- Преподавателю
- История
- Урок в 5 классе на тему: Древняя Греция
Урок в 5 классе на тему: Древняя Греция
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Герасимова Е.О. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока истории в 5 классе
Тема урока: Древняя Греция.
Цель урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся по истории Древней Греции, выявить проблемы в знаниях и восполнить их.
Задачи:
-
Закрепить знания о достижениях в области культуры.
-
Развивать познавательные способности, навыки работы в группе, желание упрочить имеющиеся знания и приобрести новые.
-
Пробуждать интерес к истории как к учебному предмету, воспитывать чувство сотрудничества и сопричастности в процессе коллективной деятельности.
Предметные результаты: понимать сущность основных достижений и особенности культурного наследия Древней Греции.
Метапредметные результаты: Уметь определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Уметь давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Уметь работать с текстом, преобразовывая словесную информацию в знаково-символическую и наоборот.
Личностные результаты: Осознавать необходимость изучать культуру, историю других народов и стран для понимания процессов прошлого и современности.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, меловая доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал, атласы, рабочая тетрадь, учебник по истории Древнего мира.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Вид урока: Урок смешанный (с элементами игры).
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный момент
Приветствие учителя, проверка посещаемости и готовности детей к уроку.
Подготовка к уроку.
II. Повторение и обобщение материала.
1. Мотивация.
Ребята, прежде чем начать занятие, давайте вспомним название эпохи, которую мы изучаем с начала учебного года?
Какие страны мы изучили?
Какое государство мы изучали на последних уроках?
На протяжении многих уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории.
Поэтому, подводя итоги, нам необходимо вспомнить все, что мы знаем об истории этого государства.
Итак, тема нашего урока:
«Древняя Греция»
Я приглашаю всех вас вновь
Перелистать истории страницы.
И сквозь века, промчавшись унестись,
Под грохот быстрой колесницы.
Согласны ли, проверить знания свои,
Которые на уроках получили?
Тогда, скорее, в путь, друзья!
Слушают, отвечают на наводящие вопросы учителя.
- Древний мир.
- Египет, Палестина, Междуречье, Финикия, Индия, Китай и др.
- Греция.
Учащиеся формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадь. «Древняя Греция»
2. Задание на урок.
Ребята, что бы вам и нашим гостям захотелось отправиться в эту удивительную страну, к нам приехали представители турагенст, которые расскажут вам о Греции.
Ребята, сегодня на у нас на уроке присутствуют художники, которые в конце нашего занятия предоставят нам свой рисунок на тему: «Греция моими глазами».
История Древней Греции очень интересна, и нам необходимо еще раз вспомнить о ее наиболее важных моментах, но для этого нам необходим план (т.е. предложения, которые кратко раскрывают смысл того, о чем говориться в тексте). Но этот план мы не просто запишем, а путем выполнения заданий, составим его вместе и вместе вспомним самое главное, что раскрывает его суть.
- Выступление учащихся с проектом.
- Слушают задание на урок.
3. Природа Греции.
А теперь давайте, определим наш первый пункт плана, для этого я буду называть вам слова, а вы постараетесь объединить их в одну фразу: море, солнце, горы, виноград, оливки, рыба. Что их объединяет?
Записываем первый пункт плана: природа Греции.
Для того, чтобы вспомнить, что из себя представляла Греция, давайте обратимся к карте.
Прежде чем мы обратимся к карте, у меня есть для вас задания.
Приложение 1.
- На каком континенте находится?
- На каком п-ове находится?
- Какими морями омывается?
- На какие части делится Греция?
- Какой климат в Греции?
- Какая местность на территории этой страны?
- Чем занимались древние греки?
- Была ли природа Греции благоприятна для занятия земледелием?
Таким образом, мы видим, что природные условия Балканского полуострова, с одной стороны, позволяли грекам развивать свое хозяйство, а с другой стороны, занятие земледелием было осложнено, из-за маленького количества почв, пригодных для возделывания.
Дети отвечают и записывают первый пункт плана в тетрадь.
- Это связано с природой.
1. Природа Греции.
Работа по карте(на доске и атласы на парте).
Работа с контурной картой 3 человека.
- Отвечают на вопросы по карте:
-На юго-востоке Европы.
- На Балканском п-ове.
-Ионическое, Эгейское, Средиземное.
- Северная, Средняя и Южная.
- Благоприятный.
- Большую часть занимают горы.
- земледелием,
скотоводством,
рыболовством,
охотой,
торговлей.
- Нет.
Ребята сдают свои работы с контурной картой.
4. Население
Греции.
Скажите, возможно ли, изучить историю без людей?
