Технологическая карта урока по теме: Первобытная эпоха

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема урока: «Первобытная эпоха »

Задачи: планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- сформировать у учащихся представление о образе жизни племён скотоводов и земледельцев, проживавших на территории нашей страны

- раскрыть понятия племя, языковая семья, товарный обмен, присваивающее и производящее хозяйство

-приобщение учащихся к культурным достижениям древнего народа

- получение учащимися опыта самостоятельной работы, навыков самоанализа своей деятельности

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

- находить информацию;

- владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы

- планировать и ставить цели деятельности

- оценивать степень достижения результатов

- понимать позицию другого;

- излагать свое мнение, уметь его корректировать;

- организовать самостоятельную работу;

- добиваться поставленных целей

- умение слушать и слышать своих одноклассников,

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,

- умение точно выражать свои мысли

- аргументированно оценивать свое и чужое поведение;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Тип занятия: занятие по сообщению нового учебного материала

Вид используемых средств ИКТ, аппаратное обеспечение: АРМ учителя, мультимедийная презентация Power Point







Ход урокаДеятельность

учителя

Деятельность

ученика

1

Организационный

этап

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учеников.

Возникновение у ребенка

внутренней потребности

включения в учебную

деятельность

2

Актуализация опорных знаний

Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия

Посмотрите на экран. Что вы там видите?(Слайд 1) (картинка с изображением древних людей)

Опишите картину.

Смотрят иллюстрацию Описывают картину.

3

Целеполагание

Сформулировать тему урока. Поставить цель урока.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

(слайд № 1 тема урока «Первобытное общество»)


Далее предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели.

Записывает поставленную учащимися цель на доске.


Как мы будем достигать цель?

Формулируют тему урока:

«Первобытное общество»


Формулируют цель урока.

(слайд 2)

Цель: Узнать когда появились первые люди?

Где и на какой территории проживали?

Какие изменения происходили в хозяйстве и быте древних людей?

Каким языком разговаривали?

Рассказ учителя, параграф, презентация

(слайд № 3)

4

Открытие нового знания

Развивать умение учащихся работать с понятиями,

отвечать на поставленные вопросы

Итак, переходим к рассмотрению новой темы.

Рассказ учителя:

Около 40 тысяч лет назад на территории России появились первые древние люди (средний палеолит)

(4-5 слайд)

Значительную часть Европы и Азии покрывал ледник. Людям пришлось приспосабливаться к тяжёлым природным условиям.

Главные занятия - охота и собирательство.

Орудия труда- рубила, скребки, костяные шилья.(слайд6)

Охота давала древним людям не только пищу. Из шкур убитых зверей делали одежду, использовали огонь, жили в пещерах или шалашах покрытыми шкурами. (слайд7-8)

Около 10 тыс. лет назад ледниковый период закончился. Люди расселились от Тихого океана до Балтийского моря, а через Берингов пролив начали заселять Америку.(слайд9)

В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому приходит человек разумный, первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества - родовой общиной.

Уникальным памятником эпохи позднего палеолита является Сунгирьская (близ Владимира) культура(слайд10-12)

Стоянки позднего палеолита:

  • Капова пещера на Южном Урале,

  • д. Льялово близ Зеленограда,

Денисова пещера на Алтае

Денисова пещера расположена в предгорьях Горного Алтая, в долине речки Ануй

Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством - присваивающее хозяйство.

Учитель задаёт вопрос:

Что значит присваивающее хозяйство?

Это такое хозяйство, при котором используются дары природы в неизменном виде

(слайд 13)

Позже - древние люди научились заниматься земледелием и скотоводством, т.е. производящим хозяйством.

Что значит производящее хозяйство?

Производящее хозяйство это такое хозяйство, при котором человек сам решает что ему выращивать и производить для личного потребления.(слайд14)

В эпоху бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства. На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.

(слайд15)

С появлением железного топора (I тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.

Древние поселения эпохи бронзы и железа:

  • в Ростовской области,

  • с. Фатьяново близ Ярославля,

  • с. Дьяково близ Москвы

Как управлялся коллектив первобытных людей?

(слайд16-17)

В степях жили племена, занимающиеся скотоводством. В лесостепной полосе развивалось земледелие. Разводили лошадей, коров, овец, свиней.

Выращивали ячмень, просо, пшеницу. (слайд18)

Поселения состояли из землянок- углублённых в землю хижин с каменными очагами, позже появились дома из брёвен - срубы.(слайд19)

С возникновением ремесла появился товарный обмен- когда племена с разным хозяйственным укладом обменивались продуктами или изделиями.

С появлением ремесла зарождается неравенство.

Объясните почему?(слайд20)

Задание!!! Составьте в тетради таблицу «Языковые семьи».

Какие народы их объединяют?

(слайд21-23)

Учащиеся записывают главные моменты урока в тетрадь


Учащиеся записывают в тетрадь












Отвечают на вопрос учителя.

Записывают в тетрадь.


Отвечают на вопрос учителя.

Записывают в тетрадь.







Отвечают на вопрос учителя.






Отвечают на вопрос учителя.

Чертят таблицу находят в учебнике необходимую информацию. Записывают в тетрадь. Ищут ответ на вопрос.

Читаем, проверяем, уточняем и дописываем.

5

Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление

Полученную информацию применить на практике

Задние; Определите, какой календарь принадлежит скотоводам, какой - земледельцам. Аргументируй

свой ответ..(слайд24)

Распределите в две колонки в тетради занятия, относящиеся к присваивающему и производящему хозяйству.

1) рыболовство 2) охота

3) хлебопашество 4) собирательство

5) разведение домашних животных

6) бортничество (пчеловодство)

(слайд25)

Рассмотрите орудия труда и оружие охотников каменного века. Какие неточности допустил в их изображении художник?

(слайд 26)

Отвечают и объясняют.


Распределяют, объясняют почему.



Работают с картиной Васнецова, отвечают на вопрос.

6

Обобщение коррекция полученных результатов

Обобщить полученные знания.

Вспомните, как жили и чем занимались первобытные люди на других территориях Земли.

Есть ли различия между первобытными людьми из этих территорий и с территории нашего государства?

Какой вывод напрашивается?

(слайд27)

Какую цель мы ставили?

Нам удалось её достигнуть?

Молодцы!!!

(слайд 26)


Осмысливают полученную

информацию



Отвечают на вопрос

8

Домашнее задание

Закрепить знания, полученные на уроке

Параграф 1, ответить на вопросы, перессказ

Нарисовать занятия древних людей или орудия труда.

Задания в печатной тетради.

Записывают задание в дневник

9

Рефлексия

Соотнесение цели урока и результата

Сегодня на уроке я узнал….




Выставление оценок за урок.

Выражение благодарности за плодотворное общение. (слайд 27)

Проговаривают знания полученные на уроке




© 2010-2022