- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пискарев И.Н. |
Дата | 04.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа разработана на основе:
1.Закон об образовании РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2. Закон об образовании РТ № 68-ЗРТ от 22.07.2013 г.;
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 79 с. - (Стандарты второго поколения);
4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897;
5. Примерной основной образовательной программы основного общего образования от 08 апреля 2015 года.
6. Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения);
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).
Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «История»
1. Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
2. Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
3. Владение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
4.Оспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
5. Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
6. Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Место учебного предмета «История» в учебном плане основного общего образования.
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классах по 2 часа в неделю.
Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др. В 6 классе изучается единый предмет «История», представленный учебным курсом «Всеобщая история. История Древнего мира».
Место учебного предмета в учебном плане.
6 класс - 70 часов для изучения истории: Всеобщая история - 30 ч, история России - 30 ч, история Татарстана - 10 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения истории.
Личностные:
-
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
-
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России).
-
Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
-
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
-
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
-
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные:
Регулятивные:
-
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;
-
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные:
-
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
-
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
-
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
-
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
-
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
-
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
-
критически оценивать содержание и форму текста;
-
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
-
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;
-
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
-
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-
резюмировать главную идею текста;
-
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
-
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.
Коммуникативные:
-
определять возможные роли в совместной деятельности;
-
играть определенную роль в совместной деятельности;
-
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-
выделять общую точку зрения в дискуссии;
-
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
-
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
-
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
-
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
-
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
-
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
-
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации.
Предметные:
- определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
- установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
-определение и использование исторических понятий и терминов;
-овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
-использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
- использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
-изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
- описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
-понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
- высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
- описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
-поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
- анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
-использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
-понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
-оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
-умение различать достоверную и вымышленную (ми-фологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
-определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
-систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV - начале XVI в.);
-поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
-приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
-уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Содержание учебного предмета.
История Средних веков.
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье. Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы и раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования. Короли и подданные. Карл великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV - XI в.в.: территория, хозяйство. Управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями. Вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI-XI в.в.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье. Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость. Повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города-центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII-XV в.в. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Жанна д Арк. Германские государства в XII-XV в.в. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII-XV в. Экономическое и социальное развитие европейский стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. ( Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII-XV в.в. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов. Управление империей. Положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевание Чингисхана и его потомков. Управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония и Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
История России. Древняя и средневековая Русь.
Что изучает история отечества. История России - часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия. Социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Древняя Русь в VIII- первой половине XII в. Восточные славяне: расселение, занятия. Быт. Верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославович. Христианство и Язычество.
Социально- экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.
Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.
Русь Удельная в 30-е г.г. XII-XIII в. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.
Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с запада. Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и её последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Культура Руси в 30-е г.г. XII-XIII в. Летописание. Каменное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.
Московская Русь в XIV-XV вв. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергей радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в, её итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г.
Экономическое и социальное развитие Руси в XIV-XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничения их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.
Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва - Третий Рим».
Культура и быт Руси в XIV-XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописания. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублёв).
Московское государство в XVI в. Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, её итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И. Фёдоров). Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой».
История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XVI века.
Среднее Поволжье в эпоху древности.
Природно-климатические условия Поволжья и Прикамья в древности. Появление первых людей. Занятия жителей края. Переход к производящим формам хозяйства. Изменения в жизни древних людей с переходом к обработке металла. Этнический состав населения.
Древние тюрки Евразии.
Великое переселение народов. Гуннская держава. Ранние тюрки в Среднем Поволжье. Тюрки-кочевники степей Евразии. Древние тюркские государства. Хазарский каганат. Великая Булгария.
Волжская Булгария в IX-начале XIII веках.
Освоение Среднего Поволжья булгарами и другими тюркскими племенами. Образование Государства Волжская Булгария. Территория. Население. Принятие ислама и его роль в жизни Волжской Булгарии.
