Конспект урока по теме Древняя Греция (урок повторения и обобщения)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа, Тазовского района, ЯНАО.


Урок истории в 5 классе

на тему «Древняя Греция»

(урок повторения и обобщения)









Разработала: учитель истории и обществознания

Хасанова Эльфия Мидхатовна


с. Газ-Сале,

2015г.



Взаимоконтроль в

группах, самоконтроль

Ученик должен научиться определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения.

Научится:

П. - сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;

К.: создавать устные и письменные тексты;

Р.: - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в том числе проект),

Научится: личностные объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны.

Задание 2


Тема урока. Древняя Греция (урок повторения и обобщения).


Эпиграф: «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество».

В.Г. Белинский

Цель урока: повторение и обобщение знаний, умений и навыков учащихся по теме «Древняя Греция».

Оборудование: атласы, настенные карты, раздаточный материал.

Оснащение урока: компьютеры, проектор, экран, презентация (приложение к уроку)

Цели урока:

Содержательная цель: выявление теоретических знаний по теме «Древняя Греция»

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности через различные задания.


Планируемые результаты:


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1. Определять цель и задачи учебной деятельности.

2. Систематизировать информацию.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД:

1. Анализировать (выделять главное).

2. Определять понятия.

3. Обобщать, делать выводы.

4. Представлять информацию в форме кластера.

Коммуникативные УУД:

1. Умение работать в группе.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные результаты:

1. Развивать сотрудничество.

2. Развивать интерес к истории как науке.

3. Развивать умение самооценки и взаимооценки.

Предметные результаты:

1. Понимать факты и процессы, характеризующие системность и целостность исторического процесса.

2. Уметь работать с историческими понятиями, датами, событиями, именами.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций:

1.Перцептивные: словесный, наглядный, практический.

2.Гностические: беседа, «мозговой штурм», инструктаж, практическая работа.

3.Самоуправления учебными действиями: самостоятельная работа с объектами труда.

4.Контроля: самоконтроль и взаимоконтроль.

Форма организации работы в классе: активная.

Метапредметные связи: история и география

Ход урока.Этапы

Цели, задачи, методы этапа

Содержание деятельности учителя

Содержание работы ученика

Время

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель:

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Задача:

- обеспечить своевременное и организованное начало урока.

Организация урока. Приветствия учителя и учащихся.

Организация внимания и внутренней готовности.

Ну-ка, покажи дружок!

Готов ли ты начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ли весело глядят?

Слушайте внимательно,

Работайте старательно!

На улице не очень ясно,

А на душе так все прекрасно.

Часто дела все заслоняют

Душевный градус понижают

Но стоит мне увидеть Вас

Неординарный, умный класс-

И хочется мне сразу улыбаться

А значит и историей заняться (Слайды 1-2)

Готовность класса к работе.

2 минуты

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель:

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Задача:

- установить правильность и осознанность усвоения учебного материала;

- выявить неверные ответы, их коррекция.

1.Организация работы. Дети, сейчас ответив на вопросы по теме «Древний Восток» на рабочих листах, вы должны определить страну, о которой мы сегодня будем говорить. Это слово складывается из первых буков отгаданных вами слов.

1.Место захоронения фараона (Гробница)

2.Одно из имен бога солнца в Древнем Египте (Ра)

3.Страна, расположенная в долине реки Нил (Египет)

4.Первый властелин единого Китая (Цинь)

5.Страна, расположенная между Гималаями и океаном (Индия)

6.Имя бога евреев (Яхве).

Г Р Е Ц И Я

Итак, какое слово у нас получилось? Правильно - Греция. Какие же ответы у вас получились? Учитель показывает эталон ответов. (Слайд 3,4,5,6)

Таким образом, мы страну определили, и будем повторять древнюю историю данной страны.

(учитель тему записывает в тетрадь).

Ребята, что вы знаете о Древней Греции?

- Как долго мы изучали эту тему?

