- Преподавателю
- История
- Конспект урока Сословный быт XVII века
Конспект урока Сословный быт XVII века
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Долгушин М.В. |
Дата | 12.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока
по истории в 7 классе
«Сословный быт XVII века»
Цель урока: охарактеризовать особенности быта различных сословий российского общества
Задачи:
- познакомить с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий
- развивать умения анализировать и делать выводы, навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника
- формировать эстетическое восприятие к традиционным ценностям
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, интерактивная доска, наглядность, схема «Сословия России XVII века»
Основные понятия: изразцы, парча, тафта
План урока:
-
Быт царского двора
-
Боярский и дворянский быт
-
Жизнь посадского населения
-
Крестьянство: быт и обычаи
Ход урока
Еда-то, что мы едим.
Одежда-то, что мы одеваем и носим.
Жилье-то, где мы живем.
Отдых-то, как мы развлекаемся.
Цель
Следовательно, сегодня мы будем знакомиться с особенностями повседневной жизни различных сословий
Работа в группах
И сейчас, что бы достичь нам цели, мы с вами поработаем по группам. Ваша задача: выделить особенности быта сословия и записать их в таблицу. Выступить с кратким рассказом о повседневной жизни сословия
1 группа
Царский двор
Был многолюдным. Охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Дворцы отличались великолепием. Внутренние росписи дворцов поражали воображение. Состояли из трех частей: жилых комнат, парадных залов и хозяйственных помещений. На обед подавали по 500 блюд. Царь увлекался ловчей (псовой) и соколиной охотой. Был создан придворный театр царя Алексея Михайловича
2 группа
Боярский и дворянский быт
Дворы представляли собой подобие царского двора, только меньшего масштаба. Наличники, балконы, крыльцо были украшены богатыми резными украшениями. Дома раскрашивали в разные цвета. Ковры из Персии, Турции, Крыма. Мода на зеркала, картины и библиотеки. Посуда была золотой и серебряной. Появилась мода на стеклянную посуду. Одежда была традиционной. Новые продукты: восточные приправы и пряности (перец, корица, гвоздика, шафран, базилик), лимоны, изюм, миндаль, рис, сахар, колбаса. Появились кареты. Отдыхали на пирах, охоте, наблюдали за кулачными боями.
3 группа
Посадское население
Скромный быт, но с большим количеством построек. Домашняя обстановка и утварь (столы и сундуки). Были иконы, украшенные серебряными окладами, самоцветными камнями и речным жемчугом
4 группа
Крестьянство
В состав двора входили: изба, клеть, хлев, сарай. Избы топились «по-черному». Для освещения использовали лучину. В избе были простые столы и лавки, закрепленные вдоль стен. Зимой спали на печи. Обувью служили лапти. Зажиточные носили поршни (моршни), а порой и сапоги. Из ржи и пшеницы пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисель, пиво и квас. Ели капусту, морковь, свеклу, редьку, огурцы, репу. По праздникам - мясо, а чаще рыбу. Ели грибы и лесные орехи.
После выступления групп делаем вывод
Несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в XVII веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное так и западное влияние
Физминутка (1 мин)
Дети давайте с вами немного отдохнем и выполним небольшие упражнения (вращение головой стоя, вращение кистевым суставом, стряхивание рук, руки поднимаем вверх и опускаем вниз)
Выполняют упражнения
4.Закрепление (2 мин)
Фронтальный опрос
Итак, что же нового появилось в быту у различных сословий?
Новая еда, стекло, ковры
Как отдыхали в то время представители богатых сословий?
Охотились, устраивали пиры, наблюдали за кулачными боями
Работа с интерактивной доской
Ребята, сейчас ваша задача соотнести картинки быта крестьянина и дворянина
Выходят по очереди к доске и выполняют задание
Все ли согласны? Если нет, то почему?
5.Домашнее задание (1 мин)
Дома прочитаете параграф 11 и заполните в своих таблицах пустые колонки по тем сословиям, с которыми вы не работали
Записывают в дневниках домашнее задание
6.Рефлексия (1 мин)
«Гусли»
Интересным ли был урок? Прикрепите ваши нотки на струны у гуслей, по вашим ощущениям.
Прикрепляют нотки и уходят из класса
Таблица
Сословия России XVII века