Исследовательская работа Пирография - рисование огнём

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное профессиональное учреждение

Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова»

(ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова»)







XVII МАЛЫЕ ДЕМИДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ







Реферат


Пирография - «рисование огнём»












Автор: Пономарёв Р. А.

студент гр. 225 Механизация сельского хозяйства

Руководитель: Хаймина Н. С.













Нижний Тагил

2017






СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

3

  1. РУССКОЕ РЕМЕСЛО: ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ

5

  1. История возникновения ремесла: выжигания по дереву

5

  1. От народных промыслов к глубоким художественным образам

8

  1. Способы выполнения выжигания

9

  1. ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ В НАШЕ ВРЕМЯ

16

2.1. Современная пирография: техника безопасности

16

2.2. Мастер пирографии - Алекс Рия

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

20

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

21

ПРИЛОЖЕНИЯ

22







ВВЕДЕНИЕ

Так уж устроен человек, что помимо удовлетворения своих естественных потребностей в еде и крове он всегда стремился реализовать и свой творческий потенциал, и свое видение прекрасного. Именно отсюда и берет, свое начало такая техника декоративно-прикладного искусства, как выжигание, органично вплетающаяся в практически каждую культуру совершенно, казалось бы, различных народов мира. Об этом свидетельствуют артефакты, обнаруженные при раскопках на самых разных континентах. Использовать огонь для создания узоров на дереве человек начал, едва научившись обращаться с этим «подарком богов». Царапая обугленную древесину каменным или металлическим орудием, первобытные люди обнаружили, что дерево является прекрасным материалом для рисования и что это его свойство можно использовать в декоративных целях. Благодаря этому наблюдению зародилась пирография. Интересно, что возраст некоторых предметов быта, декорированных выжженным узором и найденных на территории современного Перу, составляет около семисот лет до нашей эры.

Выжигание - это, безусловно, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Все линии необходимо выполнять очень точно и осторожно, иначе вся работа может быть испорчена одним неверным штрихом.

Существуют несколько различных способов выжигания - пирография, пиротипия, выжигание кислотой, трением, на огне или горячем песке, увеличительным стеклом на солнце.

Актуальность моей темы заключается в следующем, в связи с тем, что в настоящее время пирография очень популярна как самодеятельный или детский вид творчества благодаря электрическому пирографу. Впрочем, уже существуют приборы, наносящие рисунок с помощью лазера.

Цель моей работы: Проанализировать историю развития выжигания как вид народного ремесла на Урале.

Задачи:

  • изучить историю возникновения и развития выжигания по дереву;

  • рассмотреть способы выполнения выжигания;

  • использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (изготовление разделочной доски, картин и сувениров, применяя выжигание по дереву).

Особый смысл в наше время выжигание по дереву приобретает и в связи с возрождением изначальных духовных ценностей, связанных с прекрасными истоками древнерусской культуры. А техника выжигания по дереву наиболее полно и живо позволяет передать всю первозданную красоту и уникальность старинных деревянных храмов, запечатленных в работах мастеров.



















I. РУССКОЕ РЕМЕСЛО: ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ

1.1. История возникновения ремесла: выжигания по дереву

Выжигание по дереву или пирография - художественное ремесло, которое берет начало со времен Древнего Египта. Кроме древних египтян, пирография также пользовалась популярностью у африканских племенных общин.

Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX - X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.

Дерево - очень интересный материал, который довольно легко поддается различным видам обработки. Кроме того, оно очень красиво, и настоящие мастера часто используют естественную красоту дерева при его обработке.

В настоящее время существуют множество различных художественных ремесел, связанных с обработкой дерева: резьба, точение, живописные работы по дереву, мозаика и др. Все они довольно тесно связаны с традициями народного творчества, но особое место среди них занимает выжигание по дереву. Это искусство развивалось параллельно с другими видами художественных ремесел, выступая самостоятельно или дополняя их, например резьбу, точение, мозаику.

С помощью выжигания умельцы украшают различные предметы из дерева, например, декорируют шкатулки, деревянную посуду, вешалки, деревянные статуэтки, панно, картины и прочие предметы интерьера.

Выжигание - это, безусловно, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Все линии необходимо выполнять очень точно и осторожно, иначе вся работа может быть испорчена одним неверным штрихом.

Существуют несколько различных способов выжигания - пирография, пиротипия, выжигание кислотой, трением, на огне или горячем песке, увеличительным стеклом на солнце.

