Конспект урока на тему: Внешняя политика России в 1725-1762 гг

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока (конспект урока) ФГОС

Класс 7 Дата ________________

Тема урока: Внешняя политика России в 1725-1762 годах.Предметные результаты


Метапредметные результаты

Личностные результаты

Знания:

  1. Формирование представлений об основных направлениях внешней политики.

  2. Формирование представлений о России и Речи Посполитой.

  3. Формирование представлений о Русско-турецкой войне.

  4. Формирование представлений о русско-шведской войне.

  5. Формирование представлений о продвижение России на восток.

  6. Формирование представлений о России в Семилетней войне 1756-1762 годах.

7. Подвести к пониманию об итогах внешней политики.

Межпредметные понятия:

Война

Формирование ценностного отношения к миру,

историческим событиям прошлого нашего Отечества.

(эмоционально-оценочный)

Предметные умения:

  1. Формирование умения находить ответ на вопрос по тексту

учебника.

  1. Формирование умения использовать историческую карту при ответе (показывать границы государства, направления военных походов, ход военных действий, исторические объекты).

  2. Формирование обобщать, делать выводы

УУД

Смысловое чтение.











Планируемые

результаты

Методические

приемы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

  1. Организационный момент



Взаимное приветствие ; определение отсутствующих, организация внимания учащихся.

Ответ на приветствие.

  1. Опрос













4.Новая тема:




П.1 Основные направления внешней политики













П.2 Россия и Речь Посполитая










П.3 Русско-турецкая война 1735-1739 годов.















П.4 Русско-шведская война 1741-1743 годов.







П.5 Продвижение России на восток.





П.6 Россия в Семилетней войне 1756-1762 годов.














П.7 Итоги внешней политики.







4.Закрепление







5.Оценивание



6.Домашнее задание




















































































Формирование представлений об основных направлениях внешней политики













Формирование представлений о России и Речи Посполитой









Формирование представлений о русско-турецкой войне.















Формирование представлений о русско-шведской войне.







Формирование представлений о продвижение России на восток.





Формирование представлений о России в Семилетней Войне 1756-1762 годов














Подвести к пониманию об итогах внешней политики.







Формирование ценностного отношения к миру,

историческим событиям прошлого нашего Отечества.


















Фронтальный , устный.















Самостоятельная работа с текстом учебника.













Сжатое изложение










Объяснение с использованием исторической карты.















Сжатое изложение с использованием исторической карты.







Самостоятельная работа с текстом учебника.





Объяснение с использованием исторической карты














Монологическое повествование.







Просмотр видеофильма.

(10 минут)




















-На прошлом уроке мы познакомились с темой Внутренняя политика в 1725-1762 годах.

-Перечислите основные направления внутренней политики России в 1725-1762 годах. Назовите ее основные итоги.















- Проверка сравнительных таблиц у каждого ученика индивидуально.

План изучения:

1.Основные направления внешней политики.

2. Россия и Речь Посполитая.

3.Русско-турецкая война.

4. Русско-шведская война.

5. Продвижение России на восток.

6. Россия в семилетней войне.

7. Итоги внешней политики.

Тема нашего урока внешняя политика в 1725-1762 годах.

- Внутренняя политика российских правителей в 1725-1762 годах была во многом противоречива и непоследовательна. А как обстояли дела во внешней политике?

- Была ли внешняя политика эпохи дворцовых переворотов продолжением внешней политики Петр I?

- Для этого вспомним основные итоги внешней политики Петра I.





- Хорошо. А теперь откройте учебник на стр.183 прочитайте основные направления внешней политики и выпишите их в тетрадь.











Ребята! Восстановите хронологию военных столкновений России и Речи Посполитой в допетровский период.





- После смерти в 1733 году польского короля Августа 2 началась обычная в таких случаях борьба польских дворянских группировок за власть. За ними стояли и интересы великих европейских держав. Франция поддерживала кандидатуру Станислава Лещинского, чтобы окончательно отгородиться от России целым блоком враждебных ей стран (Швеция, Речи Посполитой и Турции). Россия и Австрия не заинтересованные в этом, поддерживали кандидатуру сына умершего короля - Августа. Однако избранным оказался Лещинский, что стало поводом к войне за «польское наследство» (1733-1735 годы). При поддержке Пруссии, Австрии и России в этой борьбе победил Август 2.

- В 1735 году Анна Иоанновна для укрепления отношений с Персией (на поддержку которой она рассчитывала в борьбе с Турцией) вернула ей прикаспийское побережье, занятое еще при Петре 1. Узнав об этом, Крымское ханство направило через южные территории России 40-тысячную армию для захвата этих территорий. Крым оказался без защиты. Воспользовавшись нарушением своей границы, Россия объявила войну Турции и направила осенью 1735 года навстречу 40-тысячную армию под командованием генерала Леонтьева. Однако ухудшение погоды, перебои в снабжении армии, большая заболеваемость вынудили ее вернуться, так и не достигнув Крыма.

Весной 1736 года начался новый крымский поход. Во главе армии был поставлен президент Военной коллегии генерал-фельдмаршал Б.К. Миних, только что проявивший себя в польской кампании.

Ценой героических усилий русская армия перешла Перекопский перешеек и заняла столицу Крыма Бахчисарай. Тем временем крымское войско спешно покинуло Северный Кавказ и двинулось обратно в Крым. Опасаясь быть «запертым» на полуострове, Миних дал приказ об отступлении.

