Общественный строй Древнерусского государства. Технологическая карта урока

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

Общественный строй и церковная организация на Руси.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Рассмотреть основные события Руси в период правления Ярослава Мудрого.

План урока

1.Формирование древнерусской народности

2.Основные слои населения Древней Руси

3. Земельные отношения

4. Церковная организация. Храмы и богослужение. Монастыри.

5.Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Личностно значимая проблема

Роль Православной церкви в жизни страны

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Боярин, вотчина, холопы, холопы, закупы, смерды, рядовичи, общество.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

7

Беседа


Составление плана ответа

Создает проблемную ситуацию:

1. В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

2. Какие важные события произошли на Руси в период совместного правления Ярославичей?

3. Назовите основные черты правления Владимира Мономаха.

Работа по карте: Покажите Киевскую. Черниговскую, Перяславскую и Тмутараканскую земли.

- Найдите и покажите место первого крупного столкновения русских и половецких войск

Готовятся составлять план ответа

Задание.

Слушая рассказ учителя, определите какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности.

Рассказывает об объединении восточных славян, уплате дани, участии в общегосударственных делах, военных походах, хозяйственных делах. Возникал и развивался единый русский язык.

?? Что еще способствовало объединению населения страны (ед. вера)

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Учет позиции других учеников, умение обосновать собственное мнение. Построение полного ответа на поставленный вопрос.

Определение пробелов в своих знаниях и умениях

Формулирование собственной позиции при решении учебной задачи

Составление плана ответа.

Выделение и формулирование главных мыслей рассказа. Освоение способов решения проблем поискового характера


Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.

III. Изучение нового материала

17

Беседа с учащимися по вопросам.



Работа с текстом учебника



Работа в группе.

- Вспомните, какие слои населения проживали в Древнерусском государстве?

Можно обратиться к тексту учебника и уточнить ответ на вопрос.

Работа с текстом учебника с.70-71

Кластер

Князь

Дружина

Бояре мл.дружинники

Люди

Ремесленники купцы

духовенство

Назовите и запишите основные слои населения. Разделите на свободных и зависимых население Руси.


Вопрос и задание:

- Какова была организация христианской церкви? 1гр.п.4 стр.72

2 гр. Стр.74Какую роль в жизни Руси играли монастыри.?

3гр.стр 75. Кого на Руси называли святыми?

Что такое мораль?

Формулирование собственной позиции при решении учебной задачи.

Овладение навыками смыслового чтения, составление кластера.

Работа с понятиями: общество, духовенство , люди, вотчина, холоп, челядь, рядович..


Управление проявлениями своих эмоций.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Отвечают на вопросы, работают в группе , парах.

Освоение способов решения проблем поискового характера

1. Индивидуальная работа.




2. Фронтальная работа.

3. Работа в группах

4. Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.




2. Устные ответы.


3. Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Задания в тетради

1. Работа с иллюстрациями стр . 71,73А.Васнецова «Двор князя», В.Верещагин «Закладка десятиной церкви»

Составьте рассказ, опишите картины

Выполняют задания в рабочей тетради

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Докажите, что у земледельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие , так и различные интересы

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 9.

Конкретизирует домашнее задание: выучить определения. Параграф, отвечать на вопросы стр.76

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа


Апполинарий Васнецов

«Двор удельного князя» - одна из больших его работ, потребовавшая от него приложения всех сил и активации всех его талантов. Картина изображает период приблизительно 12 века, когда Русь состояла из множества отдельных княжеств, в каждом из которых главой был свой князь.

На ней княжеское подворье, высокий терем, изображенный с большим знанием русской архитектуры тех веков, купола храма вдалеке, раскрытые ворота.

На подворье можно рассмотреть несколько отдельных сцен, слабо связанных друг с другом. Главная, к которой сразу оказывается приковано внимание зрителя - князь, восседающий на вынесенном из терема кресле. Ноги его покоятся на медвежьей шкуре - это и символ власти, и граница, разделяющая князя и землю, рядом стоит мальчик с хлебом на подносе, за спинкой кресла толпятся приближенные и стража.

Перед ним же - крестьяне из деревни, принадлежащей князю. Они принесли дань - мясо, мед, колосья, выращенные на княжеской земле. Женщины, мужчины, они немного нервничают.

На крыльце терема дети князя - богатая одежда, любопытные лица. Мальчик висит на перилах, девочка расслабленно опирается на них.

В стороне разбирают дань - не те символические дары, которые принесли к трону князя, а то, что привезли на телеге.

В воротах виден силуэт всадника - гонец, принесший весть, и кто знает, дурную или добрую.

Картина дышит духом старины, пронизана знанием прошлых веков.

Верещагин Василий Петрович - русский живописец, профессор Императорской Академии художеств. Родился в 1835 году. Первоначальное художественное образование получил в Перми у местного иконописца. В 1856 году поступил в Академию художеств учеником Алексея Тарасовича Маркова. В течение шестилетнего пребывания в Академии он получил все академические медали. Отправившись за границу пенсионером Академии, Василий Петрович Верещагин посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров.



© 2010-2022