Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ СОШ №5 П. МАГО





Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока







работу выполнил: БУЛГАКОВА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА,

ученица 11 класса МКОУ СОШ №5

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

НИКОЛАЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН


Руководитель: Мастерских Н.М., учитель

МКОУ СОШ №5 п. маго

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

НИКОЛАЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН





2015г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 1-2.

ГЛАВА 1. География расселения коренных народов

Дальнего Востока и ее влияние на быт, и культуру.

3-4.

ГЛАВА 2. Основы культуры коренных народов

Дальнего Востока. 5-7.

ГЛАВА 3. Животные в жизни народов Севера. 8-9.

ГЛАВА 4. Культ медведя и оленя. 10- 11.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12-14.

ЛИТЕРАТУРА 15.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 16.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 17.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 18.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 19.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 20.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 21.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 22.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 23.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 24.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 25.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 26.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 27.

ПРИЛОЖЕНИЕ 13 28.

ПРИЛОЖЕНИЕ 14 29.

ПРИЛОЖЕНИЕ 15 30.

ПРИЛОЖЕНИЕ 16 31.

ПРИЛОЖЕНИЕ 17 32.

ПРИЛОЖЕНИЕ 18 33.

ПРИЛОЖЕНИЕ 19 34.

ПРИЛОЖЕНИЕ 20 35.

ПРИЛОЖЕНИЕ 21 36.


ВВЕДЕНИЕ.

История всегда волнует. Такова ее особенность. Но жить без нее - значит жить без своего рода памяти. Без истории отдельные люди, семьи, племена и целые народы как бы ни имеют корня, не имеют прошлого. А настоящее будет лишено основы, да и смысла.

Знание истории дает представление о существовавших в прошлом цивилизациях, позволяет понять поразительные открытия, познакомиться с удивительными людьми. Дальний Восток - удивительное место, начиная от климата, место расположения и заканчивая людьми, населяющими наш край. Испокон веков здесь живут люди с удивительно богатой культурой - коренные народы Дальнего Востока.

На выбор темы для мой работы, повлиял следующий случай. Как-то в автобусе я услышала разговор двух мужчин, по видимому, заядлых охотников, так захватывающе, перебивая друг друга, они рассказывали свои охотничьи «подвиги». О том, как один из них охотился на медведей и сохатых, как выслеживал, ставил капканы, выманивал медведя из берлоги и т.д. «Медведицу грохнул сразу, ну, и медвежат заодно. Жаль, что «пестун» убежал, подранок. Да, думаю, все равно подохнет без матери», - увлеченно рассказывал один. Рядом с ними на соседнем месте ехала пожилая женщина (как потом выяснилось, негидалка по национальности). Она внимательно слушала их разговор, а потом сказала: «Ну, и чему, вы, радуетесь? Чем хвастаетесь? Разве это подвиг - выманить и убить мать с детенышами, да еще и подранка оставить? Странные вы люди, русские! Охотитесь и убиваете не ради пищи, а чтобы потешить свое самолюбие. Да, не для этого ваши предки осваивали эти земли, что бы вы бездумно истребляли матушку-природу». И отвернулась. Мужчины переглянулись между собой и смущенно улыбались.

А я задумалась над словами этой женщины. А действительно, почему так? Почему для нас животные, не важно, какие, всего лишь источник пищи, а порой просто объект бездумного истребления. Мы вылавливаем косяки рыбы, отстреливаем популяции животных и птиц, охотимся ради забавы и удовольствия, оставляя после себя…ничего, пустые места.

Меня заинтересовала данная тема, я захотела выяснить, какую роль играли животных в культуре коренных народов Дальнего Востока.

На данный момент существует достаточного много исследований культуры и религии коренных народов Дальнего Востока. В школьной библиотеке я нашла подборку книг, касающихся данной темы. В литературе я нашла много интересной информации, необычные факты из жизни коренных народов Дальнего Востока - в этом мне помогли такие книги по истории, как:

- История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (17в.- февраль 1917г) - здесь рассказывается о поэтапном заселении Дальнего


1.

Востока, о взаимоотношениях русских с коренными народами, описывается становление самобытной культуры аборигенов Дальнего Востока. Большую часть информации, я почерпнула именно из этого источника.

- География России: Учеб. для 8-9 кл. общообраз. учреждений/ Под ред. А.И.Алексеева: В 2 кн. Кн.1: Природа и население. 8кл. Из учебника географии я воспользовалась информацией о расселении коренных народов Дальнего Востока, о формах хозяйства аборигенов.

