Рабочая программа по кружку краеведения Юные краеведы малой родины

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационная карта.Место работы: Шульгинский филиал МБОУ «Новопокровская средняя общеобразовательная школа».

Должность (категория): учитель истории и обществознания.

Аннотация программы.

Направленность

Духовно - нравственное.

Возраст обучающихся

12 - 13 лет.

Срок реализации.

1 год, включая каникулярное время.

Год разработки.

2016.

Нормативная база.

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Конвенция ООН о правах ребенка;

  3. Закон Р.Ф. «Об образовании»;

  4. Устав МБОУ Новопокровской средней образовательной школы;

  5. Концепция модернизации дополнительного образования Детей Р.Ф. до 2010г.;

  6. Положение о дополнительном образовании детей в общеобразовательном учреждении;

  7. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования.

  8. Постановление Администрации Тамбовской области «Об утверждении Устава Тамбовского Областного Государственного Образовательного Учреждения Дополнительного Образования Детей».

Вид/тип.

Образовательная программа дополнительного образования подростков.

Тематическая - образовательная.

Цель программы.

  1. Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.

  2. Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

  3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению

Задачи программы.

Обучающие:

  • изучать прошлое и настоящее Тамбовской области и Мордовского района, обычаи, традиции и духовную культуру народов.

  • воспитывать патриотизм у учащихся через краеведческие знания о селе и районе

  • формировать уважение к сохранению семейных ценностей и традиций

  • активизировать поисковую деятельность учащихся

  • прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения родного края

Развивающие:

развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и к здоровому образу жизни;

способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;

Формы занятий (указать количество детей в группах)

Групповые. Количество обучающихся в группе - 12 человек.

Новизна программы

Режим занятий

1 раз в неделю по 2 часа (всего 2 часа в неделю).

Ожидаемые результаты

1 год обучения.

- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культурных традиций родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах

Страниц текста

Приложение

Методические разработки.

Рецензенты.

Должность, ученая степень, звание:


/подпись директора образовательного учреждения

Пояснительная записка.

Направленность - духовно - нравственное.

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» предназначена для учащихся 5 - 6 классов. Программа является образовательной, имеет исследовательскую, краеведческую направленность. Научно-исследовательская работа проводится в рамках Школьного научного краеведческого общества «Исток». Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины» для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Новизна.

Новизна программы заключается в том, что данная система изучения своей малой Родины-погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Она способствует духовному развитию ребенка.

Актуальность курса.

Программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, то есть искать опору в историко- краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

  1. Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.

  2. Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

  3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.

  4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению.

В процессе изучения данной программы реализуются следующие задачи:

  • Познакомить учащихся с основами краеведения;

  • Научить из большого объема информации выбирать главное, оформлять готовый материал, публично выступать с докладом.

  • Научить составлять родословные своей семьи;

  • Познакомить с историей родной школы;

  • Интересно и доступно познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном городе (историческими, географическими, этнографическими, экономическими, социологическими, экологическими и т.д.);

  • Научить ориентироваться в городском пространстве, понимать образно-знаковый язык карт, схематических планов города;

  • Развивать картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, инструментальных измерений, умений обрабатывать и анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания;

  • Развивать основы пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;

  • Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края;

  • Способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания;

  • Создавать объективную основу патриотизма и любви к малой Родине.

  • Создавать ситуацию комфорта, творчества, толерантности.

Отличительные особенности.

Отличительные особенности данной программы по истории в том, что предполагает привить учащимся любовь к истории Малой Родины. Создает условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.

*Участвует в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.

*Воспитывает чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.

*Изучает историю и культуру России и родного края.

*Участвуют в подготовке и проведение мероприятий краеведческого характера.

Возраст детей.

Предполагаемая программа дополнительного образования предназначена для детей 12 - 13 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год.

Режим занятий.

Программа «Юные краеведы малой родины» включена в программу дополнительного образования и дополняет обязательную предметную область «история»

В учебном плане на изучении программы «Юные краеведы малой родины» в 5- 6 классах отводится 2 учебных часа в неделю, всего 72 часа.

Понедельник - 13. 05 - 15.05

Ожидаемые результаты:

знать:

-выдающихся людей Тамбовского края;

-наиболее важные исторические события и факты о Тамбове;

-достопримечательности своего района;

-имена поэтов, писателей, художников Тамбовского края;

-роль города в жизни страны

уметь:

-строить свое родословное древо;

-читать карту города: показывать на карте и называть улицы города, описывать свое движение в школу, дорогу к друзьям;

-объяснить название улиц, историю имени улицы, города;

-определять последовательность исторических событий (в пределах XX века);

-предъявлять свою позицию, участвовать в споре, диалоге;

-выражать свое отношение к родному краю, его ценностям в различных формах словотворчества;

-выполнять исследовательские задания учебных проектов;

-соблюдать правила поведения в музеях и театрах;

Основные формы проверки результатов освоения программы служат:

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующей форма контроля:

Стартовой в форме собеседования.

