Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс

Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе авторской программы «История Древнего мира» 5 класс, А.А. Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой / Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы» -6-е издание, Москва, «Просвещение», 2008 г.

Структура рабочей программы

- Титульный лист.

- Разделы рабочей программы:

Раздел I. Пояснительная записка

Раздел II. Учебно-тематический план

Раздел III. Содержание учебного курса

Раздел IV. Тематический поурочный план

Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся

Раздел VI. Нормы оценивания обучающихся

Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы

- Лист внесения изменений

Специфика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории».

В курсе «Истории Древнего мира» происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизации древности, их наименование и определение сущности являются спорными и неустановленными). Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием являлась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - даётся представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем отличается древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Цели и задачи

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

В цели курса «История Древнего мира» входит:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

- раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;

- формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс дает возможность вести работу по формированию у обучающихся:

- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

- умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя свойства и различия;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умения спорить и отстаивать свои взгляды;

- умения анализировать исторический источник;

- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периодам до Рождества Христова, выявлять синхронность событий и явлений;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Содержание учебно-методического комплекта


Программа (авторская)

Авторская программа «История Древнего мира» 5 класс, А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая / Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы» -6-е издание, Москва, «Просвещение», 2008 г.

Учебник

История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая - М.: Просвещение, 2009


Место предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Раздел II. Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

1

Введение

2

2

Жизнь первобытных людей

5

3

Повторение

1

4

Древний Восток

18

5

Повторение

2

6

Древняя Греция

20

7

Повторение

1

8

Древний Рим

17

9

Итоговое повторение

4

10

Всего часов

70



Раздел III. Содержание учебного курса


Введение (2 ч)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей Эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век» (столетие), «тысячелетие».

Раздел I. Жизнь первобытных людей (5 +1 ч)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 2 . Первобытные земледельцы и скотоводы(2 ч)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла - гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Повторение (1 ч)

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Раздел II. Древний Восток (18+2 ч)

Тема 1. Древний Египет (7 ч)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.

Держава Тутмоса III.

Города - Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс, Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», скульптурный портрет», роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Повторение (1 ч)

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)

Двуреье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв, отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше. Города Финикии - Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания ( о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид. Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилона, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властю Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость - в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение (1 ч)

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Раздел III. Древняя Греция (20+1 ч)

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков).Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя - военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко - персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг спартанцев во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афин: граждане, переселенцы, рабы.

Город Афины. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы. Фидий и его творения.

Образование афинян. Рабы - педагоги. Начальная школа. Палестра. Гимнасии. Аристотель, Антифонт, Сократ.

Театр. Трагедии и комедии.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот, их функции. Перикл во главе Афин.

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3 ч)

Ослабление полисов Греции. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Приход к власти Александра. Поход его на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека.

Повторение (1 ч)

Вклад эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока и в Афинах.

Раздел IV. Древний Рим (17 ч)

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

Местоположение и природные особенности Италии. Реки Тибр, По. Население - латины, этруски, самниты, греки.

Легенда об основании Рима. Почитание богов - Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим - город на семи холмах. Управление в Риме. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «сенат», ,плебеи».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Организация войска. Понятие «легион».

Тема 2.Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

Карфаген - Крупное государство в Средиземноморья.. Первые победы над Кафагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом. Господство Рима в Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф» и «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Гладиаторские игры. Понятия «амфитеатр». «гладиатор».

Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон братьев Гракхов.

Крупнейшее восстание рабов. Победы Спартака. Поражение восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Социальная политика Цезаря и его опора. Убийство Цезаря. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций.

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон.

Возникновение христианства. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде, Царстве Божьем.

Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Последние завоевания римлян. Строительство. Повседневная жизнь. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка.

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 ч)

Вторжение варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Падение Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенос столицы на Восток.

Разделение Римской империи на два государства. Восстания в провинциях. Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен - вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение (2+2 ч.)

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к Родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.






Раздел IV. Тематический поурочный план


урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

1

2

3

4

Введение (2 ч)

1

Введение в историю Древнего мира

Работа с текстом учебника, в тетради. Тестовое задание.

Уметь объяснить смысл терминов урока. Знать, почему изучают историю.

2

Счет лет в истории

Творческое задание

Фронтальный опрос.

