Сценарий урока. Древний Рим

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 5 классе

Организационная информация

Автор урока: Конышева Елена Дмитриевна, учитель истории и обществознания МКОУ ХМР «СОШ с.Селиярово»

Предмет: история

Класс: 5 класс

Продолжительность урока: 40 минут

Методическая информация

Тема урока: Древний Рим

Автор учебника: Г.И. Годер, А.А. Вигасин, И.С. Свенцицкая

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (первый по счёту урок в разделе «Древний Рим», тема изучается в течение 1 занятия, базовая модель обучения, 70 ч. в год, 2ч. в неделю).

Психолого - педагогическая характеристика особенностей класса:

Учащиеся 5 класса относятся к среднему школьному возрасту (11-12 лет) в это время происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя».

Появляются следующие центральные личностные образования:

  • произвольная саморегуляция поведения и деятельности,

  • появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий,

  • ориентация на группу сверстников.

Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 5-6 классах:

  • формирование мотивов учения (осуществляется через внедрение новых предметов, в том числе уроков психологии),

  • развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов,

  • развитие продуктивных навыков и приемов учебной деятельности, умение учиться,

  • раскрытие индивидуальных способностей и особенностей,

  • становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и к окружающим людям,

  • усвоение социальных норм, нравственное развитие личности,

  • развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских связей.

Кроме того, основным и необходимым является:

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

  • формирование умения учиться в средней школе;

  • развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других;

  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

  • формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Переход от статуса ученика младшего звена в статус ученика среднего звена, начало активного самопознания, развитие интереса к себе.

В связи началом полового созревания замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Психологические особенности школьника 11-12 лет:

  • «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых

  • Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел

  • Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.

  • Теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.

Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира.

Задачи урока:

1. На основе работы с текстом учебника, историческими документами, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с возникновением государства Древний Рим;

2. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;

3. Развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

предметные:

1.1.Воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

1.2.Извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

-1.3.Показывать на карте географические объекты;

метапредметные:

2.1.Определять тему урока, цели;

2.2.Выстраивать алгоритм своей работы;

личностные:

3.1.Развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

3.2.Работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

3.3.Анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:

Актуализируют - знания о древних цивилизациях через их сравнительный анализ.

Приобретут - представление о Древнем Риме как одной из цивилизаций древности, оставивших миру богатейшее наследие.

Закрепят - знания и представления о Древнем Риме, навыки сотрудничества и работы в группе.

Структура урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Мотивационно-целевой этап (5 мин.)

3. Подготовка к осмысленному усвоению материала (8 мин.)

4. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (10 мин.)

5. Физкультминутка (2 мин.)

6. Проверка понимания и коррекция усвоения учениками нового материала (8 мин.)

7. Рефлексивно-оценочный этап (3 мин.)

8. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.

Учитель:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

II.Мотивационно-целевой этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу улыбки на ваших лицах и желание активно работать на уроке. В этом учебном году мы совершили с вами увлекательное путешествие по странам и цивилизациям Древнего Мира. Давайте вспомним и назовём их (дети называют цивилизации, уже изученные в этом году)

Игра «Древние цивилизации»

Я предлагаю вам сыграть в игру «Древние цивилизации», где вы должны правильно систематизировать информацию о государствах древности. (Игра построена по принципу лото: на карточках размещены изображения, названия достопримечательностей, географические характеристики древних государств, которые необходимо правильно систематизировать).Сценарий урока. Древний Рим.

На каждом этапе урока учащиеся проводят самопроверку заданий и осуществляют самооценивание своей активности и принимаемых решений.

II. Мотивационно-целевой этап.

Учитель: - Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого урока. А чтобы узнать, как она называется, вы должны пройти ещё одно испытание - отгадать ребус (дети отгадывают ребус и ставят цели на урок).

Сценарий урока. Древний Рим.Сценарий урока. Древний Рим.



Учитель: В наши дни Рим - это столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало очень сильно рабовладение. Это государство, как и его главный город, называлось Древний Рим. Как вы поняли - это и есть тема нашего урока. История этой цивилизации завершает курс истории Древнего Мира.

Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания.

- Сами жители Рима связывают появление города и впоследствии государства с одной очень интересной легендой.

III. Подготовка к осмысленному усвоению материала

Видеофильм «Древний Рим» (4 мин.)

Игра «Реконструкция легенды об основании Рима»

Ребятам предлагается набор фраз, высказываний, повторяющих сюжетную линию легенды, их задача состоит в том, чтобы правильно воспроизвести сюжет легенды.


Тайна рождения Ромула и Рема


Амулий приказал слугам выбросить близнецов в Тибр


Чудесное спасение, близнецов согрела и вскормила волчица


Пастух нашел детей и принес их домой


Пастух и его жена назвали детей Ромулом и Ремом

Сценарий урока. Древний Рим.


Юность Ромула и Рема. Расправа с Амулием

Сценарий урока. Древний Рим.


Братья решили основать город, в ссоре Ромул убил Рема

Сценарий урока. Древний Рим.


Ромул основал город на Палатинском холме и назвал его Римом

Сценарий урока. Древний Рим.


Ромул стал первым царем Рима

IV.Поисково-исследовательский этап, с представлением материала

Весь класс делится на 3 группы: историки, географы и политологи. Каждая группа получает своё задание и работает над ним самостоятельно, выполняя пошаговую инструкцию. Итогом работы становится выступление от каждой группы, в котором представлены результаты исследования.Сценарий урока. Древний Рим.

V.Весёлая физкультминутка

Цель: Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.

VI. Проверка понимания и коррекция усвоения учениками нового материала

Каждая группа защищает свою работу (представители от группы). После выступления каждой группы класс выполняет задания на закрепление материала.