Пирография в переводе с греческого означает «горячее рисование». В этом случае рисунок наносят на поверхность древесины, фанеры, пробки или любого другого органического материала с помощью раскаленной иглы. Под воздействием температуры, превышающей 150°С, внешний вид материала начинает изменяться. Этот прием получил широкое распространение только во второй половине ХХ в. после изобретения электрического прибора для выжигания. Раньше этот способ был довольно редким и его применяли мастера для гравировки по кости, дереву и коже.

Рисунок выжигали специальными инструментами, которые нагревали на газовой горелке или спиртовке, что было довольно трудно.

Пиротипия, что в переводе с греческого означает «огненная печать», представляет собой декорирование древесины с помощью горячих оттисков раскаленных металлических штемпелей.

На конце латунного, медного или стального стержня с помощью напильника выполняют рельеф, как правило, геометрические фигуры. С другой его стороны насаживают рукоятку. Затем это клише нагревают до определенной температуры и прижимают к изделию. Таким способом часто обрабатывали бересту, декорировали различные деревянные и кожаные изделия. Этот прием использовали и мебельные фабрики, чтобы ставить свои клейма на производимые ими предметы.

Выжигание на деревянных изделиях выполняют и с помощью кислоты. Поверхность доски красят в темный цвет, затем нанесенный на нее рисунок вытравляют кислотой.

Многие мастера декорируют небольшие деревянные изделия на токарном станке благодаря трению. Для чего прикладывают кусочек древесины твердой породы к изделию, которое вращается на станке. Верхний слой поделки обугливается от трения, и получается коричневая полоса.

В старину узоры на изделиях часто выжигали с помощью огня и горячего песка.

Контуры рисунка ярче выступают на закопченной древесине. Издревне мастера часто обрабатывали деревянные изделия дымом. Для этого на изделии сначала вырезали узор при помощи стамески. Затем чадящим пламенем проводили по наклоненной поверхности изделия, равномерно закрашивая ее. В результате фон становился темным и на нем проступал светлый узор.

А вот чистый песок обычно насыпают в специальную емкость и нагревают его. Затем в него кладут деревянное изделие, которое вынимают через определенное время, когда изделие приобретет нужный тон.

Открытым огнем мастера, как правило, равномерно обжигают поверхность деревянного изделия, также получая необходимый тон.




1.2. От народных промыслов к глубоким художественным образам

Далее выжигание становится неизменным этническим атрибутом народных промыслов, при помощи которого на одежду, предметы домашней утвари и элементы жилища наносились различные культовые символы. При этом собственно выжигание по дереву было всего лишь своеобразной ветвью целого художественного направления (включающего в себя и выжигание по коже, а также - шелку). Изначально для этой техники основным инструментом служили металлические иглы, стержни (вплоть до кочерги и шпаги в средние века) или специальной заточки клейма, раскаленные в огне костра, жаровен или (несколько позже) спиртовой или газовой горелки.

Начиная со средних веков, выжигание по дереву делает серьезный шаг от сугубо народных промыслов в сторону высокого искусства. Именно тогда многие именитые мастера живописи (например, Рембрандт) начинают применять эту технику в своем творчестве в качестве художественного приема. Но особую популярность в массовом искусстве выжигание по дереву приобрело в двадцатом столетии, после изобретения французским доктором Пакеленом термокаутера (созданным для прижигания поврежденных кровеносных сосудов), что дало начало появлению современным электрическим приборам для выжигания.

Сегодня выжигание по дереву успешно практикуется как вид декоративно-прикладного искусства и техника в художественной графике.



1.3. Способы выполнения выжигания.

Одним из самых важных вопросов пирографии считается выбор материалов, поскольку от качества материалов зависит конечный результат. Итак, древесину лучше всего приобретать в магазинах в виде готовых деревянных чертежных и разделочных досок, фанер или шпона.

При покупке древесины необходимо учитывать следующие факторы:

  • древесина должна иметь однородную мелкопористую структуру, без сучков, трещин, смоляных кармашков, засмолок, роек и других пороков;

  • не рекомендуется приобретать древесину смолистых пород;

  • для выжигания идеально подходят твердые породы древесины, на мягких будет сложнее исправить ошибки;

  • поверхность деревянного материала должна быть ровной и чистой;

  • выбор цвета древесины зависит исключительно от предполагаемого рисунка, более насыщенный и выразительный узор получится на дереве светлых пород.

