Рабочая программа по ОДНК 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

Нормативно-правовыми основами разработки и введения комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» являются:

  • Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании» (ст.13, 14, 28 «содержание образования должно

обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);

  • Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);

  • ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.14 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,

рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. № мд-883/03 «О направлении методических

материалов ОРКСЭ»;

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;

  • Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 (ред. от 06.10.2011) «О государственной программе

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»;

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании»;

  • Федеральный закон от 24.07.98г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации»;

  • Федеральный закон от 26.09.97 г. №125-ФЗ (ред. от 02.07.2013г.) «О свободе совести и религиозных объединениях»;

  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11.08.09 г. (ВП-П44-4632);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 24.11.09 г. №667 «О Межведомственном координационном совете по реализации плана

мероприятий», утвержденный распоряжением правительства РФ от 29.10.09г№ 1578-р»;

  • Письмо Минобрнауки РФ от 24.10.11г. №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса

ОРКСЭ»;

  • Приказ МБОУ СОШ №3 г. Бирска от 31.08.2015 г. №187-К «О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2015-2016 учебном год»

  • -Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10

  • -Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Бирска утверждена приказом директора школы №189-К, от 31.09.15г

  • -Учебный план МБОУ СОШ № 3 г. Бирска на 2015-2016 учебный год, утвержден приказом директора школы №187-К от 31.08.2015г

  • - Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 на 2015-2016 учебный год, утвержден приказом директора школы №185-К от 31.08.2015

  • Положение МБОУ СОШ №3 г.Бирска «О рабочей программе по предмету (курсу) педагога»

Сведения о программе, на основе которой разработана рабочая программа

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики»М. Русское слово 2011.

Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», далее ОДНКР, является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной школы.

Комплексный учебный курс «ОДНКР» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 5 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Сведения об УМК

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект по ОРКСЭ и ОДНКР

М.Т. Студеникин « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», пособие для учащихся М. Русское слово 2011г

Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики». М. Русское слово 2011г.

Цель и задачи учебного предмета

Изучение ОДНКР направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании

конструктивных отношений в семье и обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре,

истории и современности России;

  • об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи комплексного учебного курса ОДНКР:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами

мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни

личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной

школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих позиций, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе

взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Преподавание знаний об ОДНКР призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции.

Общая стратегия курса заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности».

Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьниковсочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета - развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В соответствии с учебным планом школы представленная программа предусматривает изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе в объеме 35 часов (1 час в неделю).

Планируемые результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредмет -

ные, предметные)

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и

настоящему многонационального народа России;

  • знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его

мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав¬ственной отзывчивости, понимания

сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо¬циональных состояний;

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые

задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного

выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

Предметные результаты

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях

народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

  • формирование представлений об основах светской этики;

  • понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре,

особенностях традиционных религий России;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с

информацией, представленной разными средствами

В 5 классе учащиеся должны знать:

• основы этики и её значение в жизни человека;

• ценность родства и семейные ценности;

• нормы морали, порядочности, интеллигентности, долга, совести и др.;

• методы нравственного самосовершенствования;

• понятия «патриотизм», любовь и уважение к Отечеству;

учащиеся должны уметь:

• самостоятельно работать в группах;

• использовать творческие формы работы;

• составлять опорные конспекты к пересказам, планам, выпискам;

• самостоятельно готовить пересказы (подробные, выборочные, краткие, обобщенные);

• использовать информационно-коммуникативные технологии при выполнении домашних заданий;

учащиеся должны использовать:

приобретенные знания в практической и повседневной жизни.

В 5 классе в результате изучения КУК ОДНКР ученик должен

знать/ понимать:

  • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития;

  • Работать с историческими источниками и документами;

  • Смысл понятий: «Ценность родства, семейные праздники, образцы нравственности, мораль защитника Отечества,

трудовая мораль, нормы морали, патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России;

  • названия исторических памятников культуры

уметь:

  • составлять опорные конспекты к пересказам, планам, выпискам;

  • самостоятельно готовить пересказы (подробные, выборочные, краткие, обобщенные);

  • использовать информационно-коммуникативные технологии при выполнении домашних заданий;

  • зрительно различать исторические памятники культуры;

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • формирования уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • для проявления патриотизма - любви к России, к своему народу, к своей малой родине;

  • умения творить и созидать, уважать труд (свой и других людей);

  • укрепления доверия к другим людям; развития доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий. Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения.