Социально-политическое развитие. Система управления. Хозяйство, основные занятия населения. Города Волжской Булгарии. Взаимоотношения с Русью и Востоком. Булгары и соседские племена.
Культура: письменность, образование, наука, литература. Градостроительство.
Золотая Орда.
Древние монголы и татары. Монгольские завоевания. Покорение Волжской Булгарии. Образование Золотой Орды. Система управления. Хозяйственная жизнь З.О. Города. Внешнеполитические и торговые связи. Характерные особенности культуры периода расцвета З.О. Грамотность. Наука. Литература. Художественные виды ремесла. Архитектура. Искусство.
Булгарские земли в составе Золотой Орды. Социально-политические изменения. Экономическая жизнь. Возникновение новых городов. Памятники культуры В. Булгарии золотоордынского периода.
Золотая Орда во второй половине XIV-XV вв. Междуусобицы в Улусе Джучи. Тохтамыш. Тамерлан. Идегей. Распад Золотой Орды и образование татарских ханств.
Булгарские земли в составе Золотой Орды. Социально-политические изменения. Экономическая жизнь. Возникновение новых городов. Памятники культуры В. Булгарии золотоордынского периода.
Казанское ханство.
Образование Казанского ханства. Территория. Население. Система управления.
Социальная и политическая жизнь казанского ханства. Экономическое развитие: сельское хозяйство, ремесло, торговля.
Политическая история Казанского ханства в XIV -XVI вв.
Культура: просвещение, литература, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1
Определить место Средневековья в ленте времени.
Характеризовать источники, рассказывающие о средневековой эпохе.
Раннее Средневековье
2
Показывать на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств; на карте территории европейских государств раннего средневековья; на карте территорию Византийской империи, называть соседствовавшие с ней народы и государства; территории, населенные и завоеванные арабами в период средневековья.
Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее средневековье (объясняя какие источники об этом свидетельствуют); о культуре Византии, представлять описание ее выдающихся памятников; о занятиях и образе жизни арабских племен.
Разъяснять причины и значение распространения христианства в Европе в ранее Средневековье.
Характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями; положение и особенности жизни различных народов , входивших в Арабский Халифат; достижения арабской культуры, ее вклад в развитие мировой культуры
Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы, высказывать сужения о том, почему его называли Великим; исторических портрет (характеристику) Юстиниана.
Объяснять кто и как управлял Византийской империей; причины и следствия арабских завоеваний.
Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король, римский папа, епископ, монах; василевс, кодекс, фреска, мозаика; понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат.
Представлять описание памятников культуры раннего средневековья и высказывать суждения о них.
Зрелое Средневековье
11
Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества - рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев и др. (используя свидетельства источников); что и как изучали в средневековых университетах.
Показывать на карте направления наступления турок (османов) на Балканах.
Представлять характеристики известных исторических личностей (Жанны Дарк, Яна Гуса и др.), объяснять почему их имена сохранились в памяти поколений; какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, какие против; значение понятий и терминов школа, университет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение; причины ослабления и падения Византийской империи; значение понятий парламент, хартия, Реконкиста, гусит.
Характеризовать положение и деятельность церкви в средние века в Европе; причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе; представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жухни занимала религия.
Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.
Систематизировать материал об образовании централизованных государств в средневековой Европе.
Страны Востока в Средние века
2
Характеризовать общественное устройство государств Востока в средние века, отношения власти и подданных, систему управления.
Составлять
Объяснять значение понятий хан, орда, сёгун, самурай, каста.
Показывать на карте направления завоеваний монголов, тюрок (турок), и территории созданных ими государства.
Рассказывать о положении различных групп населения в странах Востока (используя свидетельства источников).
Представлять описание, характеристику памятников культуры народов Востока (используя иллюстративный материал).
Государства доколумбовой Америки
1
Показывать на карте древние государства Америки
Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки
История России и история Татарстана и татарского народа
Введение
1
Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников, о роли природы в жизни людей.
