Проект урока по истории Культура Российской империи второй половины XVIII века

Несколько лет назад, гуляя по образовательным сайтам, я натолкнулась на интересную идею по изучению культуры России второй половины XVIII века. Я работала тогда в старших классах, ребята были увлечены математикой и желанием сдать ЕГЭ как можно лучше. Короче, им было не до меня. И вот мне дали малышей! 7 класс! Ребята горят! Тетради с печатной основой заполняют творчески: и комментарии к иллюстрациям, и собственный взгляд на историческую личность, и рисунки, и кроссворды ….. Столько всего их инте...
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культура Российской империи XVIII века, на примере русской дворянской усадьбы.

Цель: знакомство с особенностями дворянского быта и обычаев, виртуальная экскурсия.

Задачи:

  • получить сведения о дворянской усадьбе XVIII века, используя различные источники информации

  • совершенствовать навыки отбора информации

  • совершенствовать коммуникативные навыки работы в группе и представления результатов работы

  • приобщиться к культурным ценностям нашей Родины, пробудить интерес к посещению музеев и картинной галереи.

  • продолжить формирование патриотических чувств учащихся.

Тип урока: презентация работы над проектом

Форма занятия: урок -экскурсия

Ход урока: План урока и вопросы темы для формирования групп совпадают.

Учитель, на правах хозяйки усадьбы приглашает гостей (всех участников проекта) к себе в усадьбу для знакомства с ней.

План урока:

  1. План усадьбы, внешний вид дома и хозяйственных построек.

  2. Интерьер господского дома.

  3. Предметы в доме.

  4. Мода во второй половине XVIII в.

  5. Прически, предметы туалета.

  6. Питание в XVIII в.

  7. Развлечения русских дворян столичные и деревенские.

Вся работа над проектом начинается за две недели до урока по теме. Осуществляется во внеурочное время, за исключением выбора темы для работы учащимися, формирования творческих групп и самой презентации результатов. На урок желательно выделить два часа.

Этапы работы группы

  1. Обсуждение возможного результата работы по теме.

  2. Распределение обязанностей в группе.

  3. Получение планов работ, источников информации и литературы у учителя. Самостоятельный поиск информации.

  4. Коррекция плана работы группы с учетом найденного материалов.

  5. Отбор материалов по теме и отчет членов группы. Консультация учителя.

  6. Оформление собранных материалов в папку проекта (с указанием на использованные источники и литературу).

  7. Составление словаря новых понятий.

  8. Подготовка презентации готового материала (плакатная, буклет или компьютерная презентация).

  9. Выступление на уроке по теме работы с демонстрацией готовых материалов. (3-5 минут).

  10. Рефлексия (обсуждение результатов работы).

Примеры задания для групп:

  1. План усадьбы, внешний вид дома и хозяйственных построек.

Нарисуйте условный план богатой дворянской усадьбы.

Расположите на нем основные постройки. Расскажите об их назначении.

Опишите внешний вид главного усадебного дома. Укажите его архитектурный стиль.

Какие пять начал, природных, рукотворных, составляли все многообразие и богатство усадебного парка?

Какие теплолюбивые растения можно было встретить в оранжереях дворянских усадеб?

Составить словарик незнакомых понятий.



  1. Интерьер господского дома.

Нарисуйте план внутренних помещений.

Какие по назначению комнаты появились в усадебных домах. Сколько их было?

Отделка помещений ( украшение потолков, полов, стен).

Расположение комнат.

Примером могут служить усадьбы «Кусково», «Останкино».

Составить словарик незнакомых понятий.



  1. Предметы в доме.

Какие предметы мебели появились в усадебных домах в XVII в. Каково ее назначение?

Какие предметы утвари появились в этот период времени. Как они использовались?

Можно ли назвать комнаты дворянского усадебного дома произведением искусства?

Было ли удобно жить в комнатах дворянского дома?

Что может рассказать о занятиях дворян обстановка их домов?

Составить словарик незнакомых понятий.



  1. Мода во второй половине XVIII в.

Мужская одежда.

Женская одежда.

Нарисуйте модели в костюмах этой эпохи, обозначив названия частей одежды.

Какие приспособления использовались в женских платьях, из чего они изготовлялись?

Составьте список необходимых предметов для бального туалета дам и кавалеров, начиная с платья.

Верхняя, домашняя, праздничная одежда.

Материалы и украшения одежды.

Обувь.

Головные уборы.

Составить словарик незнакомых понятий.



  1. Прически, предметы туалета.

Нарисуйте лицо дамы, попробуйте расставить на нем мушки и рассказать, о чем они говорят.

Найдите картинку или нарисуйте модные детали женского туалета XVIII в.

Парики: из чего изготавливались, как назывались, как за ними ухаживали.

Косметика.

Предметы и их назначение: веер, мушечница, табакерка, трость, духи блошиная ловушка, и т.д

Язык веера.

Составьте словарик незнакомых понятий.



  1. Питание в XVIII веке.

Новые продукты на барском столе, в т.ч. появившиеся под влиянием французских поваров.

Новые способы приготовления пищи.

Какие блюда изобрели русские люди? Как они названы?

Посуда для приготовления пищи и подачи на стол.

Сервировка стола.

Подача блюд.

Напитки.

Десерты.

Знаменитые русские сервизы.

Составьте обеденное меню, используя названия блюд (из чего они приготовлены).

Старинные рецепты и внешний вид блюд.

Составьте словарик незнакомых понятий.



  1. Развлечения русских дворян: столичные и деревенские.

Балы. Маскарады. История происхождения слова «бал» и самого мероприятия.

Почему в России маскарады не так любили, как балы?

Музыка. Музыкальные инструменты.

Танцы: менуэт, англез, полонез и другие.

Составьте программу бала рубежа веков XVII-XIX.

Театр.

Фейерверки.

Составьте расписание увеселений по дням недели при дворе Екатерины II.

Деревенские развлечения: охота, баня.

Картины русских художников, посвященные дворянским развлечениям.

Составьте словарик незнакомых понятий.

Вступительное слово учителя:

Ворота с полукруглой аркой,
Холмы, луга, луга, овин.
В ограде - мрак и холод парка,
И дом невиданной красы.

Б. Пастернак

- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по старинной русской усадьбе второй половины XVIII в., встретимся с гостеприимными хозяевами усадьбы и проведем в ней целый день. Давайте посмотрим, как выглядела дворянская усадьба, что кушали ее обитатели, как одевались, какими предметами пользовались и как они проводили время.

Литература:

  1. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина "История России конец XVI-XVIII век. 7 класс" М. "Просвещение" 2004 г.

  2. С.В.Агафонов. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI-XVIII в. 7 класс. М. "Экзамен" 2006 г.

  3. "Методические особенности организации проектной деятельности" И.В.Черенкова Сайт "Сеть творческих учителей" it-n.ru/about.aspx?cat_no=1162

  4. О.В.Брыкова, Т.В.Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. Библиотечка "Первого сентября" Серия "Управление школой". №5 2006.

  5. Ю.С.Рябцев История русской культуры XVIII-XIXв. М. "Владос" 1997 г.

  6. Ю.С.Рябцев История русской культуры. Раб. Тетрадь. М. "Владос"1998 г.

  7. М.В.Короткова Путешествие в историю русского быта М. "Русское слово" 1998 г.

  8. Л.А.Жукова Мир русской дворянской усадьбы: быт и праздники. ПИШ№10, 2007 г.

  9. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 г. DVD.



© 2010-2022