Технологическая карта урока истории Олигархическая Спарта (5 класс)

Данная работа представляет технологическую карту урока истории в 5 классе. Материал предназначен как для учителей истории, так и для учителей-предметников в качестве модели для разработки индивидуального документа педагога, в котором определяются наиболее оптимальные и эффективные механизмы организации образовательного процесса с целью получения результатов, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Представленный опыт работы может помочь при подгот...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»








ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ


«Олигархическая Спарта»


5 класс






Составитель:


Бурлакова Екатерина Владимировна,

учитель истории МКОУ «Александровская СОШ»





с.Александровское


2016г.


Технологическая карта изучения темы


Базовый учебник

Уколова В.И. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для образоват. учреждений/ В.И.Уколова, Л.П.Маринович; под ред.А.О.Чубарьяна; Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Показать, что жизнь в Спарте была подчинена военным законам, раскрыть причины такого общественно-политического устройства;

дать представление о древних законах Спарты, сопоставить их с порядками в Афинах; охарактеризовать понятие «олигархия»;

познакомить учащихся с особенностями воспитания спартанских детей.

Основные понятия

Олигархия, лаконичность

Межпредметные связи

География, литература

Планируемые результаты:

выражать ценностное отношение к демократии и правам человека;

проявлять устойчивый интерес к истории и культуре человечества; воспринимать историю как способ понимания современности; анализировать и оценивать конкретные ситуации нравственного выбора; понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для развития человеческого общества.

Определять цель и намечают пути достижения цели.

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном

Осознавать качество и уровень усвоения материала, оценивать результат работы.

Устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений;

использовать современные источники информации, в том числе на электронных носителях;

воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной и символической формах;

анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Давать последовательный логически выстроенный ответ на заданный вопрос;

формулировать гипотезы, понимать различие между исходными фактами и гипотезами для их объяснения;

сравнивать на основе выделенных линий учителем сравнения сопоставляемые факты и делать умозаключения по результатам сравнения.

Относить изучаемые факты истории Спарты к областям жизни людей (хозяйственной, социальной, политической, духовной); характеризовать жизнь в Спарте как подчинение военным законам, раскрывать причины такого общественно-политического устройства, рассказывать о древних законах Спарты и личности Ликурга;

сопоставлять особенности государственного управления в Афинах и Спарте по предложенному алгоритму; раскрывать понятия «олигархия», выделять основные существенные черты данной формы правления; систематизировать информацию о воспитании спартанских детей на основе различных источников, готовить сообщение;

располагать изучаемые события в хронологическом порядке.

Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов

ТПФУД - технология поэтапного формирования умственных действий.


Фронтальная

Парная

Групповая

Основные:

Уколова В.И. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для образоват. учреждений/ В.И.Уколова, Л.П.Маринович; под ред.А.О.Чубарьяна; Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.

Уколова И.Е. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.

В.И.Уколова. Всеобщая история. История Древнего мира. Электронное приложение к учебнику: интерактивные схемы «государственное устройство Спарты», «Сословное деление спартанского общества».

Презентация «Олигархическая Спарта».

Рабочий лист ученика.

Дополнительные:

Образовательный комплекс «1С: Школа. История Древнего мира, 5 класс», авторы: И.Е.Уколова

school-collection.edu.ru «История Древнего мира»: презентация «Древняя Спарта»

(№ 204601); схема «государственное устройство Спарты» (№ 118991)

Оборудование:

Мультимедиопроектор, ноутбук, карта

Характеристика этапов урока


Организацион-

ный момент

Создать эмоциональный

настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, организует внимание.

Осуществляют самоконтроль готовности к уроку.

На основе задаваемой учителем мотивации, учащиеся включаются в процесс целеполагания:

понимают и принимают требования учителя.

Стремятся научиться выполнять работу данного вида.

Приветствуют учителя, дают ответ на заданный вопрос.

Подготовка к активной познавательной деятельности

На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

Организует работу с раздаточным материалом

1. Раздает карточки с географическими названиями, предлагает учащимся составить логическую цепочку, выслушивает ответы учащихся, выводит на экран правильный ответ, комментирует результат.

