Конспект урока истории для 5 класса на тему Законодатели в жизни Афин

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока истории

Тема: Законодатели в жизни Афин (1 ч.)

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование представления учащихся о становлении системы законодательства и зарождении демократии в Афинах.

Задачи урока:

  • обучающие - сформировать у учащихся представление о первом Афинском законодателе - Драконте, законах Солона, афинской тирании;

  • развивающие - продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний, объяснять понятия «реформа», «Народное собрание», «демократия», «тиран»; способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников;

  • воспитывающие - развитие личностных качеств: умение слушать друг друга; формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории посредством использования мультимедиа технологий.

Оборудование: учебник Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И Годер, И.С Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013., тетрадь, ПК, проектор, мультимедиа презентация, доска, мел.

Примечания: для подготовки к уроку использовались также учебники История Древнего мира 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина; под общ. ред. В.С. Мясникова. - М. : Вентана-Граф, 2009. - 304 с.; История Древнего мира: учеб. для 5 класса / Ф.П. Коровкин ; Акад. пед. наук СССР. - 17-е изд. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

ЗаписиДата, тема: «Законодатели в жизни Афин».

План урока:

  1. Первый законодатель Афин - Драконт;

  2. Реформы Солона и их значение для жизни Афинского полиса;

  3. Тирания в Афинах.

Реформа, Народное собрание, демократия, тирания, Драконт, Солон, Писистрат

Дата, тема: «Законодатели в жизни Афин».

План урока:

  1. Первый законодатель Афин - Драконт;

  2. Реформы Солона и их значение для жизни Афинского полиса;

  3. Тирания в Афинах.

Самыми первыми записанными законами стали законы Драконта, правителя Афин, жившего в 7 веке до н. э.

Реформа - преобразование.

В 594 году до н. э. Солона избрали правителем Афин - архонтом.

Демократия - «власть демоса» или народовластие.

Тиран - это человек, захвативший и осуществляющий власть силой, единолично, по своему произволу, а не согласно законам.

Выводы:

  1. Первыми записанными законами стали законы Драконта (VII век до н.э.).

  2. Архонт Солон заложил основы демократии в Афинах в VI веке до н. э.

  3. В греческих полисах происходил незаконный захват власти одним человеком - тираном.

Д/з

  1. Прочитать § 30 учебника.

  2. Устно ответить на вопросы 1, 2,3 после параграфа.

Ход урокаЗдравствуйте, ребята

Садитесь, пожалуйста

Учащиеся встают.

Учащиеся садятся.

Проверка присутствующих

Кто сегодня отсутствует на уроке?

Староста отвечает, кто отсутствует.

Проверка готовности к уроку

Проверьте, чтобы все необходимое к уроку лежало у вас на парте

Учащиеся делают проверку

Актуализация знаний учащихся,6 мин.

Давайте вспомним материал, изученный на прошлом уроке.

Что такое полис?

Какие полисы вам известны?

Где располагалась Древняя Аттика?

Какие занятия населения Аттики вы можете назвать?

Кто управлял полисом?

Чего требовал простой народ - демос?

Кто хочет пересказать нам миф о споре Афины с Посейдоном?

Молодцы.

Ответ: небольшое самостоятельное государство; город-государство.

Ответ: Афины, Спарта, Милет.

Ответ: в Средней Греции.

Ответ: земледелие (разведение оливок и винограда), скотоводство, торговля, ремесло.

Ответ: совет знати - ареопаг.

Ответ: отменить долговое рабство и переделить землю.

Один из учащихся пересказывает миф.

Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин.

Посмотрите на слайд и подумайте, в чем мы сегодня будем разбираться на уроке. Тема нашего урока - «Законодатели в жизни Афин» (включается слайд презентации с темой). Запишите в тетрадь сегодняшнюю дату и тему урока.

План сегодняшнего урока:

  1. Первый законодатель Афин - Драконт;

  2. Реформы Солона и их значение для жизни Афинского полиса;

  3. Тирания в Афинах.

Варианты: правосудие, законы и др.

Учащиеся записывают дату и тему урока.

Учащиеся записывают план урока.

Первичное усвоение новых знаний, 20 мин.

1 пункт плана - Первый законодатель Афин - Драконт.

Метод рассказа с элементами беседы, иллюстрация. Средства - речь и знания учителя, вопросы, презентация. Приемы - постановка вопроса, формулирование ответа, показ иллюстраций, анализ информации.

Давайте вспомним, кому первоначально принадлежала власть в Афинах? Да, аристократы разрешали споры на основе обычаев и принимали важнейшие решения в жизни Афин. Но народ не всегда был доволен тем, как разрешались споры. Когда закон не записан, его можно использовать по-разному. Чтобы этого не происходило, законы стали записывать. Самыми первыми записанными законами стали законы Драконта, правителя Афин, жившего в 7 веке до н. э. Перепишите эту информацию в тетради со слайда. Некоторые из записанных законов нам могут показаться нелепыми. Например, бык, забодавший насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Драконт ввел и новые законы, по которым даже незначительное преступление (например, кража кисти винограда) каралось смертной казнью. Как вы думаете, почему за различные преступления устанавливалось одинаковое наказание? Когда Драконту задали такой вопрос, он ответил, что даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее. Законы Драконта не решили назревшие в Афинском обществе проблемы. Ребята, а что такое реформа? Слово реформа означает «преобразование». Запишите это.

2 пункт плана - Реформы Солона и их значение для жизни Афинского полиса.

Метод - рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрация. Приемы - постановка вопроса, формулирование ответа, показ иллюстраций. Средства - иллюстративный материал, речь и знания учителя, презентация.

