- Преподавателю
- История
- Возрождение городского и сельского хозяйства, конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса, учитель Е. А. Просвирнина
Возрождение городского и сельского хозяйства, конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса, учитель Е. А. Просвирнина
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Просвирнина Е.А. |
Дата | 17.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДАТА:
КЛАСС: 7
ТЕМА:
«ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕЛЬСКОГО И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА
РУСИ»
ЦЕЛЬ:
-
Формирование представлений учащихся о возрождении сельского и городского хозяйства после иноземных захватчиков.
ЗАДАЧИ:
-
Показать, что возрождение хозяйства в стране, рабочих ремёсел, торговли создало предпосылки образования централизованного государства; познакомить со значением терминов «посад», «торжок», «слобода»;
-
Коррекция и развитие мышления на основе решения кроссворда;
-
Воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Возрождение и развитие хозяйства - условие для объединения страны.
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Десятина, оброк, дворяне, погреб
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI - начале XII века», план урока,
ТИП УРОКА:
Комбинированный
ХОД УРОКА
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
-
Приветствие учащихся
-
Проверка готовности учащихся к уроку
-
5 - ти минутное жужжащее чтение
-
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Ребята о чем говорили на прошлом уроке?
Учащиеся:
На прошлом уроке говорили о московском князе Иване Калите и его успехах.
Учитель:
Кто стал править Московским княжеством 1325 году?
Учащиеся:
В 1325 году Московским княжеством стал править Иван Калита
Учитель:
Почему у московского князя Ивана было прозвище «Калита»?
Учащиеся:
У московского князя было прозвище Калита, потому что он ходил постоянно с мешочком на поясе с деньгами, который в старину называли «калитой»
Учитель:
Используя исторические факты, докажите что Иван Калита сделал много полезного для народа.
- Москва разрослась
- Кремль обнесли дубовыми стенами
- Часть дани оставлял на усиление Москвы
- Увеличил приток переселения людей в Москву
- Прекратились набеги на московскую землю
Учащиеся:
Иван Калита сделал много полезного для народа: Москва разрослась за счет покупки и захвата городов, Кремль обнесли дубовыми стенами; Часть дани которую он собирал для монголо-татарского хана, оставлял на усиление Москвы, Увеличился приток людей в Москву т.к. город разрастался, развивалась торговля, и в московском княжестве было спокойно, т.к. монголо-татары не совершали набегов на московские земли.
Учитель:
Как Иван Калита стал Великим князем?
Учащиеся:
Иван Калита не только исправно платил дань, но ещё и делал богатые подарки. За это Хан назвал его Великим князем.
Учитель:
Почему Ивана Калиту называли «собирателем русских земель»
Учащиеся:
Ивана Калиту называли «собирателем русских земель»потому, что он присоединял к Москве другие русские города путём покупок и захвата силой.
-
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
Монголо-татарское нашествие нанесло тяжёлый урон хозяйству Руси. Многие города и сёла были сожжены и разрушены, тысячи земледельцев были убиты, угнаны в плен. Искусных ремесленников увели в Золотую Орду.
Монголо-татарское иго сильно задержало развитие Руси. Но русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том в каких условиях проходило на Руси возрождение сельского и городского хозяйства.
Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Тема урока: «ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕЛЬСКОГО И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА РУСИ»
Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)
-
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Сегодня во время урока нам встретятся новые слова - ДЕСЯТИНА, ОБРОК, ДВОРЯНЕ, ПОГРЕБ.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
ОБРОК - НАЛОГ В ВИДЕ ПРОДУКТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА
ДЕСЯТИНА - ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ ОТ СОБРАННОГО УРОЖАЯ
ДВОРЯНЕ - ВОЕННЫЕ СЛУГИ КНЯЗЯ, ПОЛУЧИВШИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ НАДЕЛЫ ОТ КНЯЗЯ ЗА СЛУЖБУ
ПОГРЕБ - ЯМА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ПРОДУКТОВ
Учитель:
После нашествия войск хана Батыя русские земли долгие годы не могли оправиться от разорения и разграбления, которому они подверглись. Многие люди, оставшиеся в живых, прятались от монголо-татар по лесам и болотам. Дома их были сожжены, а хозяйство разграблено. Первыми на свои родные места начали возвращаться крестьяне - земледельцы, которые начали заново отстраивать свои дома, разводили скот, пахали землю и собирали урожай. После монголо-татарского нашествия население Руси уменьшилось, поэтому свободной и брошенной земли было много. Крестьяне селились на княжеских, боярских и монастырских землях. Крестьяне старались селиться рядом с монастырями, потому что монастыри были освобождены от уплаты дани Золотой Орде и поэтому ханские баскаки не останавливались на монастырском подворье. Благодаря этому монастыри были самым надёжным убежищем для русских людей. Живя рядом с монастырями, т.е. на монастырской земле крестьяне должны были платить налог монастырям - десятину. (Десятую часть от собранного сельскохозяйственного урожая). Поселившись на вотчинной земле крестьяне платили боярину - вотчиннику налог - оброк. (Натуральный налог - отдавали зерно, мясо, мёд, рыбу, овощи и ягоды, помогали на подворье). Были еще и «черные» крестьяне, которые селились на княжеских землях. «Черные» крестьяне платили дань князю. В это время все крестьяне были свободными людьми и могли переходить от одного хозяина к другому, если им что-то не нравилось. Разоренные земли крестьянам осваивать было трудно, первое время им приходилось больше охотиться и заниматься рыболовством, бортничеством. Но со временем они обрабатывали землю - распахивали землю и собирать урожай. Русская земля возрождалась. Выращенный урожай - зерно и овощи, а также мясо и молоко крестьяне стали возить на продажу в ближайшие города. На вырученные средства они обустраивали своё хозяйство. Постепенно плодородные район снова были заселены, и началось освоение новых земель на севере России. Князья продолжали воевать между собой, и поэтому им нужны были постоянные военные слуги. Для того, чтобы у князя были постоянные военные слуги князь раздавал им часть своих земель вместе с крестьянами во временное пользование. Такие временные владения назывались «дворами», а владевшие ими военные слуги князя - дворянами. Города также постепенно возрождались из развалин и пепла. В городах вновь началось строительство каменных храмов и домов, заново отстраивались крепостные стены, отливались колокола. Над Русью вновь зазвучал колокольный звон. Многие города отстроены вновь.