2. Раздает задание на выстраивание соответствия понятия с его признаками

Составляют логическую цепочку из предложенных слов. Осознают качество и уровень усвоения материала ранее изученных тем, оценивают результат работы.

Структурируют знания, анализируют объекты с целью выделения признаков, выбирают основания и критерии для классификации объектов.

Планируют учебное сотрудничество с учителем, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

«Рабочий лист ученика»:

задание 1, 2.

Задает вопрос о том, какое понятие было для учащихся новым. Выслушивает ответы, фиксирует слово «олигархия» на доске.

Выделяют то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, выстраивают соответствие.

Ищут и выделяют необходимую информацию.

Выражают свои мысли достаточной полнотой и точностью.

Презентация,

слайд 1.

Организует фронтальную устную работу учащихся с картой в учебнике стр.130, предлагает найти п-ов Пелопоннес, область Лаконика, назвать главный город этой области.

Сличают способ действия и его результат с заданным эталоном.

Изучают карту, обдумывают и дают ответ «Спарта», показывают на карте у доски.

Учащиеся высказывают свои предложения.

Карта «Области Древней Греции». Презентация,

слайды 2,3.

Установка познавательной задачи

Обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность.

Фиксирует название города «Спарта» на доске. Предлагает сформулировать тему урока, использую два значимых слова, зафиксированных на доске. Предлагает сформулировать познавательную цель урока.

Определяет задачу предстоящей учебной деятельности

Логически и содержательно связывает ранее изученные вопросы с тем, что будет изучаться на уроке.

Актуализирует известные учащимся знания, умения, опыт деятельности, в связи с тем, что будет изучаться.

Определяют учебную задачу при соотнесении уже известного и усвоенного с неизвестным.

Предлагают познавательную тему и цель.

Записывают тему в тетрадях.

Формулируют и высказывают свою точку зрения в ходе сотрудничества.

Презентация, слайды 4,5.

Усвоение новых знаний

Создание условий для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность.

Напоминает о дорийском нашествии и рассказывает про образование спартанского государства. Спарта - государство, которое создал немногочисленный народ-победитель, овладевший огромной территорией с населением, опережавшим спартиатов в развитии.

Сообщает о том, что

Спарта была вторым по важности городом-государством Греции после Афин.

Организует работу учащихся с картой в учебнике с.130, предлагает определить соседние области Спарты. Сообщает о том, что постепенно спартанцы покорили всю Лаконику, а в 7-ом веке до н.э. завоевали соседнюю область - плодородную Мессению.

Рассказывает о группах населения Спарты. Сообщает о том, что создатели спартанского государства - прежде всего легендарный Ликург - нашли способ не смешиваться с местным населением и сохранить незыблемым своё государство. Организует групповую работу с текстом учебника (с.168-169),

предлагает выделить и четко сформулировать реформы Ликурга.











Высказывают свои предположения по цепочке,

контролируют правильность ответа при помощи экрана.

Выполняют различные учебные действия для освоения содержания темы:

Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста.



Работают с легендой карты. Определяют соседние области Спарты.





Вспоминают понятие «реформы».

Работают с текстом учебника, смысловое чтение, отбор нужной информации.











Определяют цель работы в группе, распределяют функции участников, вырабатывают способы взаимодействия в системе «ученик-ученик».

Презентация,

слайд 5




Презентация,

слайд 6.

Карта «Области Древней Греции».

Презентация,

слайд 7.



Презентация,

слайд 8.


Учебник с.168-169

Презентация,

слайд 9.


Физпауза

Обеспечение эмоциональной разгрузки учащихся.

Смена деятельности.

Могут сменить вид деятельности и продолжить работу.

Этап первичного закрепления знаний

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Предлагает по картинкам на экране определить группы населения и рассказать о правах каждой группы.

Высказывают свои предположения, контролируют правильность ответа при помощи экрана.

Характеризуют группы населения, рассказывают о правах каждой

Работают в паре,

высказывают свои предположения, классифицируют по признакам.

