- Преподавателю
- История
- Контрольный урок по теме: Отечественная война 1812 года (8, 10 классы)
Контрольный урок по теме: Отечественная война 1812 года (8, 10 классы)
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кравченко А.А. |
Дата | 28.04.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ Анастасиевская сош
Повторительно-обобщающий урок
(8,10 классы)
или
методические материалы для проведения классного часа, посвящённого 200-летней годовщине победы в Отечественной войне 1812 года (8 - 11 классы).
(Деловая игра: «Звёздный час»)
Разработал: учитель истории 1-й категории
Кравченко Александр Анатольевич
2012
Цель урока: Закрепить в долговременной памяти учащихся основные места сражений, понятия и славные имена героев этой войны.
Задачи образовательные: Актуализировать знания учащихся по вопросу о характерах войн. Вспомнить наиболее яркие подвиги Отечественной войны 1812 года.
Основные понятия: Отечественная война; захватническая и освободительная войны; герилья; генеральное сражение; фураж; флеши; редут; ополчение; партизаны; кирасиры и драгуны; уланы и гусары; егерь; казаки.
Основные даты: 12 июня 1812 года - начало войны; 26 августа 1812 года - Бородинское сражение; 25 декабря 1812 года - Манифест Александра Первого об окончании войны.
Персоналии: Александр 1; М.И.Кутузов; М.Б.Барклай де Толли; П.И.Багратион; А.П.Тормасов; Н.Н.Раевский; Д.В.Давыдов; А.С.Фигнер; Г.Курин; В.Кожина; Н.Дурова; М.Платов.
Задачи развивающие: Умение быстро ориентироваться в потоках информации и выбирать необходимую в нужный момент, умение давать исчерпывающий обстоятельный ответ(строить монологическую речь).
Задачи воспитательные: Воспитывать патриотизм, уважение к собственной героической истории, прививать культуру труда.
План урока:
1……………………………Организационный момент (обращение учителя).
2……………………………Отборочный тур.
3……………………………Первый тур: Командиры.
4……………………………Второй тур: Рядовые герои.
5……………………………Третий тур: Места сражений.
6……………………………Четвёртый тур: Понятия.
7……………………………Кроссворд.
8……………………………Подведение итогов(заключительное слово учителя).
Оборудование урока: учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России 19 век» Москва 2010г., учебник Н.В.Самариной и О.Г.Витюк «История донского края 17-19века» Ростов-на-Дону 2004 г., учебник О.В.Валобуева «Россия и мир» Москва «Дрофа» 2005г., электронная презентация и карточки с цифрами от 1-го до 8-ми для участников игры.
Организационный момент: Слово учителя и его авторская песня в качестве эпиграфа:
1812 год.
Бонапарт себя владыкой видел:
Вся земля под ним должна дрожать.
Но испанцы все свои обиды
Тут же постаралась вымешать.
Бонапарт не понял тех уроков:
Реку Неман всё же перешёл,
Средь лесов густых, холмов высоких
Он бесславие и позор нашёл.
Припев:
Поднялась дубина и крушила:
Не мила народу вражья сила,
Не мила народу речь чужая,
А уж бьёт, так устали не знает!
Бонапарта бил вначале Нельсон,
Пораженьям он тогда не внял,
И решил он по России треснуть,
А России он совсем не знал:
Кожиных, Сеславиных, Раевских …
Их Кутузов - вождь, как кремень, твёрд.
Души их красивы, словно фрески,
Где они стоят, там битвы фронт.
Припев:
Поднялась дубина и крушила:
Не мила народу вражья сила,
Не мила народу речь чужая,
А уж бьёт, так устали не знает!
Бонапарта ждал Смоленск и Лейпциг.
Русь - начало горького конца.
Точкою над «и» конгресс стал венский,
И не стало брюзглого лица.
Лица Платова зато, Багратиона,
Фигнера и Пестеля потом
Как людей геройских и достойных
Золотым венчали мы венцом.
Припев:
Поднялась дубина и крушила:
Не мила народу вражья сила,
Не мила народу речь чужая,
А уж бьёт, так устали не знает!
Условия игры: Чтобы попасть в участники игры необходимо ответить на вопросы отборочного тура, затем участник получает 8 карточек с номерами от «1» до «8» и в последующих турах он должен поднять номер ответа, который он считает правильным. Набравший меньшее число правильных ответов - выбывает.
Отборочный тур:
1) Почему войну 1812 года называют Отечественной?
Предполагаемый ответ: Эта война носила ярко выраженный, освободительный характер, а, следовательно, была благородной и справедливой. В ней приняли участие все сословия, взрослые и дети, мужчины и женщины, армия и ополчение с партизанами.
2) Что такое ополчение?
Предполагаемый ответ: отряд из добровольцев, пожелавших встать на защиту родины.
3) Кого Кутузов называл «истинными спасителями Отечества»?
Предполагаемый ответ: Солдат или рядовых солдат.
4) Что означает термин «герилья»?
Предполагаемый ответ: Народно-освободительная война(Испания).
5) Что вам известно о Ватерлоо?
Предполагаемый ответ: Сражение, в котором Наполеон был окончательно разгромлен в 1815 году под руководством англичан.