Самыми лучшими материалами для выжигания считаются липа, ольха, тополь, береза и каштан.

Перед тем как приступить к работе, следует четко определиться с композицией: будет ли изображение силуэтным или контурным, с какой поверхностью вы хотите работать - ровной доской или объемным изделием. Только после этого можно определить способ выжигания, подобрать необходимые штифты.

Если копировальная бумага уже была в употреблении, она станет не очень надежным источником передачи изображения. Так как краска лежит на ней неравномерным слоем, то линии на дереве в некоторых местах могут получиться темнее, чем нужно.

Перед выполнением серьезной работы следует проделать несколько упражнений, научиться делать линии разной длины и толщины, штриховку, освоить основные приемы выжигания на отдельной дощечке. Только после этого можно приступать к выжиганию рисунков.

Существуют несколько способов выжигания: плоское, глубокое и кислотами.

Изображение и фон, получившиеся в результате плоского выжигания, находятся на одной плоскости, а рисунок состоит из различных контурных линий, штрихов, точек и т. д.

Получить различные по глубине и ширине линии можно, передвигая штифт с разной скоростью, а меняя его наклон и степень накала, проработать глубокие темные линии и небольшие штрихи. При этом окраска линий также будет меняться от светлых желто-коричневых до темно-коричневых тонов.

Нельзя сильно нажимать на штифт или неравномерно перемещать его по рисунку.

Сильно обугленные края канавок говорят о том, что штифт был перегрет или вы выжигали линию слишком медленно. Чтобы избежать этого, необходимо уменьшить подачу воздуха или напряжение. Кроме того, можно охладить наконечник штифта, положив его на мраморную плитку или же подержав в вертикальном положении.

Работу надо выполнять сразу на нескольких участках дощечки, начав на одном и постепенно переходя к другому, временно оставляя первый. Затем нужно снова вернуться к первой части. Делать так необходимо, чтобы не возникали прожиги, которые образуются при перегреве ближайших частей дерева. Именно поэтому не следует выжигать несколько линий или штрихов, которые находятся рядом. Перед тем как нанести новый штрих, оставьте соседний, чтобы он остыл.

Глубокое выжигание выполняют ножевидным штифтом, благодаря чему изображение отличается от плоского - фон углубляется, а сам рисунок остается на плоскости доски.

Для этого сначала выжигают границу рисунка в виде 2 канавок, одна из которых расположена возле фона, а вторая - возле контура рисунка. После этого начинают углублять фон при помощи ножевидного штифта. Его плашмя прикладывают к поверхности, благодаря чему кусочки древесины буквально срезаются. При этом необходимо следить, чтобы поверхность фона получалась гладкой.

Далее обжигают оставшуюся кайму, обозначающую границу рисунка. В результате он выступает над фоном. После этого выполняют окончательную отделку рисунка с помощью ножевидных и обычных штифтов. В последнюю очередь можно вернуться к фону и придать ему нужную фактуру.

Для выжигания кислотами лучше использовать древесину твердых лиственных пород, например груши и каштана. После отшлифовки на поверхность доски наносят тонкий слой парафина или воска, а затем твердым предметом соскабливают покрытие, оставляя рисунок. Далее травяной щеткой всю поверхность доски смачивают крепким раствором серной кислоты.

Воск или парафин защищают поверхность доски от воздействия кислоты, поэтому под ними древесина не изменяется, а в местах соприкосновения с серной кислотой она окрашивается в коричневый цвет.

Кислота воздействует на древесину от 30 мин до 2 ч, от выбранного вами времени зависят тон и насыщенность линий.

По истечении времени восковой слой снимают, доску моют теплой водой с мылом или скипидаром, удаляя все остатки серной кислоты, и сушат. После этого частицы древесины, разрушенные кислотой, удаляют металлической и волосяной щетками. На заключительном этапе всю поверхность доски требуется обработать нашатырным спиртом, чтобы удалить последние остатки серной кислоты.

Можно производить выжигание кислотами на темных дощечках, протравленных в коричневый или черный цвета. В этом случае получается светлый рисунок на темной поверхности доски.

Если необходимо окрасить поверхность доски в коричневый цвет, то перед выжиганием кислотами материал надо покрыть раствором, состоящим из 1 части марганцовокислого калия и 20 частей воды, и оставить до полного высыхания.

