Статья Деятельностный аспект современного урока

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья, выполненная учителем истории и обществознания высшей категории

МБОУ СОШ № 13 г. Ноябрьска, Сазоновой Валентиной Владимировной

Деятельностный аспект современного урока.

В реализации стандартов нового поколения важнейшими показателями эффективности учебного процесса являются сформированность универсальных учебных действий (УУД) и деятельностный подход в обучении.

Современный урок, исходя из требований стандартов нового поколения, должен быть направлен, прежде всего, на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы выходят на первый план по сравнению с предметными. Такой подход нисколько не умоляет значение предметного знания, а ставит акцент на способах использования этих знаний, приобретение опыта решения проблем на основе полученного знания, на развитие самостоятельных учебных действий.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться [3].

Таким образом, задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться, то есть превратить ученика в субъекта учебного процесса. Субъектом, в обществоведческой науке называют того, кто осуществляет деятельность, кто обладает активностью, направленной на объект. А системно-деятельностный подход, заложенный в основе новых стандартов, как раз и предполагает включение обучающихся в активную познавательную деятельность. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

В свою очередь освоение универсальными учебными действиями, как обобщёнными действиями, открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности [1].

Смысл системно-деятельностного подхода, заложенного в основе стандартов нового поколения, заключатся в следующих положениях: 1) системообразующим элементом системы основного образования является цель - личностные, метапредметные и предметные результаты образования. 2) Условием достижения цели является включение обучающихся в деятельность[2].

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

В системно-деятельностном подходе ученик выступает как деятель образовательного процесса, а учитель становится организатором и управленцем этого процесса.

Учитель должен уйти от доминирующей роли на уроке и организовать активную самостоятельную деятельность учащихся по поиску, переработке и усвоению информации; по постановке учебной задачи; по обобщению способов действия и т.д. Иными словами учитель должен организовать субъектную деятельность ученика.

На своих уроках я использую так называемые «маршрутные листы», которые помогают мне включить учащихся в самостоятельную активную познавательную деятельность и реализовывать деятельностный подход в обучении. Ниже приводятся примеры таких «маршрутных листов».

Такие маршрутные листы разработаны мною по всем темам курса всеобщей истории и истории России с 5 по 9 класс общеобразовательной школы. Такая организация деятельности учащихся помогает мне в реализации стандартов нового поколения и повышении эффективности учебного процесса.

























Приложение

Всеобщая история. 6 класс

Тема: Средневековая деревня и её обитатели.

Вопрос №1. Господская земля крестьянские наделы.

1. Откройте учебник с.86 прочитайте вступление перед § 11, ответьте на вопросы и выполните задания: какой общественный строй установился в Европе к середине IX в.?

2. К каким векам относится время расцвета средневекового общества?

3. Кому принадлежала власть в средневековом обществе?

4. Кто составлял подавляющее большинство населения?

5. Кто стоял во главе государства?

6. Прочитайте на с. 87 п.1 и ответьте на вопросы: какое правило действовало в Средние века?

7. Кому в IX - X вв. в Западной Европе принадлежала вся земля?

8. Что такое феодальная вотчина?

9. Что находилось в центре вотчины?

10. На какие части делилась земля в феодальной вотчине?

Вопрос №2. Феодал и зависимые крестьяне.

1. Откройте учебник с.87 прочитайте п.2, ответьте на вопросы и выполните задания: что такое повинности?

2. За что зависимые крестьяне должны были выполнять повинности?

3. Составьте схему


4. Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вам известны и в чём их отличие?

Вопрос №3. Крестьянская община.

1. Откройте учебник с.89 прочитайте п.3, ответьте на вопросы и выполните задания: в какие коллективы объединялись крестьяне в средние века?

2. Кто такие крестьяне? (Воспользуйтесь словарём на с.282).

3. Объясните значение слов: А) пашня - …………Б) чересполосица - ……В) угодья - ……

4. Что заставляло крестьян объединяться в общины?

Вопрос №4. Как жили крестьяне.

1. Откройте учебник с.90 прочитайте п.4 и запишите в тетрадь вывод о том, как жили крестьяне.

Вопрос №5. Труд крестьян.

1. Откройте учебник с.91 прочитайте п.5 и составьте план, озаглавив каждый абзац этого пункта.

Вопрос №6. Натуральное хозяйство.

1. Откройте учебник с.92 прочитайте п.6, ответьте на вопросы: что такое натуральное хозяйство?

2. Почему в то время было неизбежно господство натурального хозяйства?


История России. 6 класс

Тема: Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

Вопрос № 1. Иван III (1462-1505). Начало борьбы с Новгородом.

1. Откройте учебник с.176 прочитайте п.1 и выполните задания, заполните пропуски: Самым могущественным на Руси к середине XV в. был ………………….

2. Сохраняли независимость: …………………….

3. В состав Великого княжества Литовского входили: ………………

4. Запишите в тетрадь схему: Дмитрий Донской (13.. - 13..)