Летом 1736 года русские войска заняли Азов, в ходе боев в 1737 году -крепость Очаков, а в 1739 году - крепость Хотин. Турция была вынуждена пойти на мир. По Белградскому мирному договору (1739) Россия возвратила себе Азов, но должна была уничтожить его укрепления. Кроме того, к России были присоединены незначительные территории Правобережной Украины, занятой прежде Турцией. «Барьером» между Россией и Турцией были объявлены кабардинские земли на Северном Кавказе и приазовские территории. Однако ни выхода к Черному морю, ни права иметь крепости и флот в Азовском море Россия так и не получила.

В июле 1741 года Швеция, подталкиваемая Францией и Пруссией, объявила войну России. Ее войска вошли на территорию Финляндии. Против них была направлена 20-тысячная армия П.П. Ласси, который в августе разбил шведские войска. Война не прекратилась и после прихода к власти Елизаветы Петровны. Более того, в борьбе со Швецией она успешно использовала финское население, обещая в случае поражения шведов предоставление Финляндии независимость. Армия Швеции была вынуждена отступать, сдавая одну крепость за другой. В августе 1742 года она капитулировала под Гельсингфорсом. По условиям заключенного в августе 1742 года Абоского мира Швеция подтверждала балтийские приобретения России и передавала ей часть территории Финляндии.

Ребята! Откройте учебник на стр.185 прочитайте и ответьте на вопрос:

-Чем было вызвано принятие казахскими ханами российского подданства?







В середине 50-х годов изменилась расстановка сил в Европе. Усиление Пруссии вызывало обеспокоенность монархов Европы. Угроза интересам России заставила примкнуть Россию к коалиции Австрии и Франции (слайд 10).
Армия Фридриха II считалась непобедимой и представляла серьезную угрозу соседям.
В июле 1757 г. В войну с Пруссией вступила и Россия. Русской армией командовал генерал-фельдмаршал Ф. Апраксин.
19 августа 1757 г под небольшим селением Гросс-Егерсдорф состоялось одно из крупнейших сражений семилетней войны.
В ходе его прусская армия была разбита, Апраксин не только не преследовал разбитого противника, но и приказал отступать. В результате немцам удалось собрать свои силы и направить их против русских. Апраксин был отстранен от командования и отдан под суд.
Новым главнокомандующим был назначен генерал-аншеф В.В. Фермор.
1757 г. Занят Кенигсберг.
В августе 1758 года Фермор бежал с поля боя, но русские войска не только устояли под натиском прусской армии, но и вынудили ее к отступлению во главе с Фридрихом II под деревней Цорндорф.

Уже в 1759 г. командующим русской армией был назначен П. С. Салтыков . Русская армия одержала победу под Кунерсдорфом .
В сентябре 1760 г русские войска вошли в Берлин. В 1761 русскими была взята крепость Кольберг .
Фридрих II в отчаянии даже попытался отравиться, но смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол Петра III спасло Фридриха. Петр III заключил союз с Фридрихом.


-Главным итогом внешней политики России в 175-1762 одах можно считать то, что Россия прочно утвердилась в Прибалтике и в ходе многочисленных войн этого периода вновь показала себя одной из сильнейших в военном отношении держав Европы. Ей удалось также расширить свою территорию за счет казахских и некоторых дальневосточных земель. Турция и Персия признали «спорными» северокавказские земли Кабарды и Дагестана, а также Приазовья.

В то же время Россия так и не добилась выхода к Черному морю. Не были решены «украинский» и «белорусский» вопросы.

Решение этих задач выпало на период царствования Екатерины 2.



- А сейчас мы посмотрим фрагмент художественного фильма, в котором отражена внешняя политика эпохи дворцовых переворотов.

-Что главное отражено в фильме по-вашему мнению?



-Какой момент фрагмента фильма вам больше всего запомнился.



-Учитель оценивает работу класса и выставляет ученикам оценки за пройденный урок каждому индивидуально.

Параграф 23. Ответить на вопросы:

1.Чем определялись основные направления внешней политики России в период 1725-1762 годов?

2. Почему русско-турецкие отношения стали основным направлением внешней политики?

3. Чем было вызвано принятие казахскими ханами российского подданства?







- Ответы учащихся:

1.Перемены в системе центрального управления.

2.Укрепление позиций дворянства.

3.Политика в отношении крестьянства.

4.Изменения в системе городского управления.

5. Политика в отношении казачества.

6. Политика в области мануфактурного производства.

- внутренняя политика российских правителей в 1725-1762 годах была порой непоследовательной и потому малорезультативной. Последовательность сохранялась лишь в главном - в принятии все новых и новых прав и привилегий дворянства и все более сильном закрепощении крестьянства.











-Записывают тему урока.







-Ответы учащихся:

1.Россия получила балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии.

2.Россия обеспечила выход к балтийскому морю.

3. Россия стала одной из великих держав Европы.



-Читают и выписывают основные направления внешней политики.

1.Борьба с Турцией за выход к Черному морю.

2.Вмешательство России во внутренние дела Польши.

3.Сохранение петровских завоеваний в Прибалтике.

4.Закрепление России на Кавказе.

5.Продвижение России на Восток.



-Ответы учащихся:

1. Ливонская война 1558-1572 годы.

2.Россия и Речь Посполитая. Смоленская война 1632-1634 годы.

3. Русско-польская война 1654-1667 годы.





























































-Читают, отвечают на вопрос:

-Чем было вызвано принятие казахскими ханами

российского подданства?



1.постоянные междоусобные войны;

2.набеги агрессивных соседей;

3.«заинтересованность» России.































.















-Смотрят фильм.

Ответы учащихся:

Честь, дружба, слава, любовь к Отечеству русского солдата.



Предательство Апраксина. Бегство Фридриха.















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































.



















































































































































































































































































































































































































































.























© 2010-2022