- Преподавателю
- История
- Рабочая программа История Красноярского края 8 класс
Рабочая программа История Красноярского края 8 класс
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Агеева А.И. |
Дата | 09.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАСМОТРЕНО
на заседании педагогического совета протокол №____
«__» ________ 201__ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____________/______________/
«__»____________201__г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ «ООШ №17»
_____________/______________/
«____»____________201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
История Красноярского края
ДЛЯ 8 КЛАССА НА 2016\2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов по программе: 18
Количество часов в неделю: 0,5
Планирование составлено на основе:
Планирование составлено на основе краевого
(национально-регионального)
компонента государственного
образовательного стандарта основного
общего образования.
Примерная программа.
История Красноярского края
/ Молодцова И.Н., Зелова О.Г.
и др. - Красноярск: 2006.
Автор рабочей программы:
Агеева Анна Игоревна,
Учитель истории,
1 кв.категория.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «История Красноярского края» в 8 классе составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Данная программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Изучение истории Красноярского края направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание чувства любви и уважения к своему краю;
-
формирование устойчивого интереса к социально-экономическому, политическому и географическому положению Красноярского края, его истории и археологии, развитию Красноярского края;
Задачи курса:
-
освоение знаний о важнейших этапах исторического развития Красноярского края, особенностях и проблемах его социально-экономического развития;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством овладения основами самостоятельной проектно-исследовательской и поисковой деятельности;
-
повышение уровня правовой грамотности обучающихся посредством ознакомления с нормативными правовыми актами Красноярского края.
Воспитательные задачи:
-
воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
-
углубление и систематизация знаний о своей семье;
-
воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
-
воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
-
воспитание бережного отношения к природе;
-
воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
Развивающие задачи:
-
расширять знания учащихся по краеведению;
-
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
-
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;
-
развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;
-
развивать навыки при работе с картой
Курс является интегрированным и позволяет формировать целостный взгляд обучающихся на Красноярский край. Интегрированный характер учебного предмета проявляется на разных уровнях: от межпредметных связей и взаимного иллюстрирования до целостного взаимопроникновения в рамках одного предмета.
Интегрированное взаимодействие курсов истории, географии и обществознания позволяет обучающимся получить целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую об обществе информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многонациональном и многоконфессиональном обществе, сложившемся на территории Красноярского края.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Учебный предмет «История Красноярского края» на ступени основного общего образования изучается с 8 по 9 класс. Данная программа разработана для учащихся 8 классов. На изучение данного предмета отводится по 18 часов в каждом классе (0,5 часа в неделю). На уроках применяется рассказ учителя, фронтальный опрос, работа в парах, самостоятельная работа.
Методические приемы
Основными методическими приемами являются:
-
Исследовательская деятельность.
-
Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
-
Индивидуальная работа с учащимися.
-
Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.
-
Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).
В основу программы положены следующие принципы образования:
-
природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят), культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы.
Направленность программы:
-
Формирование патриотического сознания
-
Формирование гражданского поведения и правовой культуры
-
Формирование коммуникативной культуры
-
Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности
-
Формирование опыта социально-значимой деятельности
Поисково-исследовательская направленность программы
-
Ребята находят предметы старины, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое.
-
Дети большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века.
Именно эти впечатления и показывают значимость курса «Краеведение», определяют ее основное направление - укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы педагогики сотрудничества.
Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. Если в ходе исследовательской работы достигаются такие цели, как:
-
реализация творческих способностей обучающегося;
-
создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
-
развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков, то она уже заслуживает особого внимания окружающих.
Просветительская направленность программы
-
Основная задача данного направления - вовлечение в работу районного музея, изучению родного края - своей малой родины, значительного числа школьников, родителей, населения.
-
Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:
-
Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;
-
Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспонатами уголка краеведения односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием.
-
Районный уровень - представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.
Основные направления по реализации Программы по краеведению:
-
Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.
-
Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.
-
Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов подлинных документов по истории школы.
-
Исследовательская деятельность.
-
Экскурсионная, просветительская работа с учащимися.
-
Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.
-
Дней воинской славы России
-
Создание мультимедийных презентаций о своем поселке, районе, области, с использованием ИКТ;
-
Освещение работы в местных СМИ.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Программа призвана помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь, основ научного мировоззрения.
-
Внешние результаты реализации программы:
- достижения ребят на районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и чтениях;
- устойчивый интерес к краеведению
- увеличение направленности и разнообразия проектов;
-
Внутренний результат:
- положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.
-
Диагностика реализации программы:
- наблюдения;
- анкетирование;
В 8 классах изучаются сведения по археологии и истории Красноярского края и о социально-экономическом развитии Красноярского края на современном этапе.
Содержание программы
История Красноярского края (18 часов). Енисейская губерния в ХIХ веке
Раздел 1. Политическая жизнь (3 часа).
Заселение Приенисейского края. Образование Енисейской губернии. Первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов. Реформа М.М. Сперанского в Сибири. Губернская власть. Городское и крестьянское самоуправление.