- ЭОР «СЭГ Хабаровского края», ООО «Портал Хабаровск». Кроме того, мне пришлось воспользоваться источниками Интернет, где я нашла статьи о быте и культуре коренных народов Дальнего Востока, особенности ее самобытности и уникальности.

Также, я воспользовалась детской литературой - это сказки и мифы коренных народов Дальнего Востока.

Результаты своего исследования, я хотела бы представить в данной работе.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - изучение роли животных в культуре коренных народов Дальнего Востока.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомиться с особенностями культуры коренных народов Дальнего Востока на основе древних традиций, обычаев и обрядов.

2. Охарактеризовать роль птиц и животных в культуре коренных народов Дальнего Востока на основе анализа литературы по данной теме.

3. Провести соц. опрос среди учащихся школы на: тему «Знаешь ли ты культуру коренных народов Дальнего Востока?» с целью выявления представлений и знаний школьников по данному вопросу.

4. Использовать полученные данные на уроках истории, географии, краеведения в качестве дополнительного материала, аргументов при изучении тем: « Открытие Дальневосточных земель», «Коренные народы Дальнего Востока».

.




2.

ГЛАВА 1.

География расселения коренных народов Дальнего Востока и ее влияние на быт, и культуру.

Природа земель, на которых живут коренные народы Дальнего Востока, сурова: тайга, мари, болота. Большая часть его территории - это средневысотные горы.

Подобно могучему орлу, широко раскинул свои крылья Дальний Восток. На этой земле живут люди, с гордостью, называющие себя дальневосточниками.

Таинственная и величавая красота этого края, холодный и чистый покой Севера, неповторимая игра красок «земли северного сияния», море, зимнее - словно стекло, и летнее - как музыка, широкий и величавый Амур - все это было миром, где жили и живут по сей день дальневосточные аборигены: нивхи и чукчи, нанайцы и удэгейцы, орочи и эвенки, ительмены и коряки, юкагиры и якуты, эскимосы и айны и многие другие коренные народности. [1] (Приложение 1,2,3)

Что касается географического положения, то климат Дальнего Востока далек от теплого, комфортного. Причины заключаются в близком соседстве с холодными морями, которые влекут за собой холодные летние ветра, суровые зимы, частые циклоны, обильные осадки. Таким образом, климат Дальнего Востока можно охарактеризовать как муссонный, зима холодная суровая (снегопады, метели, снегопады), прохладное лето (туманы, тайфуны).

Все это, несомненно, накладывало отпечаток на жизнь проживающих на данной территории, народов, которая имела ряд особенностей:

1. Сокращающаяся численность.

2. Особый образ жизни (оседлый, полукочевой, полукочевой).

3. Особые религия и обрядность.

4. Особый характер традиционных занятий.

5. Особенности питания.

6. Низкий уровень социально-экономического развития.

Непохожесть образа жизни коренных народов Дальнего Востока, приводило, да и теперь приводит к непониманию, нетерпимости со стороны других наций. Жило коренное население в юртах у подножия сопок (Приложение 4,5). Основой занятий коренного населения были рыбалка, морской зверобойный промысел, охота, собирательство. Позднее появляется земледелие, ремесло- кузнечество, выделка шкур, плетение веревок и т.д. У каждого племени был свой упорядоченный, тихий мирок, этакое государство со своими законами и порядками. «Еще за долго до прихода русских на Дальний Восток, у коренных народов существовала своя, испокон веков установленная, тщательно оберегаемая от других посягательств религия.

3.

Свои обычаи, ремесла, своя культура, пусть и кажущаяся другим непривычной». [2]

Такой, особый уклад жизни сильно рознит коренные народы с русскими, что нередко приводило и приводит к конфликтам и нетерпимости по отношению друг к другу.