Когда доска будет полностью готова к работе, следует приступать к нанесению рисунка. Сделать это можно любым удобным способом, например 3%-ным раствором лимонной кислоты с помощью стальных перьев или тонких кистей. В местах нанесения лимонной кислоты образуются светлые пятна, так как она уничтожает краску.

Если вы хотите окрасить поверхность доски в черный цвет, вам потребуются доска из клена или светлого бука и 10%-ный раствор марганцовокислого калия. Раствор необходимо налить в посуду и кипятить в нем дощечки 1 ч, затем высушить их на солнце и тщательно промыть водой. После этого 3%-ным раствором лимонной кислоты наносят рисунок.

При выжигании кислотами работу следует проводить в резиновых перчатках. Рядом нужно иметь воду и раствор питьевой соды для нейтрализации действия кислоты в случае ее попадания на кожу. Для чего место, куда попала кислота, необходимо сразу же промыть водой и нанести на него раствор пищевой соды.

Существует еще один способ выполнения выжигания - пиротипия, или метод горячего тиснения.

В данном случае металлический штамп с нужной гравировкой разогревают на газовой горелке и прижимают к деревянной поверхности. Вместо газовой горелки можно использовать и электрический нагрев, как у электрического паяльника. Поддерживать нужную температуру можно с помощью самого простого тиристорного регулятора мощности.

Пиротипией легко заполнять фон рабочей поверхности. Для этого можно также использовать несложные прессы, обычный сверлильный станок или сделать все вручную.

Обратимся к вопросу выполнения выжигания, перед началом работы следует правильно расположить все инструменты: с левой стороны положить электровыжигатель, с правой - все остальные инструменты, дощечку для выжигания поставить на пюпитр. Затем необходимо включить прибор в электрическую сеть и с помощью переключателя установить нужную степень накала.

Если прибор со спиртовой горелкой, сначала надо нагреть штифт до темно-красного цвета, затем погасить горелку и приступить к работе.

Ручку с нагревательным прибором обычно держат, как карандаш, в правой руке. При работе следует сидеть прямо, не наклоняясь вперед, дышать через нос, рука с прибором должна опираться на стол. Каждые 10 - 15 мин электровыжигатель следует отключать на 2 - 3 мин, чтобы он остыл.

Дощечку для выжигания надо установить с наклоном, чтобы рабочая поверхность располагалась под углом и на расстоянии 35 см от глаз. Поверхность дощечки должна быть хорошо освещена.

Сначала нужно поставить на рисунке точки и только после этого проводить линии. Для получения тонкой линии перо прибора требуется передвигать быстро, а толстая линия получается при медленном передвижении пера. Однако поначалу толстую линию следует проводить в несколько этапов, постепенно увеличивая ее толщину, так вы добьетесь наилучшего результата. Кроме того, отрывать перо от рабочей поверхности в конце линии нужно очень быстро, чтобы не получилась ненужная точка.

В первую очередь следует выжечь внешние контуры рисунка и только потом переходить к внутренним линиям. Первые линии наносите легко, чтобы не испортить работу.

Выжигание по волокнам дерева проводить намного легче, чем поперек их. Дело в том, что во втором случае сила нажима должна быть больше, а температура и скорость проведения насадки по деревянной поверхности - меньше.

При выполнении точек или кривых линий штифт следует держать перпендикулярно к поверхности доски, а, выжигая прямые линии, - под наклоном, как карандаш при рисовании.

Если нужно затенить большой участок рабочей поверхности, сначала необходимо выжечь контур, затем работать внутри него широкой стороной штифта. Фон можно заполнить вертикальными широкими линиями и штрихами или точками. Также можно заполнить его треугольниками, квадратами и другими элементами, используя фигурные наконечники.

При работе с ножевидными наконечниками следует следить, чтобы ручка штифта не отклонялась от направления наконечника, иначе он может сломаться, так как довольно глубоко входит в древесину.

Самый простой способ - выжигание рисунка по контурам небольшими штрихами или точками. Другой способ - силуэтное выжигание, когда силуэты людей, животных, растений или других объектов выжигают сплошной штриховкой. Иногда применяют декоративное выжигание - контуры и тени выжигают в таком случае рельефно. Самым сложным способом считается выжигание, при котором передают оттенки светотеней, благодаря чему рисунок становится более выразительным.