Формы организации образовательного процесса

  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);

  • учебные и социальные проекты;

  • уроки-экскурсии;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • викторины и другие конкурсные события;

  • творческие мастерские.

Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы:

  • коллективную;

  • групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся);

  • индивидуальную.

В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.

Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.

Механизмы формирования ключевых компетенций

  • работа в группах различного состава;

  • работа в парах;

  • исследовательская деятельность;

  • самооценка;

  • извлечение необходимой информации;

  • систематизация усвоенного материала.

Организация домашней работы:

  • самостоятельное чтение;

  • составление опорных планов;

  • творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.д.);

  • подготовка пересказов;

  • заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).

Организация внеурочной работы:

  • экскурсии;

  • заочные путешествия;

  • просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов;

  • тематические вечера, праздники, концерты.

Технологии обучения

• ИКТ технологии;

• технология игрового обучения;

• технология проектного обучения;

• технология исследовательского обучения;

• здоровье сберегающие технологии;

• дифференцированное обучение.

Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

В программе курса 5 класса представлены следующие содержательные линии: «В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура»,«Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».

Раздел 1. В мире культуры 4 ч.

Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России.

Общее понятие о культуре. Российская культура - плод усилий разныхнародов. Деятели науки и культуры - представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.

Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России. Понятие о коренном народе. (§ 1,4 - Родной Башкортостан 5 класс).

Тема 3. Человек - творец и носитель культуры.Вне культуры жизнь человеканевозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.Законы нравственности - часть культуры общества. Источники, создающие нравственныеустановки.Древние башкиры. (§6 - Родной Башкортостан 5 класс). Народ - творец и носитель культуры.

Тема 4. Законы нравственности - часть культуры общества.

Роль правил в жизни общества. Роль светской этики. Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа 12ч

Тема 5 - 6. Береги землю родимую, как мать любимую.

Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Защита Отечества - долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны выходцев из Башкортостана на примере А. Матросова, М. Губайдуллина. Герои Советского Союза, выходцы из Мишкинского района (Г.Загитов, И.Ишкинин,Е. Орсаев, М. Актуганов, С. Казаков)

Тема 7 - 8. Жизнь ратными подвигами полна.

Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий - патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Башкирский кавалеристы в Отечественной войне 1812 года. Роль Башкортостана в годы Великой Отечественной войны.

Тема 9-10. В труде - красота человека.

Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Башкирское устное народное творчество ( сказки бытовые «Аминбек», «Мудрый старик и глупый царь». Родной Башкортостан 5 класс (стр.78-88)

Тема 11. Плод добрых трудов славен.

Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники).

Тема 12-13. Бережное отношение к природе.

Одушевление природы нашими предками. Отношение к природе у разных народов. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Заповедники как форма охраны природы. Башкортостан в древности, пещера Шульганташ. Родной Башкортостан 5 класс - § 5.

Тема 14-16. Семья- хранитель духовных ценностей.

Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка - главные семейные ценности. О

любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья - первый трудовой коллектив.

Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки. Сказки о животных, волшебные сказки, богатырские сказки. Родной Башкортостан 5 класс (стр.60-74)

Раздел 3. Религия и культура 9ч

Тема 17-18. Роль религии в развитии культуры.

Культурное развитие христианской Руси. Понятие о религии. Роль религии в развитии культуры. Христианская вера и образование в Древней Руси. Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство).

Тема 19. Культурное наследие христианской Руси. Духовная православная музыка.

Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон, Трезвон.

Тема 20. Духовные святыни Башкортостана.

Тема 21-22. Культура ислама.

Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) - золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть - часть исламской культуры. Исламский календарь. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Коран- священная книга мусульман.

Тема 23-24. Культура иудаизма.

Возникновение иудаизма. Тора - Пятикнижие Моисея. Синагога - молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора - Пятикнижье Моисея.

Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф.

Тема 25. Культурные традиции буддизма.

Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура. Буддийский монастырь. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности 3ч

Тема 26-27. Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село». Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Тема 28.Хранить память предков.

Хранение памяти предков - забота всех поколений. Благотворительность в истории России. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир 4ч

Тема 29-30. Твое образование и интересы.

Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение - важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека.

Тема 31. Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности - составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Тема 32. Твоя культура поведения и нравственные качества.

Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека.

Обобщение 3ч

Тема 33 - 34. Диалог культур и поколений (уроки обобщения).

Тема 35. Итоговое обобщение.

Особенности класса

Общеобразовательный (с наличием учащихся по программе VII-го вида).

Предпочтительные формы контроля и оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

  • индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая),

самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).

  • взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

  • самоконтроль; фронтальный контроль; тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки за устные ответы:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью, ответ ученика глубокий с привлечением дополнительного материала.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Твердое знание материала в пределах программных требований.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Отсутствует самостоятельность суждения.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, наличие в ответе грубых ошибок, проявление непонимания сути, выводов и обобщений нет.

Критерии оценивания письменных работ:

Оценка "5" - 78-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 53-77%

Оценка "3" - 30-52%

При оценивании обучающиеся VII вида, на удовлетворительно, достаточно выполнение от 35% заданий.




Календарно-тематический план


уро

ка

Дата проведения

Раздел программы

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Примеча

ния

план

факт

1

3.09

В мире культуры


Величие многонациона

льной российской культуры

1

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»

2

10.09

Величие многонациона

льной российской культуры

1

3

17.09

Человек-творец и носитель

культуры.

1

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек - творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек - носитель культуры», «Человек - творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов).

4

24.09

Законы нравственности- часть культуры общества

1

5

1.10

Нравственные ценности российского народа

12ч


«Береги землю родимую, как мать любимую»

1

Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур - стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал - батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.

6

8.10

«Береги землю родимую, как мать любимую»

1

7

15.10

Жизнь ратными подвигами полна

1

Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России.

8

22.10

Жизнь ратными подвигами полна

1

9

29.10

В труде - красота человека

1

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ башкирской народной сказки «Мудрый старик и глупый царь», выделение главной мысли.

10

5.11

Люди труда

1

Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?» Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

11

12.11

«Плод добрых трудов славен»

1

Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока.

12

19.11

Бережное отношение к природе

1

Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций материалом.

Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

13

26.11

Бережное отношение к природе

1

14

3.12

Семья - хранитель духовных ценностей

1

Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей».

Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь - главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?»

Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи

15

10.12

Семья - хранитель духовных ценностей

1

16

17.12

Семья - хранитель духовных ценностей

1

17

24.12

Религия и культура

Роль религии в развитии культуры.

1

Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».

18

14.01

Роль религии в развитии культуры.

1

19

21.01

Культурное наследие христианской

Руси.

1

Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.

20

28.01

Духовные святыни Башкортостана

1

Анализ информации, представленной в рассказе учителя. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.

21

4.02

Культура ислама.

1

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.

22

11.02

Культура ислама.

1

23

18.02

Иудаизм и культура

1

Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток»Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»

24

25.02

Иудаизм и культура

1

25

3.03

Культурные традиции буддизма.

1

Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка».

26

10.03

Как сохранить духовные ценности.

Забота государства о сохранении духовных ценностей

1

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.

27

17.03

Забота государства о сохранении духовных ценностей

1

28

24.03

Хранить память предков.

1

Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова). Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории.

29

7.04

Твой духовный мир 4ч


Твое образование и интересы

1

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое образование и зачем оно нам?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Чтение и анализ текста учебника. Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: зачем нам самовоспитание?

30

14.04

Твое образование и интересы

1

31

21.04

Что составляет твой духовный мир.

1

Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».

32

28.04

Твоя культура поведения и нравственные качества

1

Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «Нравственные качества: нужно ли их в себе воспитывать?»

33

5.05

Повторение и обобщение пройденного 3ч

Диалог культур и поколений

1

Обобщение материала: «Что мы знаем об этих людях? Чем они прославили человечество?» Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Достижения народов разных культур»

34

12.05

Диалог культур и поколений

1

35

19.05

Итоговое обобщение

1

Выполнять проблемно-развивающие задания. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных людям разных национальностей и культур. Актуализировать и обобщать знания по ОДНКНР.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие

М.Т. Студеникин « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», пособие для учащихся М. Русское слово 2011г.

Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики»М. Русское слово 2011г.

Учебно-методические пособия

А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010г.