Сейчас, в современное время, коренные народы Дальнего Востока, постепенно утрачивают характерные для них черты. Практически утратив традиционный образ жизни, эти народы не смогли приспособиться к современным реалиям. Молодое поколение нивхов довольно сильно отличаются по своему образу жизни, а соответственно и менталитету, даже от своих бабушек и дедушек. Большая часть молодежи переселяется в город, где ассимилируется. Собирая материал для работы, я постоянно встречала негативное описание характера и нравов современных коренных народов Дальнего Востока. Их обвиняют в лености, недалекости, пьянстве, воровстве, инертности и тому подобном. Безусловно, проблема алкоголизма, безработицы, падения общего культурного и нравственного уровня стоит, достаточно, остро. Но, во-первых, эти проблемы в той, же степени стоят перед всем российским обществом, во-вторых, причиной этого является не какие-то черты, якобы присущие только данному этносу. Причина в неблагоприятных социально-экономических условиях развития, следствием которых и стали эти серьезные проблемы.

На самом деле нельзя судить о нации по отдельным ее представителя, не зная и не представляя себе культуру, быт, традиции и обычаи в целом. Традиционный уклад коренных народов Дальнего Востока, насчитывает не одну сотню лет. Эти народы не только выживали в суровых природно-климатических условиях, но и создали действительно ценную, своеобразную культуру.





4.

ГЛАВА 2.

Основы культуры коренных народов Дальнего Востока.

Культура коренных народов Дальнего Востока, настолько неповторима, богата, бесценна и уникальна, что одновременно и непонятна нам, русским. Основана она (культура), в основном на родстве с природой и на традиционных занятиях нивхов, нанайцев, удэгейцев, нигидальцев - рыболовство, охота, собирательство, ремесло.

Природа представлялась коренным народам божественной, потому что она прекрасна и заслуживаемой поклонения. Портить землю, срывать покров тундры, сваливать мусор в реки, озера, считалось тяжким грехом. На охоте или рыбалке убивалось и ловилось ровно то количество животных, которое было необходимо для пропитания стойбища, племени. Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. [1]

Коренные народы Дальнего Востока являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Все, чем одаривала их мать- природа, а также родство с природным миром, они отражали в своей культуре - одежде, орнаментах, амулетах и оберегах, обрядах и ритуалах и т.д.

Традиционная одежда народов Приамурья - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Очень интересны халаты из рыбьей кожи (Приложение 6,7,8,9). Их носили весной, летом и в начале осени. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей. [1]

Кроме этого, они в большом количестве изготавливали из кости, камня, дерева фигурки животных, птиц, людей, духов (Приложение 13,14,15). Все это отражало трепетное отношение этих народов к природному миру, почитание своих предков. Они верили, что все на свете: животные, горы, реки, деревья, предметы, изготовленные человеком, - имеет душу и умеет страдать, радоваться, обижаться, поэтому со всеми душами окружающего мира человек должен уметь находить общий язык и стремиться жить в гармонии.

5.

Особое значение в жизни коренных народов Дальнего Востока играла религия. Северные народы по своему мировоззрению и религиозным верованиям относятся к анимистам и шаманистам.

У них существовало множество богов и духов, олицетворявших различные силы и явления природы. Посредником между людьми и окружающим миром может быть каждый, но для верности, особенно в случае избавления от болезни, лучше было поручить это специалисту-шаману. Важными атрибутами шаманов были бубен и специальный костюм (Приложение 16)

Шаманы знали привычки, особенности духов, которые прибывали всюду, например, в тундре, воде, воздухе, в горах. Представляться они могли в самом различном виде. Одни из них давали добро людям, другие насылали им беды. Из множества духов расселенных по Вселенной, лишь небольшая часть постоянно связана с шаманом. Благодаря этому он способен лечить болезни, предсказывать судьбу, совершать прочие ритуальные действа. Кроме того, у шамана есть дух- покровитель и духи- помощники, откуда он черпает свою силу.

Таким образом, обычаи, поверья, ритуалы сопровождали промысловую деятельность и повседневную жизнь коренных народов Дальнего Востока. Кроме этого, очень часто животные становились главными героями фольклора у этих народов в сказках и преданиях (легендах) (Приложение 17,18,19,20).
Сказки и предания отражают как народный быт, так и его повседневную мудрость. Сказки передавались из поколения в поколение. Сказочник был самой яркой фигурой в поселке или стойбище. Многие рассказчики и их слушатели искренне верили в то, о чем повествуется в сказках. Слушая сказку, «каждый позабыл свои заботы, свое горе и унесся в волшебный прекрасный мир чарующих грез. А сам сказочник, как истинный поэт, увлекся больше всех, у него даже глаза закрыты… Он какое-то сверхъестественное существо, окруженное таинственным ореолом». В наши дни сказки дальневосточной земли стали драгоценным достоянием не только дальневосточников, они - часть мировой художественной культуры.