Раздел 2. Социально-экономическое развитие (10 часов).
Экономическое развитие Енисейской губернии. Сельское хозяйство, промыслы и домашние ремёсла. Зарождение и развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Енисейская губерния - центр мировой золотодобычи. Формы организации торговли, развитие товарно-денежных отношений. Особенности промышленного переворота в Енисейской губернии. Развитие транспорта. Внешнеторговая деятельность.
Изменения в социальном составе населения. Особенности уклада жизни сибирских крестьян.
Пути формирования енисейской буржуазии. Меценатство. Наёмные рабочие и их положение. Формы социального протеста и социального сотрудничества.
Особенность городов в Енисейской губернии. Население, внешний облик горожан, общественная жизнь.
Декабристы в Енисейской ссылке и их влияние на развитие культуры. Политическая ссылка 60-90-х годов XIX века.
Раздел 3. Культурная жизнь Енисейской губернии (5 часов).
Народное образование и здравоохранение. Музеи Енисейской губернии. Издательское дело. Научное изучение Енисейской губернии.
Будни и праздники сибиряков.
Список литературы.
Григорьев А.А. Красноярский край в истории отечества. Книга первая. Хрестоматия для учащихся старших классов средних школ. Красноярск, 1996.
Дроздов Н.И. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. - Красноярск: группа компаний «Платина», 2005.
Моисеева Л.П. История Красноярского края. Красноярск,1967.
Периодические издания г. Норильска и Красноярского края
Учебно-тематический план
Наименование раздела (темы)
Количество часов
8 класс
История Красноярского края
Раздел 1. Енисейская губерния в ХIХ веке. Политическая жизнь.
3
Заселение Приенисейского края.
1
Реформа М.М. Сперанского в Сибири.
1
Губернская власть.
1
Раздел 2. Енисейская губерния в ХIХ веке. Социально-экономическое развитие.
10
Экономическое развитие Енисейской губернии.
1
Зарождение и развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве.
1
Формы организации торговли, развитие товарно-денежных отношений.
1
Внешнеторговая деятельность.
1
Изменения в социальном составе населения.
1
Пути формирования енисейской буржуазии.
1
Формы социального протеста и социального сотрудничества.
1
Особенность городов в Енисейской губернии.
1
Декабристы в Енисейской ссылке.
1
Политическая ссылка 60-90-х годов XIX века.
1
Раздел 3. Енисейская губерния в ХIХ веке. Культурная жизнь Енисейской губернии.
5
Народное образование и здравоохранение.
1
Музеи Енисейской губернии.
1
Издательское дело.
1
Научное изучение Енисейской губернии.
1
Итоговый урок. Самостоятельная работа.
1
Итого
18
Календарно - тематическое планирование
2016-2017 учебный год (8кл.)
N
Тема раздела, урока
Дата проведения
Количество часов
Вопросы актуализации материала
Планируемые результаты
Виды контроля
Примечание
план
факт
Раздел 1. Енисейская губерния в ХIХ веке.
Политическая жизнь.
1.
Заселение Приенисейского края.
1
Образование Енисейской губернии.
Развивать самостоятельность учащихся через привлечение дополнительного материала по теме заселение Приенисейского края.
Хронологические задачи
2.
Реформа М.М. Сперанского в Сибири.
1
Первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов.
Учащиеся стремятся более полно воспринимать информацию, лишь фиксируя в тетрадях возникающие вопросы.
Творческая работа, инд. работа по тексту книги, «историческая зарядка»
3.
Губернская власть.
1
Городское и крестьянское самоуправление.
Развивать умение свободно излагать материал, иллюстрировать рассказ картинками.
Тест « Губернская власть »
Раздел 2. Енисейская губерния в ХIХ веке.
Социально-экономическое развитие.
Хронологические задачи
4.
Экономическое развитие Енисейской губернии.
1
Енисейская губерния - центр мировой золотодобычи.
Систематизировать знания в таблицу, давать сравнительную характеристику, обсуждение проблемных вопросов экономического развития Енисейской губернии.
Инд. работа по карточкам (у, п), фронтальная беседа
5.
Зарождение и развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве.
1
Сельское хозяйство, промыслы и домашние ремёсла.
Извлекать материал из лекции по проблеме. На основе работы с документами охарактеризовать капиталистические отношения в сельском хозяйстве.
Хронологические задачи
6.
Формы организации торговли, развитие товарно-денежных отношений.
1
Особенности промышленного переворота в Енисейской губернии.
Наладить обратную связь ученик-учитель, учитель-ученик, субъект -субъектную деятельность.
Инд. работа по карточкам (у, п), фронтальная беседа
7.
Внешнеторговая деятельность.
1
Развитие транспорта.
Обсуждение проблемных вопросов. На основе работы с документами охарактеризовать внешнеторговую деятельность.
«Историческая зарядка»
8.
Изменения в социальном составе населения.