- Я подскажу вам. Мы изучали тему «Древняя Греция» 20 уроков, т. е. большую часть учебного времени, отведённого на изучение истории в 5 классе. Наверняка, вы догадываетесь о том, что ваши знания будут проверены серьёзной контрольной работой.

- Как вы думаете, какие вопросы и задания могут быть в контрольной работе?

(Учитель записывает ответы учеников на доске).

Учащиеся выполняют первое задание на рабочем листе.




Ответы учащихся: Греция

Учащиеся, выполнив задание на рабочем листе, дают ответ на поставленный вопрос и проверив ответы на вопросы выставляют себе оценку по критериям.



Ответы учащихся (даты, термины, персоналии, боги, географические объекты, герои мифов)

4 минуты

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель:

Осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей учащихся.

Задачи:

- выявить пробелы в знаниях;

- сформулировать совместно с учащимися цели, темы и задачи изучения нового материала.

- показать его практическую значимость.

Совместная деятельность учащихся и учителя способствует раскрепощению детей, воспитывает коммуникативную культуру.

- Какова же цель нашего занятия?

- Каким образом мы это будем делать?

- Подготовка к контрольной работе по теме «Древняя Греция».

Ответы учащихся: повторяя изученные даты, термины, персоналии, богов, географических объектов, героев мифов.

3минуты

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель:

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации.

Задачи:

- выделить и повторить узловые моменты;

- проанализировать результат усваиваемых или усвоенных знаний,

- скорректировать знания.

Персоналии

Греция

Географические названия

Боги

Герои мифов

Учитель объясняет правила работы в группах.

Кластер (Слайд 7)

Учащиеся слушают инструктаж.

Группы тянут жребий, который определяет, над каким сектором кластера они будут работать:

  1. Термины

  2. Даты

  3. Персоналии

  4. Географические названия

  5. Герои мифов

  6. Боги

3 минуты

V. Этап реализации построенного проекта. Физкультминутка.

Цель:

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Задачи:

- на основе выбранного метода вспомнить и систематизировать информацию;

- научить оперировать полученной информацией.

Учитель выступает в роли организатора и инструктора.

После выполнения работы, перед проверкой, учитель проводит физкультминутку. (Слайд 8)

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде "раз".

А над нами весело

шелестит трава.

Опускаем руки мы

По команде "два".

Соберем в корзинки мы

Ягоды, грибы,

Дружно наклоняемся

По команде "три".

На "четыре" и на "пять"

Станем дружно мы скакать.

Ну, а по команде "шесть"

Всем за парты тихо сесть!

Практическая работа в группах по своему сектору.

Каждая группа работает над своим сектором кластера, наполняя её своими знаниями.

Физкультминутка.

10 минут

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель:

Усвоение учащимися нового способа систематизации знаний.

Задачи:

- научить учащихся агрументированно давать ответы.

Учитель проводит взаимопроверку.

Учитель проверяет полученную информацию.

Учащиеся выполняют свои задания.

Ответы учащихся с аргументацией

Каждая группа докладывает о результатах своей работы.

8 минут

VII. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону.

Цель:

Получение жизненного опыта, нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Вопросы учителя:

Ребята, если вы считаете, что ваши одноклассники заполнили? Если они не полностью заполнены, то дополните их информацию.

Проверка по эталону. Прямо на этом листе оцените работу той группы, у которой вы проверили работу. (Слайды 9-14).

Кластер.

Учащиеся дополняют работы своих одноклассников. Проверяют работы по эталону.

5 минут

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель:

Включение нового способа действий в систему знаний.

Задачи:

- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

- организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.

Вопросы учителя:

- Считаете ли вы, созданный кластер по «Древней Греции» полной и завершённой?

Задайте сами себе домашнее задание.

- Как вы будете дополнять кластер?



Ответы учащихся.

- Нет, она неполная и незавершённая.

Аргументированный выбор вида домашнего задания.

Продолжить наполнение кластера. Подготовиться по ней к контрольной работе. По желанию написать эссе по теме «Путешествие в Древнюю Грецию».

