- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по ФГОС 5 класс
Рабочая программа по ФГОС 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сатункина Л.А. |
Дата | 03.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Содержание
-
Содержание
-
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа
-
Информация о количестве учебных часов
-
Описание структуры КТП
-
Пояснительная записка
-
Место учебного предмета
-
Специфика предмета
-
Цель
-
Задачи
-
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
-
Связь с другими предметами цикла
-
Формируемые учебные действия
-
Формы работы
-
-
Содержание программы (по классам) с указанием разделов, часов и краткого содержания тем
-
Конечные требования к уровню подготовки учащихся и требования к уровню подготовки учащихся по классам
-
Планируемые результаты освоения программы (по классам)
-
Материально-техническая база, оснащение, литература
2. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа
-
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ был принят 21.12.2012 г.
-
Учебный план МБОУ "Репинская СОШ"
-
Информация о количестве учебных часов
Базисный учебный план по программе- 2 час в неделю, 68 часов в год. Курс истории ориентирован на учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Всеобщая история 5 класс» под ред. Ф.А. Михайловского, М «Русское слово» 2011г.
-
Описание структуры КТП
Календарно - тематическое планирование включает в себя тему урока и основное его содержание, вид урока и основные виды деятельности учителя и учащихся, требования к уровню подготовки учащихся, УУД.
-
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
-
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
-
Основной образовательной программой МБОУ «Репинская СОШ»
-
Рабочая программа к учебнику В.А.Михайловского «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.-сост. Ф.А.Михайловский. - М.: ООО «Русское слово - учебник, 2013. - (ФГОС. Инновационная школа).
Программа ориентирована на УМК: Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово - учебник, 2014. - 296 с. - (ФГОС. Инновационная школа).
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет - ресурсов. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории. Данная программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Цель обучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);
- формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
-
Место учебного предмета
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Истории», из расчета 2 учебных часа в неделю.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2016-2017 учебный год на изучение обществознания отводится 2 час в неделю, 68 часов в год.
-
Специфика предмета
Программа построена с учетом дифференцированного подхода - предусмотрен репродуктивный и продуктивный (повышенной трудности) уровень подготовки учащихся. При проведении итогового контроля даются тесты с разноуровневыми заданиями.
-
Цель
Цель программы: дать целостное представление о всеобщей истории, показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре, охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину, раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
-
Задачи
1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.
2. Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.
3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства).
4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения,
5. Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
-
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательных и практических задач отражающих типичные социальные ситуации.
-
Связь с другими предметами цикла
Курс «Всеобщей истории» в 5 классе, опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «Обществознание», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «Обществознание». Курс «История» в 5 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
-
Формируемые учебные действия
Универсальные учебные действия
Личностные действия
(знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях)
Регулятивные действия
(обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности)
Познавательные действия
Коммуникативные действия
Общеучебные универсальные действия:
Знаково-символические действия:
Логические действия:
Постановка и решение проблемы:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
формулирование проблемы
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)
планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий)
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
преобразование модели ( с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область)
синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор).
прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик)
структурирование знаний
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
подведение под понятие, выведение следствий
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий
коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата)
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
установление причинно-следственных связей
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и
уровня усвоения)
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
построение логической цепи рассуждений
саморегуляция(способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий)
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
доказательство
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера
выдвижение гипотез и их обоснование
-
Формы работы
- Виды и формы контроля
Виды контроля
-
устный опрос;
-
индивидуальное задание;
-
фронтальный опрос;
-
беседа;
-
экспресс-опрос;
-
устный опрос;
-
практические работы;
-
самостоятельная работа;
-
беседа;
-
тестирование;
-
создание презентаций;
-
Предварительный;
-
Текущий;
-
Тематический;
-
Контрольная работа;
-
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
-
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс
Тема урока
Характеристика видов деятельности учащегося
Планируемые результаты
Дата
Личностные
Метапредметные
Предметные
План
Факт
1
Введение
Увлекательный
мир истории
Учебный диалог
Познавательный интерес к истории.
Умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное, умение слушать учителя и отвечать на вопросы
Усвоение понятия «всеобщая история». Знание периодизации. Умение различать письменные и вещественные исторические источники.
Сентябрь
2
Раздел 1. Жизнь и открытия первобытных людей.
Первые люди на Земле
Учебный диалог. Сам, работа
Научные представления об эволюции человека
Устанавливать причинно- следственные связи осознание важности трудовой деятельности в жизни людей.
