• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока Достижения художественной культуры России во второй половине 19 века ФГОС

Конспект урока Достижения художественной культуры России во второй половине 19 века ФГОС

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Достижения художественной культуры России во второй половине XIX века. (§37-38стр. 237-240)

Тип урока «открытие» новых знанийОхарактеризовать черты художественной культуры России во 2-ой половине XIX в, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения. Знакомство с творчеством композиторов, литераторов, и художников, архитекторов данного периода.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Предметные

Метапредметные

Развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов художественной культуры второй половины XIX века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения

Знакомство с творчеством композиторов, литераторов, и художников данного периода, и их ролью в жизни человека

Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания художественных объектов и проведению сравнительной характеристики

Задачи:

Воспитывающая

Развивающая

Обучающая

- формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.

- формирование способности видеть уникальность художественных произведений и воспитывать бережное отношение к нему.

- развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.

- формировать способность использования творческого подхода при решении проблем.

- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

- углубление знаний школьников о значении художественных произведений в жизни человека.

- формирование понимания роли культурных ценностей для общества

Основные понятия изучаемые на уроке: культура, художественная культура , критический реализм

Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедиа (компьютер, проектор), электронное приложение к учебнику «История. Россия XIX. 8класс» Данилов А.А. (УМК «Сферы»).

Организационная структура урока

Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать учащихся.

Форма работы: индивидуальная (в т.ч. у доски)

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок истории мы начнем с «Выставки передвижников». Кто хочет поработать у доски?

Задание:

Ребята вы должны выписать в тетрадь имена художников второй половины XIX века, найти в учебнике картины этих авторов, на которых:

а) изображены современные им события;

б) исторические события.

Дети: Мы будем изучать художественные произведения.

Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Достижения художественной культуры России во второй половине XIX века». Мы будем говорить о художественных, архитектурных и литературных произведениях искусства.

Если данный вопрос вызывает затруднение, учитель уточняет - О чем говорится в задании? (о событиях изображенных на представленных произведениях). Исторические события и культура (произведения искусства не разделимы). Именно их мы и будем сегодня изучать.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дает задачу для решения. При помощи вопросов подводит к формулировке темы.

Решают задачу самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя.

- развитие навыка простейших задач.

- формирование способности к сопоставлению и выделению главного.

- развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний.

Этап 2. Актуализация знаний.

Цель: актуализация имеющихся знаний по теме, выявление мест и причин затруднения. Формулировка цели урока.

Форма работы: групповая

- Что вы знаете о России первой половины XIX века?

- Что хотели бы вы сегодня на уроке узнать о художественной культуре России второй половины XIX века?

Что бы разобраться с этими вопросами наверняка, нам необходимо проделать большую работу. Ребята, какую цель нам необходимо поставить перед собой, для того чтобы преодолеть затруднение? (узнать о достижениях художественной культуры России второй половины XIX века)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Задает вопрос. Фиксирует все высказывания детей о художественной культуре России (любое из них, даже не верное будет важным для дальнейшей работы). При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели.

Отвечают на вопросы. Формируют цель урока.

- формирование рефлексивных умений определения границы между знанием и незнанием.

- формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем.

Этап 3. Открытие новых знаний

Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы.

Форма работы: групповая

Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, предлагаю каждой из групп работать по составленному плану:

  1. группа: Литераторы. Рассказать о литературных образах XIX века.

  2. группа: Искусствоведы. Изучить информацию и подготовить электронную экскурсию: «Ах, вернисаж, ах, вернисаж…».

  3. группа: Архитекторы. Изучить информацию и создать макет-аппликацию: «Собирательный образ архитектуры XIX века».

  4. группа: Музыканты. Изучить информацию и подготовить рассказ по теме: «Музыкальные образы XIX века». Словесное рисование под музыку. Восприятие художественных образов через прослушивание музыки. Сейчас мы с вами прослушаем отрывки из произведений великих композиторов 2-ой половины XIX века и попытаемся ответить на вопросы:

- Кому предназначалось данное произведение?

- Что конкретно автор хотел передать слушателям.

Перед тем как приступить изучите критерии оценки, согласно которой будет оцениваться ваш результат.

