Урок истории на тему Природа и люди Древней Индии (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Природа и люди Древней Индии

(открытый урок в 5 классе )


Оборудование урока: карта, стенгазеты детей про Индию, книги Р.Киплинга и других авторов, копии картин Рериха, изображение древних индийских богов.

Проверка домашнего задания:

1 . Письменность в Древнем Двуречье.

а) линейное письмо;

б) иероглифы;

в) клинопись:

2.Вавилонский царь ,при котором были записаны первые законы:

а) Хаммурапи;

б) Соломон;

в) Гильгамеш.

3.Где был придуман первый алфавит ?

а) в Финикии;

б) в Нубии;

в) в Египте.

4.Как называется страна , где находились города Библ , Сидон , Тир :

а) Израиль;

б) Ассирия;

в) Финикия.

5.Древняя страна ,находившаяся между двумя реками Тигр и Евфрат :

а) Урарту.

б) Междуречье;

в) Индия.

6.Что изобрели финикийцы?

а) прозрачное стекло;

б) компас:

в) бумагу.

7.Столица Ассирийской державы, которую называли «Логовищем львов» и «Городом крови» :

а) Ниневия;

б)Библ;

в)Вавилон.

8.Где была написана книга ,от которой произошло слово «Библиотека»?

а) в Египте;

б) в Китае;

в) в Израиле.

Ребята, взяв в руки старый календарь ,на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна - родина шахмат родина арифметических чисел , которыми мы привычно пользуемся сегодня . Там живут слоны , есть непроходимый лес . А еще говорят ,что мальчик Маугли тоже жил в этой стране .Догадались ли вы, о какой стране идет речь ?

Ответ :Да, Индия .

Тема сегодняшнего урока : « Природа и люди Древней Индии»

Цель урока :

  1. Познакомить учеников с географическим положением , природой и занятиями жителей Древней Индии .

  2. Приобщить обучающихся к истокам истории и культуры Древней Индии .

  3. Раскрыть значение древнеиндийских верований и литературы как одной из составных частей мировой культуры в развитии человечества.

Немало стран на свете есть,

Все - разные они,

И удивительных не счесть,

Но есть одна из них,

Загадками всегда полна,

В короне как рубин горя,

Большая древняя страна

Все - о тебе ! О, Индия !

И здесь раздаётся стук в дверь, входит режиссер.

- Здравствуйте, ребята ! Я - режиссер , меня зовут Анна . Я очень мечтаю снять фильм о Древней Индии .Я слышала ,что здесь учатся самые эрудированные ребята .Можете мне помочь ?

-Учитель : Уважаемый режиссер, мы рады вам помочь,

-Режиссер: Первая серия фильма будет называться «Страна за Гималаями»

Рассказ учителя о географическом положении Индии и дети сразу же заполняют контурные карты.

-Режиссер: Ой, как интересно! Но я не успеваю, прошу напомнить , как же называются самые большие реки в Индии ? На берегу какого океана находится Индия?

Ответы детей.

Молодцы ребята!

Переходим ко второй серии: «Таинственные джунгли»

-Учитель: Ребята, открываем словари, записываем: «Джунгли - труднопроходимые леса».

Рассказ учителя о джунглях, обратить внимание на стенгазету.

Физкультминутка:

Давайте прогуляемся по джунглям:

  1. Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем несколько раз. Это - разминка для глаз.

  2. Идем по тропинке (ходьба на месте ), вдруг нам встречается змея (ходьба на месте с высоко поднятой головой )

  3. Увидели птиц слева справа (повороты головы)

  4. Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягиваем шею вперед ,втягиваем воздух руками (подтягивания)

  5. Шли мы по джунглями, вышли к поселку.

Появляется старик Хоттабыч

- Хоттабыч : Вот и я, ваш старый друг- старик Хоттабыч. Я знаю, что вы сегодня говорите про Индию. Я только что оттуда. Если бы вы только знали, какая удивительная это страна. Например : там на кустах растет белая шерсть .