Однако, культура и образ жизни малочисленных народов за последние годы подвергались сильнейшим деформациям, в результате которых утрачены традиционные знания, языки и национальное достоинство. Материальная и духовная культура малочисленных народов, к сожалению, находится под угрозой исчезновения. А это рано или поздно приведет к исчезновению самих народов. Поражает один парадокс: ученые изо всех сил бьются над сохранением редкого растения, животного, птицы, но не вымирающего народа! Правительство охотнее вкладывает средства в создание благоприятных условий для растений, животных, нежели для возрождения погибающих народов.

6.

Создаются особо охраняемые территории (заповедники, заказники и т.п.), с которых вытесняются коренные народности.











7.

ГЛАВА 3.

Животные в жизни народов Севера.

На территории Сибири и Дальнего Востока сохранились древнейшие наскальные рисунки и предметы, обнаруженные археологами, изображающие животных, сцены ритуальной охоты, фигуры колдунов, одетых в шкуры животных и совершающих магические пляски с целью умножения плодовитости животных и людей. Представления о звере-предке и матери-прародительнице, восходящие к мифу о браке зверя и женщины, а также о душе человека имеют палеолитические корни. Поэтому многие животные возводились в ранг священных и особо почитаемых. Мировоззрение, основывающееся на вере в духов природы, душу человека и духов-помощников шамана начинает формироваться у народов Сибири еще в период неолита (6 - 3 тыс. до н.э.).

Считалось также, что каждый вид животных имеет своего духа-хозяина. Народы Сибири верили, что от расположения духов-хозяев стихий и животных зависит благополучие в жизни, удача в промысле.

Среди таких животных особое предпочтение отдавалось ворону, лосю, медведю, киту, моржу, тюленю. Почему же именно эти животные играли важную роль не только в повседневной жизни коренных народов Дальнего Востока, но и в ритуальных обряда, мифологии?

Во-первых, это связано с традиционным хозяйством коренных народов Дальнего Востока, которое основывалось на охоте, рыбалке, морском промысле с использованием в качестве транспортного средства оленей и собак. Охота на копытных животных (лося и оленей) и на птицу давало им пищу, а на пушных зверей - товары для обмена или торговли. Все народы (кроме удэгейцев), использовавшие ездовых собак, зимой носили одежду из собачьего меха. Костюмы украшались орнаментом

Во-вторых, это связано с религиозными верованиями. В облике животного нередко представлялись боги. Кроме того, животное считалось помощником или спутником божества. Животные выступали покровителями людей, помогали им в промысле. Например, у чукчей почитался ворон, как творец Вселенной, Земли, рек, гор, а также людей. Нанайцы, нивхи считали,

что их роды вели свое начало от волков, медведей, тигров, морских животных.

Нередко коренные народы Дальнего Востока украшали себя когтями, клыками, рогами убитых животных, веря в силу данных оберегов. На одежде вышивали орнаменты с изображением животных и птиц. Народы Севера верили в особую силу и свойства животных, изготовляли амулеты из различных частей их тела, в связках и сумках хранили соболиные носы, лапки белок, губы, передние зубы, остатки рогов, копыта диких оленей, коготки, мордочки и шкурки мелких пушных зверьков, особенно с необычным окрасом.

8.

Убивать священных животных считалось грехом, но, тем не менее, промысловый культ у коренных народов Дальнего востока был наиболее развит. Например, нивхи считали тигров особой породой людей, «лесные люди». По их представлению, медведи - это тоже «медведи-люди», лишь перед людьми они имеют звериный облик. В любое время тигр или медведь могут превратиться в человека. У чукчей, медведи - это люди, одетые в медвежьи шкуры. Отправляясь на охоту, рыбалку, морской промысел, охотники задабривали священных животных, совершая обряды и жертвоприношения.






























9.

ГЛАВА 4.

Культ медведя и оленя.


Особо почитаемыми животными у коренных народов Дальнего Востока были медведь и олень.

Культ медведя, выражающийся в особом к нему отношении - почитании и поклонении, был наиболее широко распространен среди народов Севера. Считалось, что медведь раньше был человеком - предком особого небесного или горного происхождения и покровительствовал охотникам. Ульчи, эвенки, ханты иносказательно называли его "дедушка", "лесной старик", "когтистый" Медведя считали родственником, но боялись его как хозяина зверей, верили, что он понимает человеческую речь и за плохое отношение может отомстить человеку, поэтому совершали умилостивительные обряды в честь хозяина тайги. В принципе, медведь часто является героем эпоса у разных народов, в том числе и у русских.

