Конспект урока Сословный быт XVII века

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

по истории в 7 классе

«Сословный быт XVII века»


Цель урока: охарактеризовать особенности быта различных сословий российского общества

Задачи:

- познакомить с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий

- развивать умения анализировать и делать выводы, навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника

- формировать эстетическое восприятие к традиционным ценностям

Тип урока: комбинированный

Оборудование: проектор, интерактивная доска, наглядность, схема «Сословия России XVII века»

Основные понятия: изразцы, парча, тафта

План урока:

  1. Быт царского двора

  2. Боярский и дворянский быт

  3. Жизнь посадского населения

  4. Крестьянство: быт и обычаи

Ход урока


Еда-то, что мы едим.

Одежда-то, что мы одеваем и носим.

Жилье-то, где мы живем.

Отдых-то, как мы развлекаемся.

Цель

Следовательно, сегодня мы будем знакомиться с особенностями повседневной жизни различных сословий

Работа в группах

И сейчас, что бы достичь нам цели, мы с вами поработаем по группам. Ваша задача: выделить особенности быта сословия и записать их в таблицу. Выступить с кратким рассказом о повседневной жизни сословия

1 группа

Царский двор

Был многолюдным. Охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Дворцы отличались великолепием. Внутренние росписи дворцов поражали воображение. Состояли из трех частей: жилых комнат, парадных залов и хозяйственных помещений. На обед подавали по 500 блюд. Царь увлекался ловчей (псовой) и соколиной охотой. Был создан придворный театр царя Алексея Михайловича

2 группа

Боярский и дворянский быт

Дворы представляли собой подобие царского двора, только меньшего масштаба. Наличники, балконы, крыльцо были украшены богатыми резными украшениями. Дома раскрашивали в разные цвета. Ковры из Персии, Турции, Крыма. Мода на зеркала, картины и библиотеки. Посуда была золотой и серебряной. Появилась мода на стеклянную посуду. Одежда была традиционной. Новые продукты: восточные приправы и пряности (перец, корица, гвоздика, шафран, базилик), лимоны, изюм, миндаль, рис, сахар, колбаса. Появились кареты. Отдыхали на пирах, охоте, наблюдали за кулачными боями.

3 группа

Посадское население

Скромный быт, но с большим количеством построек. Домашняя обстановка и утварь (столы и сундуки). Были иконы, украшенные серебряными окладами, самоцветными камнями и речным жемчугом

4 группа

Крестьянство

В состав двора входили: изба, клеть, хлев, сарай. Избы топились «по-черному». Для освещения использовали лучину. В избе были простые столы и лавки, закрепленные вдоль стен. Зимой спали на печи. Обувью служили лапти. Зажиточные носили поршни (моршни), а порой и сапоги. Из ржи и пшеницы пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисель, пиво и квас. Ели капусту, морковь, свеклу, редьку, огурцы, репу. По праздникам - мясо, а чаще рыбу. Ели грибы и лесные орехи.

После выступления групп делаем вывод

Несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в XVII веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное так и западное влияние

Физминутка (1 мин)

Дети давайте с вами немного отдохнем и выполним небольшие упражнения (вращение головой стоя, вращение кистевым суставом, стряхивание рук, руки поднимаем вверх и опускаем вниз)

Выполняют упражнения

4.Закрепление (2 мин)

Фронтальный опрос

Итак, что же нового появилось в быту у различных сословий?

Новая еда, стекло, ковры

Как отдыхали в то время представители богатых сословий?

Охотились, устраивали пиры, наблюдали за кулачными боями

Работа с интерактивной доской

Ребята, сейчас ваша задача соотнести картинки быта крестьянина и дворянина

Выходят по очереди к доске и выполняют задание

Все ли согласны? Если нет, то почему?

5.Домашнее задание (1 мин)

Дома прочитаете параграф 11 и заполните в своих таблицах пустые колонки по тем сословиям, с которыми вы не работали

Записывают в дневниках домашнее задание

6.Рефлексия (1 мин)

«Гусли»

Интересным ли был урок? Прикрепите ваши нотки на струны у гуслей, по вашим ощущениям.

Прикрепляют нотки и уходят из класса

Таблица


Сословия России XVII века

© 2010-2022