Каждая группа представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся.

Пожалуй, теперь информации о художественной культуре России XIX века достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока. Как вы думаете теперь, велика ли роль художественной культуры XIX века в истории России? (да)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные таблице и обращает внимание на неизученные произведения художественной культуры России XIX века. Возвращает к первоначальному вопросу.

Изучают информацию о своем разделе культуры, оформляют в виде красочных плакатов и представляют остальным учащимся. Оценивают выступления и представленные работы по определенным критериям. Слушают учителя.

- формирование навыка расширенного поиска информации.

- формирование навыка изучающего и поискового чтения.

- формирование умения выделять главное и второстепенное

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

- привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

- формирование позитивной моральной самооценки.

Этап 4. Первичное закрепление изученного.

Цель: закрепление полученных знаний.

Форма работы: групповая

Ребята давайте, немного подумаем и предположим основываясь на выполненных нами заданиях, какое влияние оказала художественная культура России XIX века, на саму историю и развитие человека. Возможно ли полноценное развитие человека без художественной культуры? (Художественная культура оказывает большое влияние на формирование и развитие образного мышления человека, архитектурные строения как наследие прошлого на протяжении долгих лет рассказывают нам о ценностях прошлого. Картины и литературные произведения рассказывают о роли человека и его месте в мире в конкретный период времени).

Назовите художественный стиль, господствовавший в искусстве второй половины XIX века? (Критический реализм)

Назовите особенности развития архитектуры того времени. (Инженерное искусство, поиск прочных и в тоже время дешевых материалов, объясняют особенности развития архитектуры того времени)

А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно (заполняется схема электронного приложения, возможны различные варианты)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дает задания, координирует работу.

Моделирует ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняет электронную схему.

- формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

- формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных.

- формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.

- развитие креативного мышления и способности к сопоставлению данных.

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

Этап 5. Включение в систему знаний, повторение.

Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний.

Форма работы: групповая

Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) Как именно? (Знание о художественной культуре помогут нам получить больше знаний о быте и жизни России XIX века, о культурных, архитектурных, художественных и музыкальных направления и предпочтениях)

Как повлияли реформы на развитие культуры. (Вследствие реформ 2-ой половины XIX, все направления культуры обращают свой взор на жизнь простых людей, это нашло отражение не только в картинах и литературе, но и в архитектуре и музыке)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Задает вопросы

Включает полученные знания в единую систему знаний

- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Этап 6. Рефлексия учебной деятельности

Цель: самооценка собственной деятельности на уроке.

Форма работы: индивидуальная

«Нотный стан успеха»

Ребята на доске изображен нотный стан, у вас на столах лежат нотки с изображением смайликов. Сейчас каждый из вас должен взять одну нотку со смайликом изображающим нужную эмоцию, которая осталась у вас при окончании урока. После этого подумайте, насколько данный урок был интересен для вас, было ли все понятно, или какая-то информация осталась не понятой. Сопоставив все факты, найдите на нотном стане место для своей нотки (верхняя линия стана - все удалось, удовлетворен уроком, средняя - что-то было непонятно,частично удовлетворен уроком, нижняя - ничего не понятно, не удовлетворен уроком) и поместите свою нотку на нотный стан.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат

Размещаю нотки на лесенке, в зависимости от полученных эмоций на уроке.

- развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели.

- формирование позитивной моральной самооценки

Этап 7. Домашнее задание

Цель: закрепление и углубление знаний по теме.

Форма работы: индивидуальная

Базовое:

Повторить изученный на уроке материал

Углубленное:

Подробно изучить и подготовить проект о понравившихся произведениях изобразительного искусства, литературы, архитектуры.

Творческое:

Составить кроссворд по теме: Достижения художественной культуры России во второй половине XIX века.

Подготовить презентацию на тему: «Культура России второй половины XIX века» по выбранному жанру:

- архитектура - живопись

- литература - музыка

- развитие способности к самоорганизации и самоконтролю.

- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся.

- формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи.

- формирование творческого подхода в решении поставленных задач.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Объясняет домашнее задание

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы

- развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов.

-формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.



© 2010-2022