Тема урока: Нашествие с Востока. 6-й класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: "Нашествие с Востока". 6-й класс

Презентация к уроку

Тема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й классТема урока: Нашествие с Востока. 6-й класс

1 шаг. Здравствуйте. Сегодня мы с вами изучим важную тему "Нашествие с Востока". Это трагическое событие повлияло и изменило судьбу и историю нашей страны. Что такое нашествие? Дети пишут в тетрадь, а на слайде определение.

Нашествие - Насильственное вторжение неприятеля в страну. К этой теме не раз обращались художники XVIII, XIX и XX веков. Вашему вниманию представлена картинная галерея известных мастеров, чьи работы составляют золотой фонд нашей культуры.

- Картинная галерея.

2 шаг. Итак, перенесёмся с вами в XIII век и попытаемся воссоздать ситуацию тех далёких событий. Работа с летописью. Потомок - современник. Один читает на древнерусском языке летопись, другой переводит.

3 шаг. Звучит топот конницы (фон). Кто такие монголы? Что нам известно о них? Предки монголов в средние века населяли обширное пространство от Великой китайской стены до верховьев реки Селенги. Главным занятием монголов было скотоводство, существенное значение имела охота. Земледелие монголы не знали. Жилище монголов представляло собой юрту. На слайде юрты и картины Рериха.

Как вы думаете, почему у монголов такое жильё?

Они были кочевниками. На слайде определение. Кочевники - народы, не имеющие осёдлости, занимающиеся скотоводством и переходящие, по мере уничтожения подножного корма на новые места. Кочевой образ жизни предопределял особенности монгольской армии. Она была одной из самых манёвренных. Армии не требовалось длительного времени для подготовки к войне, каждый мальчик с детства готовился стать воином, обучался обращаться с оружием и с лошадьми.

Сообщение о Чингисхане.

В начале XIII века могущественное Монгольское государство возглавил Чингисхан. При рождении в 1154 г. был назван Темучином. Ему пришлось пережить немало превратностей судьбы и трудных испытаний. Темучину исполнилось 13 лет, когда умер его отец Есукай - багатур. Данники отца отказались платить дань малолетнему наследнику и стали нападать на его кочевья. Темучин терпел неудачи в войнах, измены, обиды, не раз попадал в руки врагов. Ему удалось бежать из плена. Прежде чем стать великим ханом, Темучину пришлось свыше 20 лет вести жестокую борьбу со своими противниками. Темучину было уже за 40 лет, когда он вышел победителем из смертельной схватки за единоличную власть.

В 1206г. на съезде всех монгольских князей - он провозгласил себя их верховным победителем-Чингисханом ("великим ханом", "посланным небом") Чингисхан создал первоклассную для своего времени армию. Всё его войско делилось на десятки, сотни и тысячи. Начальниками и командирами этих подразделений были соответственно десятники, сотники и тысячники. Пред тем как вступить главной массой в чужую землю, они посылали передовые отряды с целью уничтожить как можно больше людей и, посеяв панику, обратить их в бегство. Потом следовало основное войско, истреблявшее всё на своём пути. Но главной отрицательной чертой армии Чингисхана, значительно повышавшей её боеспособность, была наряду с чёткой организацией железная воинская дисциплина.

На армию монголо-татар непрерывно работала разведка. С такой армией Чингисхан сравнительно быстро покорил многие народы и раздвинул границы Монголии до огромных размеров.

4 шаг.

Карты Золотой Орды, Китая, Руси.

Топот конницы и интерактивная карта.

  • К 1211 г войска Чингисхана захватили земли бурят, якутов, енисейских киргизов и уйгуров. В это же время они вели кровопролитную войну в Северо-Западном Китае.

  • В 1212 г на сопках Маньчжурии монголы разгромили основные цзиньские воинские соединения.

  • В 1215 г пал город Яньцзин (Пекин).

  • В 1218 г-Завоевание Кореи.

  • Лето 1219 г - завоёваны Средняя Азия, Иран, Закавказье, Кавказ, Волжскую Булгарию. Опустошив страну аланов (предки осетин), они затем обманом разгромили половцев.

Проводим разминку.

  • упр. Из лука

  • упр. Богатыри.

Продолжаем урок.

В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью.

На доске, а дети в тетрадях.

31 мая 1223 г - Битва на реке Калке. Первая встреча русских с монголо-татарами.

Открыли С.97 - 1 мин. Читаем текст.

Вопросы по тексту.

