Конспект урока Искусство Древнего Египта

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Искусство Древнего Египта

Тип урока: комбинированный

Цель: Овладение целостными представлениями об искусстве древнего Египта

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с выдающимися достижениями искусства крупнейшей цивилизации древнего Востока - Древнего Египта

Развивающие: развивать умение работать с фактическим материалом. Развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса.

развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой

Воспитательные: Подойти к выводу о необходимости сохранения ценностей и традиций культуры Древнего Египта и их значимости в современном мире .

УУД Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений искусства Древнего Египта; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.

Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать: основные достижения искусства Древнего Египта, их значение в жизни древних египтян;

основные понятия по изучаемой теме: искусство, египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, колонна

-уметь:

находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках;

применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме.

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества;

приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.

Метапредметные:

способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с целями и задачами урока;

умение проводить поиск основной и дополнительной информации учебной и научно-популярной литературой, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными задачами;

представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах

Основные понятия Древний Восток, искусство, египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, «иглы фараонов», колонна, Тутанхамон, Хеопс, Геродот,

Межпредметные связи МХК, ИЗО, Литература, Музыка, Обществознание.

Средства обучения: проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, рабочие тетради, карта «Древний Египет», памятки для трех групп «Характеристика устного ответа по истории», рабочий лист с индивидуальными заданиями, карточки группам.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (Звучит арабская музыка) Историю какого государство мы изучаем? 1 мин

  2. Повторение:

Историческая разминка: 3 мин

1.Показать на карте Нил, Египет, первую столицу Египта (город Мемфис).
2.Ответить на вопросы:
• Как называли правителей Древнего Египта? (фараоны).
• Как называли царских советников, военачальников в Древнем Египте? (вельможи).
• Как называли людей, записывающих приказы, собирающих налоги, подсчитывающих доходы? (писцы).
• Назовите фараона, совершившего самые крупные завоевания. (Тутмос III).
• Как называли служителей богов в древнем Египте? (жрецы).
• Жилище богов в Древнем Египте? (храм).
• Как называется высушенное и обмотанное бинтами тело умершего? (мумия).
Развернутый ответ 2 мин

Докажите, что научные знания древних египтян были тесно связаны с повседневной жизнью?

Задание № 1 в рабочем листе письменно 2 мин (слайд 2,3)

  1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
    2. Как египтяне назвали знаки-рисунки? ______________________________________________
    3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
    4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
    5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
    6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________


Представьте, что вы оказались в древнеегипетской школе, пользуясь знаками

Составить предложение и написать его: « Воин плакал у колодца». 2 мин

Конспект урока Искусство Древнего Египта

Составить число (год вашего рождения пользуясь правилами написания чисел египтян: 1.Записывали сначала единицы, затем десятки, затем сотни и т. д. Как вы думаете какой цифры у них не было? 2мин

Конспект урока Искусство Древнего Египта


  1. Открытие новых знаний

Целеполагание

Как вы думаете, чем до сих пор восхищаются многочисленные туристы, приезжающие в Египет? (Ответы детей)

Это можно назвать одним словом ИСКУССТВО (слайд 4)

Какая тема нашего урока?

На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге

И на всем, что видит взгляд, иероглифы пестрят.

Рыбы, и, птицы, точки, загогулины, кружочки…

Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!

О какой стране идет речь? (Древний Египет)

Тема нашего урока «Искусство Древнего Египта».

Рассказ учителя: 5 мин (слайд 5)

Богато и удивительно разнообразно искусство Древнего Египта, до нас дошли рисунки на папирусе, величественные статуи, прекрасные ювелирные украшения… Однако Древний Египет - это в первую очередь пирамиды. Эти сооружения, где подлинное искусство сочетается с тонким научным расчетом, поражают воображение до сих пор. Как строились пирамиды? Что олицетворял собой сфинкс? Чем знаменита гробница Тутанхамона? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем уроке. (слайд 6,7,8,9)

Во II тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды - они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. Многие захоронения были разграблены. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Это была гробница Тутанхамона. Тутанхамон - имя этого фараона знает каждый, кто имеет уши. В истории археологии нет находки более сенсационной и волнующей. Так вот, Тутанхамон жил (совсем недолго жил, увы!) в период Нового Царства. А теперь посмотрите на картинку со спинки парадного трона фараона. Трогательно до слёз!