- Листая параграфы по теме «Древняя Греция» и записи в тетради, обращать внимание на выделенные слова и карту.

Записывают домашнее задание в дневник.

3 минуты

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель:

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, одноклассников, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Задачи:

- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

-оценка деятельности одноклассников (взаимооценка);

-учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, уточняют степень их соответствия.

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Мы выполнили её?

- Как именно мы её выполнили?

- Что вам понравилось на уроке больше всего?

«Древние греки, античные греки,

Многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берёт:

Ну, до чего ж знаменитый народ!"

- Сегодня мы с вами завершили изучение по ещё одной прекрасной и удивительной страны древнего мира - Греции. Хочется сказать, что эта страна с её интересной культурой, людьми оказала влияние на культуру многих стран.

Эпиграф: «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество». В.Г. Белинский

Всё, что мы сегодня рассмотрели, соответствует эпиграфу сегодняшнего урока?

- Я хочу, чтобы вы продолжили начатые мною предложения.

1. Сегодня на уроке для себя сделал вывод…

2. Мне было интересно….

3. Во время урока я столкнулся с трудностями…

4. От урока у меня осталось впечатление….

5. Для себя я сделал вывод… (Слайд 15-16)

См. табл.

Спасибо вам за урок!

Отвечают на поставленные вопросы сообразно своим представлениям и собственной роли на уроке.

Самооценка и оценка работы других групп на карточках и рабочих листах. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.




Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

2 минуты




Литература:

1.А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. "История Древнего мира". - М.: Просвещение, 2012.

2.Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. - М.: Просвещение. 2012.

3.Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. Москва. Планета, 2013.

4.Материалы ФГОС основного общего образования.








Приложение.

Карточка 1.

Вставить слова, пропущенные в тексте, используя карту «Древняя Греция». Цель: выявить как вы усвоили географическое положение Греции, городов-государств.

Древняя Греция расположена в южной части (Балканского) полуострова. Основная её часть занята (горами). Самая высокая гора в Греции - (Олимп), по преданию на ней живут (греческие боги). Земля благоприятна для возделывания (винограда) и (оливковых деревьев). Полуостров омывают моря: (Эгейское), (Ионическое), (Средиземное) и (Чёрное).

По географическим условиям Греция делится на: (Южную) - это (Пелопоннес), (Среднюю) и (Северную).

Аттика находится в (Средней Греции) а Лакония в (Южной Греции). Самый крупный остров - (Крит). У греков появились несколько городов-государств - (Ольвия, Пантикопей, Херсонес, Сидон и др.)

Карточка № 2.

Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой страны, но и знать язык. Наше задание называется « Переводчик».

Цель: выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. Даны слова, а вы должны дать определение этих слов.

Демос Простой народ.

Ареопаг Совет знати.

Архонты Правители.

Долговой камень Камень, установленный на земле должника.

Демократия Власть народа.

Илоты Рабы в Спарте.

Лаконичная речь Краткая речь.

Полис Город - государство, поселение греков.

Атлет Участник состязаний.

Стратег Военачальник.

Амфора Сосуд для вина или масла.

Педагог Сопровождающий ребёнка.

Оратор Человек, умеющий произносить речь.

Аристократия Богатая и родовитая знать.

Олигархия Власть, небольшой группы людей.

Карточка №3.

Вам предстоит вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны и кем они были. Цель: выявить ваши знания о персоналиях Древней Греции.

1). Солон - архонт в Афинах, заложил основы демократии в Афинах.

2). Перикл - первый стратег в Афинах, вождь афинского демоса.

3). Гомер - поэт, автор поэм «Илиада» и «Одиссея».

4). Мильтиад - греческий стратег, военачальник в Марафонском сражении.

5). Аристофан - поэт, автор комедии сказки «Птицы».

6). Софокл - поэт, автор трагедии «Антигона».

7). Геродот - историк, описавший греко-персидские войны.

