Программа внеурочной деятельности От истоков к современности

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189.

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

  • Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.20011 г. № 3-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  • Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 29 р. п. Чунский Чунского района Иркутской области, утверждённым постановлением исполняющего обязанности главы администрации Чунского района от 17.04.2015г. № 159.

  • Основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский (2014-2019гг.), утверждённой приказом МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский от 17.05.2014г. № О-140.

  • Программой развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский на 2011-2015 г., утверждённой приказом МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский от 02.05.2012 года №О -161.

  • Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности ФГОС НОО и ФГОС ООО, утверждённым приказом МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский от 08.06.2015 № О-173.

  • Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия 38ЛО1 № 0002525, регистрационный № 8120), выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский 17.07.2015 года.

  • Свидетельством о государственной аккредитации (серия 38 АО1 № 0000208, регистрационный №2084), подтверждающим государственный статус общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 01.10.2012 года.

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

  • Рекомендациями «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

  • Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях - это целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к творческому труду, максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Программа фокусирует время, историю культуры, историю страны и народов, отражая их движение и развитие, являясь источником духовности и патриотизма, направлена на духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности каждого обучающегося.

Цель программы: - обучить народной культуре, философии, традициям, обычаям; сформировать знания, умения и навыки в области духовно-нравственного воспитания, декоративно-прикладного творчества;

- гармонично развить и воспитать ребенка - носителя и хранителя национальной культуры - посредством использования различных форм и методов эстетического образования; воспитать творческую, духовно-нравственную личность, способную самостоятельно мыслить, принимать решения, создавать произведения декоративно-прикладного творчества.

Образовательные задачи:

- познакомить с основами народной философии и педагогики;

- познакомить с духовно-нравственными основами народной культуры;

- познакомить с календарными и христианскими праздниками, традициями и обрядами, фольклором и кукольным театром;

- научить владению различными техниками работы с материалами, бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

Воспитательные задачи:

- воспитать чувство уважения и почитания народных традиций;

- воспитать чувства милосердия, сострадания, понимания, толерантности к пожилым людям, к людям других национальностей;

- воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности путем приобщения детей к совместным формам организации занятий (работа в паре, группе, команде);

- воспитать взаимоуважение, взаимопонимание в семье путем вовлечения детей и их родителей в совместную творческую деятельность (участие в выставках, конкурсах, праздниках).

Развивающие задачи:

- развить внимание, память, наблюдательность, аккуратность, мелкую моторику рук;

- развить образное и вариативное мышление, любознательность, фантазию, эстетический вкус, творческое воображение воспитанников;

- сформировать устойчивый интерес к изучению истории своей Родины, народной культуры, философии, традиций и обычаев;

- сформировать интерес к творчеству и поддерживать его в течение всего срока обучения;

Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод • просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей ; наблюдения;
• экскурсий по поселку , целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение былин, пословиц, поговорок;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• сообщение дополнительного материала;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение конкурсов, импровизированных спектаклей;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• изготовление панно, макетов.

Программа предлагает большое количество экскурсий в школьный музей , игровых форм обучения, праздников, что способствует не только усвоению знаний, но и развитию образного мышления и творческого воображения ребенка. Результатом увлекательных занятий являются не только поделки, но и невидимые для глаз развитие тонкой наблюдательности, формирование пространственного воображения, логики мышления.

Содержание образовательной программы «От истоков к современности» соответствует культурно-национальным российским традициям, способствует духовно-нравственному, эстетическому, творческому развитию обучающихся.

Место курса в учебном плане внеурочной деятельности

Данная программа внеурочной деятельности взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы - создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса. В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях воспитания чувство уважения и почитания народных традиций, чувства милосердия, сострадания, понимания, толерантности к пожилым людям, к людям других национальностей, обучающимся 5 классов предложен курс по выбору « От истоков к современности» Программа реализуется при часовом режиме работы в неделю, всего 35 часов, продолжительность занятия - 40 минут.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ).

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные: Получение базовых знаний по народной культуре, философии, духовно-нравственному воспитанию, художественному и декоративно-прикладному творчеству. Углубление знаний и совершенствование умений и навыков художественного и декоративно-прикладного творчества.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема1. Введение. 1час.

Русская культура как часть мировой культуры. Экскурсия в школьный музей

Тема 2. «Народная философия и педагогика». 12 часов

Знакомство с понятиями «народная философия» и «народная педагогика». Экскурсия в школьный музей.

