- Преподавателю
- История
- Программа внеурочной деятельности От истоков к современности
Программа внеурочной деятельности От истоков к современности
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гоцадзе А.Л. |
Дата | 13.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189.
-
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
-
Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.20011 г. № 3-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
-
Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 29 р. п. Чунский Чунского района Иркутской области, утверждённым постановлением исполняющего обязанности главы администрации Чунского района от 17.04.2015г. № 159.
-
Основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский (2014-2019гг.), утверждённой приказом МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский от 17.05.2014г. № О-140.
-
Программой развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский на 2011-2015 г., утверждённой приказом МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский от 02.05.2012 года №О -161.
-
Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности ФГОС НОО и ФГОС ООО, утверждённым приказом МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский от 08.06.2015 № О-173.
-
Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия 38ЛО1 № 0002525, регистрационный № 8120), выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский 17.07.2015 года.
-
Свидетельством о государственной аккредитации (серия 38 АО1 № 0000208, регистрационный №2084), подтверждающим государственный статус общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 01.10.2012 года.
-
Конвенция ООН о правах ребенка.
-
Рекомендациями «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
-
Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях - это целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к творческому труду, максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Программа фокусирует время, историю культуры, историю страны и народов, отражая их движение и развитие, являясь источником духовности и патриотизма, направлена на духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности каждого обучающегося.
Цель программы: - обучить народной культуре, философии, традициям, обычаям; сформировать знания, умения и навыки в области духовно-нравственного воспитания, декоративно-прикладного творчества;
- гармонично развить и воспитать ребенка - носителя и хранителя национальной культуры - посредством использования различных форм и методов эстетического образования; воспитать творческую, духовно-нравственную личность, способную самостоятельно мыслить, принимать решения, создавать произведения декоративно-прикладного творчества.
Образовательные задачи:
- познакомить с основами народной философии и педагогики;
- познакомить с духовно-нравственными основами народной культуры;
- познакомить с календарными и христианскими праздниками, традициями и обрядами, фольклором и кукольным театром;
- научить владению различными техниками работы с материалами, бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
Воспитательные задачи:
- воспитать чувство уважения и почитания народных традиций;
- воспитать чувства милосердия, сострадания, понимания, толерантности к пожилым людям, к людям других национальностей;
- воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности путем приобщения детей к совместным формам организации занятий (работа в паре, группе, команде);
- воспитать взаимоуважение, взаимопонимание в семье путем вовлечения детей и их родителей в совместную творческую деятельность (участие в выставках, конкурсах, праздниках).
Развивающие задачи:
- развить внимание, память, наблюдательность, аккуратность, мелкую моторику рук;
- развить образное и вариативное мышление, любознательность, фантазию, эстетический вкус, творческое воображение воспитанников;
- сформировать устойчивый интерес к изучению истории своей Родины, народной культуры, философии, традиций и обычаев;
- сформировать интерес к творчеству и поддерживать его в течение всего срока обучения;
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод • просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей ; наблюдения;
• экскурсий по поселку , целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение былин, пословиц, поговорок;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• сообщение дополнительного материала;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение конкурсов, импровизированных спектаклей;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• изготовление панно, макетов.
Программа предлагает большое количество экскурсий в школьный музей , игровых форм обучения, праздников, что способствует не только усвоению знаний, но и развитию образного мышления и творческого воображения ребенка. Результатом увлекательных занятий являются не только поделки, но и невидимые для глаз развитие тонкой наблюдательности, формирование пространственного воображения, логики мышления.
Содержание образовательной программы «От истоков к современности» соответствует культурно-национальным российским традициям, способствует духовно-нравственному, эстетическому, творческому развитию обучающихся.
Место курса в учебном плане внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы - создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса. В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях воспитания чувство уважения и почитания народных традиций, чувства милосердия, сострадания, понимания, толерантности к пожилым людям, к людям других национальностей, обучающимся 5 классов предложен курс по выбору « От истоков к современности» Программа реализуется при часовом режиме работы в неделю, всего 35 часов, продолжительность занятия - 40 минут.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ).
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные: Получение базовых знаний по народной культуре, философии, духовно-нравственному воспитанию, художественному и декоративно-прикладному творчеству. Углубление знаний и совершенствование умений и навыков художественного и декоративно-прикладного творчества.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема1. Введение. 1час.
Русская культура как часть мировой культуры. Экскурсия в школьный музей
Тема 2. «Народная философия и педагогика». 12 часов
Знакомство с понятиями «народная философия» и «народная педагогика». Экскурсия в школьный музей.
