- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по кружку краеведения Юные краеведы малой родины
Рабочая программа по кружку краеведения Юные краеведы малой родины
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Головина М.В. |
Дата | 10.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Информационная карта.Место работы: Шульгинский филиал МБОУ «Новопокровская средняя общеобразовательная школа».
Должность (категория): учитель истории и обществознания.
Аннотация программы.
Направленность
Духовно - нравственное.
Возраст обучающихся
12 - 13 лет.
Срок реализации.
1 год, включая каникулярное время.
Год разработки.
2016.
Нормативная база.
-
Конституция Российской Федерации;
-
Конвенция ООН о правах ребенка;
-
Закон Р.Ф. «Об образовании»;
-
Устав МБОУ Новопокровской средней образовательной школы;
-
Концепция модернизации дополнительного образования Детей Р.Ф. до 2010г.;
-
Положение о дополнительном образовании детей в общеобразовательном учреждении;
-
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования.
-
Постановление Администрации Тамбовской области «Об утверждении Устава Тамбовского Областного Государственного Образовательного Учреждения Дополнительного Образования Детей».
Вид/тип.
Образовательная программа дополнительного образования подростков.
Тематическая - образовательная.
Цель программы.
-
Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.
-
Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
-
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению
Задачи программы.
Обучающие:
-
изучать прошлое и настоящее Тамбовской области и Мордовского района, обычаи, традиции и духовную культуру народов.
-
воспитывать патриотизм у учащихся через краеведческие знания о селе и районе
-
формировать уважение к сохранению семейных ценностей и традиций
-
активизировать поисковую деятельность учащихся
-
прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения родного края
Развивающие:
развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и к здоровому образу жизни;
способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
Формы занятий (указать количество детей в группах)
Групповые. Количество обучающихся в группе - 12 человек.
Новизна программы
Режим занятий
1 раз в неделю по 2 часа (всего 2 часа в неделю).
Ожидаемые результаты
1 год обучения.
- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культурных традиций родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах
Страниц текста
Приложение
Методические разработки.
Рецензенты.
Должность, ученая степень, звание:
/подпись директора образовательного учреждения
Пояснительная записка.
Направленность - духовно - нравственное.
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» предназначена для учащихся 5 - 6 классов. Программа является образовательной, имеет исследовательскую, краеведческую направленность. Научно-исследовательская работа проводится в рамках Школьного научного краеведческого общества «Исток». Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины» для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Новизна.
Новизна программы заключается в том, что данная система изучения своей малой Родины-погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Она способствует духовному развитию ребенка.
Актуальность курса.
Программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, то есть искать опору в историко- краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
-
Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.
-
Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
-
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.
-
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению.
В процессе изучения данной программы реализуются следующие задачи:
-
Познакомить учащихся с основами краеведения;
-
Научить из большого объема информации выбирать главное, оформлять готовый материал, публично выступать с докладом.
-
Научить составлять родословные своей семьи;
-
Познакомить с историей родной школы;
-
Интересно и доступно познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном городе (историческими, географическими, этнографическими, экономическими, социологическими, экологическими и т.д.);
-
Научить ориентироваться в городском пространстве, понимать образно-знаковый язык карт, схематических планов города;
-
Развивать картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, инструментальных измерений, умений обрабатывать и анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания;
-
Развивать основы пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;
-
Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края;
-
Способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания;
-
Создавать объективную основу патриотизма и любви к малой Родине.
-
Создавать ситуацию комфорта, творчества, толерантности.
Отличительные особенности.
Отличительные особенности данной программы по истории в том, что предполагает привить учащимся любовь к истории Малой Родины. Создает условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.
*Участвует в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.
*Воспитывает чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.
*Изучает историю и культуру России и родного края.
*Участвуют в подготовке и проведение мероприятий краеведческого характера.
Возраст детей.
Предполагаемая программа дополнительного образования предназначена для детей 12 - 13 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год.
Режим занятий.
Программа «Юные краеведы малой родины» включена в программу дополнительного образования и дополняет обязательную предметную область «история»
В учебном плане на изучении программы «Юные краеведы малой родины» в 5- 6 классах отводится 2 учебных часа в неделю, всего 72 часа.
Понедельник - 13. 05 - 15.05
Ожидаемые результаты:
знать:
-выдающихся людей Тамбовского края;
-наиболее важные исторические события и факты о Тамбове;
-достопримечательности своего района;
-имена поэтов, писателей, художников Тамбовского края;
-роль города в жизни страны
уметь:
-строить свое родословное древо;
-читать карту города: показывать на карте и называть улицы города, описывать свое движение в школу, дорогу к друзьям;
-объяснить название улиц, историю имени улицы, города;
-определять последовательность исторических событий (в пределах XX века);
-предъявлять свою позицию, участвовать в споре, диалоге;
-выражать свое отношение к родному краю, его ценностям в различных формах словотворчества;
-выполнять исследовательские задания учебных проектов;
-соблюдать правила поведения в музеях и театрах;
Основные формы проверки результатов освоения программы служат:
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующей форма контроля:
Стартовой в форме собеседования.