Характеризовать источники по российской истории.
Использовать историческую карту для объяснения своеобразного политического положения России.
Восточная Европа в середине I тыс. н.э.
2+2
Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия; великое переселение народов как исторический процесс и объяснять его роль в истории русского государства;
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Рассказывать о населении Поволжья в указанный период опираясь на сведения о хозяйстве, быте, верованиях, природных особенностях местных жителей;
Высказывать и обосновывать
Разъяснять особенности образования Волжской Булгарии на основе исторических источников.
Показывать на карте расселение европейских славян, восточных славян и прослеживать пути их переселения на современные места проживания.
Осуществлять поиск информации из различных источников по истории народов Сибири, Урала, Восточной Европы в указанный период.
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о великом переселении народов, и народах, населявших территорию России в указанный период.
Описывать образ жизни, хозяйственную деятельность, систему управления, социальную структуру Великой Болгарии, Волжской Булгарии, Хазарского каганата.
Приводить примеры взаимоотношений восточных славян с соседними племенами и народами.
Образование государства Русь
5+2
Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.
Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.
Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».
Объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье.
Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства;
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах; о возникновении ислама и основных его постулатах;
Давать оценку значения принятия христианства на Руси; принятия ислама в Волжской Булгарии.
Высказывать суждение об особенностях политического и экономического устройства Волжской Булгарии.
Русь в конце X - начале XII в.
5
Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.
Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской правды и «Устава» Владимира Мономаха.
Систематизировать исторический материал.
Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце X- первой трети XII в.
Составлять характеристики Ярослава Мудрого , Владимира Мономаха.
Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.
Русь в середине XII - начале XIII в.
6
Называть хронологические рамки периода раздробленности
Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров.
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала).
Участвовать в ролевой игре «Путешествие в древний Новгород»
Объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков.
Раскрывать причины и последствия раздробленности.
Русские земли в середине XIII - XIV в
6+1
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.
Рассказывать на основе информации учебника, отрывков летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище; о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.
Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.
Систематизировать исторически материал.
Оценивать основные события и явления истории удельной Руси.
Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.
Составлять характеристику Александра Невского.
Объяснять в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения
Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы; значение Куликовской битвы;
Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.
Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.
1+3
Рассказывать об экономическом и культурном развитии Золотой Орды; истории Волжской Булгарии в составе Золотой Орды.
Показывать на карте распад Золотой Орды и образованные на ее территории государства;
Описывать причерноморские территории в указанный период и давать оценку культурному влиянию других народов на регион.
Характеризовать особенности устройства Золотой Орды.
Объяснять
Раскрывать роль народов степи, Северного Кавказа и Сибири в становлении экономических и политических отношений Руси с Западом и Востоком.
Формирование единого Русского государства в XV веке
5+2
Характеризовать отношения Москвы и Литвы; государственное устройство и экономическое развитие Золотой Орды;
Составлять характеристику Ивана III;
Объяснять причины и последствия феодальной войны; причины ослабления и распада Золотой Орды; смысл понятия централизованное государство; значение создания единого русского государства;
Указывать хронологические рамки процесса становления единого русского государства.
Раскрывать
Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.
Высказывать
Выявлять на основе текста и схем учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.
Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.
Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения о положении крестьян.
Обобщать и систематизировать исторический материал.
Оценивать основные события и явления в истории Руси XV в., роль отдельных исторических личностей.
Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.
Культурное пространство
5
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси;
Осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город».
Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси;
Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийский соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др.
Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.
Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в XIV - XV вв.
Объяснять значение понятий ересь, «Москва-третий Рим».
Раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности;
Проводить поиск исторический информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода (в том числе и на основе регионального компонента) и их создателях.
Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального компонента)
Учувствовать в составлении альбома, посвященного памятникам культуры родного края изучаемого периода.
Календарно-тематическое планирование.Раздел,
тема
Количество часов
Дата
проведения
Дата проведения
Дата проведения
Дата проведения
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
1
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков.