Мир далёких предков. Наш предок: земледелец, охотник, воин. Мировоззрение наших предков. Мир и мироздание: воздух, вода, земля, человек. Земля, её зависимость от солнца. Солнце и луна. День и ночь. Смена времён года. Солнцеворот. Определение понятий «Родина», «род», «семья», «родственники». Составление семейного генеалогического древа на основе знаний о близких родственниках. Племя. Древние поселения. Древние жилища. Русская изба. Месторасположение, устройство, убранство, утварь. Украшение резьбой. Символы, обереги жилища. Заготовка деталей избы. Православная церковь. Месторасположение. Архитектура, внутреннее устройство и убранство. Иконостас. Целительные иконы. Колокольный звон. Святые места. Молитвы.

Изготовление элементов панно «Деревенька»: избы, церковь из бумаги и других материалов. Сборка панно «Деревенька» (плоское изображение, аппликация).

Тема 3. «Народный календарь» . 8 часов

Знакомство с календарными и христианскими праздниками и обрядами осени и зимы. Происхождение праздников, связь их с природой, приметы. Экскурсия в школьном музей. Осенние христианские и календарные праздники: Масленица (последняя неделя перед Великим постом), Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Покров (14 октября), Параскева Пятница (10 ноября), Кузьма и Демьян - Кузьминки (14 ноября). Осенние приметы. Зимние христианские и календарные праздники: Рождество (7 января), Рождественский сочельник (6 января), Святки (с 7 по 14 января) - в это время колядовали и гадали, Крещение (19 января), Татьянин день (25 января - День студентов), Сретение (15 февраля, поворот на лето). Зимние приметы. Весенние христианские праздники .Летние христианские праздники. Русская кухня . Посты. Народная медицина и косметика (лечебные травы, рецепты).

Тема 4. «Народный фольклор». 14 час.

Знакомство с понятием «фольклор». История развития народного творчества. Экскурсия в школьный музей. Осень - пора свадеб, ярмарочных гуляний. Народные игры, гулянья, представления, кукольные спектакли, вертепы. Народная музыка, танцы, песни, частушки. Народные инструменты: балалайка, гармонь, жалейка, бубен, трещотки. Разучивание элементов народного танца и хоровода, исполнение народных песен и частушек. Импровизированный концерт.

Устное народное творчество: сказки, былины, пословицы, поговорки, прибаутки, байки, приметы. Импровизированный спектакль.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:


Коммуникативные УУД:


Раздел 1


1

Введение. Русская культура как часть мировой культуры.

1

Экскурсия в школьный музей

Развивают умение слушать, усваивать материал, использовать ранее полученные знания

Проводят поиск необходимой информации

Учатся работать в группе

02.09

Народная философия и педагогика. 12 часов

2

Мир далёких предков. Наш предок: земледелец, охотник, воин.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Определяют цель, проблему в учебной деятельности;

выдвигают версии;

Учатся обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.

Получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир),

09.09

3

Мировоззрение наших предков.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Планируют учебную деятельность;

работают по плану, сверяясь с целью

Принимают другое мнение ,допускают существование различных точек зрения

16.09

4

Определение понятий «Родина», «род», «семья», «родственники».

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Оценивают степень и способы деятельности и достижения цели.

Учатся анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Излагают свое мнение (в монологе, диалоге), подтверждая фактами;

корректируют своё мнение под воздействием контраргументов

23.09

5-6

Составление семейного генеалогического древа на основе знаний о близких родственниках.

2

Лекция с элементами практической работы

Учатся выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации

Учатся строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям',

-устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема).

Получают опыт самостоятельного общественного действия; развивают способность к самооценке

30.09

01.10

7

Племя. Древние поселения. Древние жилища.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Строят осознанные речевые высказывания , расширяют и дополняют имеющиеся знания

Определяют уровень усвоения материала, адекватно воспринимают оценку своей деятельности

Учатся работать в группе, паре

08.10

8

Русская изба. Месторасположение, устройство, убранство, утварь.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Формулируют ответы, осуществляют поиск информации

Получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

15.10

9

Символы, обереги жилища.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

22.10

10

Заготовка деталей избы.

1

Практическое занятие

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Проводят поиск необходимой информации

Получают опыт самостоятельного общественного действия; развивают способность к самооценке

29.10

11-12

Изготовление элементов панно «Деревенька»

2

Практическое занятие

11.11

18.11

Народный календарь. 8 часов

13

Знакомство с календарными и христианскими праздниками и обрядами

1

Урок закрепления новых знаний и способов деятельности

Учатся выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации

Определяют уровень усвоения материала, адекватно воспринимают оценку своей деятельности

Готовность слушать собеседника и вести диалог

25.11

14

Происхождение праздников, связь их с природой, приметы.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Устанавливают причинно-следственные связи на простом и сложном уровне

Принимают другое мнение ,допускают существование различных точек зрения

02.12

15

Осенние христианские и календарные праздники

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Проводят поиск необходимой информации

Учатся работать в парах корректируют своё мнение под воздействием контраргументов

09.12

16

Зимние христианские и календарные праздники

1

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Формулируют ответы, осуществляют поиск информации

Готовность слушать собеседника и вести диалог

16.12

17

Весенние христианские и календарные праздники

1

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Определяют уровень усвоения материала, адекватно воспринимают оценку своей деятельности

23.12

18

Летние христианские и календарные праздники

1

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

13.01

19- 20

Инсценирование праздника

2

Практическое занятие

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

20.01

27.01

Народный фольклор. 14 часов

21

Знакомство с понятием «фольклор». История развития народного творчества.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Учатся анализировать и обобщать, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне,

Сравнивают объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;

устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне

Принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения

03.02

22-23

Народные игры, гулянья, представления, кукольные спектакли, вертепы.