Знание основных этапов эволюции человека и ее причин. Умение давать характеристику предшественникам людей.
3
Открытия и изобретения древних охотников
Работа с картой
Понимание важности коллектива как фактора развития общества
Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
Знание условий жизни и основных занятий первобытных людей. Умение показывать на карте территории, заселенные первобытными людьми.
4
Искусство и религия первобытных людей
Учебный диалог, составление рассказа
Познавательный интерес к первобытному искусству.
Умение строить речевые высказывания в устной форме, эстетическое восприятие объектов искусства.
Знание понятий «религия», «искусство», «миф». Объяснение причин возникновения религиозных верований
5
У истоков цивилизации
Возникновение земледелия и скотоводства
Учебный диалог
Понимание роли труда для развития общества
Умение работать с текстом, выделять в нем главное, составлять конспект урока в тетради.
Умение объяснять преимущества производящего хозяйства по сравнению с присваивающим.
6
От первобытности к цивилизации
Составление рассказа
Осознание причин социального расслоения
Умение работать с текстом, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Умение формулировать определение понятий «первобытность» и «цивилизация
7
Счет лет в истории
Решение задач
Понимание важности счета лет в истории
Умение работать с текстом учебника.
Знание основных хронологических понятий и терминов. Умение решать элементарные хронологические задачи
8
Повторение по теме «Первобытное общество»
Практическая работа
Интерес к истории, процессу научного познания.
Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты.
Умение делать выводы на основе знаний о достижениях первобытных людей
9
Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК Цивилизации речных долин
«Египет - дар Нила».
Работа с картой, учебный диалог
Осознание роли труда в создании цивилизации
Умение работать с текстом и картой, структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради.
Знание природных условий и географического положения Древнего Египта, условий и причин возникновения древнеегипетской цивилизации.
Октябрь
10
Страна двух рек.
Составление рассказа по картине
Представление о Библии как историческом источнике
Умение работать с различными источниками информации.
Умения сравнивать природные условия и особенности исторического развития Древнего Египта и Междуречья.
11
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Анализ исторического документа.
Познавательный интерес к изучению исторических источников
Развитие навыков устанавливания причинно -следственных связей между объектами и явлениями.
Знание причин возвышения Вавилона, роли царя Хаммурапи в истории Древневавилонского царства, содержания судебника царя.
12
Древнейшие цивилизации Индии и Китая.
Работа с картой, учебный диалог
Познавательный интерес к истории.
Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе сравнений.
Знание географического положения и природно - климатических особенностей Древней Индии, Древнего Китая и причин возникновения цивилизаций.
13
Повторение по теме «Цивилизации речных долин»
Исторический диктант, учебный диалог.
Повторение для закрепления знаний
Умение воспроизводить информацию по памяти.
Умение давать характеристику цивилизаций речных долин, сравнивать их, делать выводы.
14
Древний Египет
Фараоны и пирамиды
Учебный диалог
Понимание важности научных исследований.
Умение работать с различными источниками информации, эстетическое восприятие памятников культуры
Описание древнеегипетских пирамид как символов власти и обожествления фараонов
15
Жизнь в Древнем Египте.
Составление рассказа
интерес к процессу научного познания.
Применение полученных знаний на практике умение организовать выполнение заданий учителя
Знание условий жизни и труда земледельцев и ремесленников, а также занятий и условий жизни вельмож.
16
Завоевания фараонов
Установление причинно-след.связей
Представление о захватническом характере войн
умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Знание завоеваний фараонов. Умение показывать на карте направления походов Тутмоса III и границы Древнего Египта в период наивысшего могущества.
17
Культура Древнего Египта
Учебный диалог
интерес к изучению искусства и религии Древнего Египта
эстетическое восприятие памятников культуры. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Знание определения понятия «культура». Описание памятников древнеегипетской культуры.
Ноябрь
18
Культура Древнего Египта
Презентация групповой работы
Осознание необходимости повторения для закрепления знаний
умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы.
Умение давать характеристику Древнеегипетской цивилизации. Умение работать с историческими источниками.
19
Западная Азия в век железа
Финикийские мореплаватели
Работа с картой, участие в беседе
Представление о вкладе древних финикийцев в историю человечества
умение работать с различными источниками информации. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Знание географического положения и природных условий Финикии, а также направлений финикийской колонизации.
20
Древняя Палестина
Работа с картой, учебный диалог
Представление о вкладе евреев в историю и культуру человечества
умение работать с различными источниками информации, умение применять полученные на уроке знания на практике.
