Конспект урока Первый властелин единого Китая

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока: «Первый властелин единого Китая».




Цель: формирование представления об одном из этапов исторического развития Древнего Китая - создание единого государства.

Задачи:

образовательные:

- создать представление о Цинь Шихуане- первом императоре Китая, его политике;

- научить определять причины народных восстаний в Китае и их последствия;

- уметь выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи ;

развивающие:

- совершенствовать навыки работы с исторической картой, хронологией;

- осуществлять поиск необходимой информации в рассказе учителя;

- обобщать материал, подводить итоги;

- оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;

воспитательные:

- воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;

- воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметныеразвитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей различных слоев.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, системно-деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Обязательный минимум содержания: империя Цинь, Цинь Шихуан, Великая Китайская стена.

Оборудование: учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер История Древнего мира, 5 класс, М.: «Просвещение», 2013; презентация.

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, человек, который улыбается живёт на 4 года дольше! А сейчас давайте поздороваемся как учтивые китайцы.

-Для приветствия нужно опустить руки вдоль тела, чуть-чуть наклониться вперёд и сказать:Ни хао!.Ни хао переводится как: «ты хорошо», т. е. говорящий человек желает, чтобы всё у вас было хорошо!

2. Актуализация знаний

  1. Почему мы здоровались по-китайски?

2. Кто учил китайцев быть вежливыми?

-Ребята, я предлагаю вам небольшую викторину.(Проводится викторина по высказываниям Конфуция)3.Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Посмотрите, пожалуйста на экран: перед вами фрагмент древнекитайской похвальной надписи. Эта надпись была установлена на гигантском земляном холме .Прочтите и ответьте на вопрос: кого и за что восхваляет эта надпись (Ответы учеников: императора, за то что объединил, установил единые законы и пр.)

-Совершенно верно, вы молодцы! Вот об этом и пойдет речь на уроке.Запишите тему урока в тетрадь, «Первый властелин единого Китая».

4. Постановка целей и проблемного задания к уроку.

- В 221 году до н.э. правитель одного из китайских государств - Цинь ,которого звали Ин Чжен, разбив поодиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан, то есть «Первый властелин единого Китая».

- Цинь провозгласил, что теперь, после его победы, мир будет длиться вечно. В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий - и так десятки тысяч его наследников. Столицей Китая стал город Сяньян.

- Когда закончились войны внутри Китая, Цинь Шихуан стал совершать походы против соседних стран. Из завоёванных стран привозили слоновую кость, рог носорога,жемчуг,павлинов

- После объединения Китая Цинь Шихуан приступил к проведению реформ.

- Я предлагаю вам исследовать текст о преобразованиях Цинь Шихуана.

На ваших партах лежат листочки с текстом. Работать будем в парах. Задание будет заключаться в том, чтобы прочитать текст и красным карандашем подчеркнуть те преобразования императора, которые способствовали дальнейшему объединению страны и которые вы оцениваете положительно.

Текст.

В целях укрепления единого государства император принял целый ряд крупных реформ:

- Столицей Китая стал город Сяньян.

- Территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, назначенными царем.

- Цинь Шихуанди ввел единые законы, единую систему чиновничества, а также инспекторский надзор, подчиненный лично императору.

- Были унифицированы меры веса, длины и емкости.

- Также была проведена денежная реформа, установившая единую медную монету.

- Император приказал упростить иероглифическую письменность.

- Была создана система дорог.

Цинь Шихуанди имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Он велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти. Цинь Шихуанди распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания. Император запретил конфуцианство, все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов.

Ответы учащихся на поставленные задания.

- Какие положительные аспекты в правлении Цинь Шихуана вы выделили?

Дополнительная информация учителя.

- Китайцы достигли высокого уровня развития хозяйства и культуры. Широко применялись изделия из железа. Оросительные каналы помогали получать высокие урожаи. В Китае впервые стали разводить тутового шелкопряда и получать знаменитый шелк.

В городах строились красивые дворцы, самый роскошный находился в столице. Император боялся за свою жизнь, поэтому каждую ночь ночевал в разных дворцах и в разных комнатах.(их было построено 37)

Китайская наука достигла в это время больших успехов. В Китае была развита астрономия и матема­тика .

В Китае впервые был изобретен компас из намагниченного железа, помогавший воинам и купцам находить верный путь через степи и леса.

Велась постоянная торговля с Западом по Великому по Великому шелково­му пути.

Китайцы научились делать бумагу.

-Ребята,как вы исходя из сказанного оцениваете правление Цинь Шихуана?

- Однако,Цинь Шихуан правил всего чуть более 10 лет и его наследникам не удалось править десятки тысяч поколений,после смерти императора вспыхнуло восстание и династия Цинь была свергнута. Вам не кажется это странным?Какой вопрос у вас возникает?

- Итак, проблема: почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

5. Динамическая пауза (физкультминутка). Сейчас под звуки древнекитайской мелодии мы выполним одно из лучших упражнений гимнастики Цигун "Подъем неба".

ВКонспект урока Первый властелин единого Китая.станьте прямо, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Поверните кисти рук пальцами навстречу друг другу. Медленно поднимайте руки вперед и вверх. Плавно вдыхайте через нос. Смотрите на пальцы рук, подняв голову. Задержите дыхание. Потянитесь за ладонями вверх. Через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом.

6. Коллективная работа. Выделение ключевых причин при работе с фактами.

Вернемся к проблеме:

Почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

Задание:

- На основании фактов, определите причины недовольства народа (на слайде)

Факт 1.Строительство Великой Китайской стены.(сообщение учащегося, видео)Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.

Протяженность - 5000 км , Высота - 7 м, ширина - рядом могли проехать 5 всадников и 10 пеших воинов, на ней могли разъехаться 2 повозки.

Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем он несли службу.

Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь

Задание классу: найдите и отметьте на контурной карте Великую Китайскую стену.

Факт2. Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.

Факт3.. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили или наказывали всю семью .

(сообщение учащегося)

Факт 4.. Цинь Шихуан не отказывал себе в прихотях. Император желал найти напиток дарующий бессмертие и тратил на это огромные деньги. Для этого в Восточно-Китайское море даже был отправлен корабль с детьми на поиски этого снадобья, так как считалось, что дети невинны и боги раскроют им секрет.

Когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя.

Усыпальница Цинь Шихуана может потягаться с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720000 человек строили её на горе Ли.

(сообщение учащегося,видео о терракотовой армии)

-Давайте ещё раз вспомним советы великого Конфуция .Был ли Цинь Шихуан таким правителем , о котором говорил Конфуций?.

-Ребята,назовите причины недовольства народа правлением Цинь Шихуана.Был ли китайский народ недоволен самим объединением страны?

- Попробуем сделать общий вывод о причинах восстания китайского народа.

Вывод: Массовое недовольство вызвали жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Поэтому в Китае началось восстание и через несколько лет после смерти Цинь Шихуана народ сверг ненавистных угнетателей.Следующим правителям пришлось пойти на уступки и облегчить его положение.

В подтверждение сделанного вывода ,послушайте еще одну поучительную историю о Конфуции .

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой… Конфуций послал к ней своего ученика, и тот спросил ее:

- Вы так убиваетесь - похоже, скорбите не впервой?

- Так оно и есть, - ответила женщина.- Когда-то от когтей тигра погиб мой свекр. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

- Отчего же вы не покините эти места? - спросил Конфуций.

- Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина.

- Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. - Жестокая власть свирепее тигра.»

-Ребята, как вы поняли слова Конфуция ?(дети отвечают)

7. Закрепление. (варианты)

А)На партах раздаточный материал для игры.

Игра « Крестики-нолики». Если вы согласны с утверждением ставите «х», если нет «0».


2

х

3

х

4

о

5

о

6

х

7

о

8

х

9

х

1. Первого правителя единого Китая звали Цинь Шихуан? (да)
2. Объединение произошло Китая в 221 г. до н. э?(да)

3. Столица при Цинь Шихуане - Сянъян?(да)

4. Бумагу изобрели в Индии?(нет)

5. Первые книги в Китае были из папируса? (нет)

6. Великий шёлковый путь- путь торговли из Китая до Средиземноморья?(да)

7.Правда ли, что Компас изобретён в Индии? (нет)

8. Река Хуанхэ протекает в Китае? (да)

9.Мудрец Конфуций жил в Китае? (да)

Взаимопроверка: поменяться работами, проверить задание.

Б) Игра.Дети хлопают в ладоши ,если ответ утвердительный ,и не хлопают , если отрицательный.(вопросы те же)

В) Решение кроссенса.(слайд в презентации)

8.Оценивание работы учащихся (раздаются жетончики за работу на уроке- пять жетонов означает оценку «5»)


8. Рефлексия.

А, теперь, ребята, возьмите лежащие перед вами раскраски дракончиков и раскрасьте их либо красным, либо синим карандашом. Красный цвет означает , что вам понравился урок , а синий -нет. (Учитель подводит итоги)

11.Домашнее задание. Параграф 23 , повторить параграфы 13-22.По выбору выполните следующие задания:

)Вы организуете тур в Китай и очень хотите, чтобы путевки купили именно у вас. Составьте рекламную статью о Древнем Китае.

2)Подберите информацию о достижениях китайцев в современное время.( наука, спорт, архитектура, экономика, любые интересные факты).

3)Выполните в рабочей тетради задания №1,2,3,4,6,7,8,9.

- Ребята, вы уже умеете здороваться по-китайски. Давайте теперь попрощаемся как учтивые китайцы: Цзай-цзиень!


© 2010-2022