Учитель:
Почему крестьяне селились рядом с монастырями?
Учащиеся:
Крестьяне селились рядом с монастырями потому, что монастыри были освобождены от уплаты дани и поэтому ханские баскаки не останавливались на монастырских подворьях, и русским людям жилось спокойнее.
Учитель:
Какой налог платили крестьяне монастырям?
Учащиеся:
Крестьяне платили монастырям налог, который называется десятиной.
Учитель:
Какие ремесленные профессии вы знаете?
Учащиеся:
Ремесленные профессии: кожевенник, гончар, ладейщики, камнетёсы, оружейники, ювелирных дел мастера, кузнецы, мельник, сапожники.
Учитель:
После нашествия монголо-татар многие ремёсла исчезли, потому что ни одного мастера этого ремесла не осталось. Но основные ремёсла начали возрождаться: в кузницах задымились горны, закрутились гончарные круги, застучали молотки плотников, ладейщиков и бондарей. Где то сохранились и золотых дел мастера, которые стали передавать свое искусство детям, чтобы оно не пропало. Оружейники продолжали совершенствовать своё искусство в изготовлении мечей, шлемов, кольчуг, копий.
Началось переписывание уцелевших книг. Начали открываться иконописные мастерские, в монастырях стали писать летописи.
Учитель:
Соотнесите ремесленные профессии с их продукцией:
РЕМЕСЛЕННЫЕ ПРОФЕССИИ ПРОДУКЦИЯ
КУЗНЕЦ КВАС ЯГОДНЫЙ, ХЛЕБНЫЙ
МЕЛЬНИК КОЛЬЧУГА, МЕЧ, КОПЬЁ
ОРУЖЕЙНИК ШАПКИ
ЮВЕЛИР БРАСЛЕТЫ, КОЛЬЦА, БУСЫ
КВАСНИК ПОДКОВА, ТОПОР
ШАПОШНИК САПОГИ
САПОЖНИК МУКА
Учащиеся:
ВЫПОЛНЯЮТ У ДОСКИ
Учитель:
Почему многие ремёсла утратились после нашествия монголо-татар?
Учащиеся:
Многие ремёсла утрачивались потому, что не осталось ни одного мастера того или иного ремёсла.
Учитель:
Сейчас работая с текстом учебника на стр. 273 (8 абзац), вам нужно выяснить за счет чего пополнялась государственная казна.
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 273 (8 абзац)
Учитель:
За счёт чего пополнялась государственная казна?
Учащиеся:
Государственная казна пополнялась за счет торговых пошлин.
Учитель:
Торговля также продолжала развиваться, для того чтобы торговать в городе купцы платили торговый налог. В городах купцов становилось все больше, постепенно начали налаживаться и торговые связи между русскими городами.
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке говорили о возрождении городского и сельского хозяйства.
Учитель:
Что было характерно для Руси после нашествия монголо-татар?
Учащиеся:
После нашествия монголо-татар для Руси было характерно то, что многие города и сёла пустовали потому, что русские люди ушли и прятались в лесах и болотах.
Учитель:
Чего добились русские люди упорным трудом?
Учащиеся:
Упорным трудом русские люди добились того, что со временем началось восстановление страны после нашествия монголо-татар.
Учитель:
Когда стали возрождаться русские земли?
Учащиеся:
Восстановление страны началось в конце XIII века.
Учитель:
Почему русские люди селились рядом с монастырями?
Учащиеся:
Русские люди селились возле монастырей потому, что монастыри были освобождены от уплаты дани и поэтому ханские баскаки не останавливались на монастырских подворьях, поэтому возле монастырей жилось спокойнее.
Учитель:
Для чего князьям нужны были дворяне?
Учащиеся:
Князьям нужны были дворяне потому, что они были постоянными военными слугами, а князю постоянные военные слуги нужны были потому, что все князья постоянно воевали между собой.
Учитель:
Докажите, что городское хозяйство возрождалось.
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА - СТР. 271-276, ЧИТАТЬ, ответить на 3 вопрос
II ГРУППА - СТР. 271-276, ЧИТАТЬ, ответить на 2 вопрос
III ГРУППА - СТР. 271-275, ЧИТАТЬ,