Уметь объяснить смысл терминов урока. Определять век и вести подсчет исторического времени. Устанавливать последовательность счета на ленте времени.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (5+1 ч)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

3

Древнейшие люди

Работа с текстом учебника, в тетради. Тестовое задание.

Знать о расселении древнейшего человека. Уметь описать внешний портрет древнейшего человека.

4

Родовые общины охотников и собирателей

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради.

Уметь объяснить, чем занимается, какими орудиями труда пользовался охотник и собиратель.

5

Возникновение искусства и религиозных верований

Тестовое задание. Работа с текстом учебника, в тетради.

Уметь объяснить причину появление верований, религии. Рассказать о возникновении первобытного искусства

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2+ 1ч)

6

Возникновение земледелия и скотоводства

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и уметь описывать условия труда и образа жизни земледельцев и скотоводов.

7

Появление неравенства и знати

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради.

Уметь сравнить родовую и соседскую общину

8

Повторение

Индивидуальная работа по карточкам.

Творческое задание

Знать и уметь рассказать о расселении древнейшего человека. Описать внешний портрет древнейшего человека. Описывать условия и образа земледельцев и скотоводства. Сравнить родовую и соседскую общину

Раздел 2. Древний Восток (18+2 ч)

Тема 1. Древний Египет (7+1 ч)

9

Государство на берегах Нила

Работа с текстом учебника, в тетради. Тестовое задание. Работа с картой.

Уметь объяснить смысл терминов, показывать на карте положение Древнего Египта

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Работа с текстом учебника, в тетради. Фронтальный опрос.

Уметь объяснить назначение предметов быта и труда. Описать основные занятия египтян и условия жизни.

11

Жизнь египетского вельможи

Тестовое задание. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать характерные черты политического строя. Уметь выделять основные черты, присущие группам населения.

12

Военные походы фараонов.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради. Работа с картой.

Знать одну из важнейших функций древневосточного государства - ограбление соседних народов - и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население.

13

Религия древних египтян.

Работа с текстом учебника, в тетради. Тестовое задание.

Знать и уметь объяснить назначение пирамид, храмов.

14

Искусство древнего Египта.

Творческое задание. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и уметь объяснить назначение пирамид, храмов, статуй, гробниц

15

Письменность и знания древних египтян.

Работа с текстом учебника, в тетради. Фронтальный опрос.

Знать и уметь объяснить назначение грамотности и образования

16

Повторение

Индивидуальная работа по карточкам

Знать и уметь объяснить смысл терминов, показывать на карте положение Древнего Египта. Описать основные занятия египтян и условия жизни.

Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)

17

Древнее Двуречье.

Работа с текстом учебника, в тетради. Тестовое задание. Работа с картой.

Уметь показывать на карте государство, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и уметь объяснить цели, мотивы, результаты законов Хаммурапи

19

Финикийские мореплаватели.

Тестовое задание. Работа с текстом учебника, в тетради. Работа с картой.

Знать и уметь показывать расположение на карте Древневосточные государства

20

Библейские сказания.

Работа с текстом учебника, в тетради. Фронтальный опрос.

Знать историю древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии

21

Древнееврейское царство.

Работа с текстом учебника, в тетради. Тестовое задание. Работа с картой.

Знать и уметь показывать расположение на карте Древневосточные государства

22

Ассирийская держава.

Работа с текстом учебника, в тетради. Фронтальный опрос. Работа с картой.

Знать и уметь показывать расположение на карте Древневосточные государства

23

Персидская держава «царя царей».

Работа с текстом учебника, в тетради. Творческое задание. Работа с картой.

Знать и уметь показывать передвижения войск по карте, уметь работать с историческими документами

Тема 3. Индия и Китай в древности (4+1 ч)

24

Природа и люди Древней Индии.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради. Работа с картой.

Знать хронологические рамки существования Древней Индии, показывать государство на карте

25

Индийские касты.

Тестовое задание. Работа с текстом учебника, в тетради.

Уметь описывать условия и образ жизни индийцев

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради. Работа с картой.

Знать особенности существования государства, показывать по карте, описывать природные условия

27

Первый властелин единого Китая.

Работа с текстом учебника, в тетради. Тестовое задание.

Знать особенности существования государства, показывать по карте, описывать природные условия

28

Повторение.