Презентация,

слайды 10-11.


Предлагает ответить на вопрос - какое занятие для спартанцев было главным, могло ли это повлиять на воспитание детей и молодежи.

Высказывают свои предположения, контролируют правильность ответа при помощи экрана.

Называют главное занятие спартанцев.

Слушают вопрос, высказывают свои предположения.

Презентация,

слайды 12-15.

Усвоение новых знаний








Выполнение учебных действий для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией.




Предлагает выслушать сообщение ученика о воспитании детей и молодёжи ответить на вопросы как воспитывали воина-спартанца, что было общего в воспитании мальчиков и девочек в Спарте? Ваше отношение к такому воспитанию.

Определяют уровень усвоения материала.

Рассказывают, каким было спартанское воспитание, определяют свое отношение к нему.

Формулируют и высказывают свою точку зрения.

Презентация,

слайды 17-18.

Предлагает учащимся

логическое задание на восстановление текста («Заполни пропуски») Государственный строй в Спарте, тем самым

создавая проблемную ситуацию, когда выполнение задания невозможно из-за недостатка знаний.

Предлагает прочитать текст учебника с.170 «Государственный строй» и заполнить пропуски, составить в паре схему управления Спартой по тексту п.4 параграфа.

Определяют последовательность действий, осознают, что невозможно выполнить задание из-за недостатка знаний.

Составляют целый текст из частей, выстраивают логическую цепочку рассуждений.

Объясняют значение понятия «олигархия».

Перерабатывают и представляют информацию в схематичной форме.

Работают в паре,

высказывают свои предположения.



Выражают с достаточной полнотой и точностью свои мысли. Обсуждают получившиеся варианты.

«Рабочий лист ученика»:

задание 3.

Учебник с.170 п.4

Схема «государственное устройство Спарты»

ЦОР № 118991


Презентация,

слайды 19-21.

Задает учащимся вопрос: почему спартанцы считались лучшими воинами в Элладе?

Предлагает задания к документу эпиграммы:

1.Объясните, почему в древней надписи особо отмечено, что погибшего спартанского воина «внесли на щите» и что «все на груди были раны».

2.Расскажите на основании этого текста, какой была спартанская армия, какое место занимала военная служба в жизни спартанцев и как относились жители Спарты к своим воинам.

Анализируют эпиграмму, посвященную гибели спартанского воина.

Ориентируются и воспринимают текст художественного стиля.

Анализируют текст с целью выделения основных признаков.

Выражают с достаточной полнотой и точностью свои мысли.

«Рабочий лист ученика»:

текст эпиграммы посвященной гибели спартанского воина.

Презентация,

слайд 22.

Закрепление знаний

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Организует контроль усвоения знаний.

Формулирует задание.

Обеспечивает мотивацию выполнения.

Организует: проверку выполнения упражне-ния; беседу по уточне-нию и конкретизации первичных знаний; оценочные высказы-вания обучающихся.

Выполняют индивидуально тест, делают взаимопроверку по образцу.

Объясняют свой выбор, на что опирались

при выполнении задания.

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

«Рабочий лист ученика»:

задание 5,

тест.

Презентация,

слайд 23.

Домашнее задание

Дать целевые установки по выполнению домашнего задания.

Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Определяют уровень сложности домашнего задания.

Рассказывают, что необходимо знать, чтобы выполнить домашнее задание.

Выражают с достаточной полнотой и точностью о свои мысли.

Контурная карта.

Сравнить политическую систему Афин и Спарты, заполнить таблицу, сделать общий вывод,

р/т с.67(1)

Презентация,

слайды 24-25.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Соотнесение полученного результата с поставленной целью, самоанализ и самооценка собственной деятельности.

При подведении итогов делает акцент не только на предметные результаты, но и личностные, метапредметные.

Ориентируется на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки.

Учитывает динамику результатов обучения детей относительно самих себя.

Высказывают свое мнение при

осуществлении самооценки.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получи-лось и почему).

Осуществляют самооценку по предложенным критериям.

«Рабочий лист ученика»:

задание 6,

опорные слова.


© 2010-2022