Знание географического положения и природных особенностей Палестины. Описание основных событий. Знание особенностей религии древних евреев.
21
Ассирийская военная держава
Заполнение таблицы, дискуссия
Представление о захватническом характере войн Ассирии
Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме умение соблюдать дисциплину на уроке.
Знание географического положения и природных условий Ассирии, истории ее завоеваний, а также организации управления завоеванными территориями.
22
Победители Ассирии.
Учебный диалог
Представление о вкладе древних вавилонян в историю человечества
умение давать определения понятиям. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Знание географического положения и природных условий Нововавилонского и Мидийского царств, истории их возвышения. Описание памятников архитектуры и искусства Вавилона.
23
Повторение по теме «Древний Египет и Западная Азия»
Тестирование
интерес к процессу научного познания.
умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и делать выводы.
Знание основных терминов, понятий и дат.
Декабрь
24
Великие Державы Древнего Востока
Образование державы Маурьев в Индии
Составление рассказа
Понимание закономерного появления великих держав.
умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Умение делать выводы.
Знание особенностей природных условий Древней Индии и занятий ее населения, а также истории образования и расцвета державы Маурьев.
25
Единое государство в Китае
Учебный диалог
Понимание роли личности в истории
умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы.
Знание географического положения, природных условий и занятий населения Древнего Китая, истории образования Циньской державы.
26
Великая Персидская держава
Работа с текстом
Познавательный интерес к истории
умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям.
Знание географического положения Персидской державы Характеристика деятельности царя Дария I.
27
Повторение по теме «Древний Восток»
Практическая работа
Осознание необходимости повторения для закрепления материала.
умение воспроизводить информацию по памяти, работать с тестами различного уровня сложности
Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику великим державам Древнего Востока.
28
Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Древнейшая Греция
Греция и Крит в эпоху бронзы
Работа с картой, учебный диалог
Представление о древнейшей цивилизации в истории Европы
эстетическое восприятие объектов культуры умение планировать выполнение заданий учителя.
Знание географического положения и природных условий Древней Греции и Крита. Анализ мифов, выделение в их содержании исторических фактов
29
Поэмы Гомера
Анализ текста
Представление о поэмах Гомера как памятниках мировой лит-ры
умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме эстетическое восприятие объектов культуры
Знание содержания поэм Гомера и основных сведений о жизни поэта. Умение анализировать содержание отрывков из поэм
30
Боги и герои Эллады
Работа с текстом, учебный диалог
Представление о культурно- историческом значении мифов
умение устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, давать описание, готовить сообщения
Умение описывать образы богов и анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями древних греков
31
Рождение античного мира
Греческие полисы и Великая греческая колонизация
Работа с картой и текстом
Понимание необходимости знания о полисах для дальнейшего изучения истории Древней Греции
умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Знание причин возникновения греческих полисов, а также причин Великой греческой колонизации. Описание и общая характеристика типичного античного полиса.
Январь
32
Афинский полис
Работа с терминами, учебный диалог
Представление о возникновении первой в истории демократии
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать с текстом,структурировать учебный материал
Знание истории становления демократии в Афинах, реформ Солона, тирании Писистрата и реформ Клисфена. Умение давать оценку их реформам.
33
Древняя Спарта
Составление рассказа описания
Осознание роли воспитания в формировании личности
Умение сравнивать и делать выводы. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Умение показывать на карте Пелопоннес, Лаконию, Спарту. Сравнение политического устройства Спарты и Афин
34
Рождение античной цивилизации.
Исторический диктант, учебный диалог
Повторение для закрепления знаний
умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты.
Знание основных терминов, понятий и дат.
35
Греко-персидские войны
Герои Марафонской битвы
Работа с текстом, учебный диалог
Представление о героизме как качестве, способном обеспечить победу
умение работать с различными источниками информации, давать описания объектов и событий, анализировать результаты своей работы
Знание причин греко-персидских войн и основных событий их начального периода, а также значения победы греков при Марафоне. Оценка личности Мильтиада
36
Персидское вторжение в Грецию.
Работа с картой, учебный диалог
Представление о героизме и самоотверженности
умение определять цель урока и ставить задачи, представлять результаты работы
Знание главных сражений греков с персами в период персидского вторжения в Грецию.
