• Преподавателю
  • История
  • Интегрированный урок на тему История государства Российского Н. М. Карамзина как исторический источник и литературное произведение

Интегрированный урок на тему История государства Российского Н. М. Карамзина как исторический источник и литературное произведение

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок (история + литература) для 9-го класса "История государства Российского Н.М. Карамзина как исторический источник и литературное произведение".

Цель: Создание условий для исследования творчества Н.М. Карамзина (на примере Истории государства Российского). Соответствие исторической действительности.

Задачи:

1.Образовательная задача:

  • формирование знаний о литературной и исторической основе «Истории государства Российского»

2. Развивающие задачи:

  • формирование коммуникативной культуры

  • развитие внимания: умения слушать и слышать товарища;

  • развитие логического мышления: умения анализировать текст, сравнивать, делать выводы, аргументировать ответ

  • развитие навыков исследовательской работы

3. Воспитательные задачи:

  • развитие коммуникативных навыков учащихся;

  • воспитание интереса к знакомству и анализу исторического и литературного материала на уроке;

  • развитие мотивации к совершенствованию знаний, умений на уроке

Формы и методы:

  • формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

  • методы: словесные, наглядные, практические, ИКТ

Методические приемы:

  • исследовательские ;

  • развивающее обучение;

  • развитие критического мышления;

  • элементы здоровье сберегающих технологий

Оборудование урока:

  • презентация;

  • раздаточный материал;

  • портрет Н.М.Карамзина

  • фрагмент «Истории государства Российского»

Характер управления учебно-познавательной деятельности: сотрудничество в режиме «учитель - ученик»

Приемы мотивации и активизации:

  • постановка проблемных вопросов,

  • использование меж предметных связей,

  • задания как репродуктивного, так и частично - поискового уровня

Формы выявления учебных достижений учащихся:

  • контроль правильности выполнения заданий и их коррекция;

«Жить есть не писать историю, не писать трагедии или комедии, а как можно лучше мыслить, чувствовать, действовать, любить добро, возвышаться к его источнику. Чем далее живём, тем более объясняется для нас цель жизни и её совершенство... Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть добро - спрашивайте у Совести». Николай Карамзин

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя.

Русского языка и литературы:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок литературы и истории. Мы уже знаем о творчестве Н.М. Карамзина. Сегодня мы еще раз обратимся к этому писателю и историку и проведем небольшое исследование. на примере «Истории государства Российского» Проведем его мы, учитель русского языка и литературы и учитель истории.

Учитель истории:

- Мне известно, что на уроках литературы вы обращаетесь к фактам из истории нашего государства. На важную роль истории в жизни общества указывали многие авторы. Н.М. Карамзин-один из них.

Итак, тема нашего урока "История государства Российского Н.М. Карамзина как исторический источник и литературное произведение".

II. Изучение нового материала

Учитель русского языка и литературы:

Перед тем как преступить к работе с фрагментом текста, ответьте на вопрос: «Знакомы ли вам какие-либо интересные факты из жизни Н.М. Карамзина?» (ответы детей)

Учитель истории:

Как вы думаете, почему для того чтобы провести интегрированный урок по творчеству Н.М. Карамзина мы выбрали именно Историю государства Российского? (ответы детей). Действительно Н.М. Карамзин выдающийся писатель и историк.

Презентация (Скрипин Денис).

Учитель русского языка и литературы:

В конце урока нам нужно будет ответить на главный вопрос: История государства Российского литературное произведение или исторический источник?

(Обучающиеся должны прийти к выводу, что сочинение нельзя назвать ни художественным произведением, ни историческим источником, т.к. оно нечто среднее.)

Учитель истории:

Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно поработать с текстом и вопросами к нему.

Работа с текстом










ИСТОРИЯ

государства Российского


Карамзин Николай Михайлович


"О Царь! Ты велишь нам вместе с тобою пить мед, смешанный с кровию наших братьев, Христиан правоверных!" Иван вонзил в него свой острый жезл. Митьков перекрестился и с молитвою умер.