Каким словом мы можем назвать всех жителей Греции?
Второй пункт нашего плана: Население Греции.
Ну а теперь давайте разберемся со всем населением Греции, для этого нам поможет эта схема.
Как видите, где-то тут есть пропуски, ваша задача - их заполнить. (приложение 2)
Дети выполняют задание. Записывают второй пункт плана.
- Нет.
- Население.
II. Население Греции.
класс заполняют пропуски в схеме. Потом вместе проверяем.
6.Управление государством.
Население любой страны, будь оно свободным или несвободным, бедным или богатым, всегда нуждалось в управлении, решении хозяйственных вопросов, заключении мира или ведении войны, защите от врагов. И когда большинство населения осознает необходимость решения этих вопросов, тогда и возникает государство.
Ребята, а что такое государство?
Греция была единым государством?
Из чего она состояла?
Как называются города- государства в Греции?
Был ли там свой правитель?
Что делает правитель?
Как мы назовем четвертый пункт плана?
Записывают 3 пункт плана.
А разобраться в том, как осуществлялось управление, Греции нам помогут задания.
1. работа с понятиями.
Приложение 3.
2. Вставить пропущенные слова в тексте. Приложение 4.
Задание понятно?
Начали!
Отлично! С заданием справились!
- Государство - это страна, имеющая единую систему власти, единые законы, армию, казну, налоги, обладающая определенной территорией и границами.
- Нет.
- она состояла из городов- государств.
-полис.
-( совет старейшин - в Спарте, Афинами управляло народное собрание).
-правит, управляет государством.
IV. Управление государством.
Выполняют задания.
По одному выходят к доске и выбирают карточку.
Работа с текстом (весь класс)
Физкультминутка
А какие зимние виды спорта включены в программу Олимпийских игр?
Давайте, ребята, поиграем. Приложение 5
Молодцы, вы вспомнили всех богов по их опознавательным признакам. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится. А мы продолжаем своё путешествие по Греции.
Дети танцуют танец. Все учащиеся за ними повторяют.
Дети имитируют движения спортсменов, отгадывая загадки.
7. Афины и Спарта.
Вы уже сказали, что Греция состояла из множества полисов, напомните мне еще раз, что такое полис?
А теперь давайте прочитаем следующее стихотворение(на слайде)
О Город! Императорский дворец! Где улицы светлы, что днем, что ночью! Где каждый путник оставляет след, И где нас навсегда теперь запомнят!
О, ладно закаленные мечи! О, Спарта! Пусть враги трепещут! Ты - город, где сбываются мечты, Где брат за брата встать готов на сечу
О каком полисе здесь идет речь?
А назовите мне полис, который так же как Спарта был сильным и они постоянно соперничали?
По своему внутреннему устройству они похожи или наоборот разные? А вот в чем эти различия мы узнаем выполнив следующие задания, но а пока что назовите мне 5 пункт плана?
Задание на распределение карточек. (Приложение 6) Распределить карточки на две колонки, к одной вы отнесете все что связано с Афинами, к другой - все что связано со Спартой, задание выполняют 2 человека у доски, по завершению работы можно спросить у других учеников кто допустил ошибки, и дать им возможность их исправить.
Отметьте правильный вариант продолжения фразы.
Работа с документом.
Приложение 7.
Отвечают на вопросы и выполняют задание.
-Город-государство в Греции.
-Спарта
- Афины
- Они разные.
Отвечают на вопрос и записывают 5 пункт плана:
V. Афины и Спарта.
Выполняют задание на распределение карточек.(2 человека у доски) Приложение 6
Выполняют задание
(весь класс)
5. Религия Древних греков.
Греки считали, что все, что они чувствуют, желают, все это они делают не сами по себе, а что все это посылают им боги. Греки представляли себе своих богов такими, каковы они сами,- тоже людьми, но только самыми прекрасными, самыми сильными, могущественными и мудрыми.
Как вы думаете, о чем пойдет речь в следующем пункте нашего плана?
Записываем третий пункт плана: Религия древних греков.
Сегодня на урок я пришла с чемоданом, в котором хранятся истории. Здесь есть история и древней Греции.
Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, но и назвать покровителем чего он являлся.
Представление рисунка.
Слушают и отвечают на вопросы.
-III. Религия древних греков.
Ребята выходят по одному, достают из чемодана атрибуты богов и определяют кому из богов они принадлежат.
- Зевс (орел, молния)
-Гера (семейный очаг, корона)
- Афродита (зеркало, яблоко)
- Дионис (виноград)
- Афина (сова, весы)
- Гермес (сандали)
- Деметра(колосок пшеницы)
Дети представляют рисунок, объясняют что они изобразили и почему.