Февраль
37
Могущество и упадок Афин
Расцвет демократии в Афинах
составление исторического портрета
Представление о демократии как прогрессивной форме правления
умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал
Знание о роли Афин в истории Древней Греции, о расцвете афинской демократии при Перикле и создании Афинской морской державы.
38
Хозяйственное развитие Греции в V в. до н.э.
Ответы на вопросы, работа с текстом
Познавательный интерес к истории.
умение работать с текстом, давать оценку событий. умение организовать выполнение заданий учителя
Знание особенностей рабовладения в Древней Греции. Описание афинского порта Пирея и афинской торговли
39
Пелопоннесская война
Работа с картой, учебный диалог
Представление о сочетании объективных и субъективных причин, влияющих на течение и исход событий
Умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения, презентации и представлять результаты.
Знание причин, хода и итогов Пелопоннесской войны. Оценка личности Алкивиада и его роли в войне. Умение показывать на карте места основных сражений войны
40
Древнегреческая культура
Граждане, ученые и атлеты Греции
Составление рассказа описания
Представление о всемирно-историческом значении древнегреческой культуры
Умение давать определения понятиям, описывать и сравнивать явления и события, делать выводы. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Умение рассказывать о развитии науки и о научных достижениях ученых Древней Греции. Описание Олимпийских игр,
41
Архитекторы, скульпторы, поэты Греции
Составление презентаци
Значение древнегреческой культуры
умение организовать выполнение заданий учителя.
Знание особенностей архитектуры, скульптуры и театра Древней Греции.
42
Древнегреческая культура
Защита проекта
Повторение для закрепления знаний
Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Приведение примеров достижений древних греков в области культуры.
43
Македонские завоевания Возвышение Македонии
Участие в беседе
Интерес к процессу научного познания.
умение работать с текстом, давать определения понятиям.
Знание причины возвышения Македонского царства при Филиппе II, его реформ и истории подчинения греческих полисов Македонии.
44
Завоевания Александра Македонского
Работа с картой, составление исторического портрета
Понимание роли личности в истории.
умение описывать события и давать им оценку, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, представлять результаты работы
Знание основных событий и сражений Восточного похода Александра Македонского. Оценка личности Александра и его роли в истории.
Март
45
Греческий Восток
Составление рассказа
Понимание всемирно-исторического значения эллинистической культуры
умение работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно -следственные связи, формулировать понятия.
Знание причин распада державы Александра Македонского и образования эллинистических государств. Описание Александрии Египетской и ее достопримечательностей.
46
Повторение по теме «Древняя Греция»
Тестирование
Представление о вкладе древних народов в историю человечества
умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Давать оценку событий
Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику основных периодов.
47
Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ. Образование Римской республики
Начало римской истории
Работа с картой, анализ источника
Познавательный интерес к истории, процессу научного познания
умение работать с различными источниками информации, отличать главное от второстепенного, грамотно формулировать вопросы
Знание географического положения, природных условий и занятий населения Древней Италии.
48
Республика римских граждан
Составление схемы
представление о системе государственной власти и управления.
умение осуществлять поиск нужной информации, описывать и сравнивать события, делать выводы на основании сравнений.
Знание причин и характера борьбы патрициев и плебеев, государственного устройства Римской республики.
49
Завоевание Римом Италии.
Работа с картой, учебный диалог.
Представление о войнах Рима как захватнических
умение работать с различными источниками информации
Знание основных событий и характера римского завоевания Италии
50
Римские завоевания в Средиземноморье
Первая война с Карфагеном
Работа с картой, учебный диалог
Представление о войнах захватнических с обеих сторон
умение давать описание событий, объяснять их причины, прогнозировать развитие событий.
Знание причин противостояния Рима и Карфагена, хода военных действий в Первой Пунической войне, ее результатов и значения.
51
Война с Ганнибалом
Работать с картой, учебный диалог
Представление о войне как негуманном способе разрешения конфликт
умение отличать факты от предположений, давать описание событий, объяснять их причины и значение, прогнозировать развитие событий
Знание хода военных действий во Второй Пунической войне, ее результатов и значения. Оценка личности Ганнибала, его роли в истории войны.
Апрель
52
Рим - завоеватель Средиземноморья
Работа с картой, с текстом
Представление о роли идеологии и дипломатии во внешней политике
умение работать с различными источниками информации, давать описание событий, объяснять их причины и значение
Знание завоеваний римлян в Восточном и Западном Средиземноморье, а также исторических последствий римских завоеваний.
