Конспект урока. «Правление князя Владимира. Крещение Руси»

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока. «Правление князя Владимира. Крещение Руси»


Цели и задачи: познакомить с основными направлениями деятельности князя Владимира Святославича; оценить значение проводимых им реформ.

Планируемые результаты: предметные: объяснять причины принятия христианства; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания; оценивать действия и поступки личностей на примере деятельности князя Владимира Святославича; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; метапредметные УУД - 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; давать определение понятий; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать критерии д ля классификации; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы исследовали внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей. Сегодня мы будем говорить о князе Владимире, прозванном в народе Святым. Как Владимир пришел к христианской вере? Как он стал настоящим защитником земли Русской? Эти и Другие вопросы мы обсудим на нашем уроке.

Тема нашего урока «Правление князя Владимира. Принятие христианства»

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Начало правления князя Владимира.

  2. Причины принятия христианства на Руси.

  3. Крещение Руси.

  4. Значение принятия христианства.

Проблемный вопрос

  • Можно ли считать принятие христианства событием, предопределившим дальнейшую судьбу Руси?

  1. Введение в новый материал

Вам предстоит узнать, как Русь стада христианской. Определить причины принятия христианства на Руси и значение этого события в жизни страны. Выяснить, как личность влияет на ход истории.

Послушайте мнения различных историков о крестителе Руси князе Владимире Святославиче.

«Владимир имел широкую душу, которая в молодости могла повести его к излишествам, освященным, впрочем, языческими понятиями, и которая в летах зрелых, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа» (С.М. Соловьев).

«Главное право его [Владимира] на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные...» (Н.М. Карамзин).

  1. Работа по теме урока

1. Начало правления князя Владимира

  • Работая с п. 1 § 6 учебника и дополнительным материалом, опишите положение Руси в конце X в. Предположите, какие основные проблемы предстояло решить князю Владимиру.

(Ученики используют интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии, карту «Русь в конце X - XI в.». Проверка выполнения задания.)

Для описания положения Руси в конце X в. необходимо проанализировать:

  • размеры государства;

  • его состав (народы, проживающие на территории Руси);

  • форму правления;

  • внешнеэкономическое положение.

Изучите и прокомментируйте схему.



(Проверка выполнения задания.)

Вечевые традиции уходят в прошлое. В большинстве городов удельные князья и бояре диктуют свою волю общему собранию жителей города. Это приводит к недовольству простого народа и грозит народными возмущениями.

Перед киевским князем стояли следующие задачи:

  • укрепление обороноспособности государства, создание системы укреплений на границах;

  • организация сбора дани;

  • усиление авторитета княжеской власти;

  • повышение международного авторитета государства;

  • организация внешней торговли.

- Работая с п. 1 § 6 и исторической картой, заполните таблицу «Внутренняя и внешняя политика князя Владимира».

Внутренняя политика

Внешняя политика

  1. Покорил вятичей, радимичей, Полоцкое княжество на Западной Двине.

  2. Внес изменения в систему управления страной - назначил сыновей наместниками в главные города страны (обеспечивали сбор дани, порядок и оборону от внешних врагов).

  3. Строительство на южных границах Руси мощной оборонительной системы укреплений - крепостей, башен для сигнальных костров.

  4. Привлек в южные города-крепости опытных воинов со всей Руси

  1. Поход в Волжскую Бул- гарию. Заключение мира на выгодных для Руси условиях.

  2. Война с Польшей. Захват западноволынских городов (Червень, Перемышль и др.).

  1. Остановил натиск печенегов.

  2. Расширил территории государства




(По ходу выполнения задания заполняется таблица.)

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

2. Причины принятия христианства на Руси

  • Работая в парах, предположите, что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли.

(Ответы учеников.)

Объединить восточнославянские племена можно было только на основе общей религии.

Причины принятия единой для всей страны религии:

1) усиление княжеской власти (единое государство -» один великий князь -» один всемогущий Бог);

2) стремление преодолеть культурную изоляцию Руси;

3) необходимость идеологически обосновать социальное расслоение и имущественное неравенство населения;

4) стремление укрепить международный авторитет Руси.

Работая с п. 2 § 6 учебника и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Отрывок из «Повести временных лет»

И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими... Дядя же князя Добрыня направился во второй город державы Новгород и там воздвиг Перуна над Волховом.






Вопросы к классу

- Почему Владимир провел реформу языческой религии?

- В чем причины неудачи этой реформы?

(Ответы учеников.)

Созданный Владимиром пантеон богов не стал общегосударственным, люди разных племен продолжали поклоняться своим идолам. Поэтому следующим шагом Владимира в этом направлении стал поиск религии, которая объединила бы всех жителей страны.

- Работая с историческими документами, ответьте на вопросы.

Отрывок из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина

...Владимир отправляет 10 благоразумных мужей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется божеству.

Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, «без всякого величия и красоты»; наконец, прибыли в Константинополь. «Да созерцают они славу Бога нашего!» - сказал император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами Отвлеченными, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облаченный в святительские ризы, совершал литургию.

Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: «Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной».

Владимир желал еще слышать мнение бояр и старцев. « Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его».

Великий князь решился быть христианином.

Отрывок из «Повести временных лет»

В лето 987... Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Приходили ко мне болгары, говоря: прими закон наш. Затем приходили немцы и хвалили свой закон. Затем пришли иудеи. После всех пришли греки, ругая все законы, а свой восхваляя и многое говорили, рассказывая о начале мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их... Рассказывают они о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова воскреснет и не умереть ему вовеки. Если же иной закон примет, то на том свете гореть ему в огне...» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь лучше разузнать, то есть у тебя мужи, пошли их, пусть проведают, у кого какая служба и кто как служит Богу»...