1
1.09
3.09
1.09
1.09
2
Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории.
1
3.09
6.09
6.09
6.09
3
На пороге Средневековья. Великое переселение народов. Падение западной Римской империи. Образование варварских королевств.
1
8.09
10.09
8.09
8.09
4
Народы Европы и раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда».
1
10.09
13.09
13.09
13.09
5
Держава Каролингов: этапы формирования. Короли и подданные. Карл великий. Распад Каролингской империи.
1
15.09
17.09
15.09
15.09
6
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства.
1
17.09
20.09
20.09
17.09
7
Складывание феодальных отношений в странах Европы. Светские правители и папы.
1
22.09
24.09
22.09
22.09
8
Культура раннего Средневековья.
1
24.09
27.09
27.09
27.09
9
Византийская империя в IV - XI в.в.: территория, хозяйство. Управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями. Вторжения славян и арабов. Культура Византии.
1
29.09
1.10
29.09
29.09
10
Арабы в VI-XI в.в.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
1
1.10
11
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
1
6.10
12
Крестьянство: феодальная зависимость. Повинности, условия жизни. Крестьянская община.
1
11.10
13
Города-центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
1
13.10
14
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви.
1
18.10
15
Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
1
20.10
16
Государства Европы в XII-XV в.в. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия.
1
27.10
17
Образование централизованных государств в Англии, Франции
1
1.11
18
Столетняя война; Жанна д Арк.
1
3.11
19
Германские государства в XII-XV в.в.
1
15.11
20
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII-XV в.
1
17.11
21
. Экономическое и социальное развитие европейский стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. ( Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
1
22.11
22
Византийская империя и славянские государства в XII-XV в.в. Экспансия турок-османов и падение Византии.
1
24.11
23
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
1
29.11
24
Османская империя: завоевания турок-османов. Управление империей. Положение покоренных народов.
1
1.12
25
Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевание Чингисхана и его потомков. Управление подчиненными территориями.
1
6.12
26
Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония и Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств. Вторжение мусульман. Делийский султанат.
1
8.12
27
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
1
13.12
28
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
1
15.12
29
Средние века в истории.
1
20.12
30
Контрольная работа по теме «История Средних веков»
1
22.12
31
Защита проекта на тему «Занимательное Средневековье»
1
27.12
32
Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия. Социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и северного Причерноморья.
Т. Древние тюрки Евразии.
1
28.12
33
Т. Среднее Поволжье в эпоху древности.
1
34
Восточные славяне: расселение, занятия. Быт. Верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
1
35
Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
1
36
Русь и Степь. Византия и Русь.
1
37
Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославович. Христианство и Язычество.
1
38
Русь в конце Х - первой трети XII в. Внутренняя и внешняя политика князей. Система управления страной. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Развитие городов, ремесел и торговли. Русская Правда. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.
1
39
Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.
1
40
Т. Волжская Булгария в IX-начале XIII веках.
1
41
Т. Социально-экономическое развитие Волжской Булгарии. Культура: письменность, образование, наука, литература. Градостроительство
1
42
Защита проекта по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XIIв.»
1
43
Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.
1
44
Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке.
1
45
Походы монголов на Русь. Героическая оборона русских городов. Зависимость Руси от золотой орды. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
1
46
Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Невская битва и Ледовое побоище, их значение. Александр невский - политик и военачальник.
1
47
Т. Булгарские земли в составе Золотой Орды.
1
48
Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
1
49
Общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Влияние монгольского нашествия на судьбу Руси.
1
50
Защита проекта «Русь Удельная в 30-е гг. XII-XIIIв.»
1
51
Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Иван Калита.
1
52
Взаимоотношения Руси с Ордой. Дмитрий Донской. Княжеская власть и церковь. Сергей Радонежский . Куликовская битва и её значение.
Т. Золотая Орда во второй половине XIV-XV вв
1
53
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Рост территории московского княжества. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Русь и Золотая Орда. Феодальная война второй четверти XV в, её итоги.
