Внеклассное мероприятие по истории Казахстана Шаги истории

Цель: Получение и обобщение исторических знаний, воспитание патриотизма и гражданственности, совершенствование коммуникативных навыков учащихся. Наглядность: 1. Изображение средневековых памятников, современных архитектурных сооружений 2. Альбом: "Видные деятели истории Казахстана в портретах" Тип: игра "Шаги истории" Метод: словесный, игровой (работа в команде, блиц-опрос, история в лицах с убывающими подсказками, распознавание), наглядной агитации Приёмы: традиционные – вопросы учителя,...
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по истории Казахстана "Шаги истории".

Цель: Получение и обобщение исторических знаний, воспитание патриотизма и гражданственности, совершенствование коммуникативных навыков учащихся.

Наглядность:

1. Изображение средневековых памятников, современных архитектурных сооружений

2. Альбом: "Видные деятели истории Казахстана в портретах"

Тип: игра "Шаги истории"

Метод: словесный, игровой (работа в команде, блиц-опрос, история в лицах с убывающими подсказками, распознавание), наглядной агитации

Приёмы: традиционные - вопросы учителя, просмотр фотоальбома; инновационные - групповой, использование интерактивной доски для просмотра изображений, видеоклип «Мой Казахстан»

Ход викторины:

I. Орг.момент (учащиеся входят, выбирая кружочки голубого и жёлтого цветов, делятся на команды, садятся за столы такого же цвета учитель объясняет правила проведения викторины, систему подсчета очков, представляет жюри)

Учитель:

- Ребята, сегодняшнюю нашу игру мы посвящаем Республике Казахстан, её прошлому и настоящему, мы надеемся, что вы не только покажете свои знания по истории республики и родного края, но и узнаете что-то новое для себя, захотите в дальнейшем продолжить изучение истории.

II.

1 шаг: Работа в команде.

Учитель: Ребята, чтобы сесть за столы, вы выбирали кружочки разных цветов. Круг ассоциируется с вечностью, единством, сплочённостью, солнцем, теплом, светом, добром. Давайте возьмемся за руки, поднимем их вверх, заведём назад, изображая солнце, и улыбнёмся друг другу так, как улыбается солнышко на доске (психологический момент)

Учитель: Вы увидели, что кружочки голубого и жёлтого цветов. Команде голубого цвета я дала название «Парус», жёлтого - «Мечта». Где голубой и жёлтый цвета встречаются, где в РК используются? (на гос. символах РК)

Задание: у вас на столах лежат листочек и ручка, передавая их друг другу, запишите, с чем ассоциируются эти цвета, что они означают на Флаге и Гербе РК. Давайте послушаем, что у вас получилось, а жюри проставит вам баллы за 1 шаг.

2 шаг: Блиц-опрос.

Командам задаются вопросы, правильный ответ оценивается в балл, количество верных ответов равно количеству баллов, которые набрала команда.

Вопросы:

1. Столица Казахстана с 1997 года, переименование и международная презентация которой состоялась в 1998 году, а в 1999 г. этот город был объявлен ЮНЕСКО городом мира. (Астана)

2. Что означает слово Акмола? (Белая могила)

3. Что означает слово Астана? (Столица)

З. О каком городе идёт речь? Талас, Янги или Яны, Наманган - Коче, Аулие - Ата, , Мирзоян, Джамбул? (О Таразе)

4. Как переводится слово Аулие - Ата (Святой старец)

5. Символ г. Алматы? (Яблоко сорта апорт)

6. Какой напиток называют питьем богатырей? (Кумыз)

7. Казахский акын, проживший около 100 лет, написавший пламенное послание "'Ленинградцы, дети мои. (Жамбыл)

8. Герой Советского Союза, писатель, чей столетний юбилей Казахстан отмечал в 2010 году, чей памятник расположен рядом с драматическим театром в Таразе? (Бауыржан Момышулы)

9. Чьим именем назван казахский и русский драматический театр в Таразе? (Абая)

10. Что означает Тянь-Шань? (Небесные горы)

11. О чём идёт речь? Мавзолей Карахана, Даутбека, Айши - биби, Бабаджи - Хатун, бани Кали Юнуса, Мечеть Абулхайра, Тектурмас, Нижний Барсхан, Акыртас? (об исторических памятниках г. Тараза)

12. Кому поставлен памятник на центральной площади Тараза? (Байдибек-бабе)

13. Где найден "Золотой человек" (в Иссыке)

14. Чье имя носит ТарГУ (Мухаммеда Хайдара Дулати)?