Медведь представляется подобным человеку. Он понимает человеческую речь, может превращаться в человека и обратно. Медведь, если о нем плохо говорят, смеются над ним или грозят, мог отомстить. Поэтому надо вести себя осмотрительно.

Культ медведя у ряда народов Севера был связан, прежде всего, с ритуалом охоты на медведя, который сопровождался обрядовыми действиями, нацеленными на принятие медведя в человеческий коллектив и стиранием различий между ними. Во время ритуала члены сообщества совершали совместную трапезу мяса божественного зверя-предка, затем проводили ритуальное захоронение костей животного с целью последующего возрождения. Собираясь на охоту, говорили иносказательно: «Надо зверя выслеживать». Прежде чем убить медведя в берлоге, его будили. Эвенки, подойдя к берлоге, говорили: «Дедушка, тебя убивает ворон» или «Не тунгус к тебе пришел, а якут» (т.е. чужой). Иногда, чтобы отвести от себя вину, изображали ворон: кричали по-вороньи, махали руками, как крыльями. Эвенки, убив медведя, просили у него прощения, отводили от себя вину. Пока разделывали тушу, нельзя было громко говорить, ронять посуду.

Существует даже особый праздник, посвященный медведю. Медвежий праздник с игрищами обычно длился у разных народов Севера от 3 до 15 дней и ночей с перерывами. Эвенки и кеты днем исполняли специальный охотничий танец, подражая движениям медведя. Цель охотничьих плясок - магическое привлечение промысловой удачи. В полночь же устраивали тихое пиршество - ели мясо и расходились. В последнюю ночь праздника для мужчин отрезали мясо с головы, лап, сердца, а женщинам доставалась задняя часть туши. Кульминацией медвежьего праздника после ритуального поедания мяса медведя были обряды захоронения костей и черепа животного.

10.

В медвежьем празднике совершались и специальные ритуалы, связанные с магическим размножением животных и обеспечением плодовитости их потомства: танцы, песни, пантомимы эротического характера. В последнюю ночь праздника у хантов и манси происходили театрализованные действа встречи с верховными богами, маски которых надевали ряженые.

Олень также являлся главным героем повседневной жизни народов Севера. Существовал обычай посвящать оленей земле, камню, дереву. У эвенков чаще всего такой олень был белого цвета. На посвященном олене нельзя было ездить, на нем перевозили культовые предметы, после смерти его тушу клали на лабаз.

Оленеводческие обряды совершали для того, чтобы обеспечить здоровье оленей и умножения их приплода. Оленеводческие праздники чукчей и коряков совершались в течение всего года. Они были связаны с жертвоприношениями духам четырех сторон света, с осенним и зимним забоем оленей. Семейные охранители головы и шкуры убитых оленей смазывали жиром и костным мозгом оленя, а затем проводили обряд помазания людей и нарт их кровью. Во время общественных праздников молодежь устраивала соревнования в беге, затем совершали обряд благодарения духов.

Весной проводился особый праздник рогов. Сброшенные оленьи рога складывали в большую кучу, рядом помещали огневую доску. На рога и сучья доски вешали духов-охранителей, смазанных салом, после чего их присоединяли к семейной связке охранителей.

У эвенков нередко целью оленеводческих обрядов были не только обеспечение приплода и здоровья стада, но и здоровья членов семьи. Для этого оленя белой масти посвящали хозяину верхнего мира, от которого, по древним представлениям, магическая сила плодородия переходила в посвященного оленя. Такой олень считался священным и обладающим чудодейственной силой. Для жертвы убивали домашнего оленя обычной масти.





11.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


С целью выявления представлений и знаний школьников по данному вопросу, в нашей школе было проведено анкетирование. Всего в опросе приняли участие 82 человека - это ученики 5-11 классов. Были получены следующие результаты:


  1. Знаете ли вы, какие коренные народы проживают на Дальнем Востоке?

Нанайцы - 43 ч. (52%)

Чукчи - 25 ч. (30%)

Нивхи - 10 ч. (12%)

Корейцы - 4ч. (4.8%)


  1. Назовите основные занятия коренных народов Дальнего Востока?