Индивидуальная работа по карточкам. Работа с картой.

Творческое задание

Знать хронологические рамки существования государств, сравнивать природные условия, занятия жителей, образ жизни.

Раздел 3. Древняя Греция (20+1 ч)

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)

29

Греки и критяне.

Работа с текстом учебника, в тетради. Фронтальный опрос.

Знать и уметь рассказывать о природных условиях, влиянии природы на занятия людей и их жизнь

30

Микены и Троя.

Тестовое задание. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать мифы Древней Эллады, уметь объяснять их значение для изучения истории

31

Поэма Гомера «Илиада».

Работа с текстом учебника, в тетради. Фронтальный опрос.

Знать и уметь объяснить как в мифах Древней Греции рассказывалось об истории общества, о греческих богах. Объяснять появление Троянского царства. Излагать миф о причинах Троянской войны.

32

Поэма Гомера «Одиссея».

Творческое задание. Работа с текстом учебника, в тетради.

33

Религия древних греков.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и уметь рассказывать о религии древних греков

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Работа с текстом учебника, в тетради. Фронтальный опрос.

Уметь объяснить, как образовались греческие полисы, Объяснить причину деления полисов по роду занятий

35

Зарождение демократии в Афинах.

Работа с текстом учебника, в тетради. Тестовое задание.

Уметь характеризовать политическую власть в Афинах в 6-7 в до н.э. Раскрыть суть реформ Солона, показывать изменения, произошедшие в результате реформ

36

Древняя Спарта.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и уметь рассказывать о Спарте. Характеризовать её государственное устройство.

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Индивидуальная работа по карточкам. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и уметь раскрывать причины колонизации.

38

Олимпийские игры в древности.

Работа с текстом учебника, в тетради. Творческое задание

Знать и уметь рассказывать о характере игр, перечислять основные виды игр, называть Периодичность.

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать причины греко - персидских войн

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

Работа с текстом учебника, в тетради. Тестовое задание.

Знать и уметь рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч)

41

В гаванях афинского порта Пирей.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать различия в жизни населения Афинского полиса: граждан, рабов, переселенцев

42

В городе богини Афины.

Творческое задание. Работа с текстом учебника, в тетради.

Уметь описывать город Афины

43

В афинских школах и гимнасиях.

Работа с текстом учебника, в тетради. Тестовое задание.

Уметь описывать и выявлять особенности обучения в афинских школах

44

В театре Диониса.

Индивидуальная работа по карточкам. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и уметь рассказать о театре, отличие комедии от трагедии в Греции

45

Афинская демократия при Перикле.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и уметь характеризовать и выявлять черты, присущие афинской демократии

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э.(3+1 ч)

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

Работа с текстом учебника, в тетради. Тестовое задание.

Уметь объяснять причины возникновения македонского царства.

47

Поход Александра Македонского на Восток.

Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и уметь характеризовать внутреннюю жизнь Македонии, описывать состояние македонской армии.

48

В Александрии

Египетской.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и уметь рассказывать об Александрии Египетской

49

Повторение

Индивидуальная работа по карточкам

Знать и уметь объяснять причины возникновения македонского царства. Характеризовать внутреннюю жизнь Македонии, описывать состояние македонской армии.

Раздел 4. Древний Рим (17 ч)

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

50

Древнейший Рим.

Работа с текстом учебника, в тетради. Фронтальный опрос.

Знать дату основания Рима и превращение его в крупный город

51

Завоевание Римом Италии.

Работа с текстом учебника, в тетради. Тестовое задание.

Уметь доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер.

52

Устройство Римской республики.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради.

Уметь объяснять причину разделения населения на патрициев и плебеев

Тема 2. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч).

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

Тестовое задание. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и называть причины, основные события, итоги войны

54

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

Работа с текстом учебника, в тетради. Фронтальный опрос.

Знать и уметь рассказывать о Римских завоеваниях

55

Рабство в Древнем Риме.

Тестовое задание. Работа с текстом учебника, в тетради.

Уметь объяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация.

Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч)

56

Земельный закон братьев Гракхов.

Работа с текстом учебника, в тетради. Фронтальный опрос.

Знать и уметь называть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия.

57

Восстание Спартака.

Творческое задание. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и уметь называть причины, основные события, итоги восстания. Анализировать изучаемое событие

58

Единовластие Цезаря.

