- Преподавателю
- История
- Конспект урока на тему: Внешняя политика России в 1725-1762 гг
Конспект урока на тему: Внешняя политика России в 1725-1762 гг
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хантимирова О.С. |
Дата | 22.07.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока (конспект урока) ФГОС
Класс 7 Дата ________________
Тема урока: Внешняя политика России в 1725-1762 годах.Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Знания:
-
Формирование представлений об основных направлениях внешней политики.
-
Формирование представлений о России и Речи Посполитой.
-
Формирование представлений о Русско-турецкой войне.
-
Формирование представлений о русско-шведской войне.
-
Формирование представлений о продвижение России на восток.
-
Формирование представлений о России в Семилетней войне 1756-1762 годах.
7. Подвести к пониманию об итогах внешней политики.
Межпредметные понятия:
Война
Формирование ценностного отношения к миру,
историческим событиям прошлого нашего Отечества.
(эмоционально-оценочный)
Предметные умения:
-
Формирование умения находить ответ на вопрос по тексту
учебника.
-
Формирование умения использовать историческую карту при ответе (показывать границы государства, направления военных походов, ход военных действий, исторические объекты).
-
Формирование обобщать, делать выводы
УУД
Смысловое чтение.
Планируемые
результаты
Методические
приемы
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
-
Организационный момент
Взаимное приветствие ; определение отсутствующих, организация внимания учащихся.
Ответ на приветствие.
-
Опрос
4.Новая тема:
П.1 Основные направления внешней политики
П.2 Россия и Речь Посполитая
П.3 Русско-турецкая война 1735-1739 годов.
П.4 Русско-шведская война 1741-1743 годов.
П.5 Продвижение России на восток.
П.6 Россия в Семилетней войне 1756-1762 годов.
П.7 Итоги внешней политики.
4.Закрепление
5.Оценивание
6.Домашнее задание
Формирование представлений об основных направлениях внешней политики
Формирование представлений о России и Речи Посполитой
Формирование представлений о русско-турецкой войне.
Формирование представлений о русско-шведской войне.
Формирование представлений о продвижение России на восток.
Формирование представлений о России в Семилетней Войне 1756-1762 годов
Подвести к пониманию об итогах внешней политики.
Формирование ценностного отношения к миру,
историческим событиям прошлого нашего Отечества.
Фронтальный , устный.
Самостоятельная работа с текстом учебника.
Сжатое изложение
Объяснение с использованием исторической карты.
Сжатое изложение с использованием исторической карты.
Самостоятельная работа с текстом учебника.
Объяснение с использованием исторической карты
Монологическое повествование.
Просмотр видеофильма.
(10 минут)
-На прошлом уроке мы познакомились с темой Внутренняя политика в 1725-1762 годах.
-Перечислите основные направления внутренней политики России в 1725-1762 годах. Назовите ее основные итоги.
- Проверка сравнительных таблиц у каждого ученика индивидуально.
План изучения:
1.Основные направления внешней политики.
2. Россия и Речь Посполитая.
3.Русско-турецкая война.
4. Русско-шведская война.
5. Продвижение России на восток.
6. Россия в семилетней войне.
7. Итоги внешней политики.
Тема нашего урока внешняя политика в 1725-1762 годах.
- Внутренняя политика российских правителей в 1725-1762 годах была во многом противоречива и непоследовательна. А как обстояли дела во внешней политике?
- Была ли внешняя политика эпохи дворцовых переворотов продолжением внешней политики Петр I?
- Для этого вспомним основные итоги внешней политики Петра I.
- Хорошо. А теперь откройте учебник на стр.183 прочитайте основные направления внешней политики и выпишите их в тетрадь.
Ребята! Восстановите хронологию военных столкновений России и Речи Посполитой в допетровский период.
- После смерти в 1733 году польского короля Августа 2 началась обычная в таких случаях борьба польских дворянских группировок за власть. За ними стояли и интересы великих европейских держав. Франция поддерживала кандидатуру Станислава Лещинского, чтобы окончательно отгородиться от России целым блоком враждебных ей стран (Швеция, Речи Посполитой и Турции). Россия и Австрия не заинтересованные в этом, поддерживали кандидатуру сына умершего короля - Августа. Однако избранным оказался Лещинский, что стало поводом к войне за «польское наследство» (1733-1735 годы). При поддержке Пруссии, Австрии и России в этой борьбе победил Август 2.
- В 1735 году Анна Иоанновна для укрепления отношений с Персией (на поддержку которой она рассчитывала в борьбе с Турцией) вернула ей прикаспийское побережье, занятое еще при Петре 1. Узнав об этом, Крымское ханство направило через южные территории России 40-тысячную армию для захвата этих территорий. Крым оказался без защиты. Воспользовавшись нарушением своей границы, Россия объявила войну Турции и направила осенью 1735 года навстречу 40-тысячную армию под командованием генерала Леонтьева. Однако ухудшение погоды, перебои в снабжении армии, большая заболеваемость вынудили ее вернуться, так и не достигнув Крыма.
Весной 1736 года начался новый крымский поход. Во главе армии был поставлен президент Военной коллегии генерал-фельдмаршал Б.К. Миних, только что проявивший себя в польской кампании.
Ценой героических усилий русская армия перешла Перекопский перешеек и заняла столицу Крыма Бахчисарай. Тем временем крымское войско спешно покинуло Северный Кавказ и двинулось обратно в Крым. Опасаясь быть «запертым» на полуострове, Миних дал приказ об отступлении.