1
Особенности уклада жизни сибирских крестьян.
Развивать умение иллюстрировать рассказ картинками, извлекать материал из лекции по проблеме изменения в социальном составе населения.
Хронологические задачи
9.
Пути формирования енисейской буржуазии.
1
Меценатство.
Самостоятельный анализ документов формирует умение видеть проблему, причины её возникновения и умение найти правильный ответ. Подведение итогов путей формирования енисейской буржуазии.
Составление и работа с таблицей
10.
Формы социального протеста и социального сотрудничества.
1
Наёмные рабочие и их положение.
Учащиеся стремятся более полно воспринимать информацию, лишь фиксируя в тетрадях возникающие вопросы.
Решение творческих задач
11.
Особенность городов в Енисейской губернии.
1
Население, внешний облик горожан, общественная жизнь.
Обсуждение проблемных вопросов. На основе работы с документами охарактеризовать особенность городов в Енисейской губернии.
Развернутые ответы по карточкам
12.
Декабристы в Енисейской ссылке.
1
Влияние декабристов на развитие культуры Енисейской губернии.
На основе работы с документами охарактеризовать деятельность декабристов в период Енисейской ссылки.
Игра - путешествие по станциям
13.
Политическая ссылка 60-90-х годов XIX века.
1
Общественное движение, настроения масс.
Давать оценочную характеристику геополитического фактора, систематизировать знания в таблицу.
Игра «Историческая эстафета»,
Раздел 3. Енисейская губерния в ХIХ веке.
Культурная жизнь Енисейской губернии.
Хронологические задачи
14.
Народное образование и здравоохранение.
1
Открытие первых в губернии классических мужских гимназий и женских прогимназий.
Открытие бесплатных больниц.
Систематизировать знания в таблицу, давать сравнительную характеристику, обсуждение проблемных вопросов о народном образовании и здравоохранении.
Инд. работа по карточкам (у, п), фронтальная беседа
15.
Музеи Енисейской губернии.
1
Село Шушенское. Ссылка В.И. Ленина.
Обсуждение проблемных вопросов. Учащиеся стремятся более полно воспринимать информацию, лишь фиксируя в тетрадях возникающие вопросы.
Фронтальный опрос
16.
Издательское дело.
1
Издание «Енисейского альманаха». Общество «Красноярская литературная беседа».
Учащиеся свободно владеют информацией, делают выводы о возникновении издательского дела на территории губернии.
Викторина
17.
Научное изучение Енисейской губернии.
1
Будни и праздники сибиряков.
Подведение итогов по истории развития Енисейской губернии.
Фронтальный опрос
18.
Итоговый урок. Самостоятельная работа.
1
Требования к уровню подготовки выпускников
-
В результате изучения Истории Красноярского края учащиеся должны:
-
- знать исторические памятники Красноярского края;
-
- знать важнейшие этапы исторического развития Красноярского края, его традиции, вклад выдающихся исторических личностей в развитие Красноярского края;
-
- уметь выделять общее и особенное в истории развития Красноярского края;
-
- знать об уровне жизни и хозяйственно-бытовых укладах населения Красноярского края в период с VIII по XXI века;
-
- знать особенности социально-экономического развития Красноярского края;
-
- знать специфику и уметь выявлять проблемы социально-экономического развития края в современный период;
-
- знать об основных направлениях внутренних и внешних экономических связях Красноярского края;
-
- знать особенности отраслевой структуры хозяйства Красноярского края;
-
- знать сырьевые, энергетические, сельскохозяйственные ресурсы Красноярского края;
-
- знать устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края;
-
- знать основные положения Устава Красноярского края и устава муниципального образования;
-
- уметь пользоваться нормативной правовой базой Красноярского края.
Что должны знать учащиеся к концу курса: где расположены наш район, область, какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю района, названия поселений, их местонахождение, достопримечательности района, основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны района.
Что должны уметь учащиеся к концу курса: рассказать краткую историю района, области, находить их на карте, показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки района, области, называть основные виды животных и растений района, давать краткую характеристику сельским поселениям района, о его достопримечательностях, формулировать основные экологические проблемы края способы их решения, рассказать о заповедной зоне района. Делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя. Работать с картой.
Учебно-методический комплекс:
-
Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. - Красноярск: группа компаний «Платина», 2005. - 240 с., илл.
-
Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX-начала XX вв.: учебное пособие для учащихся и студентов / Б.Е. Андюсев; Краснояр. Гос. Пед. Ун-т. - Красноярск, 2006
-
Быконя Г.Ф. история Приенисейского края XVII-первая половина XIX века. / Учебное пособие и материалы для внеклассного чтения по курсу «История родного края» для учащихся общеобразовательной школы. - Красноярск, 1997.
-
Презентация «Родное Красноярье»
-
Презентация «Родное Красноярье»
-
Презентация «Губернаторы Енисейской губернии и Красноярского края».
-
Презентация «Присоединение Красноярского края»
-
Презентация «Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края»
-
Карта Красноярского края
13