Начинать лучше с небольших рисунков контурным или силуэтным способом, выполняя их точками, которые располагаются одна за другой непрерывной линией. Нанося точки густо или редко, изменяя их глубину и размеры, можно передать объем предмета, переходы от света к тени.

После выполнения контура можно затонировать остальное изображение, выполняя тонировку от светлого тона к более темному. Учтите, что предметы, находящиеся на переднем плане, должны быть темнее изображений на заднем плане, что продиктовано законом непосредственной перспективы. Затененные участки также должны быть темными. При этом надо помнить, что совсем темных участков должно быть как можно меньше. Штрихи следует наносить точно так же, как и карандашом, - очень легко, не надавливая на штифт. В противном случае можно испортить работу выжженными пятнами, удалить которые очень сложно. При этом следует соблюдать одинаковое направление штриховки: слева направо или справа налево.

Чтобы правильно выполнить штриховку, можно потренироваться с карандашом на листе бумаги, нанося штрих одним движением руки. Идеальный штрих - четкий, резкий и легкий. Кроме того, все штрихи должны быть расположены параллельно друг другу.

При выжигании любых линий нельзя допускать дрожи в руках, иначе линия получится неровной, кривой и грязной.

Орнамент или одинаковые рисунки можно выжечь при помощи трафарета или шаблона, изготовленных из картона или фанеры, которые кладут на рабочую поверхность и обводят карандашом.

Чаще при выжигании бывают следующие ошибки:

• неверная компоновка;

• провалы и срывы рисунка;

• ершистые линии;

• лишние линии;

• грязь на рабочей поверхности.

Компоновка - это гармоничное расположение объектов на рисунке, придающее изображению целостность. Все детали должны располагаться на рисунке так, чтобы им хватало места, при этом они не должны мешать друг другу. Важно учитывать, что обилие деталей делает рисунок тяжелым, так как все части изображения сливаются в непонятную массу и зрителю сложно воспринимать такую работу. Чтобы не допустить этой ошибки, нужно подробно продумать все детали рисунка, а при нанесении эскиза на деревянную поверхность проследить, чтобы изображение было целостным.



II. ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ В НАШЕ ВРЕМЯ

2.1. Современная пирография

Современная пирография - вполне безопасная сфера деятельности, если заниматься ею с должной ответственностью. Потенциальной опасности, таящейся в работе с пирографическим прибором, можно избежать, руководствуясь соблюдением основным мер предосторожности.

Не вскрывайте коробку трансформатора. Внутри расположены неизолированные провода, находящиеся под напряжением.

Не пытайтесь самостоятельно ремонтировать трансформатор, не обладая необходимой квалификацией.

Не позволяйте детям просовывать что-либо в вентиляционные отверстия кожуха трансформатора.

Не скручивайте и не сгибайте электрический провод, подключаемый к трансформатору, от этого изоляция со временем нарушится. Не накручивайте электрический шнур на пирограф по окончании работы. При работе электровыжигателем не следует ставить рядом емкости с водой или мокрые предметы, брать прибор мокрыми руками.

Передняя панель кожуха трансформатора может в процессе работы нагреваться. Это не является признаком неисправности и зависит от выбранной для работы температуры. Однако не стоит накрывать чем-либо кожух во избежание серьезного перегрева прибора.

Никогда не допускайте контакта раскаленного наконечника с проводами, находящимися под напряжением, поскольку изоляция очень быстро сгорит. Если даете детям работать с пирографическим прибором, следите за тем, чтобы электрический шнур пирографа не находился на обжигаемой поверхности.

Наконечник в процессе работы раскаляется и может стать причиной пожара. Во время пауз в работе помещайте рукоятку пирографа только в специальный держатель на кожухе трансформатора, если он предусмотрен изготовителем, или на подставку из негорючего материала. Не оставляйте без присмотра детей, работающих пирографом. Отлучаясь из помещения, где вы работаете, и заканчивая работу, не забывайте выключать прибор.

Не сгибайте части вилки, к которой присоединяется перо. Их специально изготавливают тонкими, чтобы уменьшить нагрев рукоятки.







2.2. Мастер пирографии - Алекс Рия

Каждый художник или мастер работает по-своему, но все они пользуются одними и теми же техническими приёмами. В выжигании, так же как в акварели или керамике, нет и не может быть единственно правильного метода или стиля работы. Это становится ясно, когда знакомишься с работами профессионалов, занимающихся выжиганием по дереву.