15. Какой зверь называется "хозяин небесных гор"? (снежный барс)

3 шаг: История в лицах.

Задание: Определите исторического деятеля, о котором идет речь.

Ученикам предлагается узнать исторического деятеля по описанию. Количество баллов обратно пропорционально количеству подсказок.

Этот выдающийся деятель казахского народа:

- даже в детстве зачитывался историческими книгами на арабском, персидском языках;

- изучал мудрые изречения, точные слова;

- возглавил освободительную борьбу против джунгар;

- активно участвовал в возведении уникальных архитектурных памятников в Шымкенте, Ташкенте;

- общественный деятель, известный судья, ведущий бий Старшего жуза. (Толе би)

В своем народе он прославился завидной силой:

- происходил из младшей ветви казахских султанов;

- удивлял своими организаторскими способностями вести наступление;

- вождем казахских ополченцев он был избран народным собранием;

- опираясь на Россию, стремился объединить три жуза, хотел организовать управление из одного центра;

- в годы "великого бедствия" принял подданство России. (Абулхаир)

Этого ученого знают все:

- яркая звезда мировой культуры;

- учился в Отраре и Багдаде;

- владел тюркским, арабским, персидским, греческим, латинским языками;

- его идеи лежат в основе современной физики, логики, математики;

- ученый-энциклопедист. (Абу Наср аль-Фараби)

Этот удивительного мужества человек:

- прославился как непревзойденный оратор, тонкий дипломат;

- автор кюев "Алабайрак";

- сыграл решающую роль в объединении трех жузов против джунгар;

- его называли и лисой, и волком;

- настоящее имя Абильмансур;

- умер в Туркестане в 1781 году, его тело покоится в мавзолее Ходжи Ахмета Йасауи. (Абылай хан)

Интеллект и ум отличали его:

- сын султана Северо-Восточного Казахстана;

- один из немногих еще в детстве получил гуманитарное образование;

- в совершенстве знал классическую литературу Востока и Запада;

- он создал новую литературу, в его стихах заговорила древняя степь, по-новому зазвучал казахский язык;

- Ибрагим - имя великого казахского поэта, мыслителя, философа, композитора. (Абай)

Этот выдающийся деятель:

- имел первым наставником хан Узака;

- совершенствует мастерство в Букеевской орде;

- свой первый кюй посвятил Исатаю Тайманову;

- странствуя вместе с Узаком, участвует в состязаниях домбристов;

- великий казахский композитор, родился в 1806г. (Курмангазы)

4 шаг: Узнай город, архитектурное сооружение.

Команды по описанию должны узнать город, памятник архитектуры, национальный инструмент и показать его изображение или выбрать изображение из нескольких вариантов, предложенных на интерактивной доске.

Тараз

В X - ХП веках, в эпоху государства Караханидов, был процветающим городом.

Страница истории города - изменение его названий. В древности Талас(?), в позднее средневековье в связи с нашествием монголо-татар известен как Янги (Яны), в XIX веке в связи с завоеванием кокандцами назван Наманган-коче, затем с 1853-го года - Аулие-Ата, с 1936-го года - Мирзоян, с 1938-го года - Джамбул. В январе 1997-го года городу вернули историческое название.

Мавзолей Бабаджа-хатун

Памятник в окрестностях Тараза. является наиболее ранним сооружением. Был построен в Х-ХI вв. Мавзолей сложен из жженного кирпича, имеет кубическую форму. Шатровый 16 реберный купол венчает все здание.

Посреди главного фасада над входом в мавзолей стрельчатая, круглая арка. Здание почти свободно от декоративных украшений, лишь по сторонам входного проема стена разделена узкими, высокими и неглубокими нишами. Отсутствует портал -архитектурно оформленный вход в здание, строгая общая композиция придает зданию монументальность.

Мавзолей Айша-биби

Постройка мавзолея относится к Х-ХП вв. Мавзолей представляет собой однокамерное сооружение, квадратное 7,6 м с купольным перекрытием. По углам расположены массивные колонны. В центре каждого фасада размещены небольшие ниши. Вход расположен в восточной части. Поверхность стен и углов колонн покрыта резными терракотовыми плитами с орнаментом растительного и геометрического характера.