1

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Определяют уровень усвоения материала

Проводят поиск необходимой информации

Корректируют своё мнение под воздействием контраргументов

10.02

17.02

24-25

Народная музыка, танцы, песни, частушки.

2

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Готовность слушать собеседника и вести диалог

02.03

09.03

26

Народные инструменты: балалайка, гармонь, жалейка, бубен, трещотки.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Расширяют имеющиеся представления о народных инструментах

Находят в различных источниках, достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Учатся преодолевать конфликты, договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

16.03

27-28

Разучивание элементов народного танца и хоровода

2

Практическое занятие

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

23.03

06.04

29

Импровизированный концерт.

1

Практическое занятие

13.04

30-31

Устное народное творчество: сказки, былины,

2

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Принимают и сохраняют учебную задачу; дополняют и расширяют имеющиеся знания; строят логическую цепь рассуждения

Находят в различных источниках, достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач

Готовность слушать собеседника и вести диалог

20.04

27.04

32

Устное народное творчество: пословицы, поговорки

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

04.05

33

Устное народное творчество: прибаутки, байки, приметы

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

11.05

34-35

Импровизированный концерт.

2

Практическое занятие

Получают опыт самостоятельного общественного действия; развивают способность к самооценке

18.05

25.05






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учителя

1. Детям о традициях народного мастерства [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Владос, 2001.

2. Дом - семь «Я». Программа экспериментального курса предметной области «Технология». 5-11 классы [Текст] / под ред. Е. Д.Волоховой. - СПб. : Русский издательский дом, 1997.

3. Абашкин, А. А. Предки русских в древнем мире [Текст] / А. А. Абашкин. - М. : Вече, 2001.

4. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб. : Паритет, 2003.

5. Петров, В. М. Летние, осенние, зимние, весенние праздники, игры и забавы для детей [Текст] / В. М. Петров, Г. М. Гришина, Л. Д. Короткова. - М. : Сфера, 1999.

6. Семёнова, М. Мы - славяне! [Текст] : популярная энциклопедия / М. Семёнова. - СПб. : Азбука-Терра, 1999.

Литература для обучающихся

1. Каштанов, Ю. Е. Русский костюм с Древней Руси до наших дней [Текст] : для среднего школьного возраста / Ю. Е. Каштанов. - М. : Белый город, 2009.

2. Лаврова, С. Русские игрушки, игры, забавы [Текст] : для младшего и среднего школьного возраста / С. Лаврова. - М. : Белый город, 2009.

3. Семёнова, М. Мы - славяне! [Текст] : популярная энциклопедия / М. Семёнова. - СПб. : Азбука-Терра, 1999.

4. Уатт, Ф. Книга для девчонок (косы, бусы, ожерелья) [Текст] / Ф. Уатт, Л. Майлс. - М. : Росмэн, 1998.

Средства обучения

1. Мультимедийные презентации по темам: «Мир далёких предков», «Родина, род, семья, родственники, семейное древо», «Древние поселения, жилища», «Русская изба».

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА.



В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся обучающиеся должны

знать:

- основы народной философии и педагогики;

- понятия «Родина», «род», «семья», «родственники»;

- понятие «племя», историю древних поселений и жилищ;

- историю месторасположения, устройства, убранства русской избы;

- историю религиозных и христианских осенних и зимних праздников, традиций и обычаев;

- историю фольклора; народной музыки, танцев, пения; устного народного творчества;

- историю, последовательность изготовления и оформления элементов народного костюма для куклы: рубахи, сарафана, фартука, портов, головного убора, пояса, обуви, украшений;

уметь:

- составлять семейное генеалогическое древо на основе знаний о близких родственниках;

- исполнять народные песни и частушки;

- исполнять элементы народного танца и хоровода;

- изготавливать изделия по образцу, схеме, рисунку;

- изготавливать и оформлять элементы народного костюма для куклы: рубаху, сарафан, фартук, порты, головной убор, пояс, обувь, украшения;

- составлять сообщения и проводить тематические экскурсии в школьном музее.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- проведения самостоятельного поиска информации;

- понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни;

- уважения и любви к своим национальным истокам, к своей земле и своему народу



© 2010-2022