Охота - 34ч. (41%)

Рыбалка - 22ч. (26%)

Плетение сетей - 12ч. (14%)

Одежду шили - 9ч. (11%)

Не знаю - 3ч. (3%)


  1. Какие животные являлись промысловыми у коренных народов Дальнего Востока?

Медведь - 28ч. (34%)

Тигр - 6ч. (7%)

Лось (сохатый) - 25ч. (30%)

Волк - 5ч. (6%)

Тюлень - 7ч. (8%)

Пушные звери - 11ч. (13%)


  1. Знаете ли вы, священных животных у коренных народов Дальнего Востока?

Нет, не знаю - 32ч. (39%)

Тигр - 26ч. (31%)

Медведь - 17ч. (20%)

Ворон - 7ч. (8%)


  1. Знаете ли вы, кто такой шаман? Какие функции он выполнял у коренных народов Дальнего Востока?

Нет - 13ч. (15%)

Человек, который управлял племенем - 37ч. (45%)

Он лечил людей - 14ч. (17%)

Общался с богами, духами - 12ч. (14%)

Он наказывал людей, вершил суд - 6ч. (7%)

12.

  1. Знаете ли вы, какие праздники существовали у коренных народов Дальнего Востока?

Нет - 53ч. (64%)

Да (Охотничьи праздники) - 29ч. (35%)


  1. Как вы, думаете, следует ли изучать и знать особенности культуры коренных народов Дальнего Востока?

Нет - 30ч. (36%)

Да - 52ч. (63%), (Да, ради интереса)- 15ч. (18%)

(Да, ведь они живут рядом с нами) - 23ч. (28%)

(Да, чтобы не воевать с ними) - 14ч. (17%)

В ходе опроса выяснилось: школьники имеют представление о том, какие коренные народы проживали и проживают на Дальнем Востоке - были названы нанайцы, нивхи, чукчи. Однако, к ним же были причислены и корейцы - (4.8%). Также школьники правильно ответили на вопрос о занятиях коренных народов - охота, рыбалка, шитье одежды и т.д.

Вопрос о промысловых животных вызвал затруднение. Большинство назвали медведя (34%), лося (30%), пушных зверей (13%). Лишь некоторые вспомнили моржа, тюленя, назвали отдельных рыб. Кроме того, 39% школьников не смогли назвать священных животных коренных народов Дальнего Востока, объясняя это тем, что либо никогда не слышали о них, либо не интересовались этим вопросом. 26% назвали тигра и 20% медведя.

На вопрос о том кто такой шаман, и какие функции он выполнял в племени, 45% ответили, что шаман - это человек, который управляет племенем, лечит людей (17%), общается с богами (14%), наказывает людей (7%). И лишь 15% ответили, что не знают кто такой шаман?

На вопрос о национальных праздниках коренных народов 64% ответили, что ничего не знают о них. Назвали охотничьи праздники 29%

И наконец, на вопрос о том следует ли изучать и знать особенности культуры коренных народов Дальнего Востока, 63% ответили, что все-таки следует, ради интереса, ведь они живут рядом с нами, чтобы не конфликтовать с ними. 36% ответили, что не следует изучать культуру коренных народов Дальнего Востока. Аргументируют они это тем, что и свою-то плохо знают.

Проанализировав, таким образом, полученные данные, я пришла к выводу, что все-таки мало школьники знают о культуре и быте коренных народов Дальнего Востока. Большинство же просто этим не интересуются и не задумываются, мало читают, изучают. А надо, бы!

Скорее всего, людьми движут предубеждения, которые складываются годами, вследствие неправильного понимания межнациональных отношений, негативные высказывания, игнорирование отдельных членов общества, дискриминации. Человеку с укоренившимися предрассудками трудно отказаться от своих намерений.

13.

Он может упорно придерживаться сложившегося стереотипа относительно тысяч и даже миллионов людей какой-либо национальной группы, считая, что у всех них есть определенные негативные черты. Любой отрицательный случай, даже если в нем замешан всего лишь один человек из этой группы, будет лишним подтверждением предубеждения.

Какая разница, какого цвета у тебя кожа, какая религия и язык. Мы живем на одной планете, так неужели нужно делиться и делить то, что у нас общее - жизнь!

































14.

Литература:


  1. ЭОР «СЭГ Хабаровского края», ООО «Портал Хабаровск»

  2. Культура Хабаровского края: Справочник. Хабаровск, 1995г.