Промежуточный - тестирование,
Текущий аттестация (устный, письменный, индивидуальный, фронтальный виды контроля знаний, тестирование, самостоятельные и исследовательские работы, защиты презентаций и рефератов).
Итоговый контроль - аттестация по итогам 1 года обучения.
Учебно - тематический план программы.Теоретических
занятий
Практических
занятий
Вводное занятие.
2
1
I
Тамбовский край с древнейших времен до начала 17 века.
16
12
4
II
Тамбовский край с начала 17 века до конца 18 века.
18
16
2
III
Тамбовская губерния с конца 18 века до конца 19 века.
16
10
6
IV
Тамбовская губерния с 19 века до конца 20 века.
18
14
4
Заключение
2
1
Итого.
72
56
16
Календарно - тематическое планирование
На 2016 - 2017 учебный год
По программе дополнительного образование детей.
«Юные краеведы малой родины».
Класс - 5 - 6.
Учитель - Головина Марина Владимировна.
Количество часов всего - 72; в неделю - 2 часа.
Плановых контрольных работ - 0; практических работ - 10; проектных работ - 0.
Вид программы: авторская, общеинтеллектуальная.
Уровень изучения: базовый.Плано
вая
Факти
ческая
1
2
Вводное занятие
Тамбовский край с древнейших времен до начала 17 века.
2
2
Из истории тамбовского краеведения.
3
2
Как жили наши предки в далеком прошлом.
4
2
Наш край в период бронзового века.
5
2
Жизнь наших предков в раннем железном веке.
6
2
Цнинская мордва.
7
2
Тамбовский край в 11 - 13 веке.
8
2
Рязанское пограничье в 14 - начале 16 века.
9
2
Заселение Тамбовского края русскими во второй половине 16 - начале 17 века.
Тамбовский край с начала 17 века до конца 18 века.
10
2
Тамбовский край на страже южных рубежей Русского государства.
11
2
Освоение Тамбовского края в 17 веке.
12
2
Православная церковь на территории Тамбовского края в 12 - 17 веках.
13
2
«Бунташный век» на Тамбовщине.
14
2
Тамбовский край в первой половине 18 века.
15
2
Тамбовский край во второй половине 18 века.
16
2
Наместник Тамбовского края Г.Р. Державин.
17
2
Тамбовская епархия в 18 веке.
18
2
Народный быт 17 - 18 веков.
Тамбовская губерния с конца 18 века до конца 19 века.
19
2
Окончание заселения Тамбовского края в конце 18 - первой половине 19 века.
20
2
Хозяйственная жизнь края в первой половине 19 века.
21
2
Расцвет крепостного права.
22
2
Города и горожане в первой половине 19 века.
23
2
На службе губернии и России (1800 1850-е годы).
24
2
Тамбовский вклад в русскую культуру первой половины 19 века.
25
2
Отмена крепостного права.
26
2
Правители губернии и общественные деятели во второй половине 19 - начале 20 века.
Тамбовская губерния с 19 века до конца 20 века.
27
2
Труд и быт свободных крестьян.
28
2
«Оскудение» тамбовского дворянства.
29
2
Развитие промышленности, торговли и транспорта в пореформенный период.
30
2
Фабриканты, рабочие, ремесленники.
31
2
Изменение в облике городов второй половины 19 - начале 20 века.
32
2
Тамбовские революционеры.
33
2
Революция 1905 - 1907 годов в Тамбовской губернии.
34
2
Тамбовская епархия в 19 - начале 20 века.
35
2
Культурная жизнь в 1860 - 1910-е годы.
36
2
Заключение.
Содержание программы.
Вводное занятие (2 часа).
Вводный инструктаж.
Раздел 1. Тамбовский край с древнейших времен до начала 17 века.
Как жили наши предки в далеком прошлом.
Практика.
Составление презентаций.
Раздел 2. Тамбовский край с начала 17 века до конца 18 века.
Тамбовский край на страже южных рубежей.
Практика:
Исследование тамбовского края в библиотеке.
Раздел 3. Тамбовская губерния с конца 18 века до конца 19 века.
Окончание заселения Тамбовского края.
Практика:
Составление докладов и рефератов.
Раздел 4. Тамбовская губерния с 19 века до конца 20 века.
Труд и быт свободных крестьян.
Практика:
Работа в школьном музее.
Заключение.
Повторение пройденного материала.
Учебно - методическое обеспечение.
Материально - техническое и финансово - хозяйственное оснащение образовательного процесса осуществляется согласно требованиям . Учебный класс оборудован необходимой мебелью. Оснащение и оборудование кабинетов соответствует требованиям и обеспечивает нормальное условие для работы. Для реализации программы имеется следующая материально - техническая база:
Компьютер;
Медиапроектор;
Иллюстрированный материал.
Список литературы:
Рабочая программа разработана на основании учебника
- Историческое краеведение: история Тамбовского края. Издательство Юлис, 2007г.
Дополнительной литературы:
- П.Н. Черменский «Прошлое тамбовского края»
- В.П. Загоровский «История нашего края»
- Р.В. Воротникова «Тамбовская область»
Интернет ресурсы.
tambovlib.ru/litmap/