Технология критического мышления на уроках истории

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как способ повышения эффективности урока. Учитель - Колесникова С.В.

Одна из главных задач современного образования - повышение эффективности урока. Каждый педагог стремится организовать урок так, чтобы он активизировал желание школьников учиться.

Что значит эффективность? Это уровень соответствия результатов поставленным задачам. Эффективность определяется тем, что взяли учащиеся с урока. На эффективном уроке каждый ученик приобретает определенную сумму знаний и навыков, развивает свои способности, происходит воспитание ученика.

Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать, ошибаться, чтобы получить в конечном итоге положительный результат.

Как известно любое однообразное действие приводит к рассеиванию внимания учащихся, к сонливости, в результате дети занимаются посторонними вещами, отвлекаются, не воспринимают информацию учителя. Поэтому на уроке нужно стремиться к разумному изменению видов деятельности учащихся. У каждого учителя свои методические приемы, которые позволяют сделать уроки интересными и эффективными. Я стараюсь использовать у себя на уроках следующие приемы:

  1. Прием новизны ( включение в учебный материал интересных сведений и фактов. Например, рассказ о девочках- «маугли» из Индии на уроках обществознания).

  2. Прием создания проблемной ситуации

  3. Прием адаптации к жизненным ситуациям

  4. Игровые приемы ( урок-путешествие, урок0сказка, урок-игра)

Занимаясь изучением вопроса эффективности уроков, повышения интереса и мотивации учащихся, я познакомилась с технологией развития критического мышления. Приемы, которые включает в себя эта технология стали настоящей «палочкой-выручалочкой» для меня, позволяя оживить практически любой этап урока, они очень понятны, доступны и не требуют большой подготовки учителя. Поэтому мне хотелось бы познакомить коллег с технологией развития критического мышления более подробно и показать, как я применяю ее элементы на уроках.

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века, она является общепедагогической, надпредметной.

  • Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Какие цели и задачи ставит перед собой данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления

2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

3) Развитие аналитического, критического мышления.

4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации

5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.

  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими

  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.

  • Развитие умения анализировать полученную информацию

Основа технологии - трехфазовая структура урока:
вызов, осмысление, рефлексия:

3- я стадия

Вызов:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Реализация смысла:

- получение новой информации;

- учащиеся соотносят старые знания с новыми.

Рефлексия:

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.

Давайте посмотрим на примерах уроков истории и обществознания, как может быть использована данная технология.

Тема урока: Монгольское нашествие на Русь

Стадия «Вызов»- здесь могут быть использованы следующие приемы, позволяющие выяснить, что знают ученики по теме урока:
«Корзина идей» - ученики «накидывают имеющиеся у них знания по теме.

«Верите ли вы…» Учащимся задают ряд вопросов: а) В ходе нашествия были разгромлены Киев, Новгород, Владимир.

Б) Маленький город Козельск монголы не могли взять 7 недель.

В) Иноземные захватчики победили, т.к. на Руси не было единства

Стадия «Осмысление»- идет работа с информацией. Изучение темы. При самостоятельной работе учащихся с текстом параграфа может быть применен прием «Тонкие и толстые вопросы». ( Ученики задают друг-другу вопросы по прочитанному материалу. 3-4 «тонких» вопроса и 1-2 «толстых»).


«толстые»?

«тонкие»?

Объясните, почему…?

Почему вы думает6е…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Где…?

Будет…?

Как называется…?

Верно ли…?

Стадия « Рефлексия». Здесь может быть применен прием « Синквейн».
Правила его написания таковы:

1 строка:

Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка:

Описание темы (два прилагательных)

3 строка:

Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

4 строка:

Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

5 строка:

Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

Вот один из примеров того, что получается у ребят.

Иго

Страшное, кровавое

Убивает, сжигает, собирает дань,

Татаро-монгольское иго - тяжелая ноша.

Зависимость.

Хотелось бы назвать еще несколько интересных приемов, которые я с успехом применяю на уроках.

Прием «Фишбоун» («Рыбная кость), понятийное колесо,стратегия « Условные значки: уже знал,новое, думал иначе, есть вопросы).


В заключение хотелось бы сказать:

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.

  • сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации

Источники, использованные при подготовке сообщения.

  • Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей - СПб.: СПбГУПМ, 2001

  • Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. - СПб.: СПбГУПМ, 1999.

  • О. Загашев, С.И. Заир - Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156

  • Технология развития критического мышления на уроке истории
    history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html

  • psychology.careeredublogs.com/files/2010/02/school.jpg

  • grafamania.net/uploads/posts/2008-08/1219611582_7.jpg

  • 88.198.21.149/images/photoframes/2010/6/02/17/55/g2IP8mW0czgiqFNweb.jpg

© 2010-2022