В VI веке до н. э. в Афинах с особой силой разгорелась борьба между демосом и аристократией. Эта борьба была настолько серьезной, что грозила перерасти в настоящую войну. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. В 594 году до н.э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Давайте вспомним, кого называли архонтами? Правильно. Записываем: В 594 году до н. э. Солона избрали правителем Афин - архонтом (демонстрируется слайд). Давайте определим, почему же архонтом был избран именно Солон. Откройте учебники на стр. 143 (§ 30. Зарождение демократии в Афинах. Пункт 1. Демос восстает против знати), нам нужен второй абзац первого пункта. Вы правы (демонстрируется слайд). Греческий историк Плутарх писал: «богатые знали его как человека зажиточного, а бедные - как честного». Поэтому выбор пал именно на него. Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Сейчас мы с вами, как и на прошлом уроке, обратимся к отрывку из сочинения Афинская полития (демонстрируется слайд). А теперь давайте подумаем над ответами на следующие вопросы (беседа по вопросам к документу):

Как в законах Солона решался вопрос о долгах населения?

Чьи законы отменил Солон?

Какие три пункта в государственном устройстве Солона являются наиболее демократичными?

Почему в документе народ назван властелином государства?

Молодцы!

Перепишите в тетради кратко основные реформы Солона (демонстрируется слайд). Крайне важным стал закон, по которому все долги были прощены, должники становились свободными. Все долговые рабы, проданные на чужбину, были возвращены домой. С этого времени рабами в Афинском государстве были только чужеземцы. Солон предложил избирать людей на должности не по знатности, а по тем доходам, которые они имеют. Этим он открыл дорогу к управлению Афинами богатым, но не знатным гражданам. Для решения важнейших государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне (они назывались граждане). В Афинах был учрежден выборный суд (судьи выбирались независимо от их знатности и богатства). Эти законы позволили большой части афинского населения участвовать в управлении Афинами и заложили основы демократии - народного управления. Запишите: демократия - власть демоса, народоправие.

3 пункт плана - Управление в Афинском полисе. Разорение земледельцев.

Метод - рассказ, иллюстрация. Приемы - представление рассказа об историческом факте. Средства - знания учителя, текст рассказа.

После введения новых законов мир в Афинах установился ненадолго. Уже через несколько лет афиняне не смогли выбрать себе архонта. Целый год жили они без верховного правителя. Обстановка в Афинах накалялась. Аристократы хотели вернуть свои права, отнятые у них законами Солона, а демос - расширить свои права. Во главе недовольных земледельцев встал разорившийся аристократ Писистрат. Ему удалось захватить власть; вскоре он и его приближенные стали править в Афинах. Такое правление называется тиранией. Перепишите в тетрадь со слайда определение понятия тиран.

Тираны захватывали власть не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Установив единоличное правление, тираны жестоко расправлялись с каждым, кто выступал против их власти. Бывали случаи, когда граждане убивали ненавистных им тиранов.


Ответ: знати, аристократам.


Учащиеся записывают необходимую информацию.

Варианты: чтобы всем преступникам было неповадно, все преступники заслуживают кары и др.

Варианты: изменение, преобразование и др.

Учащиеся записывают.



Ответ: девять самых знатных и богатых правителей государства.

Учащиеся записывают необходимую информацию в тетради.

Учащиеся читают пункт параграфа, ищут ответ.

Варианты: он происходил из знатного рода, был честен, одарен умом и др.

Учащиеся читают отрывок.

Ответ: Солон отменил как частные, так и государственные долги.

Ответ: законы Дракона.

Ответ: отмена личной кабалы; предоставление всякому желающему возможности выступать истцом за потерпевших обиду; апелляция к народному суду.

Ответ: потому что он теперь мог участвовать (владычествовать в голосовании).

Учащиеся записывают в тетради необходимую информацию.



Учащиеся записывают определение.



Учащиеся переписывают определение.

Первичная проверка понимания новых знаний, 2 мин.

Проверка усвоения учащимися нового материала (фронтальный опрос):

Кто был первым законодателем Афин?

В каком году Солон был избран архонтом?

Какие законы Солона вы запомнили?

А теперь я предлагаю вам соотнести термин и определение (демонстрируется слайд)

Ответ: Драконт.

Ответ: в 594 г. до н.э..

Ответ: отмена долгового рабства, освобождение рабов-должников, учреждение выборного суда, созыв народного собрания и др.

Учащиеся выполняют задание.

Первичное закрепление, 2 мин.

Давайте подумаем, откуда взялось выражение «драконовские меры» и что оно значит. Да, ребята, свод законов, введенный Драконтом, был так суров, что возникло крылатое выражение драконовские меры, относящееся к чрезвычайно строгим наказаниям.

Варианты: выражение взялось от имени архонта Драконта, означает суровое наказание.

Рефлексия, 3 мин.

Запишите выводы по уроку (демонстрируется слайд): 1. Первыми записанными законами стали законы Драконта (VII век до н.э.). 2. Архонт Солон заложил основы демократии в Афинах в VI веке до н. э. 3. В греческих полисах происходил незаконный захват власти одним человеком - тираном.

А теперь мы оценим вашу работу на уроке (выставляются оценки).

Учащиеся записывают выводы в тетради.

Учащиеся слушают свои оценки.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении, 2 мин.

Возьмите свои дневники

Перепишите домашнее задание со слайда презентации (Прочитать § 30 учебника. Устно ответить на вопросы 1, 2,3 после параграфа).

Урок окончен. До свидания.

Учащиеся берут дневники.

Учащиеся пишут задание в дневник.

Учащиеся встают, собирают вещи и выходят из класса.



© 2010-2022