Разработка урока по истории Беларуси Три раздела Речи Посполитой

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муравская Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществоведения

Новополоцк, 2011

Задания для 1 группы

  1. Прочтите в учебнике параграф 24 (п. 1,2) и дополнительный материал.

  2. Ответьте на вопросы:

Расскажите о Четырехлетнем сейме. Почему его называли "Великим сеймом"?

Охарактеризуйте Конституцию 3 мая 1791 г. Докажите, что она имела буржуазный характер.

  1. Запишите ключевые слова по теме своего ответа.



Конституция Речи Посполитой 1791 г.

В разделе 1 главенствующей религией объявлялось " святая римская католическая " религия со всеми ее правами. Переход из католической веры в другую воспрещался. Для всех других конфессий гарантировалась свобода исполнения религиозных обрядов.

В разделе 2 подтверждались все права и привилегии, данные шляхте Польши и Великого Княжества Литовского. Вся шляхта признавалась равной между собой и в одинаковой степени могла пользоваться всеми правами и привилегиями

В разделе 3 было записано. Что мещане получили право личной неприкосновенности, возможность занимать государственные должности, приобретать землю в сельской местности.

Раздел 4 содержал новые нормы о крестьянах . В нем говорилось "крестьяне, из рук которых течет огромный родник богатств страны, составляют в народе самую многочисленную часть населения и являются самой действенной силой страны". Однако крепостное право не отменялось. Крестьяне не были удовлетворены этим разделом Конституции, и поэтому не считали необходимым ее защищать.

В разделе 5 содержалось прогрессивное положение о том, что" вская власть в человеческом обществе берет свое начало в воле народа " и должна складываться " из трех властей : законодательной, исполнительной и судебной" (признавался принцип разделения властей)

В разделе 6 указывалось структура и увеличивались полномочия сейма, который состоял из двух палат : палата депутатов, палата сенаторов под руководством короля. Обе палаты собирались вместе и решение принималось большинством голосов, отменялось либерум вето,запрещались всякие конфедерации. Устанавливалось,что конституция подлежит пересмотру через 25 лет

Высшим исполнительным органом - правительством - объявлялась "Стража прав ."В правительство входили король, как глава, руководитель католической церкви, как глава комиссии народного образования и 5 министров : полиции, министр внутренних дел, министр иностанных дел,военный министр, министр финансов. Назначались 2 секратаря, один из которых вел делопризводство "Стражи прав ", второй - иностранные дела . Министров назначал король.

К наиболее важным изменениям относилась отмена избрания королей и установление наследования трона.

11 раздел Конституции был посвящен вооруженным силам страны. Совместно с ополчением создавалась армия рекрутов из крестьян .Ставилась задача увеличить численность армии в несколько раз .Армия должна была оставаться в подчинении исполнительной власти и приносить присягу на верность королю и на оборону народной конституции

Принятию Конституции 3 мая предшествовало острая политическая борба. Конституция явилась результатом компромисса между владеющей землей шляхтой и городской буржуазией . Она сохранила феодальное содержание и одновременно создавала более выгодные условия для развития мануфактурной промышленности и торговли, предоставляла более широкие права городским жителям - мещанам . Меньше всего она вносила изменений в правовое положение крестьян. Конституция коренным образом изменила структуру высших органов власти . Сейм превратился в орган способный на решительные действия . Он стал действительно законодательным и контролирующим органом. Благодаря Конституции в Речи Посполитой была сделана попытка осуществить принцип парламентского управления .Для своего времени Конституция имела прогрессивное значение, но ее положения не были полностью осуществлены из за бунта реакционных кругов, которые объявили весной 1792 г. конфедерацию, и из-за вмешательства зарубежных стран



Оценочный лист группы

(выст. группа)

Отметка за тест ( выст. учитель)

Ф. И. ученика

Отметка за новую тему

(выст. группа)

Отметка за тест ( выст. учитель)









3 траўня былі імяніны караля Станіслава Аўгуста. Прыхільнікі рэформаў у Беларусі выкарысталі гэта, каб шырока адсвяткаваць прыняцце новага зводу законаў. Шумелі балі, звінелі тосты, шугалі феерверкі. Ілюмінацыя загарэлася і ў левабярэжнай частцы памежнага Полацка. Праз Дзвіну, з расейскага боку, на яе насцярожана глядзелі царскія чыноўнікі, вайскоўцы і праваслаўнае духавенства. Тут канстытуцыяй і не пахла

Неабходна адзначыць, што большая частка шляхты падтрымала ўсе рашэнні Вялікага сейму (у Беларусі іх адобрылі 27 з 34 павятовых сеймікаў), а дзень 3 мая стаў нацыянальным святам. Свае віншаванні з нагоды прыняцця Канстытуцыі даслалі Ватыкан, Англія і Францыя. Шчырыя спадзяванні на пачатак доўгачаканых перамен праявіліся ва ўзвядзенні асобнымі памешчыкамі ў сваіх маёнтках мемарыяльных калон у гонар Канстытуцыі (захаваліся ў Глыбокім, в. Бездзеж Драгiчынскага раёна і в. Лявонпаль Міёрскага раёна).





Задания для 2 группы

  1. Прочтите в учебнике параграф 24 (п. 3, 4).

  2. Ответьте на вопросы:

Когда и почему возникла Тарговицкая конфедерация?

Почему произошел второй раздел Речи Посполитой?

  1. Закрасьте синим цветом на картасхеме территории Беларуси, отошедшие России после второго раздела Речи Посполитой.

  2. Назовите и покажите на карте территории, полученные Россией и Пруссией.

  3. Запишите ключевые слова по теме своего ответа.

Разработка урока по истории Беларуси Три раздела Речи Посполитой

Оценочный лист группы

(выст. группа)

Отметка за тест ( выст. учитель)

Ф. И. ученика

Отметка за новую тему

(выст. группа)

Отметка за тест ( выст. учитель)







Задания для 3 группы

  1. Прочтите параграф 25 ( п. 1) и дополнительный материал.

  2. Ответьте на вопросы:

Почему Речь Посполитую в 1794 г. охватило восстание?

Охарактеризуйте историческую личность руководителя восстания Т. Костюшко.

Определите характер восстания 1794 г., докажите это с помощью дополнительного материала.

  1. Запишите ключевые слова по теме своего ответа.

Восстание Т. Костюшко.

Полонецкий универсал.

Полонецкий универсал - законодательный акт начальника восстания 1794 г. Т. Костюшко, изданный 7 мая 1794 г.

Универсалом провозглашалась личная свобода крестьян, крестьяне объявлялись лично свободными, это значит отменялось крепостное право, но без земли. Уйти от помещика крестьянин мог только при условии выплаты долгов и государственных налогов. А также поставив в известность комиссию управления о том, куда он переселяется. Устанавливались определенные льготы при отбывании барщины. Специальными разделами "Универсала" Костюшко предепреждал о том, что нарушение этих постановлений помещиками будет караться судом и виновные будут наказаны за протводействие целям восстания.

Крестьяне в свою очередь призывались старательно отбывать последние дни барщины, слушаться своего начальства, заботиться о хозяйстве, не должны были отказываться наниматься к помещикам за определенную плату.

Духовенству предписывалось разъяснять это распоряжение в костёлах и церквях на протяжении четырех недель. Комиссии управления должны были назначить лиц, которые бы объезжали общины и вслух читали это распоряжение во всех деревнях и приходах, призывая крестьян к тому, чтобы они в благодарность за великие благоденствия Речи Посполитой встали на ее оборону .

Полонецкий универсал не отменял полностью крепостное право и не ликвидировал феодальной эксплуатации, но разрешал крестьянам уходить от помещиков, что было также в интересах зарождающейся буржуазии. Этот акт ослаблял экономическое положение помещичьих имений , ограничивал барщину и подрывал значение шляхетских привилеев. Поэтому помещики всячески задерживали оповещение Универсала и, боясь социальной революции, часто шли на сговор с иностранными войсками. Многие положения универсала не выполнялись на местах и остались только на бумаге. Против осуществления положений Полонецкого универсала выступила и верхушка католического духовенства.

Оценочный лист группы

(выст. группа)

Отметка за тест ( выст. учитель)

Ф. И. ученика

Отметка за новую тему

(выст. группа)

Отметка за тест ( выст. учитель)







Задания для 4 группы

Поражение восстания 1794 г.

Третий раздел Речи Посполитой.


  1. Прочтите параграф 25 ( п. 2, 3) .

  2. Ответьте на вопросы:

Раскройте ход восстания. Почему восстание потерпело поражение?

Почему произошел третий раздел Речи Посполитой?

  1. Закрасьте зеленым цветом на картасхеме территории Беларуси, отошедшие России после третьего раздела Речи Посполитой.

  2. Покажите на карте территории Речи Посполитой, отошедшие Росии, Австрии и Пруссии.

  3. Запишите ключевые слова по теме своего ответа.

Разработка урока по истории Беларуси Три раздела Речи Посполитой

Оценочный лист группы

(выст. группа)

Отметка за тест ( выст. учитель)

Ф. И. ученика

Отметка за новую тему

(выст. группа)

Отметка за тест ( выст. учитель)






Попытки реформирования Речи Посполитой

Восстание 1794 г.

Цели урока:

  1. Охарактеризовать попытки реформирования политического строя Речи Посполитой , определить причины, характер и итоги восстания 1794 г, раскрыть причины и условия разделов Речи Посполитой между европейскими государствами.

  2. Формировать умения работы с исторической картой и картосхемой, развивать умения анализировать исторические факты и формулировать на их основе выводы, навыки групповой работы.

  3. Воспитывать чувство сопричастности к судьбам Беларуси народов Речи Посполитой, оказавшихся под гнетом иностранных захватчиков.

Оборудование: историческая карта «Разделы Речи Посполитой»; картосхема «Присоединение земель Беларуси к Российской империи»; тест «Разделы Речи Посполитой»; оценочные листы для каждой группы, фломастеры красного, синего и зеленого цвета для каждой группы.

Форма работы: групповая.

Ход урока


Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Вступительная беседа с учащимися по теме домашнего задания.


  • В чем проявился политический кризис РП?

  • Кто такие диссиденты и зачем они обратились к России за помощью?

  • Почему сформировалась Барская конфедерация? Какова ее судьба?

  • Какие страны инициировали 1 раздел РП?

  • Покажите на карте территории, полученные зарубежными странами.

  • Обозначьте красным цветом на картосхеме территории Беларуси, отошедшие России по первому разделу.

  • Запишите ключевые слова по теме «Первый раздел Речи Посполитой»

( шляхетские вольности, выборы короля, либерум вето, конфедерации, диссиденты, интервенция России, Р - А - П, Восточная Беларусь )

Изучение нового материала. Работа в группах.

1 группа - Четырехлетний сейм. Конституция 3 мая 1791 г.

2 группа - Тарговицкая конфедерация. Второй раздел РП.

3 группа - Восстание Т. Костюшко. Полонецкий универсал.

4 группа - Поражение восстания 1794 г. Третий раздел РП.

Выступления учащихся по заданным темам.

Формулирование общего вывода.

Выставление отметок за работу в группах.

Закрепление изученного материала. Тест «Разделы РП».

Домашнее задание: параграф 24 - 25, отвечать на вопросы.


© 2010-2022