Мир далёких предков. Наш предок: земледелец, охотник, воин. Мировоззрение наших предков. Мир и мироздание: воздух, вода, земля, человек. Земля, её зависимость от солнца. Солнце и луна. День и ночь. Смена времён года. Солнцеворот. Определение понятий «Родина», «род», «семья», «родственники». Составление семейного генеалогического древа на основе знаний о близких родственниках. Племя. Древние поселения. Древние жилища. Русская изба. Месторасположение, устройство, убранство, утварь. Украшение резьбой. Символы, обереги жилища. Заготовка деталей избы. Православная церковь. Месторасположение. Архитектура, внутреннее устройство и убранство. Иконостас. Целительные иконы. Колокольный звон. Святые места. Молитвы.
Изготовление элементов панно «Деревенька»: избы, церковь из бумаги и других материалов. Сборка панно «Деревенька» (плоское изображение, аппликация).
Тема 3. «Народный календарь» . 8 часов
Знакомство с календарными и христианскими праздниками и обрядами осени и зимы. Происхождение праздников, связь их с природой, приметы. Экскурсия в школьном музей. Осенние христианские и календарные праздники: Масленица (последняя неделя перед Великим постом), Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Покров (14 октября), Параскева Пятница (10 ноября), Кузьма и Демьян - Кузьминки (14 ноября). Осенние приметы. Зимние христианские и календарные праздники: Рождество (7 января), Рождественский сочельник (6 января), Святки (с 7 по 14 января) - в это время колядовали и гадали, Крещение (19 января), Татьянин день (25 января - День студентов), Сретение (15 февраля, поворот на лето). Зимние приметы. Весенние христианские праздники .Летние христианские праздники. Русская кухня . Посты. Народная медицина и косметика (лечебные травы, рецепты).
Тема 4. «Народный фольклор». 14 час.
Знакомство с понятием «фольклор». История развития народного творчества. Экскурсия в школьный музей. Осень - пора свадеб, ярмарочных гуляний. Народные игры, гулянья, представления, кукольные спектакли, вертепы. Народная музыка, танцы, песни, частушки. Народные инструменты: балалайка, гармонь, жалейка, бубен, трещотки. Разучивание элементов народного танца и хоровода, исполнение народных песен и частушек. Импровизированный концерт.
Устное народное творчество: сказки, былины, пословицы, поговорки, прибаутки, байки, приметы. Импровизированный спектакль.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Раздел 1
1
Введение. Русская культура как часть мировой культуры.
1
Экскурсия в школьный музей
Развивают умение слушать, усваивать материал, использовать ранее полученные знания
Проводят поиск необходимой информации
Учатся работать в группе
02.09
Народная философия и педагогика. 12 часов
2
Мир далёких предков. Наш предок: земледелец, охотник, воин.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Определяют цель, проблему в учебной деятельности;
выдвигают версии;
Учатся обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
Получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир),
09.09
3
Мировоззрение наших предков.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Планируют учебную деятельность;
работают по плану, сверяясь с целью
Принимают другое мнение ,допускают существование различных точек зрения
16.09
4
Определение понятий «Родина», «род», «семья», «родственники».
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Оценивают степень и способы деятельности и достижения цели.
Учатся анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
Излагают свое мнение (в монологе, диалоге), подтверждая фактами;
корректируют своё мнение под воздействием контраргументов
23.09
5-6
Составление семейного генеалогического древа на основе знаний о близких родственниках.
2
Лекция с элементами практической работы
Учатся выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации
Учатся строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;
классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям',
-устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;
- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема).
Получают опыт самостоятельного общественного действия; развивают способность к самооценке
30.09
01.10
7
Племя. Древние поселения. Древние жилища.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Строят осознанные речевые высказывания , расширяют и дополняют имеющиеся знания
Определяют уровень усвоения материала, адекватно воспринимают оценку своей деятельности
Учатся работать в группе, паре
08.10
8
Русская изба. Месторасположение, устройство, убранство, утварь.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Формулируют ответы, осуществляют поиск информации
Получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
15.10
9
Символы, обереги жилища.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
22.10
10
Заготовка деталей избы.
1
Практическое занятие
Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи
Проводят поиск необходимой информации
Получают опыт самостоятельного общественного действия; развивают способность к самооценке
29.10
11-12
Изготовление элементов панно «Деревенька»
2
Практическое занятие
11.11
18.11
Народный календарь. 8 часов
13
Знакомство с календарными и христианскими праздниками и обрядами
1
Урок закрепления новых знаний и способов деятельности
Учатся выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
Определяют уровень усвоения материала, адекватно воспринимают оценку своей деятельности
Готовность слушать собеседника и вести диалог
25.11
14
Происхождение праздников, связь их с природой, приметы.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Устанавливают причинно-следственные связи на простом и сложном уровне
Принимают другое мнение ,допускают существование различных точек зрения
02.12
15
Осенние христианские и календарные праздники
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Проводят поиск необходимой информации
Учатся работать в парах корректируют своё мнение под воздействием контраргументов
09.12
16
Зимние христианские и календарные праздники
1
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Формулируют ответы, осуществляют поиск информации
Готовность слушать собеседника и вести диалог
16.12
17
Весенние христианские и календарные праздники
1
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Определяют уровень усвоения материала, адекватно воспринимают оценку своей деятельности
23.12
18
Летние христианские и календарные праздники
1
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
13.01
19- 20
Инсценирование праздника
2
Практическое занятие
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
20.01
27.01
Народный фольклор. 14 часов
21
Знакомство с понятием «фольклор». История развития народного творчества.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Учатся анализировать и обобщать, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне,
Сравнивают объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;
устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне
Принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения
03.02
22-23
Народные игры, гулянья, представления, кукольные спектакли, вертепы.