И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Пришли посланные нами мужи, послушаем же их». И обратился к послам: «Говорите дружине». Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети... нет в них веселия, только печаль... И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в иных странах».

Вопросы к классу

- С какой целью Владимир отправил послов в разные земли?

- Что рассказали послы князю?

- О каких религиях идет речь в документах?

- Что поразило послов в Греческой земле?

- Какой совет дали бояре князю?

3. Крещение Руси

Послушайте отрывок из романа А. Ладинского «Когда пал Херсонсс».

«Я проснулся и услышал, что город наполнен гулом взволнованных голосов, женским плачем и криками. Я направился на городскую площадь; до моего слуха донеслось:

  • Нашего князя околдовали греки!

  • Не отдадим на поругание светлых богов!

Кучка жителей приступила к трем воинам. Один из них говорил:

  • Ваши боги не боги, а дерево. Сегодня оно есть, а завтра сгниет. Ваши боги сделаны человеческими руками, секирой.

  • А кто гремит в небесах? - с отчаянием крикнула женщина,с младенцем на руках.

  • Гром гремит по воле Божьей.

  • Нет! Это Перун гремит! Испокон веков так было.

  • Перун ваш - истукан. Истинный же Бог тот, которому поклоняются греки. Он создал небо и землю, солнце и звезды. Потом сотворил человека и дал ему бытие на земле.

Но яростная почитательница Перуна выкрикнула:

  • Ваши боги намалеваны краской!

Они были возбуждены происходящим и готовы на всякую крайность. В глазах у женщины можно было прочитать смятение.

А между тем глашатаи (бирючи) звали народ явиться на реку Почай- ну (приток Днепра). Я видел, как толпы людей спускались к реке. Весь берег был заполнен народом. Владимир вместе с Анной стоял на разостланном на лужайке ковре. Священники в сияющих облачениях у самой воды читали положенные молитвы. Русы садились на землю, снимали обувь и входили в воду. Многие это делали явно с недовольным видом... Видно было, что не Понимают, что происходит с ними, но не осмеливались нарушить волю князя.

Женщины дико завопили, когда тяжко рухнул и колодой покатился с горы огромный Перун. Чтобы лишний раз доказать народу бессилие старых богов, по повелению князя истукана привязали к хвостам косяка диких коней, и они далеко умчали его в поле. Надругавшись над Перу- нрм, его бросили в Днепр. Кумир покачивался в воде и упрямо приплывал к берегу, и женщины кричали, простирая к нему руки:

  • Выплывай, выплывай, светлый бог!

Но княжеские воины отталкивали идола от берега, и, подхваченный течением, он поплыл вниз по реке, к порогам, и вскоре скрылся из виду. Однако многие не хотели расставаться со своим божеством, Плакали, и им казалось, что вот-вот загремит гром и молния поразит нечестивцев, поднявших руку на бога».

На следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке, где над вошедшими в воду людьми священники совершили обряд крещения. Новая религия стала распространяться по всей Руси, но не везде мирно. Об этом свидетельствует отрывок из Новгородской летописи.

«Объявился волхв в Новгороде и говорил, что знает будущее, хулил «еру христианскую и в доказательство своей правоты обещал пройти со всеми ему верными по Волхову, как посуху. Заволновались Новгород-^ ш, почти все встали на сторону волхва и хотели убить епископа. Епи- ехоп, облекшись в ризы и взяв крест, вышел на площадь и сказал:

  • Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, а кто верит во Христа, шусть идет к кресту.

К епископу подошел только князь Глеб Святославич да его дружина, * весь народ устремился за волхвом. Тогда князь Глеб, спрятав под полой •зоей одежды топор, подошел к волхву и сказал:

  • Знаешь, что будет завтра Поутру и весь день до вечера?

  • Все знаю! - отвечал волхв.

  • А знаешь ли ты, что будет сегодня?

  • Сотворю великие чудеса! - отвечал волхв.

Тогда князь выхватил топор и рассек ему голову... Толпа рассеялась».

4. Значение принятия христианства

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Но какое значение: положительное или отрицательное? Попытаемся это выяснить.

  • Разделитесь на две группы и выполните задание.

Первая группа исследует положительное значение принятия

христианства на Руси.

Вторая группа выясняет, какие отрицательные явления были связаны с утверждением христианства на Руси.

(Проверка выполнения задания, заполнение сводной таблицы.)


Положительные результаты принятия христианства

Отрицательные результаты принятия христианства

  1. Укрепление власти князя.

  2. Приобщение Руси к византийской культуре, развитие грамотности.

  3. Повышение международного авторитета Руси.

  4. Формирование и развитие княжеских и боярских вотчин. г

  5. Укрепление брачных отношений.

  6. Устранение жестоких варварских обычаев

  1. Церковь отстаивала интересы господствующего класса.

  2. Церковь помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли.

  3. Преследование инакомыслия.

  4. Церковь осуждала все формы протеста угнетенных

Г.В. Вернадский писал: «Обращение в христианскую веру - одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозное событие: христианство для Руси в это время означало более высокую цивилизацию».

- Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ аргументируйте.

(Ответы учеников.)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

- Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей? Какие различия?

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки:

S - новая и интересная информация;

! - я думал (думала) иначе;

? - эта информация меня удивила;

* - мне было скучно.

Домашнее задание

1. Прочитать § 6, с. 49-54 учебника (ч. 1).

2. Задание на выбор.

- Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 56 учебника (ч. 1).

- Написать эссе на тему «Владимир Красное Солнышко: какой он?»


© 2010-2022