III. Рефлексия и подведение итогов урока.
И вот наш урок походит к концу.
«Опорные слова»
Приложение 8.
Подводим итог.
Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране древнего мира - Греции. Хочется сказать, что эта страна с её интересными достижениями, культурой и людьми оказала влияние на развитие многих стран.
На уроке, мы затронули тему Олимпийских игр, и это не случайно, ведь Олимпийские игры - важнейшее событие в международной спортивной жизни. Сегодня, как и всегда, они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты. Под олимпийскими знаменами собираются спортсмены всех континентов.
Мы помним, что 7 февраля 2014 года взгляды людей всего мира были прикованы к Олимпийскому огню, который был зажжен на Олимпийском стадионе в г. Сочи. Каждый из нас ощутил свою причастность к этому великому событию и ответственность за то, что наши Игры стали лучшими в истории Олимпийского движения.
2016 г. Стал годом Греции в России.
Уважение к России в Греции чувствуется везде от Афин до самых до окраин. Греки с огромным интересом следят за событиями, происходящими в России, а президент В.Путин является в стране все признанным и особо почитаемым мировым лидером последних лет.
Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно.
Выставление оценок за урок.
Слушают, отвечают на вопросы.
IV. Домашнее задание.
1.Дополнить план, словами- ассоциациями, которые раскрывают его суть). 2. * Написать мини - сочинение о Древней Греции по 1 из пунктов плана.
Записывают домашнее задание в дневники.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 5
Дождались зимы друзья;
По реке бегут, скользя,
Лед срезают, как ножи,
Выполняя виражи.
Обогнать друг друга рады.
Ты смотри, дружок, не падай!
Хороши тогда, легки
Быстроходные… (коньки)
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом? ... (лыжи)
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра ... (хоккей)
Долго ходом шли коньковым
Друг за дружкою втроем,
Было очень нелегко им
Забираться на подъем.
Вдруг отточенным движеньем
Хвать винтовки - и стрелять!
Бьют прицельно по мишеням,-
Раз, другой, четыре, пять.
И помчались под уклон.
Что же это? ...(биатлон)
На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт,
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется… (Фигурное катание)
«Встанем, за руки взявшись, в ладони ладонь ─ в каждом сердце зажжется Олимпийский огонь!»
Приложение 3
-
Независимое государство, состоящее из города и окружающих его земель (полис).
-
Народ по-гречески (демос).
-
Архонт - это… (высшее должностное лицо в древнегреческом полисе).
-
Что такое демократия? (способ правления государством, при котором важнейшие вопросы решаются большинством голосов граждан).
-
Укрепленная часть города, обычно находившаяся на возвышенности (акрополь).
-
Агора - это…. (рыночная площадь у подножия акрополя).
-
Что такое амфора? (глиняный сосуд, в котором хранилось вино и оливковое масло).
-
Человек, который захватил власть силой, единовластный правитель (тиран)
-
аристократы - это (знатные люди, потомки басилеев).
Приложение 4.
В Афинах, на высоком холме, посвященном богу войны ________, собирался государственный совет - ________. Присутствовали на нем только представители афинской знати - __________. Совет выбирал ____________, которые будут весь следующий год руководить управлением полиса, станут управляющими, военачальниками, _________, __________. Граждане незнатного происхождения_______ не могли участвовать в решении важных вопросов жизни полиса. Но афинская знать преследовала свои интересы, подавляя нужды своих граждан - крестьян, торговцев, __________, ________. Поэтому они также стремились участвовать в собраниях государственного совета. Пытаясь избежать восстания, в _____ году до н.э. совместным решением аристократов и демоса_________ был избран _______ - знатный человек, слывший мудрецом и поэтом.
Приложение 6
Афины и Спарта
Афины, Спарта, Солон, демократия, илоты, Агора, Акрополь, военное дело, военный лагерь, совет старейшин, «община равных», совет пятисот, гоплит, Клисфен, архонт.
Правильный ответ:
Афины: Солон, демократия, Агора, Акрополь, совет пятисот, Клисфен, архонт.
Спарта: илоты, военное дело, военный лагерь, совет старейшин, «община равных», гоплит.
Приложение 7.
Определите, кто из деятелей афинского государства мог бы сказать о себе такие слова: «Поверьте, мне было не легко…Все все были не довольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя, но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще, лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упреки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь! А как считаете вы? »
(Солон. Его реформами были недовольны, как аристократы - (он лишил их дешевой рабочей силы, запретив долговое рабство и усилил роль народного собрания), так и бедняки - (Солон не произвел передела земли). Несмотря на ограниченный характер реформ, Солон заложил основы афинской демократии).
14