1-я группа «Географы» - работа с интерактивной картой.

2-я группа «Историка» - Игра «Занятия римлян»

3-я группа - заполнение схемы «Управление в Древнем Риме»

VII.Рефлексивно-оценочный этап

Учащиеся самостоятельно подводят итог своей деятельности: что удалось и что не удалось? что было сложно и почему?

VIII.Домашнее задание

Учитель предлагает несколько на выбор заданий для учащихся, ребята записывают в свои дневники.

Учитель:

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Приложение №1

ГРУППА I - ГЕОГРАФЫ

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

Тема урока: Древний Рим

ШАГ 1 - Откройте карту на странице 213 учебника и внимательно рассмотрите её. Найдите на карте и запомните, где располагаются: Тирренское море, Адриатическое море, река Тибр, латины (племя), город Рим, Апеннинский полуостров, горы Альпы и горы Апеннины.

ШАГ 2 - Изучите исторический документ «Географическое положение и природа Италии»

Выпишите в рабочую тетрадь ответы на вопросы:

  1. Где возник город Рим?

  2. На берегу какой реки возник Рим?

  3. Как называется полуостров, где расположен Рим?

  4. Какими морями омывается Апеннинский полуостров?

  5. Какие горы есть в Италии?

ВЫВОД: Изучив теоретический материал, мы узнали, что город Рим возник в ____________ на левом берегу реки ________. Основало Рим племя _____________. Полуостров, где расположен Рим, называется ___________________. Апеннинский полуостров омывается водами нескольких морей _________________, ________________ и ______________. В Италии есть горы ______________, богатые _______________.

ШАГ 3 - Подготовьте выступление вашей группы.

ГРУППА II - ИСТОРИКИ

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

Тема урока: Древний Рим

ШАГ 1 - Изучите исторический документ «Природа Италии»

Выпишите в рабочую тетрадь ответы на вопросы:

  1. Какие занятия были хорошо развиты в Риме?

  2. Выгодно ли было географическое положение Рима? Если да, то почему?

  3. На каких холмах возник Рим?

  4. Какими были дома римлян?

ВЫВОД: Изучив материал документов, мы узнали, что центральная часть Рима располагалась на двух крупных холмах___________________ и _____________________. У римлян были развиты различные занятия: _________________, __________________,_________________, ____________,_________________,______________. Но самым важным было _____________________, жители Рима вели постоянные войны и из походов привозили богатую______________.

ШАГ 3 - Подготовьте выступление вашей группы

ГРУППА II - ПОЛИТОЛОГИ

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

Тема урока: Древний Рим

ШАГ 1 - Изучите исторический документ «Управление в Риме»

Выпишите в рабочую тетрадь ответы на вопросы:

  1. Кто такие патриции и плебеи?

  2. Какие органы управления существовали в Риме?

  3. Каковы были функции Народного собрания?

  4. Как звали последнего римского царя, и чем закончилось его правление?

  5. Составьте схему управления в Риме и запишите её в тетради.

ВЫВОД: Изучив документ «Управление в Риме», мы узнали, что жителями Рима были ___________ и ______________. В управлении страной принимали участие только ______________. Главным органом управления было _______________________. Ему управлять помогал __________________, состоявший из старейшин. Народное собрание могло ________________, ___________________, ______________. Последнего царя в Риме звали ____________________. Его правление закончилось печально, так как__________________________.

ШАГ 3 - Подготовьте выступление вашей группы



Приложение №2

Географическое положение и природа Италии

К Западу от Греции расположен Апеннинский полуостров. Апеннинский полуосторов внешне напоминает сапожок, который глубоко вдается в Средиземное море. Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией, где на берегу реки Тибр некогда проживало племя латинов. Оно и основало город Рим.

На западе Италия омывается волнами Тирренского моря, с юга Италия омывается Средиземным морем, а с востока - Адриатическим. Обилие островов и морей способствовало здесь развитию мореплавания.

Там тёплый климат, а дождей выпадает больше, чем в Греции.

По площади Италия значительно превосходит Грецию, больше в ней и низменностей, и долин, пригодных для земледелия, где в долинах рек много сочных пастбищ. Вдоль всего полуострова тянутся горы Апеннины, богатые строительным канем и металлами.

Управление в Риме

Потомки знатных жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей, вплоть до продажи их в рабство. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из других областей Италии. Их называли плебеями. В управлении Римом первоначально принимали участие только патриции, но плебеи были этим не довольны.

Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. Последнего царя звали Тарквиний Гордый, против него был организован заговор, и Тарквиний был изгнан с трона. Больше царей римляне решили не выбирать. Большое значение в жизни Рима играл Сенат. Этот орган управления был сформирован из старейшин различных родов.

Природа Италии

На западе Италия омывается волнами Тирренского моря, с юга Италия омывается Средиземным морем, а с востока - Адриатическим. Обилие морей способствовало развитию мореплавания. Моря были богаты рыбой и моллюсками, из раковин получали пурпур, так развивалось рыболовство.

Там тёплый климат, а дождей выпадает больше, чем в Греции.

В древности страна Италия была богата растительностью, множеством сочных пастбищ, что давало возможность развиваться скотоводству.

С глубокой древности в Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге - оливковые деревья, гранаты и миндаль. Жители Италии выращивали пшеницу, ячмень, лён, бобовые и огородные культуры, так развивались садоводство и земледелие.

Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, серебро, золото, строительный камень и мрамор и даже соль. Это позволяло существовать множествам различных ремёсел.

Но самым прибыльным занятием были войны, которые вели римляне с другими государствами. Из военных походов они возвращались с богатой добычей. Рим называют «городом на семи холмах», самыми крупными из них были Палатинский и Капитолийский, они находились в самом его центре. Римляне в те времена жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной.





© 2010-2022