Промежуточный - тестирование,

Текущий аттестация (устный, письменный, индивидуальный, фронтальный виды контроля знаний, тестирование, самостоятельные и исследовательские работы, защиты презентаций и рефератов).

Итоговый контроль - аттестация по итогам 1 года обучения.

Учебно - тематический план программы.Теоретических

занятий

Практических

занятий


Вводное занятие.

2

1


I

Тамбовский край с древнейших времен до начала 17 века.

16

12

4

II

Тамбовский край с начала 17 века до конца 18 века.

18

16

2

III

Тамбовская губерния с конца 18 века до конца 19 века.

16

10

6

IV

Тамбовская губерния с 19 века до конца 20 века.

18

14

4


Заключение

2

1


Итого.

72

56

16




Календарно - тематическое планирование

На 2016 - 2017 учебный год

По программе дополнительного образование детей.

«Юные краеведы малой родины».

Класс - 5 - 6.

Учитель - Головина Марина Владимировна.

Количество часов всего - 72; в неделю - 2 часа.

Плановых контрольных работ - 0; практических работ - 10; проектных работ - 0.

Вид программы: авторская, общеинтеллектуальная.

Уровень изучения: базовый.Плано

вая

Факти

ческая

1

2

Вводное занятие

Тамбовский край с древнейших времен до начала 17 века.

2

2

Из истории тамбовского краеведения.

3

2

Как жили наши предки в далеком прошлом.

4

2

Наш край в период бронзового века.

5

2

Жизнь наших предков в раннем железном веке.

6

2

Цнинская мордва.

7

2

Тамбовский край в 11 - 13 веке.

8

2

Рязанское пограничье в 14 - начале 16 века.

9

2

Заселение Тамбовского края русскими во второй половине 16 - начале 17 века.

Тамбовский край с начала 17 века до конца 18 века.

10

2

Тамбовский край на страже южных рубежей Русского государства.

11

2

Освоение Тамбовского края в 17 веке.

12

2

Православная церковь на территории Тамбовского края в 12 - 17 веках.

13

2

«Бунташный век» на Тамбовщине.

14

2

Тамбовский край в первой половине 18 века.

15

2

Тамбовский край во второй половине 18 века.

16

2

Наместник Тамбовского края Г.Р. Державин.

17

2

Тамбовская епархия в 18 веке.

18

2

Народный быт 17 - 18 веков.

Тамбовская губерния с конца 18 века до конца 19 века.

19

2

Окончание заселения Тамбовского края в конце 18 - первой половине 19 века.

20

2

Хозяйственная жизнь края в первой половине 19 века.

21

2

Расцвет крепостного права.

22

2

Города и горожане в первой половине 19 века.

23

2

На службе губернии и России (1800 1850-е годы).

24

2

Тамбовский вклад в русскую культуру первой половины 19 века.

25

2

Отмена крепостного права.

26

2

Правители губернии и общественные деятели во второй половине 19 - начале 20 века.

Тамбовская губерния с 19 века до конца 20 века.

27

2

Труд и быт свободных крестьян.

28

2

«Оскудение» тамбовского дворянства.

29

2

Развитие промышленности, торговли и транспорта в пореформенный период.

30

2

Фабриканты, рабочие, ремесленники.

31

2

Изменение в облике городов второй половины 19 - начале 20 века.

32

2

Тамбовские революционеры.

33

2

Революция 1905 - 1907 годов в Тамбовской губернии.

34

2

Тамбовская епархия в 19 - начале 20 века.

35

2

Культурная жизнь в 1860 - 1910-е годы.

36

2

Заключение.

Содержание программы.

Вводное занятие (2 часа).

Вводный инструктаж.

Раздел 1. Тамбовский край с древнейших времен до начала 17 века.

Как жили наши предки в далеком прошлом.

Практика.

Составление презентаций.

Раздел 2. Тамбовский край с начала 17 века до конца 18 века.

Тамбовский край на страже южных рубежей.

Практика:

Исследование тамбовского края в библиотеке.

Раздел 3. Тамбовская губерния с конца 18 века до конца 19 века.

Окончание заселения Тамбовского края.

Практика:

Составление докладов и рефератов.

Раздел 4. Тамбовская губерния с 19 века до конца 20 века.

Труд и быт свободных крестьян.

Практика:

Работа в школьном музее.

Заключение.

Повторение пройденного материала.

Учебно - методическое обеспечение.

Материально - техническое и финансово - хозяйственное оснащение образовательного процесса осуществляется согласно требованиям . Учебный класс оборудован необходимой мебелью. Оснащение и оборудование кабинетов соответствует требованиям и обеспечивает нормальное условие для работы. Для реализации программы имеется следующая материально - техническая база:

Компьютер;

Медиапроектор;

Иллюстрированный материал.

Список литературы:

Рабочая программа разработана на основании учебника

- Историческое краеведение: история Тамбовского края. Издательство Юлис, 2007г.

Дополнительной литературы:

- П.Н. Черменский «Прошлое тамбовского края»

- В.П. Загоровский «История нашего края»

- Р.В. Воротникова «Тамбовская область»

Интернет ресурсы.

tambovlib.ru/litmap/

© 2010-2022