Урок Распалась цепь великая (об отмене крепостного права)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Отмена крепостного права.

Класс - 8

Образовательные цели урока: усвоить причины, положения, значение реформы.

Развивающие цели: развивать навыки работы с документами, умение анализировать источник, проводить поиск информации в источнике, выделять главное, обобщать материл, умение анализировать исторические версии и оценки, аргументировать свои оценки и взгляд на историческое прошлое.

Воспитательные цели: воспитание эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому.

Технология : проблемно-диалоговое обучение.

Эпиграф к уроку: Порвалась цепь великая,

Порвалась - и ударила

Одним концом по барину,

Другим - по мужику.

А.Н.Некрасов.

Зачитав эпиграф к уроку, акцентируя внимание учащихся на словах «цепь великая», предлагаем определить тему урока. Примерный подвод к теме: какая «великая цепь» сковывала русское общество?

Актуализация знаний: вспомним, каким было отношение в русском обществе к крепостному праву? Какие тайные общества выступали за отмену крепостного права? Кто из русских писателей обличал ужасы его? Каким было отношение к нему в верхах общества?

  1. Причины отмены крепостного права.

Организуем работу по документам: фрагмент из «Записок об освобождении крестьян» К.Д.Кавелина и фрагментов речей императоров Николая I и Александра II о необходимости отмены крепостного права. Задание: выделите ключевые слова о необходимости отмены.

Подчеркиваем, что в середине XIX века к причинам внутреннего характера прибавилась причина внешняя: какая? (поражение в Крымской войне, показавшей военно-техническое отставание России от европейских государств и вызвавшая еще большее негативное изменение атмосферы в российском обществе).

Суммируем ответы учащихся по вопросу причин отмен крепостного права: в середине XIX века сложились все предпосылки для отмены крепостного права. 30 марта 1854г Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заявил: «…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу».

2. Подготовка к отмене крепостного права (сообщение ученика - 3-5 минут). Основная мысль выведена на слайд:Подготовка к отмене крепостного права

1857г, январь - образование Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян.

1857г, ноябрь - Александр 2 издает рескрипт об учреждении губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

1858г, февраль - Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич

1859г, март - учреждена редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний, и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян.

Просим учеников проанализировать данный слайд и ответить, о чем свидетельствуют данные факты?

Выводы: проект готовился «сверху», инициатива должна была исходить от дворян, роль императора - координаторская.

Организуем беседу: какие варианты освобождения крестьян, на ваш взгляд, предложили дворяне? В случае затруднений делаем небольшие записи на доске:

Дворяне: помещичье землевладение -? Крестьяне:

Компенсация за землю - ? свобода - на каких условиях -?

Компенсация за потерю рабочей силы - ? земля - ?

Как же ответила на эти интересующие стороны вопросы реформа?

3. Основные положения манифеста Александра II от 19 февраля 1961г «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».

Организуем изучение вопроса по учебнику и дидактическим материалам в группах. По ходу изучения заполняют таблицу: Условия освобождения крестьян. (15минут)

Ответы от групп. Коррекция в ходе беседы:

- какие гражданские права получили крестьяне?

- получили землю? В каких размерах?

- каков был порядок наделения землей? Что такое Уставная грамота? Временнообязанное состояние? Мировые посредники?

- выкуп? Каков был порядок выкупной операции?

После ответов и устной беседы демонстрируем слайд (для закрепления):Основные положения манифеста

Пункт 2 - порядок личного освобождения.

Крестьяне:

  • Лично свободны;

  • Наделены общегражданскими и имущественными правами;

Но сохранились: сословное деление, крестьянская подать, рекрутские наборы, зависимость от общины.

Пункт 6 - порядок наделения землей

  • Крестьяне наделялись землей, но в ограниченных размерах (от 3 до 12 десятин) и за выкуп;

  • Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9лет) назывались временнообязанными;

  • До полного выкупа земли крестьяне продолжали платить барщину и оброк;

  • Размер надела, оброка (барщины) определялся Уставной грамотой.

Выкупная операция

  • 25% стоимости земли крестьянин платит помещику

  • 75% стоимости земли помещику возмещает государство

  • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга

  • После этого отказаться от выкупной операции нельзя.

Беседа: как вы понимаете строки Некрасова Н.А.? Стал ли русский крестьянин собственником земли? Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест?

4. Значение отмены крепостного права.

Самостоятельно заполните в виде таблицы:

Д\з: учебник параграф 17 , знать термины.

По желанию: написать письмо от лица освобожденного крестьянина на имя императора Александра II



© 2010-2022