Летом 1736 года русские войска заняли Азов, в ходе боев в 1737 году -крепость Очаков, а в 1739 году - крепость Хотин. Турция была вынуждена пойти на мир. По Белградскому мирному договору (1739) Россия возвратила себе Азов, но должна была уничтожить его укрепления. Кроме того, к России были присоединены незначительные территории Правобережной Украины, занятой прежде Турцией. «Барьером» между Россией и Турцией были объявлены кабардинские земли на Северном Кавказе и приазовские территории. Однако ни выхода к Черному морю, ни права иметь крепости и флот в Азовском море Россия так и не получила.
В июле 1741 года Швеция, подталкиваемая Францией и Пруссией, объявила войну России. Ее войска вошли на территорию Финляндии. Против них была направлена 20-тысячная армия П.П. Ласси, который в августе разбил шведские войска. Война не прекратилась и после прихода к власти Елизаветы Петровны. Более того, в борьбе со Швецией она успешно использовала финское население, обещая в случае поражения шведов предоставление Финляндии независимость. Армия Швеции была вынуждена отступать, сдавая одну крепость за другой. В августе 1742 года она капитулировала под Гельсингфорсом. По условиям заключенного в августе 1742 года Абоского мира Швеция подтверждала балтийские приобретения России и передавала ей часть территории Финляндии.
Ребята! Откройте учебник на стр.185 прочитайте и ответьте на вопрос:
-Чем было вызвано принятие казахскими ханами российского подданства?
В середине 50-х годов изменилась расстановка сил в Европе. Усиление Пруссии вызывало обеспокоенность монархов Европы. Угроза интересам России заставила примкнуть Россию к коалиции Австрии и Франции (слайд 10).
Армия Фридриха II считалась непобедимой и представляла серьезную угрозу соседям.
В июле 1757 г. В войну с Пруссией вступила и Россия. Русской армией командовал генерал-фельдмаршал Ф. Апраксин.
19 августа 1757 г под небольшим селением Гросс-Егерсдорф состоялось одно из крупнейших сражений семилетней войны.
В ходе его прусская армия была разбита, Апраксин не только не преследовал разбитого противника, но и приказал отступать. В результате немцам удалось собрать свои силы и направить их против русских. Апраксин был отстранен от командования и отдан под суд.
Новым главнокомандующим был назначен генерал-аншеф В.В. Фермор.
1757 г. Занят Кенигсберг.
В августе 1758 года Фермор бежал с поля боя, но русские войска не только устояли под натиском прусской армии, но и вынудили ее к отступлению во главе с Фридрихом II под деревней Цорндорф.
Уже в 1759 г. командующим русской армией был назначен П. С. Салтыков . Русская армия одержала победу под Кунерсдорфом .
В сентябре 1760 г русские войска вошли в Берлин. В 1761 русскими была взята крепость Кольберг .
Фридрих II в отчаянии даже попытался отравиться, но смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол Петра III спасло Фридриха. Петр III заключил союз с Фридрихом.
-Главным итогом внешней политики России в 175-1762 одах можно считать то, что Россия прочно утвердилась в Прибалтике и в ходе многочисленных войн этого периода вновь показала себя одной из сильнейших в военном отношении держав Европы. Ей удалось также расширить свою территорию за счет казахских и некоторых дальневосточных земель. Турция и Персия признали «спорными» северокавказские земли Кабарды и Дагестана, а также Приазовья.
В то же время Россия так и не добилась выхода к Черному морю. Не были решены «украинский» и «белорусский» вопросы.
Решение этих задач выпало на период царствования Екатерины 2.
- А сейчас мы посмотрим фрагмент художественного фильма, в котором отражена внешняя политика эпохи дворцовых переворотов.
-Что главное отражено в фильме по-вашему мнению?
-Какой момент фрагмента фильма вам больше всего запомнился.
-Учитель оценивает работу класса и выставляет ученикам оценки за пройденный урок каждому индивидуально.
Параграф 23. Ответить на вопросы:
1.Чем определялись основные направления внешней политики России в период 1725-1762 годов?
2. Почему русско-турецкие отношения стали основным направлением внешней политики?
3. Чем было вызвано принятие казахскими ханами российского подданства?
- Ответы учащихся:
1.Перемены в системе центрального управления.
2.Укрепление позиций дворянства.
3.Политика в отношении крестьянства.
4.Изменения в системе городского управления.
5. Политика в отношении казачества.
6. Политика в области мануфактурного производства.
- внутренняя политика российских правителей в 1725-1762 годах была порой непоследовательной и потому малорезультативной. Последовательность сохранялась лишь в главном - в принятии все новых и новых прав и привилегий дворянства и все более сильном закрепощении крестьянства.
-Записывают тему урока.
-Ответы учащихся:
1.Россия получила балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии.
2.Россия обеспечила выход к балтийскому морю.
3. Россия стала одной из великих держав Европы.
-Читают и выписывают основные направления внешней политики.
1.Борьба с Турцией за выход к Черному морю.
2.Вмешательство России во внутренние дела Польши.
3.Сохранение петровских завоеваний в Прибалтике.
4.Закрепление России на Кавказе.
5.Продвижение России на Восток.
-Ответы учащихся:
1. Ливонская война 1558-1572 годы.
2.Россия и Речь Посполитая. Смоленская война 1632-1634 годы.
3. Русско-польская война 1654-1667 годы.
-Читают, отвечают на вопрос:
-Чем было вызвано принятие казахскими ханами
российского подданства?
1.постоянные междоусобные войны;
2.набеги агрессивных соседей;
3.«заинтересованность» России.
.
-Смотрят фильм.
Ответы учащихся:
Честь, дружба, слава, любовь к Отечеству русского солдата.
Предательство Апраксина. Бегство Фридриха.
.
.