- Преподавателю
- История
- Методическая разработка урока по истории Гуситское движение (6 класс)
Методическая разработка урока по истории Гуситское движение (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мустафаева М.Б. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
- 3 -
Методическая разработка урока истории средних веков в 6 классе.
Тема: «Начало гуситского движения».
Урок с элементами исследования.
Мустафаева М.Б. учитель истории гимназии 3 7 г. Торжка
Цели урока:
образовательные - изучить предпосылки общенародного движения в Чехии
гнёта католической церкви и иностранного засилья;
выяснить какова роль выдающегося деятеля Яна Гуса.
развивающие - формировать умение работать с учебником и дополнительной
литературой;
- формулировать проблему и работать над её решением;
- устанавливать причинно-следственные связи возникновения народного движения.
воспитательные - использовать биографию Яна Гуса, как пример высоких
нравственных качеств: верности своим убеждениям, честности,
мужества, патриотизма.
Оборудование: настенная карта « Европа в XIV - XV в.в.», портрет Яна Гуса,
комплект заданий для самостоятельной работы учащихся,
хрестоматия по истории средних веков
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация. Целеполагание.
В XV веке в Чехии сложилось гуситское движение - борьба народа против католической церкви. Поводом к активному движению протеста стала казнь Яна Гуса -
проповедника, народного героя. Ребята, некая издательская фирма поручила вам написать статьи о Яне Гусе, его взглядах, гуситском движении для детской энциклопедии. Подумайте, какие вопросы надо раскрыть, чтобы выполнить это поручение?
Вспомните! С какими восстаниями против феодального гнёта, церковного гнёта вы знакомы.
(класс вспоминает причины, итоги, предводителей восстаний в Англии, Франции, по примеру этих фактов предлагают план исследования новой темы, записывают на доске)
План изучения нового материала: 1. Развитие Чехии в XIV - XV веках.
2. Причины недовольства чехов.
3. Ян Гус (1371 - 1415 г.г.)
Учащиеся предлагают свои варианты изучения темы.
Задание учащимся: « Как собрать необходимый материал?»
(учащиеся предлагают способы решения задач - чтение учебника
- подбор иллюстраций
- работа с историческими
источниками)
В ходе работы надо в тетради составить макет статьи « Ян Гус - герой чешского народа».
1. Изучение новой темы начинается с повторения: « Вспомните историю образования Чешского государства; как чешский король стал императором Священной Римской империи?
? Прочитать п.1 § 34, озаглавить, свой выбор обосновать, использовать иллюстрации в учебнике и на доске, выполнить задание № 147 (дополнительный материал).
Предполагаемый вывод:
Священная Римская империя поглотила в конце XIV века Чехию;
в XV в. в Чехии сложился высокий уровень развития горного дела ;
производства сукна и стекла; Прага стала большим, красивым городом;
в Чехии наблюдался расцвет феодального хозяйства.
2. «Подъём хозяйства в Чехии привёл к усилению феодального гнёта. Церковные феодалы захватили самые плодородные земли. Богатства созданные чешским народом манили немецких феодалов».
? Учащимся предлагается подтвердить или опровергнуть данное утверждение. Факты они найдут в п.п. 2,3. Затем надо озаглавить пункты, прочитать и обсудить дополнительные материалы(№1).Задание выполняется индивидуально в зависимости от уровня способностей ученика.
Обмен полученной информацией, по ходу составляется схема:
КРЕСТЬЯНЕ ГНЁТА ФЕОДАЛОВ
ГОРОДСКАЯ БЕДНОТА ЧУЖЕЗЕМНОГО
ПРОТИВ ГНЁТА,
РЫЦАРИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
ЧАСТЬ ПАНОВ
ЗАЖИТОЧНЫЕ ГОРОЖАНЕ.
В парах ребята комментируют схему.
3. Проблемное задание: «6 июля 1415г. в городе Констанц двигалась печальная процессия. На казнь вели проповедника Яна Гуса. На лугу, за городом он был привязан цепями и верёвками к столбу, обложен вязанками дров и соломы. Он был поглощён пучиной огня, радостно возглашая «Иисусе, сын бога живого, помилуй мя..». Чтобы не сохранилось на земле его следов, прах его был брошен в реку Рейн…Как вы думаете, почему католическая церковь невзлюбила и жестоко расправилась с этим человеком?»
После предположений учащихся учитель рассказывает о жизни и деятельности Яна Гуса.
Дополнительные сведения учащиеся узнают из п. 4, документов 2,3.
После краткого обмена мнениями, вывод:
-
Ян Гус осуждал жестокость угнетения крестьян, засилье католической церкви, власть немецких феодалов в Чехии.
-
Архиепископ отлучил Гуса от церкви, папа вызвал на церковный суд.
-
Суд предъявил обвинение и приговор.
Вывод подтверждается отрывками из хрестоматии (стр.21)
Работа с картиной «Ян Гус перед судом..» предполагает чтение документов 3, 5, также документ на стр. 168 учебника.
? « Представьте, что картина ожила, чтобы тогда мог сказать каждый её персонаж.
Закрепление: составить макет статьи - даты, портреты, события.
Рефлексия:
-
Как я работал на уроке?
-
Все ли задания выполнил?
-
Что вызвало затруднения?
-
Что ещё можно узнать по данной теме?
Оценка учителем деятельности обучающихся.
Д/З. Написать статью о деятельности Яна Гуса,.
Мустафаева
Майя
Бекировна г. Торжок