Родной Башкортостан - 5 класс. Авторы: Азнагулов Р.Г, Аминева Ф.Х, Галлямова - Уфа: Китап, 2005г.

Цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения

Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/Танько Т. С.

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И. Герцена.

Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010г


Список литературы

Литература, рекомендованная для учителя

Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010г.

Дополнительная литература

Азбука нравственного воспитания под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М.,1975г.

Басманова Э. Гостевой этикет или на высшем уровне. М., 2006г. Книга для родителей

«Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010г.

Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002г.

Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб, 2003г.

Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб, 2005г.

Календарно-тематический план по ОДНКНР 5 класс.

уро

ка

Дата проведения

Раздел программы

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Д/З

план

факт

1

3.09

В мире культуры


Величие многонациона

льной российской культуры

1

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»

Доклады, презентации о выдающихся деятелях культуры России

2

10.09

Величие многонациона

льной российской культуры

1

Пословицы, поговорки об этикете

3

17.09

Человек-творец и носитель

культуры.

1

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек - творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек - носитель культуры», «Человек - творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов).

§ 6, прочитать, стр 50,

2в и 3в письменно

4

24.09

Законы нравственности- часть культуры общества

1

Прочитать легенду «Урал-батыр»

5

1.10

Нравственные ценности российского народа

12ч


«Береги землю родимую, как мать любимую»

1

Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур - стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал - батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.

6

8.10

«Береги землю родимую, как мать любимую»

1

Сообщение о героях Вов из Башкирии

7

15.10

Жизнь ратными подвигами полна

1

Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России.

8

22.10

Жизнь ратными подвигами полна

1

Стр. 78-88 прочитать

9

29.10

В труде - красота человека

1

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ башкирской народной сказки «Мудрый старик и глупый царь», выделение главной мысли.

Пословицы и поговорки о знаниях

10

5.11

Люди труда

1

Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?» Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

Словесный портрет о людях труда

11

12.11

«Плод добрых трудов славен»

1

Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока.

§ 5 прочитать

12

19.11

Бережное отношение к природе

1

Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций материалом.

Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

13

26.11

Бережное отношение к природе

1

Стр 60-74, прочитать

14

3.12

Семья - хранитель духовных ценностей

1

Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей».

Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь - главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?»

Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи

Пословицы и поговорки о семье

15

10.12

Семья - хранитель духовных ценностей

1

Традиции моей семьи

16

17.12

Семья - хранитель духовных ценностей

1

17

24.12

Религия и культура

Роль религии в развитии культуры.

1

Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».

18

14.01

Роль религии в развитии культуры.

1

Задание в тетради

19

21.01

Культурное наследие христианской

Руси.

1

Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.

Иллюстрации: мечети, соборы, храмы Башкирии

20

28.01

Духовные святыни Башкортостана

1

Анализ информации, представленной в рассказе учителя. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.

21

4.02

Культура ислама.

1

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.

Достижения исламской культуры

22

11.02

Культура ислама.

1

23

18.02

Иудаизм и культура

1

Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток» Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»

Задание в тетради

24

25.02

Иудаизм и культура

1

25

3.03

Культурные традиции буддизма.

1

Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка».

Кроссворд «Мировые религии»

26

10.03

Как сохранить духовные ценности.

Забота государства о сохранении духовных ценностей

1

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.

27

17.03

Забота государства о сохранении духовных ценностей

1

Сообщение о меценатах России

28

24.03

Хранить память предков.

1

Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова). Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории.

29

7.04

Твой духовный мир 4ч


Твое образование и интересы

1

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое образование и зачем оно нам?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Чтение и анализ текста учебника. Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: зачем нам самовоспитание?

Задание в тетради

30

14.04

Твое образование и интересы

1

31

21.04

Что составляет твой духовный мир.

1

Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».

32

28.04

Твоя культура поведения и нравственные качества

1

Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «Нравственные качества: нужно ли их в себе воспитывать?»

Повторить по тетради

33

5.05

Повторение и обобщение пройденного 3ч

Диалог культур и поколений

1

Обобщение материала: «Что мы знаем об этих людях? Чем они прославили человечество?» Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Достижения народов разных культур»

34

12.05

Диалог культур и поколений

1

35

19.05

Итоговое обобщение

1

Выполнять проблемно-развивающие задания. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных людям разных национальностей и культур. Актуализировать и обобщать знания по ОДНКНР.


© 2010-2022