Мавзолей Ахмеда Ясауи

Построен в 1396-1404гг. В личной записи эмира Тимура о строительстве сказано, что это сооружение возведено по приказу самого славного из эмиров с тем, чтобы оно стояло вечно. Поэтому никакая сила не может уничтожить его. Если когда-либо кто-то и при каких-то обстоятельствах разрушит его или осмелится сделать это, проклятие ему!

Следует помнить, что отдельные места мавзолея были повреждены во время нашествия калмыков в 1723 г., кокандцев - 1846г. Вследствие штурма царской армией в 11 местах есть пробоины.

Для строительства использовали особый раствор и жженный красный кирпич. Наружные стены облицованы очень красивыми разноцветными плитками. Максимальная высота мавзолея около 40 метров. Внутри высокие мастерски отделанные потолки. В самой середине главный просмотровой зал, место большого котла (казандык), над которым установлен единственный в Средней Азии такой величины купол (диаметром 18,5м)

Следующим идет зал, где размешена библиотека, потом помещение для копирования рукописей, затем старинный архив.

Мавзолей Арыстан Баб

Святой Арыстан баб был в огромной мере легендарной личностью. Легенды гласят, что он был сподвижником Мухаммеда. Он был батыром и одновременно садовником и якобы научил пророка разводить сады. По одним легендам он будто-бы жил 300 лет, по другим - 600 лет и, даже 900. Причина столь по-библейски долгой жизни была в том, что он не находил достойного преемника, чтобы передать ему аманат (символ веры) и спокойно уйти в мир иной.

Имя Арыстан баба было широко известно в окрестностях Отрара, Сайрама, Ясы как духовного учителя суфиев. Впоследствии его потомки возглавили суфийские организации. Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Яссави. Именно ему Арыстан баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. Поэтому-то по пути к мавзолею Ходжи Ахмеду Ясави считается за большое благо отдать дань этому очень почитаемому в народе святому.

Согласно преданиям, Арыстан баб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII в. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором нет достоверных сведений. В XIV в. по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней.

Народ признал Арыстан баба святым (аулие). Поэтому каждый четверг паломники проводят ночь на его могиле и читают молитвы. Широко распространено народное выражение: «Ночуй у Арыстан баба, проси у Ходжи Ахмета».

Арыстан баб был духовным наставником общества сторонников мубаидийского учения, которое считалось одним из прогрессивных учений своего времени. Выдающийся ученый Абу Наср аль-Фараби рассматривал его основы как духовную пищу для человека.

Согласно летописи, приведенной в труде муллы Мусы Сайрами «Тарих-и аминийа» и подтвержденной жившим в XVI в. Абылгазы Убайдаллах ханом, генеалогическое древо предков Арыстан баба начинается с Азрета Али.

Имя Арыстан баба часто упоминaeтcя в труде Ходжи Ахмета Яссави «Дивани Хикмет». В стихотворных строках ясно указывается, что Арыстан баб был его духовным учителем, наставником. В первом хикмете указано время первой встречи с учителем: «В семь лет я впервые поздоровался с Арыстан бабом».

Особенности воспитания, обучения изложены в следующих строках: «Арыстан баб рассказал об исламской религии» (второй хикмет), «научил тысяча одному зикиру, проявив милосердие» (девяностый хикмет). Девяностый хикмет, в котором часто повторяются слова: «Арыстан баб сказал», «Слушайте слова Арыстан баба» - состоит из назиданий, заветов Арыстан баба. Первая часть этого хикмета представляет собой ответ на вопрос, каким должен быть ученик, вставший на путь служения богу, Аллаху. Учитель дает совет наставнику избегать зла и насилия, которые совершаются ради богатства и карьеры, не сходить с пути истины. В хикмете разоблачаются те, кто «пользуется чужим добром (скотом)», «хитрецы», «предавшие свою веру, добродетель», восхваляется умеренность в требованиях.

Сущность воспитания, обучения Арыстан баба составляет суфизм, который проповедует духовное, нравственное совершенствование человека.

5 шаг: Работа в команде.

Задание: Ребята, на ваших листочках напишите ассоциации к слову Казахстан. (Пока дети работают, демонстрируется клип «Мой Казахстан», затем дети читают ассоциации)

III. Жюри подводит итоги, озвучивая баллы каждого шага и общие баллы, называет победителей.

Награждение победителей книгами и в качестве сюрпризного момента просмотр фотографий Астаны, Алматы, Тараза на интерактивной доске.



© 2010-2022