1
54
Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Органы государственного управления. Общерусский Судебник 1497 г.
1
55
Экономическое и социальное развитие Руси. Вотчинно - поместное землевладение. Структура российского средневекового общества. Положение крестьян, начало их закрепощения.
1
56
Власть и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва - Третий Рим».
1
57
Культура и быт Руси в XIV-XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописания. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублёв). Быт различных слоёв населения.
1
58
Роль Москвы в борьбе с ордынским владычеством.
Общее и особенное в образовании централизованных государств в России и Западной Европе.
1
59
Т. Образование Казанского ханства. Территория. Население. Система управления.
Социальная и политическая жизнь казанского ханства. Экономическое развитие: сельское хозяйство, ремесло, торговля.
1
60
Защита проекта на тему «Московская Русь в XIV - XV вв.»
1
61
Экономическое и политическое развитие Московской Руси в начале XVI в. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Начало Земских соборов. Приказная система управления. Стоглавый собор.
1
62
Опричнина: причины, сущность, последствия. Иван IV Грозный в представлениях современников и потомков.
1
63
Внешняя политика Московской Руси в XVI в. Задачи и основные направления внешней политики. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Многонациональный характер государства. Т.
1
64
Ливонская война, её итоги и последствия.
1
65
Россия в конце XVI в. Положение в стране после смерти Ивана IV Грозного. Царствование Федора Ивановича. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.
1
66
Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Начало книгопечатания. Литература (религиозная и светская). Общественно-политическая мысль. Русское зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Музыка. Быт, нравы, обычаи. «Домострой».
1
67
Т. Политическая история Казанского ханства в XIV -XVI вв.
Культура: просвещение, литература, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
1
68
Итоговое повторение и обобщение по теме «Российское государство во второй половине XV - XVI вв.»
1
69
Контрольная работа по теме «Российское государство во второй половине XV - XVI вв»
1
70
Защита проекта по теме «Московское государство в XVI в. »
1
Лист изменений в тематическом планировании
- № записи
Дата
Изменения,
внесенные в КТП
Причина
Согласование с зам. директора по УР
Планируемые результаты изучения учебного предмета «История»:
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Учебно - методическое обеспечение.
1.Всеобщая история. История средних веков. Агибалова Е.В., Донской Г.М. - М.: Просвещение, 2013. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования 2010 г.
2.История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс. (К учебнику Агибаловой Е.В., Донского Г.М.) (ФГОС). Крючкова Е.А. . - М.: Просвещение, 2013.
-
История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс, Пчелов Е.В., - М.: Просвещение, 2013.
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Серия «Стандарты второго поколения» / А.Г. Асмолов. Бурменская Г.В.- М.: Просвещение,2011.
-
Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителя. Серия «стандарты второго поколения».- М., Просвещение, 2012.
-
История. Интерактивные дидактические материалы. 6 класс. Стандарты второго поколения./ О.А. Мартьянова.- М., Планета, 2012.
-
Электронное интерактивное приложение. 6 класс. Стандарты второго поколения. - М., Планета, 2012.
-
Атлас и контурная карта по истории средних веков;
-
Настенные карты и таблицы, иллюстрации;
Материально-техническое обеспечение включает:
- обеспечение доступа в школьной библиотеке к учебной и художественной литературе, к коллекциям медиа - ресурсов на электронных носителях;
- информационным ресурсам Интернета,
- множительная техника для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов;
- мультимедийный проектор.
Интернет-ресурсы
1. Интернет-ресурсы. Форма доступа, history, standart. edu. га/
2. Интернет-ресурсы. Методический материал. Форма доступа, openclass. га/ communities/
3. Интернет-ресурсы: Преподавание истории и обществознания. Форма доступа, festival. 1 September. Ru/ subjects 111
4. moupschool1.narod.ru/obshestvo.htm
5. 900igr.net/prezentatsii/obschestvoznanie/Politika.html