- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васильчикова Н.А. |
Дата | 28.08.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
-
ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 ФЗ.
-
ФГОС ООО, зарегистрированном Минюстом России 01.02.11 №19644, утвержденным 17.12.10 №1897,
-
Примерной ООП ООО, одобренной 08.04.15.№1/15 с учетом ООП ООО МОУ «Молодовская ООШ», утвержденной 28.08.2015 г.,
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
-
Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2014
Обоснование введения учебного курса.
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане - основ гуманитарной и гуманистической культуры у учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Школьный курс по всеобщей истории предоставляет возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности ее поступательного развития и ценности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
В направлении личностного развития:
-
образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
-
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
-
В метапредметном направлении:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
-
В предметном направлении:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
-
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
-
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации выделяет не менее ч на изучение всеобщей истории в 5-9 классах основной школы, в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю). Данная Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, что соответствует Учебному плану образовательного учреждения (на изучение курса в 5 классе отведено 68 часов) и Годовому учебному графику школы (34 учебные недели).
Программа предполагает также обобщающие уроки по отдельным разделам, повторение всего изученного за курс «История Древнего мира».
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Личностные результаты:
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
-
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-
формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
-
складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
-
стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты курса «история Древнего мира» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
-
. формирование и развитие по средствам исторических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
-
понимать и учитывать в своей деятельности позицию другого человека
-
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-
вступать в разновозрастное сотрудничество: уважать младших, слушать и слышать, вступать в коммуникацию со старшими подростками;
-
готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Регулятивные УУД:
-
умение ставить цель работы в паре, группе, применять правила работы совместной деятельности;
-
анализировать условия достижения цели с помощью взрослого;
-
планировать пути достижения целей с помощью взрослого;
-
осуществлять констатирующий контроль по результату действия;
-
вырабатывать критерии оценки учебной работы с помощью взрослого, оценивать свою работу по этим критериям;
-
давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах.
Предметные результаты:
-
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
-
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
-
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
-
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
-
объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
-
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в дре