- Преподавателю
- История
- Урок Распалась цепь великая (об отмене крепостного права)
Урок Распалась цепь великая (об отмене крепостного права)
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дабанова Л.Г. |
Дата | 22.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок Отмена крепостного права.
Класс - 8
Образовательные цели урока: усвоить причины, положения, значение реформы.
Развивающие цели: развивать навыки работы с документами, умение анализировать источник, проводить поиск информации в источнике, выделять главное, обобщать материл, умение анализировать исторические версии и оценки, аргументировать свои оценки и взгляд на историческое прошлое.
Воспитательные цели: воспитание эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому.
Технология : проблемно-диалоговое обучение.
Эпиграф к уроку: Порвалась цепь великая,
Порвалась - и ударила
Одним концом по барину,
Другим - по мужику.
А.Н.Некрасов.
Зачитав эпиграф к уроку, акцентируя внимание учащихся на словах «цепь великая», предлагаем определить тему урока. Примерный подвод к теме: какая «великая цепь» сковывала русское общество?
Актуализация знаний: вспомним, каким было отношение в русском обществе к крепостному праву? Какие тайные общества выступали за отмену крепостного права? Кто из русских писателей обличал ужасы его? Каким было отношение к нему в верхах общества?
-
Причины отмены крепостного права.
Организуем работу по документам: фрагмент из «Записок об освобождении крестьян» К.Д.Кавелина и фрагментов речей императоров Николая I и Александра II о необходимости отмены крепостного права. Задание: выделите ключевые слова о необходимости отмены.
Подчеркиваем, что в середине XIX века к причинам внутреннего характера прибавилась причина внешняя: какая? (поражение в Крымской войне, показавшей военно-техническое отставание России от европейских государств и вызвавшая еще большее негативное изменение атмосферы в российском обществе).
Суммируем ответы учащихся по вопросу причин отмен крепостного права: в середине XIX века сложились все предпосылки для отмены крепостного права. 30 марта 1854г Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заявил: «…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу».
2. Подготовка к отмене крепостного права (сообщение ученика - 3-5 минут). Основная мысль выведена на слайд:Подготовка к отмене крепостного права
1857г, январь - образование Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян.
1857г, ноябрь - Александр 2 издает рескрипт об учреждении губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.
1858г, февраль - Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич
1859г, март - учреждена редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний, и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян.
Просим учеников проанализировать данный слайд и ответить, о чем свидетельствуют данные факты?
Выводы: проект готовился «сверху», инициатива должна была исходить от дворян, роль императора - координаторская.
Организуем беседу: какие варианты освобождения крестьян, на ваш взгляд, предложили дворяне? В случае затруднений делаем небольшие записи на доске:
Дворяне: помещичье землевладение -? Крестьяне:
Компенсация за землю - ? свобода - на каких условиях -?
Компенсация за потерю рабочей силы - ? земля - ?
Как же ответила на эти интересующие стороны вопросы реформа?
3. Основные положения манифеста Александра II от 19 февраля 1961г «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».
Организуем изучение вопроса по учебнику и дидактическим материалам в группах. По ходу изучения заполняют таблицу: Условия освобождения крестьян. (15минут)
Ответы от групп. Коррекция в ходе беседы:
- какие гражданские права получили крестьяне?
- получили землю? В каких размерах?
- каков был порядок наделения землей? Что такое Уставная грамота? Временнообязанное состояние? Мировые посредники?
- выкуп? Каков был порядок выкупной операции?
После ответов и устной беседы демонстрируем слайд (для закрепления):Основные положения манифеста
Пункт 2 - порядок личного освобождения.
Крестьяне:
-
Лично свободны;
-
Наделены общегражданскими и имущественными правами;
Но сохранились: сословное деление, крестьянская подать, рекрутские наборы, зависимость от общины.
Пункт 6 - порядок наделения землей
-
Крестьяне наделялись землей, но в ограниченных размерах (от 3 до 12 десятин) и за выкуп;
-
Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9лет) назывались временнообязанными;
-
До полного выкупа земли крестьяне продолжали платить барщину и оброк;
-
Размер надела, оброка (барщины) определялся Уставной грамотой.
Выкупная операция
-
25% стоимости земли крестьянин платит помещику
-
75% стоимости земли помещику возмещает государство
-
На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга
-
После этого отказаться от выкупной операции нельзя.
Беседа: как вы понимаете строки Некрасова Н.А.? Стал ли русский крестьянин собственником земли? Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест?
4. Значение отмены крепостного права.
Самостоятельно заполните в виде таблицы:
Д\з: учебник параграф 17 , знать термины.
По желанию: написать письмо от лица освобожденного крестьянина на имя императора Александра II