6) В каких произведениях описана и показана война 1812 года?
Предполагаемый ответ: В полотнах художников Франса Рубо «Панорама Бородинской битвы», Верещагина «Не замай!», в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино», в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Первый тур.
Звёздный ЧАС
«7» Александр 1
«1» Кутузов
«8» Платов
Вопросы:
-
В честь кого была воздвигнута 47-метровая колонна? («7»Александр 1).
-
Чьё сердце покоится в Казанском соборе? («1» Кутузов).
-
Кто был первым главнокомандующим всей русской армии в начале Отечественной войны? («3» Б. де Толли).
-
Под Салтановкой он совершил гражданский подвиг, а во время бородинской битвы командовал артиллерией в центре наших войск. («5» Н.Раевский).
-
Этот генерал так оценил значение Бородинской битвы: «Французская армия расшиблась об русскую». («4» Ермолов).
-
Рейд его казаков так напугал Наполеона, что он не решился во время Бородинской битвы ввести в бой свою гвардию. («8» Платов).
Вопрос для зрителей: Как рассуждал Наполеон накануне нападения на Россию?
Предполагаемый ответ: Наполеон говорил следующее:
«Если я захвачу Петербург, то я схвачу Россию за голову, если я овладею Киевом, то я схвачу её за ноги, если я возьму Москву - я ударю её в самое сердце».
Второй тур: рядовые герои.
Звёздный ЧАС
«7» А.Фигнер
«1» Д.Давыдов
«8» А.Чеченский
-
Кто отбил(а) транспорт с драгоценностями, награбленными в Москве и погиб(ла) близ города Дессау? («7» А.Фигнер).
-
Эта старостиха Сычёвского уезда, создав партизанский отряд, отважно воевала.
(«2» В.Кожина).
-
Солдат драгунского полка, бежавший из французского плена, собрал под
Гжатском партизанский отряд. («4» Е.Четвертаков).
-
Поэт, гусар Ахтырского гусарского полка, партизанивший в неприятельском тылу. («1» Д.Давыдов).
Вопрос для зрителей: Об этом человеке Александр Первый сказал своим приближённым: «Публика желала назначения его, - я назначил его. Что касается меня лично, то я умываю руки».
Что вам известно об этом человеке?
Предполагаемый ответ: М.И.Кутузов, любимый ученик Суворова, талантливый русский полководец из старинного дворянского рода. Неоднократно сражался с турками, дважды был очень тяжело ранен. Врач, потрясённый его выздоровлением, сказал: «Сам Бог бережёт его для какой-то великой миссии».
Третий тур: Места сражений.
Звёздный ЧАС
«7» д.Бородино
«1» д.Фили
«8» р.Неман
-
Где разгорелись ожесточённые бои, не позволившие Наполеону прорваться на юг после оставления Москвы? («4» г.Малоярославец).
-
Форсирование какой реки войсками Наполеона означало начало войны?
(«8» р.Неман).
-
Резиденция Александра Первого благословенного. («3» г.Санкт-Петербург).
-
Когда М.И.Кутузов выбирал это место для сражения, над ним парил орёл.
(«7» д.Бородино).
-
Здесь состоялся военный совет русского командования, принявший решение об оставлении Москвы. («1» д.Фили).
Вопрос для зрителей: Как аргументировал своё решение М.И.Кутузов?
Предполагаемый ответ: Если мы ввяжемся в бой, то мы потеряем армию, а значит потеряем и Москву, и Россию. Если же мы оставим Москву, то сохраним армию, а нею спасём Россию.
-
Находясь там, русская армия прикрывала Калугу и Тулу с их запасами и пополнялась резервами.( «6» с.Тарутино).
Вопрос для зрителей: Почему наш император отдал приказ срочно оставить Париж?
Предполагаемый ответ: По разным сведеньям русская армия потеряла беглыми от 30.000 до 40.000 солдат. Наш крепостной, женившись на француженке, приобретал статус свободного гражданина Франции.
Четвёртый тур: Понятия.
Звёздный ЧАС
«7» гусары
«1» драгуны
«8» флеши
-
Они использовали 3 способа тактики боя: лавина, вентерь, батавание.
(«2» казаки).
-
Они имели самый красочный наряд, включавший в себя ментик, ташку, кивер.
(«7» гусары).
-
Своё название они получили благодаря нагрудным латам. («4» кирасиры).
-
Они под командованием Уварова совершили глубокий Рейд в тыл врага во время Бородинского сражения. («3» уланы).
-
Они были созданы для укрепления левого фланга на Бородинском поле.
(«8» флеши).
Кроссворд.
-
Два дня обороняли русские этот город под командованием Барклая де Толли, а потом вынуждены были его оставить.
-
Битва 1805 года, которая принесла славную победу Наполеону.
-
Атаман донских казаков, участник Отечественной войны, отличившийся в Бородинской битве.
-
Он командовал уланами в Бородинском сражении.
-
Последняя битва в Отечественной войне 1812 года.
-
Грузинский князь, русский генерал, получивший смертельную рану во время Бородинской битвы на левом фланге.
-
Командовал артиллерией в центре наших войск при Бородино.
Ответы:
Подведение итогов(заключительное слово учителя).