Посреди первой комнаты стоял трон на звериных лапах, покрытый золотом и украшенный слоновой костью. Здесь же были сотни предметов, которые могли пригодиться фараону в царстве мертвых. В главной комнате находился каменный саркофаг, в нем - второй саркофаг, во втором - третий. Лишь в последнем, четвертом саркофаге, сделанном из чистого золота, покоилась мумия юного фараона.

Релакс-минутка. 3 мин

Звучит восточная музыка.

"Оживим" древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке - гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем "фонарики"

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями

изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

-Далее мы поработаем с источниками и расширим свои знания по теме "Искусство Древнего Египта". Для этого вспомним

-Что создавали люди в Древнем Египте? Попробуем разграничить данные понятия, их можно объединить в большие группы: архитектура, живопись, скульптура.

Класс делится на три группы: Работа в группах 10 мин

1 гр. Архитектура. Используя памятку №9 на форзаце учебника, п. 4 параграфа 10 стр. 57-58 текст документа и вопросы, составить рассказ об особенностях древнеегипетской архитектуры (слайд 10 -13)

2 гр. Скульптура. Прочитайте п. 4 параграфа 10 стр. 56-57 и документ и перечислите особые правила, которые соблюдал скульптор, создавая каменные статуи. (слайд 14 -16)

3 гр. Живопись. Используя памятку №6 на форзаце учебника, текст документа и вопросы, составить рассказ об особенностях древнеегипетской живописи. (слайд 17-19)

Прослушайте сообщения учащихся и заполните таблицу. 10 мин

Работа в индивидуальной карте урока.Достижения

(один пример - 1балл)

Значение для мировой культуры

(один пример -2балла)

Оценка деятельности

Архитектура

Скульптура

Живопись



На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. Самая высокая пирамида - пирамида Хеопса - была построена около 2600 г. до н. э. Ее высота - почти 150 м. Самая древняя пирамида - пирамида Джосера. Пирамиды - единственное из чудес света, сохранившееся до наших дней. Долину пирамид охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека. Некогда священный для египтян город мертвых превращен в наши дни в центр туристического паломничества.

Первые письменные сведения о пирамидах относятся к середине V века до н. э. Греческий историк Геродот, путешествуя по Египту, составил описания пирамид в Гизе.

Я приглашаю вас посетить египетский храм и познакомится с его основными особенностями. Основным строительным материалом был камень. Нередко вдоль дороги к храму, словно, стражи стоят сфинксы

Перед входом стояли два обелиска - каменные "иглы фараонов", на которых начертаны священные письмена.

По обе стороны от ворот фигуры фараона, восседающего на троне. Нередко владыку Египта изображали в виде бога.

За воротами располагался широкий двор, окруженный колоннами - это центр храма.

Найденные произведения искусства хранятся в музее.

Задача №2: «Искусство портрета зародилось в Египте».
Каждому хочется выглядеть на фотографии хотя бы немного красивее, чем на самом деле! А вот скульпторы Древнего Египта обычно не приукрашали того, кого изображали. Например, если вельможа был в жизни уродливым карликом с непомерно большой головой и маленькими ножками, то именно таким он и был представлен на своем скульптурном портрете.
Чем это можно объяснить? Почему египетские вельможи не гневались на мастеров, точно передававших недостатки их внешности?

Глоссарий 3 мин

Вставьте пропущенное слово

1.Фантастическое существо с телом льва -______________

2.Каменные «иглы фараонов», установленные перед входом в храм______________.

3.Самые знаменитые сооружения в старину назывались ______.

4.Высокий столб, служащий опорой в здании - _________.

4. Рефлексия 3 мин

Что мы узнали

сегодня на уроке:

- новое

- интересное

- полезное

- важное

- поразительное

- смешное

-Хотелось бы вам поближе познакомиться с памятниками Древнего Египта?

-Как это возможно?

Поделитесь своими впечатлениями, которые произвели на вас достижения искусства Древнего Египта?


  1. Итог урока Д/З 2 мин (слайд 20)

Проверка заполнения индивидуальной карты урока, подсчет баллов, набранных за работу на уроке.


© 2010-2022