1. Чем закончилась битва?

2. Почему русские князья в этой битве потерпели поражение?

5 шаг. В 1235году совет монгольских ханов решил начать поход на Запад. Войско возглавил внук умершего к тому времени Чингисхана Батый.

В 1226году монголы вновь появились у границ Волжской Булгарии и разгромили булгарские отряды.

В тетрадь пишем дату.

1237 г-нашествие монголо-татар на Русь. Вторжение в Рязань.

С.98 последний абзац с.99 - 1 мин. Прочитать, ответы по тексту.

1) Какие условия выдвинул хан, чего потребовал?

2) Как жители Рязани встретили неприятеля?

3) Что сделали завоеватели с рязанцами?

С.Есенин "Песнь о Евпатии Коловрате"

- читают ученик и ученица четверостишье.

Не ждала Рязань, не чуяла
А и той разбойной допоти,
Под фатой варяжьей засынькой
Коротала ночку тёмную.

Не совиный ух защурился,
И не волчья пасть оскалилась,-
То Батый с холма Чурилкова
Показал орде на зарево.

Допоть - татарское нашествие.

Рис.99 Штурм Рязани иллюстрация + на слайде.

Вопросы

1) Как художник показал многострадальный город?

2) Почему небо красное, зарево?

3) Способ штурма? Какое оружие использовалось?

6 шаг. Владимирское княжество.

Разорив Рязань, монголы двинулись дальше на северо - восток. Пали упорно оборонявшаяся Коломна, Москва, и Батый устремился к Владимиру.

3 февраля 1238 г - войско Батыя подошло к Владимиру.

Обращаюсь к карте. Показываю город Владимир. Дети пишут дату в тетрадь.

- Прочитать 2 абзац с.100.

1) Что использовали монголы при штурме? Какую технику?

2) почему не было князя Юрия?

3) Кто остался воеводой?

4) Как погиб город Владимир, участь его жителей?

7 февраля 1238г - монголы ворвались в город и подожгли его.

После опустошения Владимира воины Батыя разделились на отдельные отряды и захватили почти всё Владимиро-Суздальское княжество. Они разоряли, жгли и грабили русские города и сёла, убивали и уводили в плен людей. После, монгольские войска устремились к Новгороду. Их путь лежал через Торжок. Этот город был перевалочным пунктом для новгородских купцов и торговцев из Владимира и Рязани, снабжавших Новгород хлебом. В Торжке всегда имелись запасы зерна. Здесь монголы рассчитывали пополнить оскудевший за зиму запас кормов.

Но жители Торжка заранее подготовились к схватке с противником. Они наморозили на городских стенах и воротах ледяной панцирь, чтобы татары не смогли закрепить штурмовые лестницы и поджечь город. Горожане в течение 2-х недель отбивали атаки врага. Но, даже овладев Торжком, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы, жители подожгли склады с зерном.

В середине марта монгольская армия возобновила поход на Великий Новгород. Но поредевшие в битвах с русскими ратями и не имеющие достаточных запасов продовольствия и Фуража монгольские отряды были вынуждены остановиться, не дойдя до Новгорода сто вёрст. Фураж откройте страницу 106 записать в тетрадь. Город имел мощные укрепления, хорошо подготовленные войска. Во главе его военных сил стоял способный военачальник князь Александр. Бои с новгородцами могли затянуться и монгольским конникам пришлось бы действовать в условиях весенней распутицы на лесисто-болотистой местности.

В конце марта 1238г монголы подошли к небольшой крепости Козельск. Горожане оказывали мужественное сопротивление захватчикам в течение почти 2-х месяцев. Страница 103 миниатюра Козельска. Что вы видите, что изображено? Прочитайте страница 102 последний абзац и ответьте на вопрос. Почему хан Батый назвал Козельск "злым городом?"

Юго-западную и центральную Русь разберите дома самостоятельно.

- параграф № 12 ответы на вопросы устно.

Итог

Мы с вами изучили важную тему. Обращаю ваше внимание, что историю творят люди. Мы должны помнить своих героев.

Слайд

В каждом княжестве - князь.

Рязанское княжество - князь Фёдор, княжна Евпраксия, Евпатий Коловрат.

Владимирское княжество - князь Юрий Всеволодович, воевода Пётр Ослядюкович .

Домашнее задание

Ребята, а какую важную дату мы будем отмечать 9 мая. С кем воевали? А теперь сравните эти два события. Что общего в этих событиях? Что их связывает?



© 2010-2022