Василий I (13.. - 14 ..)


Василий II Тёмный (14 .. - 14..)


Иван III Васильевич (14.. - 15..)


Василий III Иванович (15.. - 15 ..)

5. Выпишите характеристику князя Ивана III: ………….Рассмотрите портрет на с.176.

6. Заполните схему: Две группировки в Новгородском боярстве

7. В 1471г. - Новгород заключил договор с……………

8. В июле 1471г. - …………..

9. Условия договора Москвы с Новгородом:1)…2)……3)…

Вопрос № 2. Присоединение Новгорода к Москве.

1. Откройте учебник с.177 прочитайте п.2 и ответьте на вопрос: что произошло в январе 1478 г.? (Укажите не менее 4-х составляющих: 1), 2), 3), 4))

Вопрос № 3. Ликвидация ордынского владычества.

1. Откройте учебник с.179 прочитайте п.3 и ответьте на вопрос: Как произошло свержение ордынского ига? (Ответ запишите в виде плана).

Вопрос № 4. Присоединение Твери.

1. Откройте учебник с.181 прочитайте п.4 и ответьте на вопрос: Как произошло присоединение Твери?

Вопрос № 5. Завершение объединения русских земель.

1. Откройте учебник с.183 прочитайте п.5 и заполните пропуски: В 90-х гг. XV в. князья западно - русских земель …………………..

2. В 1503 г. - заключено перемирие между …………., по которому Великий князь литовский …………………..

3. Поработайте с картой на с. 182 - Как обозначены земли, отошедшие к Российскому государству после войны с Литвой.

4. Составьте таблицу о присоединении территорий к Московскому княжеству при Василии III Ивановиче. Самостоятельно придумайте названия столбиков таблицы.

5. Выпишите вывод на с.183 в тетрадь.

История России. 7 класс

Тема: Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. §1

Вопрос №1. Внутренняя политика Бориса Годунова.

1. Откройте учебник с.5 прочитайте п.1 и заполните пропуски:

1359-1389 -Дмитрий Донской

13…-1425 - Василий I

1425-1462- Василий II Темный

14….-1505 - Иван III

1505-1533- Василий III

15…..-15…..- Иван IV Грозный (с 1547 - первый русский царь)

1584-1598- Федор Иванович

15… - 1605 - Борис Годунов

2. Кто и почему фактически управлял государством от имени Фёдора Ивановича?

3. Какие задачи должно было решить правительство Бориса Годунова?

4. Какова была внутренняя политика Бориса Годунова, закончи предложения:

А) Указ о «заповедных летах» - …………………..

Б) 1597г. - …………………

В) Широко развернулось …………..

Г) Послал ……………

Д) Намеревался открыть …………..

Е) Успешно развивалось …………

Ж) В 1589г. - …………… Первым патриархом Московским и всея Руси был ………….


Вопрос №2. Внешняя политика Бориса Годунова.

1. Откройте учебник с.7 прочитайте п.2 и заполните таблицу:

Вопрос №3. Пресечение династии московских правителей.

1. Откройте учебник с.7 прочитайте п.3 и заполните пропуски: 15 мая 1591г. - ………….

2. Как вы думаете, был ли причастен Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия?

3. 6 января 1598г. - ……………….

Вопрос №4. Царь Борис.

1. Откройте учебник с.8 прочитайте п.4 и заполните пропуски:

февраль 1598г. - Земский собор избрал царём …………..

2. Дайте характеристику нового царя по плану:

а) образование, б) обращение, в) привычки.

3. Каковы были первые действия избранного царя?

Вопрос №5. Экономические трудности. Народные выступления.

1. Откройте учебник с.9 прочитайте п.5 и заполните пропуски: 1601-1603гг. - ………….

2. Страну охватил…………

3. Царь распорядился ………….. и ……………

4. С осени 1601г. - ………………

5. Отряд под предводительством …………. действовал недалеко от …………….

6. Осенью 1603г. - ……………..

7. Царь Борис восстановил …………. и отменил ……………..

8. Но недовольство новым царём ………………..

Вопрос №6. Самозванец.

1. Откройте учебник с.10 прочитайте п.6 и заполните пропуски: 1601г. - …………….

2. Это был …………….

3. 1604г. - …………..

4. Апрель 1605г. - …………….

5. 1 июня 1605г. - ……………

6. Выпишите вывод в тетрадь.

Литература.

  1. Агибалова Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс 6 учеб. для общеобразоват. организаций / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. - 2-е изд. - М. Просвещение, 2013. - 288 с.

  2. Данилов А.А. История России: С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

  3. Данилов А.А. История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2015.

  4. Пашкевич, А. В. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы: монография / А. В. Пашкевич. - Волгоград : Учитель, 2014, с. 53.

  5. Ривкин, Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии / Е. Ю. Ривкин. - Волгоград : Учитель, 2014, с.5 - 6

  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011.

© 2010-2022