Работа с текстом учебника, в тетради. Фронтальный опрос.

Знать о диктатуре Цезаря. Уметь работать с исторической картой

59

Установление империи.

Индивидуальная работа по карточкам. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и уметь давать характеристику римским императорам

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч).

60

Соседи Римской Империи.

Тестовое задание. Работа с текстом учебника, в тетради.

Уметь описывать жизнь соседей Римской империи

61

В Риме при императоре Нероне.

Работа с текстом учебника, в тетради. Фронтальный опрос.

Уметь доказать постулат, что неограниченная власть портит правителя государства.

62

Первые Христиане и их учение.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и уметь рассказывать о зарождении христианства

63

Расцвет империи во 2 веке.

Работа с текстом учебника, в тетради. Творческое задание

Уметь давать характеристику императору Траяну

64

«Вечный город» и его жители.

Работа с текстом учебника, в тетради. Индивидуальная работа по карточкам

Творческое задание

Уметь рассказывать о труде и досуге римлян. Описывать основные архитектурные сооружение и скульптурные памятники

Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 ч)

65

Римская империя при Константине.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, в тетради.

Знать и уметь давать характеристику римскому императору Константину, изменениям, которые произошли в Риме во время его правления

66

Взятие Рима варварами.

Тестовое задание. Работа с текстом учебника, в тетради.

Уметь объяснять причины распада Римской империи на западную и восточную

67-70

Итоговое повторение.

Работа с текстом учебника, в тетради. Индивидуальная работа по карточкам. Работа с картой.

Фронтальный опрос.

Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса «История Древнего мира»


Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения истории ученик должен знать/понимать

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

уметь

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся

Оценка устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка самостоятельных и письменных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии и нормы оценки выполнения тестовых заданий

Число заданий в тесте

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

5

3 и менее

3

4

5

6

3 и менее

3

5

6

7

4 и менее

5

6

7

8

5 и менее

6

7

8

9

5 и менее

6

7, 8

9

10

6 и менее

7

8

9, 10

11

6 и менее

7, 8

9

10, 11

12

7 и менее

8

9, 10

11, 12

13

8 и менее

9, 10

11, 12

13

14

9 и менее

10, 11

12, 13

14

15-16

9 и менее

10

11, 12, 13

14, 15, 16

18

11 и менее

12, 13

14, 15, 16

17, 18

24

15 и менее

16, 17, 18

19, 20, 21

22, 23, 24

30

19 и менее

20, 21, 22, 23

24, 25, 26, 27

28, 29, 30

- за выполнение тестовых заданий на 85-100 % ставится оценка «5»

- за выполнение тестовых заданий на 75-84 % ставится оценка «4»

- за выполнение тестовых заданий на 66-74 % ставится оценка «3»

- за выполнение тестовых заданий менее 66 % ставится оценка «2»

Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы

1. Авторская программа «История Древнего мира» 5 класс, А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая / Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы» -6-е издание, Москва, «Просвещение», 2008 г.

2. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая - М.: Просвещение, 2009

3. Атлас История Древнего мира с комплектом контурных карт - Омск, Роскартография, 2007





ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ


№ п/п

Внесенные изменения

число


1

В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вместо 68 часов в год, предусмотренных авторской программой, запланировано 70 часов (35 учебных недель, 2 часа в неделю). 2 часа добавлены на итоговое повторение курса «Истории Древнего мира».

10.08.2013

































































Муниципальное казённое образовательное учреждение Черемшанская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Павлова Тюменцевского района Алтайского края

Рассмотрено

на заседании МО Протокол № 1 от 12.08.2013 г Руководитель________ / Е.А.Адышева/

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

_________/М.П.Гартман/

14.08.2013 г

Утверждаю

Приказ № 32 от 14.08.2013г

Директор школы

__________/Г.И.Лучкина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории для 5 класса

основного общего образования

на 2013/2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе:

1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

2.Примерной программы основного общего образования по истории, Москва, 2004

3.Авторской программы «История Древнего мира» 5 класс, А.А. Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой /Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы» -6-е издание, Москва, «Просвещение», 2008 г.

Составитель программы: Логиновская Татьяна Павловна,

учитель истории, высшая

квалификационная категория





2013 г.

© 2010-2022