вываривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах. А на вкус он слаще пчелиного меда. До свидания !
Рассказ учителя про сахарный тростник , хлопчатник
-Режиссер : А вот и третья серия : «Животные и боги»
Рассказ учителя о животных и богах (внимание на экран).
Рассказ ученика про Ганешу.
Ганеша - это индийский бог изобилия с головой слона . Он считается богом богатства .Внешний облик Ганеши может не понравится с первого взгляда. Голова животного и толстое тело как-то вместе не очень сочетаются. Но Ганеша является покровителем людей тонкого ума . Ганеша с четырьмя руками ,иногда с 8 и 16 .В трех руках он удерживает топор .Четвертая рука изображается в жесте «наделение дарами». Его небольшие глаза сияют словно драгоценные камни .Он восседает на крысе ,или же она его сопровождает .Согласно легенде ,когда-то крыса была демоном ,но Ганеша обуздал ее и сделал своим ездовым животным. Этот демон символизирует суетность и дерзость, таким образом, Ганеша покоряет лживую суетность, гордыню, эгоистичность и дерзость.
Учитель показывает фигурки древнеиндийских богов:
Хоттей-один из семи богов счастья, бог богатства, веселья и общения.
Лакшми - богиня счастья, изобилия, красоты.
Хрустальный лотос -считается,что от него произошли все индийские боги .
-Режиссер : четвёртая серия «Сказание о Раме»
(зачитать в учебнике стр .99 и спросить о чем это произведение )
-Учитель: «Рамаяна»- памятник древнеиндийской поэзии ,посвящен деянием Рамы, одного из любимых героев Индии . В Рамаяне есть все ,чему надлежит быть в эпосе : война, противостояние сил добра и зла ,герои и злодеи ,похищения ,прославления героев, атмосфера утонченой чувствительности ,внимание к природе .Во время праздников разыгрывались сценки из жизни Рамы, «Рамаяна» переведена на все новоиндийские языки .Вот какое это великое произведение,
-Режиссер : Последняя серия- «Вера в переселение душ»
Рассказ учителя о древнеиндийских верованиях.
-Режиссер :
Спасибо вам ,ребята . До свидания!
Учитель :А теперь открыли тетради ,вставим пропущенные слова в тексте.
1) Индия расположена на юге материка …(Азия)
2)Одним из главных богов был мудрый …(Ганеша ) с головой слона
3)Выращивали в Индии сахарный …(тростник )
Завершим урок моим стихотворением:
Ну что понравился тебе, дружок
Про Индию рассказ ?
О ней мы будем говорить
С тобой еще немало раз
И то, что ты сейчас увидел ,
Услышал, в книжке прочитал .
Вдруг в перспективе ты увидишь
Когда-нибудь тот Тадж-Махал?!
Страну, где Маугли по джунглям ,
Возможно , бегает сейчас ,
Слоны и тигры, змеи - кобры
О них читали вы не раз.
Как много здесь чудес волшебных
И неспроста сложилось так ,
Что к океану здесь стремятся
Великие и Инд и Ганг.
А как красивы Гималаи,
Живет здесь снежный человек.
Вершины никогда не тают
В картинах Рериха навек.
Как самый драгоценный камень,
Рубин в короне у царей,
Так Индия всегда сияет
Среди других не один день.
И каждый раз когда ты утром
Пьёшь перед школой чай индийский,
Невольно с Индией ты рядом,
С великой Индией ты близко.
И много лет ещё на свете
Всё в океан плыть будут реки,
И будет Индия, как сказка
Всегда для нас, для человека!
Домашнее задание § 20 учебника.