-Режиссер: Ну , какой же ты выдумщик и врун , Хоттабыч.

-Хоттабыч : Не хочешь - не верь ! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов словно с овец и делают из нее красивые прочные ткани .Но самое необыкновенное даже не эта шерсть ,а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они вываривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах. А на вкус он слаще пчелиного меда. До свидания !

Рассказ учителя про сахарный тростник , хлопчатник

-Режиссер : А вот и третья серия : «Животные и боги»

Рассказ учителя о животных и богах (внимание на экран).

Рассказ ученика про Ганешу.

Ганеша - это индийский бог изобилия с головой слона . Он считается богом богатства .Внешний облик Ганеши может не понравится с первого взгляда. Голова животного и толстое тело как-то вместе не очень сочетаются. Но Ганеша является покровителем людей тонкого ума . Ганеша с четырьмя руками ,иногда с 8 и 16 .В трех руках он удерживает топор .Четвертая рука изображается в жесте «наделение дарами». Его небольшие глаза сияют словно драгоценные камни .Он восседает на крысе ,или же она его сопровождает .Согласно легенде ,когда-то крыса была демоном ,но Ганеша обуздал ее и сделал своим ездовым животным. Этот демон символизирует суетность и дерзость, таким образом, Ганеша покоряет лживую суетность, гордыню, эгоистичность и дерзость.

Учитель показывает фигурки древнеиндийских богов:

Хоттей-один из семи богов счастья, бог богатства, веселья и общения.

Лакшми - богиня счастья, изобилия, красоты.

Хрустальный лотос -считается,что от него произошли все индийские боги .

-Режиссер : четвёртая серия «Сказание о Раме»

(зачитать в учебнике стр .99 и спросить о чем это произведение )

-Учитель: «Рамаяна»- памятник древнеиндийской поэзии ,посвящен деянием Рамы, одного из любимых героев Индии . В Рамаяне есть все ,чему надлежит быть в эпосе : война, противостояние сил добра и зла ,герои и злодеи ,похищения ,прославления героев, атмосфера утонченой чувствительности ,внимание к природе .Во время праздников разыгрывались сценки из жизни Рамы, «Рамаяна» переведена на все новоиндийские языки .Вот какое это великое произведение,

-Режиссер : Последняя серия- «Вера в переселение душ»

Рассказ учителя о древнеиндийских верованиях.

-Режиссер :

Спасибо вам ,ребята . До свидания!

Учитель :А теперь открыли тетради ,вставим пропущенные слова в тексте.

1) Индия расположена на юге материка …(Азия)

2)Одним из главных богов был мудрый …(Ганеша ) с головой слона

3)Выращивали в Индии сахарный …(тростник )

Завершим урок моим стихотворением:

Ну что понравился тебе, дружок

Про Индию рассказ ?

О ней мы будем говорить

С тобой еще немало раз

И то, что ты сейчас увидел ,

Услышал, в книжке прочитал .

Вдруг в перспективе ты увидишь

Когда-нибудь тот Тадж-Махал?!

Страну, где Маугли по джунглям ,

Возможно , бегает сейчас ,

Слоны и тигры, змеи - кобры

О них читали вы не раз.

Как много здесь чудес волшебных

И неспроста сложилось так ,

Что к океану здесь стремятся

Великие и Инд и Ганг.

А как красивы Гималаи,

Живет здесь снежный человек.

Вершины никогда не тают

В картинах Рериха навек.

Как самый драгоценный камень,

Рубин в короне у царей,

Так Индия всегда сияет

Среди других не один день.

И каждый раз когда ты утром

Пьёшь перед школой чай индийский,

Невольно с Индией ты рядом,

С великой Индией ты близко.

И много лет ещё на свете

Всё в океан плыть будут реки,

И будет Индия, как сказка

Всегда для нас, для человека!

Домашнее задание § 20 учебника.



© 2010-2022