8). Аристотель - философ, ученик Платона, занимался изучением политики и экономики.

9). Демосфен - оратор, поднял всю Грецию против Филиппа.

10). Фидий - афинский скульптор, автор скульптур из бронзы, кости с золотом и мрамора.

Карточка №4

« Мифы и легенды Древней Греции».

- Вашему вниманию представлены предметы. Ваша задача по ним вспомнить название мифа, героев и в двух-трёх предложениях передать чем они заканчиваются. Цель: проверить ваши знания о мифах Древней Греции.

Миф 1. меч и клубок ниток (миф о Тесее и Минотавре);

Миф 2. перья, воск, нитки. (Дедал и Икар);

Миф 3. яблоко с надписью « Прекраснейшей» (миф о начале Троянской войны);

Миф 4. огонь, утёс, цепи, орёл, печень (миф о Прометее);

Миф 5. деревянный конь (миф о победе греков);

Миф 6. топор, Ника, головная боль (миф о рождении Афины);

Миф 7. трезубец, копьё, источник, оливы (миф о споре Афины с Посейдоном).

Карточка №5

Но говоря о Греции, нельзя не вспомнить священную гору Олимп, на которой, по преданию греков, жили боги.

Наше задание так и называется « Священный Олимп». Цель: вспомнить имена богов Олимпа и покровителем чего они являлись.

1) Колесница, орёл, молния. (Зевс - бог грома и молнии)

2) Меч, шлем, копьё (Арес - бог войны)

3) Трезубец. Дельфин (Посейдон - бог моря)

4) Зеркальце, золотое яблоко (Афродита - богиня любви и красоты)

5) Олень, стрела, колчан со стрелами (Артемида - богиня охоты)

6) Семейный очаг, корона, узы брака (Гера - покровительница семейного очага)

7) Трёхглавый пёс, колесница (Аид - бог подземного царства)

8) Кифара, лавровый венок (Аполлон - бог покровитель искусства)

9) Виноградная гроздь (Дионис - бог виноделия)

10) Колосок пшеницы (Деметра - богиня плодородия)

11) Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева (Афина - богиня мудрости и справедливости)

12) Волшебные сандалии (Гермес - вестник богов, покровитель торговли)

Карточка №6

Сейчас мы с вами перед воротами прекраснейшего города - Афины. Это своеобразный выход, переход к изучению другой страны. Но ворота закрыты, а на них странные цифры числа, которые вы должны разгадать. Следующая группа работает над хронологией. Цель: проверить как вы усвоили даты и события.

776 г. н. э. - первые Олимпийские игры

594 г. до н. э. - реформы Солона

490 г. до н. э. - Марафонская битва

480 г. до н. э. - вторжение персов в Элладу (Саламинское сражение)

431 г. до н.э. - начало Пелопоннесской войны (продолжалась 30 лет, была между Афинами и Спартой)

338 г. до н.э. - Битва при Херонее.

443 г. до н.э. - избрание Перикла первым стратегом Афин.

V век до н.э. - возвышение Афин.






Рабочий лист

Задание 1 - запишите правильные ответы, где многоточия, выделите первые буквы слов и из них запишите полученное слово.

1.Место захоронения фараона ………….

2.Одно из имен бога солнца в Древнем Египте …………….

3.Страна, расположенная в долине реки Нил …………….

4.Первый властелин единого Китая ………….

5.Страна, расположенная между Гималаями и океаном ………..

6.Имя бога евреев …………..

Итоговое слово ______________________

Шкала оценивания задания:

Оценка «5» - 7 баллов

Оценка «4» - 6 баллов

Оценка «3» - 5 баллов Ваша оценка: _________

Задание 2

Рефлексия.

- Я хочу, чтобы вы продолжили начатые мною предложения.

1. Сегодня на уроке для себя сделал вывод…

2. Мне было интересно….

3. Во время урока я столкнулся с трудностями…

4. От урока у меня осталось впечатление….

5. Для себя я сделал вывод….



© 2010-2022