53
Повторение по теме «Римская республика»
Исторический диктант, учебный диалог
Представление о вкладе римлян в развитие военного искусства
умение делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности
Знание основных терминов, понятий и дат.
54
Гражданские войны в период Римской республики Народные трибуны - братья Гракхи
Учебный диалог
Осознание справедливости борьбы человека за свои права
умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий
Знание причин начала гражданских войн в Римской республике, законодательство Гракхов, исторического значения их борьбы с римской аристократией.
55
Сулла - первый военный диктатор Рима
Составить рассказ описание
Осознание важности государственных преобразований
умение работать с различными источниками информации, умение работать в составе творческих групп
Знание причин и содержания военной реформы Гая Мария, причин установления и сущности диктатуры Суллы.
56
Восстание Спартака
Составить исторический портрет
Осознание справедливости борьбы людей за свои права
умение давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение.
Знание положения рабов и причин крупнейшего восстания рабов в Риме. Оценка личности Спартака.
57
Цезарь - повелитель Рима
Работа с текстом
Понимание роли личности в истории.
умение работать с различными источниками информации, прогнозировать развитие событий
Знание событий борьбы полководцев за власть в Римской республике. Описание личности триумвиров.
58
Падение республики
Учебный диалог, исторический портрет
Представление о многофакторности исторического процесса,
умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Знание основных событий, связанных с падением республики в Риме. Описание личности Октавиана и Марка Антония.
59
Повторение по теме «Древний Рим»
Тестирование
Осознание необходимости повторения для закрепления знаний
умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы.
Знание основных терминов, понятий и дат, причин гражданских войн в Риме и причин падения республики.
60
Расцвет и могущество Римской империи Император Октавиан Август
Исторический портрет
Осознание роли идеологии в управлении обществом
Умение работать с различными источниками информации, давать описание событий.
Знание особенностей правления Октавиана Августа, его внутренней и внешней политики.
61
Цезари Рима.
Учебный диалог
Познавательный интерес к истории, процессу
умение работать с различными источниками информации умение организовать выполнение заданий учителя.
Знание особенностей правления императоров Нерона и Траяна.
Май
62
Культура Римской империи.
Защита проекта
Представление о всемирно-историческом значении римской культуры
умение объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий, готовить сообщения и презентации
Знание особенностей римской архитектуры, видов архитектурных сооружений. Знание условий жизни в столице и в провинциях.
63
Жизнь в Римской империи. Сельское хозяйство
Работа с текстом
Представление о римской культуре
умение работать с различными источниками информации, давать описание событий.
Знание условий жизни и занятий населения в столице и в провинциях.
64
Закат античной цивилизации Кризис Римской империи в IIIв
Учебный диалог
Представление о кризисах в истории
умение объяснять причины событий и их значение.
Знание внутренних и внешних причин и условий кризиса империи.
65
Христианство
Работа с текстом
Толерантное отношение к людям других религий
умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал
Знание условий возникновения христианства, основных исторических сведений о жизни Иисуса Христа
66
Императоры Диоклетиан и Константин.
Работа с историческим источником
Представление о значении реформаторской деятельности в истории
умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий.
Знание государственной деятельности и реформ императоров Диоклетиана и Константина. Характеристика личности императоров.
67
Падение Западной Римской империи
Работа с картой, учебный диалог.
Представление о причинах, влияющих на ход событий
умение прогнозировать развитие событий, готовить сообщения.
Приведение доказательств ослабления Римской империи, причин ее распада и падения Западной Римской империи.
68
Повторение по теме «Древний мир». Итоговый контроль
Итоговый тест
Повторение для закрепления знаний
умение воспроизводить информацию по памяти
Знание основных терминов, понятий и дат
-
Конечные требования к уровню подготовки учащихся и требования к уровню подготовки учащихся
Сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать,
анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
-
Планируемые результаты освоения программы
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по история
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по истории, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
-
Список литературы для учителя
-
Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2015-23 с.
-
Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5кл.:к учебнику Ф.А Михайловского. М.: ВАКО, 2012- 304 с.
-
Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2008-302
-
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.
-
Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции - М.,1998-278с.
-
Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима - М.,1998-123с.
-
Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. - М.,2000-173с.
-
Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.
Список литературы для обучающихся
-
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.
-
Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977-148с.
-
Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции - М.,1998-278 с.
Интернет - ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира
-
А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен>, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)
-
История Востока (Восток в древности) (l1ttр://kulichki.com/~gumilev/HE1)
-
Эллада (httр://hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам