Рабочая программа по внеурочной деятельности (история)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»


Согласовано

Зам. директора по УВР

_________ Сокол Ю.С.

01.09.2015.

Согласовано

Руководитель ШМО

__________________

01.09.2015

Утверждена

Методическим советом

МАОУ «Средняя школа №5»

Протокол № 5 от 31.08. 2015

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Патриотизм: взгляд в прошлое, настоящее и будущее»

Общеинтеллектуальной направленности

5 «Г» класс



Составитель: учитель истории, обществознания и права

I квалификационной категории

Ябердина Е. В.

2015-2016 учебный год

1.Пояснительная записка.


Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Проходящие в российском обществе изменения, свидетельствующие о возрастании роли и значения социальных и политических институтов в отстаивании и достижении национальных интересов, выдвинули качественно новые задачи развития. Успешное их решение возможно лишь при глубоком осмыслении гражданами России всего происходящего, при проявлении активной жизненной позиции и вовлечении их в полноценную деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает формирование у граждан, особенно у подрастающего поколения, высших духовных и социально-значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Главная цель патриотического воспитания - возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.

Цель данной программы: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.

Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие задачи, выполнение которых способствовало бы возрастанию дееспособности российских граждан, значительному повышению уровня их социальной активности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству:

  • воспитание уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории;

  • повышение качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

  • формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;

  • приобщение подрастающего поколения к системе ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;

  • создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга различными группами и категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;

  • воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;

  • воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;

  • формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе.

2.Общая характеристика курса

Реализация курса «Патриотизм: взгляд в прошлое, настоящее и будущее» и достижение ее конечных результатов предполагают создать необходимые условия, факторы, активно воздействующие на деятельность субъектов патриотического воспитания, более эффективно использовать соответствующие силы, средства, технологии. Одним из условий повышения эффективности патриотического воспитания и, соответственно, его положительных результатов, является осуществление фундаментальных исследований целого комплекса проблем, накопившихся в этой сфере. Это требует глубокого изучения и всестороннего анализа происходящих в обществе изменений, процессов и явлений. Важное значение имеет поиск и разработка принципиально новых подходов к созданию качественно иных основ деятельности по формированию патриотизма у российских граждан, определяющих уровень ее организации и эффективности.

Конечным результатом осуществления этих мер, выполняемых в рамках реализации Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» должны стать:

  • - повышение уровня патриотизма и интернационализма у российских граждан;

  • - укрепление и расширение союза патриотических сил для защиты национальных интересов России, создания еще более благоприятных условий для ее возрождения как мировой державы;

  • - повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации граждан, особенно молодежи;

  • - подъем образования, политической и правовой культуры;

  • - социально-экономическая и политическая стабильность, укрепление национальной безопасности;

  • - минимизация негативных проявлений в молодежной среде, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка;

  • - возрастание степени участия граждан в общественной и государственной жизни, общественных организациях и объединениях;

Понимание современных условий и особенностей развития и социализации учащихся позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений их духовно- нравственного развития и воспитания.

3.Место курса в учебном плане

Программа предназначена для внеурочной деятельности и относится к « Общеинтеллектуальному направлению», разработана на 17, 5 часов, на 1 год обучения в 5 «г» классе.

4. Ценностные ориентиры содержания курса

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • - элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • - представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • - элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • - элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • - интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • - уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • - ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • - элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;

  • - стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;

  • - любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;

  • - уважение к защитникам Родины;

  • - умение отвечать за свои поступки;

  • - негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • - первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • - различение хороших и плохих поступков;

  • - представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • - элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • - уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • - бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • - знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • - стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • - представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • - отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • - первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • - уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • - элементарные представления об основных профессиях;

  • - ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • - элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • - первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • - умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • - умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • - бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • - отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • - элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • - элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • - понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • - знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • - интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • - первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

  • - первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • - отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • - развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • - ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • - элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • - бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • - представления о душевной и физической красоте человека;

  • - формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • - интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • - интерес к занятиям художественным творчеством;

  • - стремление к опрятному внешнему виду;

  • - отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения программы в 5 классе является формирование следующих умений:

  • - Развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;

  • - Формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;

  • - Развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

  • - Целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

  • - Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

  • - Формирование основ российской гражданской идентичности;

  • - Пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • - Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

  • - Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

Метапредметными результатами изучения программы в 5 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • - учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

  • - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • - учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

  • - формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;

  • - освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательные УУД:

  • - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, пользоваться памятками;

  • - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • - знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;

  • - знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);

  • - знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;

  • - понимание сущности и особенностей российского патриотизма;

  • - знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;

  • - понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;

  • - способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России.

Коммуникативные УУД:

  • - умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском языках.

  • - уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

  • - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;

  • - учиться согласованно, работать в группе:

  • - формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

  • - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • - укрепление доверия к другим людям;

  • - развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • - формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.

  • Иметь представление о нравственных понятиях: идеал, добро, уважение, честь, достоинство, патриотизм, милосердие, прощение.

  • Сформированность первоначальных представлений о роли истории в жизни и духовно - нравственном развитии человека;

  • Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой историей и культурой;

  • готовность к непосредственному участию в созидательной деятельности на благо Отечества и его защиты;

  • совокупность навыков, умений, качеств, необходимых для реализации функции защиты Отечества в одной из сфер жизни общества, государства;

  • отстаивание и утверждение патриотизма как жизненно важного принципа в борьбе с русофобией, с его деформациями и извращениями как высшей ценности.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы:

  • Творческие конкурсы

  • Выставки

  • Выступления

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Тренинги

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Заочные путешествия

  • Творческие проекты, презентации

  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания

  • Экскурсии.

6.Содержание курса

Содержание курса программы «Патриотизм: взгляд в прошлое, настоящее и будущее»

Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию, направлена на формирование патриотических чувств и мировоззрения, основанного на знании истории и культуры нашей страны.

Инновационные технологии патриотического воспитания предусматривают групповую работу, сюжетно-ролевые и деловые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, круглые столы, моделирование и т.д.

В ходе реализации данного курса по патриотическому воспитанию учащиеся будут знать:

  • что такое патриотизм

  • нравственные законы социальной жизни

  • права ребёнка как гражданина и человека

  • символику российской государственности

традиции и образцы патриотического служения в истории и культуре России

Разделы курса.

1. Я и я

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

  • формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

  • формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

2. Я и семья

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

3. Я и школа

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

4. Я и мое Отечество

Задачи:

  • развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.


5. Я - человек. Я и планета

Задачи:

  • воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

  • формировать адекватное отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, карты, портреты).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.

Наряду с принципом наглядности в изучении курса важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки при работе с книгой, с картой. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности образовательного процесса при изучении курса по внеурочной деятельности состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал.

В ходе изучения курса школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая моделирование ситуаций, требующих упорядочения знаний (по истории, литературе, русскому языку), наблюдение, измерение, эксперимент (статистический). Для этого образовательный процесс должен быть оснащён необходимыми наглядными пособиями.







Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

Примечание

план

факт

1. Я и Я (1,5 часа)

1

Общество, в котором я живу

Беседа

2

Культура общения. Правовая культура.

Обсуждение

3

Внутренний мир человека

Тренинг

2. Я и семья (1,5 часа)

4

Семейные традиции

Творческие проекты, презентации

5

Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека

Беседа

6

Моя родословная

Творческие проекты, презентации

3. Я и школа (1, 5 часа)

7

Школьник - кто он?

Беседа

8

Правила поведения в школе, на уроке. Режим школьника.

Трудовые дела


9

Друзья, взаимоотношения между ними. Одноклассники.

Обыгрывание проблемных ситуаций

4. Я и мое Отечество (5, 5 часов)

10

Древняя Русь

Заочные путешествия

11

Московское государство

Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания

12

Российская империя

Заочные путешествия

13

СССР

Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания

14

Российская Федерация

Интеллектуально-познавательная игра

15

Выдающиеся люди разных эпох

Выставка

16

Выдающиеся люди разных эпох

Викторина

17

Охрана памятников

Акция

18

Памятники в истории и культуре ХМАО-Югры

Экскурсия

19

ХМАО-Югра - частица России

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

20

Люди нашего города

Экскурсия

5. Я - человек. Я и планета (2, 5 часа)

21

Я и планета

Выступления

22

Письмо самому себе

Творческий конкурс

23

Я - сильное звено?

Беседа

24

«Можно» и «нельзя» в жизни

Творческие проекты, презентации

25

Тест «Познай себя»

Тренинг




© 2010-2022