• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по истории на тему Российское общество: национальные движения, революционное подполье, либеральная оппозиция

Конспект урока по истории на тему Российское общество: национальные движения, революционное подполье, либеральная оппозиция

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 3. Российское общество: национальные движения, революционное

подполье, либеральная оппозиция.

11 класс

Цели и задачи: 1. Познакомить уч-ся с полит. системой Рос. империи в нач. ХХ в.

2. Подвести уч-ся к пониманию главного противоречия полит. систе-

мы: между существующей властью императора и началом склады-

вания гражданского об-ва.

3. Систематизировать информацию о соц. Партиях, заполняя таблицу.

4. Продолжить формирование умений работать с ист. картой, доку-

ментами, делать выводы, решать проблему.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документ.,

просмотр презентации, заполнение таблицы.

Основные понятия: земства, политические партии, либералы, революционеры, Учре-

дительное собрание.

Оборудование: учебник, тетрадь, карта «Российская империя в нач. ХХ в.»,

презентация.

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.24.

3. Формирование новых знаний:

Политическая ситуация на национальных окраинах.

Процессы модернизации всегда ведут к пробуждению нац-го самосознания населявших страну народов. На что рос. правительство усилило с 80-х гг. XIX в. политику русификации(распространение среди населения присоединенных к Рос. гос-ву земель рус.языка, культуры, хоз-го уклада, православной веры, т.е. пренебрежение

к малым народам), кот. проявлялась в следующем:

1) пренебрежение к нуждам и чаяниям малых народов;

2) ущемление нац. культуры;

3) ограничение прав автономных образований (Великого княжества Финляндского, Бухарского эмирата и Хивинского ханства), еврейского населения (черта оседлости, процентная норма в учебных заведениях).

Все это привело к поддержке нац. окраин оппозиционных прав-ву сил, т.е. первые полит. партии возникают именно в нац. районах в конце XIX в.:

- Армянский рев-ый союз «Дашнакцутюн»,

- Литовская социал-демокр-я партия,

- несколько польских и финских партий левого толка,

- Всеобщий еврейский рабочий союз (Бунд) и др.

Создание общероссийских революционных партий.

(составляем таблицу в тетрадь после прочтения 2 пункта параграфа 3)линии сравнения

социалисты-революционеры

социал-демократы

1)полное название партии

ПСР - партия социалистов-революционеров (эсеров)

РСДРП - Рос.социал-демокр.

рабочая партия

2)политические предшественники

революционные народники XIX в.

марксистские группы

3)год возникновения партии

1901 г.

1898г. в Минске I съезд, но многие арестованы, а в

1903г. II съезд в Брюсселе и Лондоне, где приняли Устав и Программу

4) политическая программа

- отношение к самодержав.


- аграрный вопрос


-рабочий вопрос

- свержение и созыв на основе всеобщих равных выборов Учред.собрания

- социализация земли, т.е.

уничтож. частн. собств. на землю и передача ее общинам на основе уравн.

-

2 части: программа-минимум

- свержение и установление демокр. Республики, всеобщ. избир. право и дем. свободы, широкое мест.самоупр-е и право наций на самоопределение

- возвращение крестьянам отрезанных в 1861г. от их надела земель и отмена выкупных платежей, но в

1906г. - за конфискацию помещечьих земель и национализацию всех земель

- 8-часовой раб.день

программа-максимум:

установление диктатуры пролетариата, т.е. нет уступок и компромиссов, нет сотрудн-ва с др. политическ. партиями

5)социальные слои, интересы кот. защищают

особен. интеллигенция,

а также крестьяне, рабочие и городское мещанство

пролетариат и крестьян

6)методы политической деятельности

агитация и индивидуальный террор

(в 1903-1905 гг. убиты министры внутр.дел Сипягин и Плеве и моск. ген.-губернатор велик. князь Сергей Александрович)

политизация рабочего движения, рев. борьба,

использование массовых крестьянских выступлений

7)политические лидеры

В.М.Чернов, М.Р.Гоц,

М.А.Натансон

раскол партии на 2 крыла:

большевиков - В.И.Ленин

меньшевиков - Л.Мартов

Меньшевики настаивали на том, чтобы партия в своей деят-ти исходила только из программы-минимум, а большевики за программу-максимум.

Либеральная оппозиция.

В конце XIX- нач.XX в. либеральное крыло рус.об-ва становится > организованным, особенно это видно в земстве, т.к. именно оно должно было стать основой конституционных преобразований в России, а для этого нужно было на основе губернских земств организовать всероссийский представительный орган с правом участия его в законодательной работе. (есть ли сейчас такое?) По мнению либералов, если бы это произошло, то Россия совершила бы переход от деспотического гос-го устройства к конституционному.

Неудачи либералов добиться этого легальным путем - правящие бюрократы не желали ни с кем делить власть, поэтому земские лидеры (братья Павел и Петр Долгоруковы, Д.И.Шаховской, Ф.А.Головин, Д.Н.Шипов) негласно объединились в 1899г. в кружок «Беседа» (как частное дружеское собрание), для установления связей между отдельными земствами.

Другая попытка консолидации (объединения) оппоз-х сил в России стало создание в 1904г. «Союза освобождения», куда вошли не только земцы, но и представители либеральной интеллигенции, надеявшихся на мирное развитие России.

В программе «Союза…» содержались умеренные экономические требования:

1) отчуждение путем выкупа части помещичьих земель;

2) ликвидация отрезков;

3) оказание финансовой помощи крестьянству;

4) созыв Учредительного собрания, кот. должно было провозгласить конституцию Рос.гос-ва - и это было центральным пунктом программы.

Врагом «Союз…» считал самодержавие (выражалось в критике), а союзником - рев-е движение (выражалось в одобрении рев.выступлений и терактов включительно). Т.е. либералы изменили главному принципу либерализма - неприятию рев-го насилия.

(работа с понятиями: русификация, социалисты-революционеры (эсеры), социал-демократы, большевики, меньшевики, индивидуальный террор, диктатура пролетариата)

3. Домашнее задание: п.3, вопросы с.29, составить таблицу.



© 2010-2022