Сегодня выжигание по дереву доступно практически всем, желающим освоить эту увлекательную технику, условно разделяющуюся пирографию и пиротипию. Пиротипия является своеобразным клеймением деревянной поверхности, наиболее характерным для массового декора различных изделий из дерева. А пирографией называется непосредственное выжигание по дереву в виде рисунка, производимое вручную.

Как правило, художественное выжигание лучше выглядит на светлой древесине лиственных пород деревьев, для которых не характерны яркие годичные кольца (например, липа, ольха, клен, осина). Поверхность такой заготовки должна быть гладкой и матовой, поэтому выжигание по дереву производят на предварительно отшлифованной наждачной бумагой плоскости.

Многие художники достигли вершин мастерства в этом интересном виде творчества.

Алекс Рия (Александр Рия) - российский художник, поэт, инженер по образованию, один из основателей «Александрия studio» (студии эксклюзивного дизайна и художественного выжигания) в Самаре. С первого знакомства с пирографией Алекс понял, что это занятие будет для него отнюдь не хобби, а серьёзным творчеством, которое он должен вывести на абсолютно новую ступень развития, соединив технику выжигания с формой художественной графики, сделав его новым самостоятельным направлением в искусстве. Он начал постигать технику пирографии с одного из самых сложных жанров - с портрета. Художник стремился как можно точнее передать то, что ускользало от взгляда, упорно искал «свой мазок» в этом жанре. И ему это удалось: живой взгляд, выражение лица, меняющееся в зависимости от освещения, - завораживают зрителя (см. Приложение). В каком бы жанре ни работал Алекс Рия (пейзажи, натюрморты, анималистика), он старается соблюсти один из главных законов древних иконописцев, чьи работы до сих пор считаются вершиной мастерства,- ничто в картине не должно отвлекать зрителя от центрального образа. Мастер ищет вдохновение повсюду, постигает мир и стремится передать его красоту в своих картинах.

Александ Рия утверждал о том, что ему всегда хотелось уйти от декоративности, вывести этот жанр абсолютно на новую ступень развития, соединив технику выжигания с формой художественной графики, сделав его новым самостоятельным направлением в искусстве.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно. Выжигание по дереву или пирография - художественное ремесло, которое берет начало со времен Древнего Египта. Кроме древних египтян, пирография также пользовалась популярностью у африканских племенных общин. Сегодня выжигание по дереву успешно практикуется как вид декоративно-прикладного искусства и техника в художественной графике.

Заниматься пирографией может любой желающий, и для этого вовсе не требуется умение красиво рисовать. Достаточно усидчивости и желания сделать своими руками красивую вещь. А при большом желании пирография может стать не только увлечением, но и способом зарабатывать деньги, ведь изделия, хранящие память об огне и раскаленном металле, всегда пользуются спросом.




СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев А.Ф. Чем обработать готовую работу. Информационный портал для любителей пирографии.

2. Буравлев В.В. Альбом для выжигания. М., 2014

3. Зайцева А.А. Пирография. Уроки выжигания по дереву. Изд-во Эксмо-Пресс, 2012.

4. Орлова Е.Г. Пирография, или выжигание по дереву. // Арт-клуб №2 (14) февраль 2013.

5. Подольский Ю.Ф. Выжигание по дереву. Техники, приёмы, изделия. Белгород, 2014.

6. Пул Л. Пирография. Изд-во АСТ-Пресс, 2010.

7. Райт Д. Искусство выжигания по дереву. 2015.

8. Ращупкина С.Ю. Выжигание по дереву. М., 2011.

9. pyrography-fireart.ru

10. iessay.ru

















ПРИЛОЖЕНИЯ

Работы Алекс Рия

Исследовательская работа Пирография - рисование огнёмИсследовательская работа Пирография - рисование огнём















Старик, 1997 г. Молодость, 2007 г

Исследовательская работа Пирография - рисование огнём

Исследовательская работа Пирография - рисование огнём











Дева Мария, 2008


ПРИЛОЖЕНИЯ

Владимир Подлубный, «Сергей Есенин». 2013

Исследовательская работа Пирография - рисование огнём




Исследовательская работа Пирография - рисование огнём










Борис Веремеенко, «Владимир Путин», 2012

ПРИЛОЖЕНИЯ

Борис Веремеенко, «Спас Вседержитель», 2010

Исследовательская работа Пирография - рисование огнём

© 2010-2022