3. География России: Учеб. для 8-9 кл. общообраз. учреждений/ Под ред.

А.И.Алексеева: В 2 кн. Кн.1: Природа и население. 8кл. - М.: Дрофа,

2003. - 320с.

4. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма

(17в.- февраль 1917г).- М.: Наука, 1990.- 471с.

  1. Д.М. Нагишкин Храбрый Азмун. М.: «Детская литература», 1974

  2. Хозяин ветров: Сказки народов РСФСР/пересказал М. Булатов, М.: «Детская литература», 1988

  3. Ю.Н. Шесталов Сначала была сказка: Повесть, стихи, сказки, загадки, песни/ Ленинград «Детская литература», 1984








15.

Приложение 1

Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Нанайцы

(фото с сайта Яндекс картинки)



Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Ненцы

(фото с сайта Яндекс картинки)





16.

Приложение 2



Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Нивхи

(фото с сайта Яндекс картинки)




Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Нигидальцы

(фото с сайта Яндекс картинки)


17.

Приложение 3



Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Удэгейцы

(фото с сайта Яндекс картинки)



Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Ульчи

(фото с сайта Яндекс картинки)


18.

Приложение 4


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Реконструкция жилища коренных народов Дальнего Востока

(фото с сайта учителя истории Карпенко А.А.)





Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Жилище нивхов

(фото с сайта Яндекс картинки)








19.

Приложение 5



Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Жилище удэгейцев

(фото с сайта Яндекс картинки)

























20.

Приложение 6


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока


Одежда нанайцев

(фото с сайта Яндекс картинки)



Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Комплект одежды нанайцев

(фото с сайта Яндекс картинки)






21.

Приложение 7


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока


Одежда нивхов

(фото с сайта Яндекс картинки)



Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока


Одежда ульчей

(фото с сайта Яндекс картинки)








22.

Приложение 8


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока


Одежда удэгейцев

(фото с сайта Яндекс картинки)


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока


Одежда удэгейцев

(фото с сайта Яндекс картинки)










23.

Приложение 9


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Расшитая орнаментом обувь нигидальцев

(фото с сайта Яндекс картинки)






















24.


Приложение 10


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Бурый медведь

(фото с сайта Яндекс картинки)



Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Тигр

(фото с сайта Яндекс картинки)


25.

Приложение 11


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Ворон

(фото с сайта Яндекс картинки)





Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока


Собака

(фото с сайта Яндекс картинки)







26.

Приложение 12


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Морж

(фото с сайта Яндекс картинки)




Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока


Стадо пасущихся оленей

(фото с сайта Яндекс картинки)














27.

Приложение 13


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока


Поделки из кости, изображающая сцены охоты

(фото с сайта Яндекс картинки)



Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока


Поделки из кости, изображающая оленя

(фото с сайта Яндекс картинки)


28.

Приложение 14


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Поделки из кости, изображающие охоту на морского зверя.

(фото с сайта Яндекс картинки)








Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Поделки из металла, изображающая оленя

(фото с сайта Яндекс картинки)







29.

Приложение 15

Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока


Расшитый коврик (сцена из охоты)

(фото с сайта Яндекс картинки)








Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока


Амулет из металла (бронза)

(фото с сайта Яндекс картинки)






30.

Приложение 16

Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока


Шаман, нарисованное изображение.

(фото с сайта Яндекс картинки)


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Женщина-шаман, современная реконструкция

(фото с сайта Яндекс картинки)

31.

Приложение 17


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Иллюстрация к сказке «Соседи»

(фото с сайта Яндекс картинки)


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Иллюстрация к сказке «как бурундук и медведь дружили».

(фото с сайта Яндекс картинки)


32.

Приложение 18


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Иллюстрация к сказке «Девушка и месяц»

(фото из книги «Сказки народов РСФСР»)



Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Иллюстрация к сказке «Маленькая Эльга»

(фото из книги «Сказки народов РСФСР»)




33.

Приложение 19


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока


Иллюстрация к сказке «Охотник и тигр»

(фото из книги «Сказки народов РСФСР»)



















34.

Приложение 20


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Иллюстрация к сказке «Охота»

(фото из книги «Сначала была сказка»)



Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока

Иллюстрация к сказке «Северный хлеб»

(фото из книги «Сначала была сказка»)





35.

Приложение 21


Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока




Исследовательская работа Животные в культуре народов Дальнего Востока











36.


© 2010-2022