Таков был Царь; таковы были подданные! Ему ли, им ли должны мы наиболее удивляться? Если он не всех превзошел в мучительстве, то они превзошли всех в терпении, ибо считали власть Государеву властию Божественною и всякое сопротивление беззаконием; приписывали тиранство Иваново гневу небесному и каялись в грехах своих; с верою, с надеждою ждали умилостивления, но не боялись и смерти, утешаясь мыслию, что есть другое бытие для счастия добродетели и что земное служит ей только искушением; гибли, но спасли для нас могущество России: ибо сила народного повиновения есть сила государственная.

Довершим картину ужасов сего времени: голод и мор помогали тирану опустошать Россию. Казалось, что земля утратила силу плодородия: сеяли, но не сбирали хлеба; и холод и засуха губили жатву. Дороговизна сделалась неслыханная: четверть ржи стоила в Москве 60 алтын или около девяти нынешних рублей серебряных. Бедные толпились на рынках, спрашивали о цене хлеба и вопили в отчаянии. Милостыня оскудела: ее просили и те, которые дотоль сами питали нищих. Люди скитались как тени; умирали на улицах, на дорогах. Не было явного возмущения, но были страшные злодейства: голодные тайно убивали и ели друг друга! От изнурения сил, от пищи неестественной родилась прилипчивая смертоносная болезнь в разных местах. Царь приказал заградить многие пути; конная стража ловила всех едущих без письменного вида, неуказною дорогою, имея повеление жечь их вместе с товарами и лошадьми. Сие бедствие продолжалось до 1572 года.

Но ни Судьба, ни тиран еще не насытились жертвами. Не заключим, а только прервем описание зол, чтобы с удивлением видеть Ивана как бы равнодушного, спокойного в его неутомимой политической деятельности.

Том 9; Глава 3

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО.

ГОДЫ. 1569-1572





Вопросы к документу

  1. О каком правителе идет речь в источнике?

  2. Какие черты художественного и научного литературного стиля вы смогли бы выделить в нем? (цитата, обоснование)

  3. Какие литературные произведения о правлении Ивана Грозного вам знакомы? О каком мероприятии во внутренней политике оно повествует?

  4. Какое направление внутренней политики Ивана Грозного наиболее известно? Каково мнение Н.М. Карамзина о этом направлении? (в рамках источника)

  5. Какие художественные и научные средства использует Н.М. Карамзин для описания характеристики деятельности и личности Ивана Грозного?

Ответы на вопросы:



  1. Иван 4 Грозный (1547-1584гг)

  2. Мнение обучающихся

  3. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», опричнина.

  4. 3 февраля 1565 г. Иван Грозный учредил Опричнину. Опричнина - особый период в истории государства российского с 1565 по 1572 год.

Объявленная цель опричнины - борьба с "боярской изменой" - предполагаемыми заговорами олигархических боярских кланов против целостности государства

Фактическая цель - установление единоличной неограниченной власти царя Ивана Грозного.

Методы опричнины - устрашение собственного народа путем государственного террора. Само слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». На опричников не распространялись ни государственные, ни церковные, ни моральные законы. Им было позволено всё, что было угодно царю. Главным критерием опричника была безусловная личная преданность государю. Опричники были фактически личной карательной гвардией Ивана Грозного.

Социальный состав опричников - мелкопоместные землевладельцы, исходно ненавидевшие крупную родовую знать. В этом их интересы и интересы царя совпадали.

Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На этих территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.

Результаты опричнины Ивана Грозного

Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

Мнение обучающихся



  1. Мнение обучающихся

III. Закрепление

Ответить на проблемный вопрос

IV. Заключительное слово

Учитель истории:

«История государства Российского» - многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени. Труд Н. М. Карамзина не был первым описанием истории России, но именно это произведение благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулёзности автора открыло историю России для широкой образованной публики и наибольшим образом способствовало становлению национального самосознания.

V. Рефлексия

© 2010-2022