1
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Определяют уровень усвоения материала
Проводят поиск необходимой информации
Корректируют своё мнение под воздействием контраргументов
10.02
17.02
24-25
Народная музыка, танцы, песни, частушки.
2
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Готовность слушать собеседника и вести диалог
02.03
09.03
26
Народные инструменты: балалайка, гармонь, жалейка, бубен, трещотки.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Расширяют имеющиеся представления о народных инструментах
Находят в различных источниках, достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Учатся преодолевать конфликты, договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
16.03
27-28
Разучивание элементов народного танца и хоровода
2
Практическое занятие
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
23.03
06.04
29
Импровизированный концерт.
1
Практическое занятие
13.04
30-31
Устное народное творчество: сказки, былины,
2
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Принимают и сохраняют учебную задачу; дополняют и расширяют имеющиеся знания; строят логическую цепь рассуждения
Находят в различных источниках, достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач
Готовность слушать собеседника и вести диалог
20.04
27.04
32
Устное народное творчество: пословицы, поговорки
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
04.05
33
Устное народное творчество: прибаутки, байки, приметы
2
Урок изучения и первичного закрепления знаний
11.05
34-35
Импровизированный концерт.
2
Практическое занятие
Получают опыт самостоятельного общественного действия; развивают способность к самооценке
18.05
25.05
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя
1. Детям о традициях народного мастерства [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Владос, 2001.
2. Дом - семь «Я». Программа экспериментального курса предметной области «Технология». 5-11 классы [Текст] / под ред. Е. Д.Волоховой. - СПб. : Русский издательский дом, 1997.
3. Абашкин, А. А. Предки русских в древнем мире [Текст] / А. А. Абашкин. - М. : Вече, 2001.
4. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб. : Паритет, 2003.
5. Петров, В. М. Летние, осенние, зимние, весенние праздники, игры и забавы для детей [Текст] / В. М. Петров, Г. М. Гришина, Л. Д. Короткова. - М. : Сфера, 1999.
6. Семёнова, М. Мы - славяне! [Текст] : популярная энциклопедия / М. Семёнова. - СПб. : Азбука-Терра, 1999.
Литература для обучающихся
1. Каштанов, Ю. Е. Русский костюм с Древней Руси до наших дней [Текст] : для среднего школьного возраста / Ю. Е. Каштанов. - М. : Белый город, 2009.
2. Лаврова, С. Русские игрушки, игры, забавы [Текст] : для младшего и среднего школьного возраста / С. Лаврова. - М. : Белый город, 2009.
3. Семёнова, М. Мы - славяне! [Текст] : популярная энциклопедия / М. Семёнова. - СПб. : Азбука-Терра, 1999.
4. Уатт, Ф. Книга для девчонок (косы, бусы, ожерелья) [Текст] / Ф. Уатт, Л. Майлс. - М. : Росмэн, 1998.
Средства обучения
1. Мультимедийные презентации по темам: «Мир далёких предков», «Родина, род, семья, родственники, семейное древо», «Древние поселения, жилища», «Русская изба».
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА.
В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся обучающиеся должны
знать:
- основы народной философии и педагогики;
- понятия «Родина», «род», «семья», «родственники»;
- понятие «племя», историю древних поселений и жилищ;
- историю месторасположения, устройства, убранства русской избы;
- историю религиозных и христианских осенних и зимних праздников, традиций и обычаев;
- историю фольклора; народной музыки, танцев, пения; устного народного творчества;
- историю, последовательность изготовления и оформления элементов народного костюма для куклы: рубахи, сарафана, фартука, портов, головного убора, пояса, обуви, украшений;
уметь:
- составлять семейное генеалогическое древо на основе знаний о близких родственниках;
- исполнять народные песни и частушки;
- исполнять элементы народного танца и хоровода;
- изготавливать изделия по образцу, схеме, рисунку;
- изготавливать и оформлять элементы народного костюма для куклы: рубаху, сарафан, фартук, порты, головной убор, пояс, обувь, украшения;
- составлять сообщения и проводить тематические экскурсии в школьном музее.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- проведения самостоятельного поиска информации;
- понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни;
- уважения и любви к своим национальным истокам, к своей земле и своему народу