Рабочая программа История Красноярского края 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАСМОТРЕНО

на заседании педагогического совета протокол №____

«__» ________ 201__ г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР _____________/______________/

«__»____________201__г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ «ООШ №17»

_____________/______________/

«____»____________201__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

История Красноярского края

ДЛЯ 8 КЛАССА НА 2016\2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество часов по программе: 18

Количество часов в неделю: 0,5

Планирование составлено на основе:

Планирование составлено на основе краевого

(национально-регионального)

компонента государственного

образовательного стандарта основного

общего образования.

Примерная программа.

История Красноярского края

/ Молодцова И.Н., Зелова О.Г.

и др. - Красноярск: 2006.

Автор рабочей программы:

Агеева Анна Игоревна,

Учитель истории,

1 кв.категория.




Пояснительная записка.


Рабочая программа по учебному предмету «История Красноярского края» в 8 классе составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Данная программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Изучение истории Красноярского края направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание чувства любви и уважения к своему краю;

  • формирование устойчивого интереса к социально-экономическому, политическому и географическому положению Красноярского края, его истории и археологии, развитию Красноярского края;

Задачи курса:

  • освоение знаний о важнейших этапах исторического развития Красноярского края, особенностях и проблемах его социально-экономического развития;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством овладения основами самостоятельной проектно-исследовательской и поисковой деятельности;

  • повышение уровня правовой грамотности обучающихся посредством ознакомления с нормативными правовыми актами Красноярского края.

Воспитательные задачи:

  • воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

  • углубление и систематизация знаний о своей семье;

  • воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

Развивающие задачи:

  • расширять знания учащихся по краеведению;

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;

  • развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;

  • развивать навыки при работе с картой

Курс является интегрированным и позволяет формировать целостный взгляд обучающихся на Красноярский край. Интегрированный характер учебного предмета проявляется на разных уровнях: от межпредметных связей и взаимного иллюстрирования до целостного взаимопроникновения в рамках одного предмета.
Интегрированное взаимодействие курсов истории, географии и обществознания позволяет обучающимся получить целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую об обществе информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многонациональном и многоконфессиональном обществе, сложившемся на территории Красноярского края.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Учебный предмет «История Красноярского края» на ступени основного общего образования изучается с 8 по 9 класс. Данная программа разработана для учащихся 8 классов. На изучение данного предмета отводится по 18 часов в каждом классе (0,5 часа в неделю). На уроках применяется рассказ учителя, фронтальный опрос, работа в парах, самостоятельная работа.

Методические приемы

Основными методическими приемами являются:

  • Исследовательская деятельность.

  • Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

  • Индивидуальная работа с учащимися.

  • Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.

  • Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).

В основу программы положены следующие принципы образования:

  • природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят), культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы.

Направленность программы:

  • Формирование патриотического сознания

  • Формирование гражданского поведения и правовой культуры

  • Формирование коммуникативной культуры

  • Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности

  • Формирование опыта социально-значимой деятельности

Поисково-исследовательская направленность программы

  • Ребята находят предметы старины, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое.

  • Дети большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века.

Именно эти впечатления и показывают значимость курса «Краеведение», определяют ее основное направление - укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы педагогики сотрудничества.

Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. Если в ходе исследовательской работы достигаются такие цели, как:

  • реализация творческих способностей обучающегося;

  • создание ситуации успеха для конкретного ребенка;

  • развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков, то она уже заслуживает особого внимания окружающих.

Просветительская направленность программы

  • Основная задача данного направления - вовлечение в работу районного музея, изучению родного края - своей малой родины, значительного числа школьников, родителей, населения.

  • Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

  • Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;

  • Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспонатами уголка краеведения односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием.

  • Районный уровень - представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.

Основные направления по реализации Программы по краеведению:

  • Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.

  • Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.

  • Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов подлинных документов по истории школы.

  • Исследовательская деятельность.

  • Экскурсионная, просветительская работа с учащимися.

  • Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.

  • Дней воинской славы России

  • Создание мультимедийных презентаций о своем поселке, районе, области, с использованием ИКТ;

  • Освещение работы в местных СМИ.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Программа призвана помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь, основ научного мировоззрения.

  • Внешние результаты реализации программы:

- достижения ребят на районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и чтениях;
- устойчивый интерес к краеведению
- увеличение направленности и разнообразия проектов;

  • Внутренний результат:

- положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.

  • Диагностика реализации программы:

- наблюдения;
- анкетирование;

В 8 классах изучаются сведения по археологии и истории Красноярского края и о социально-экономическом развитии Красноярского края на современном этапе.

Содержание программы

История Красноярского края (18 часов). Енисейская губерния в ХIХ веке


Раздел 1. Политическая жизнь (3 часа).

Заселение Приенисейского края. Образование Енисейской губернии. Первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов. Реформа М.М. Сперанского в Сибири. Губернская власть. Городское и крестьянское самоуправление.

Раздел 2. Социально-экономическое развитие (10 часов).

Экономическое развитие Енисейской губернии. Сельское хозяйство, промыслы и домашние ремёсла. Зарождение и развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Енисейская губерния - центр мировой золотодобычи. Формы организации торговли, развитие товарно-денежных отношений. Особенности промышленного переворота в Енисейской губернии. Развитие транспорта. Внешнеторговая деятельность.

Изменения в социальном составе населения. Особенности уклада жизни сибирских крестьян.

Пути формирования енисейской буржуазии. Меценатство. Наёмные рабочие и их положение. Формы социального протеста и социального сотрудничества.

Особенность городов в Енисейской губернии. Население, внешний облик горожан, общественная жизнь.

Декабристы в Енисейской ссылке и их влияние на развитие культуры. Политическая ссылка 60-90-х годов XIX века.

Раздел 3. Культурная жизнь Енисейской губернии (5 часов).

Народное образование и здравоохранение. Музеи Енисейской губернии. Издательское дело. Научное изучение Енисейской губернии.

Будни и праздники сибиряков.

Список литературы.


Григорьев А.А. Красноярский край в истории отечества. Книга первая. Хрестоматия для учащихся старших классов средних школ. Красноярск, 1996.

Дроздов Н.И. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. - Красноярск: группа компаний «Платина», 2005.

Моисеева Л.П. История Красноярского края. Красноярск,1967.

Периодические издания г. Норильска и Красноярского края



Учебно-тематический план


Наименование раздела (темы)

Количество часов

8 класс

История Красноярского края

Раздел 1. Енисейская губерния в ХIХ веке. Политическая жизнь.

3

Заселение Приенисейского края.

1

Реформа М.М. Сперанского в Сибири.

1

Губернская власть.

1

Раздел 2. Енисейская губерния в ХIХ веке. Социально-экономическое развитие.

10

Экономическое развитие Енисейской губернии.

1

Зарождение и развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

1

Формы организации торговли, развитие товарно-денежных отношений.

1

Внешнеторговая деятельность.

1

Изменения в социальном составе населения.

1

Пути формирования енисейской буржуазии.

1

Формы социального протеста и социального сотрудничества.

1

Особенность городов в Енисейской губернии.

1

Декабристы в Енисейской ссылке.

1

Политическая ссылка 60-90-х годов XIX века.

1

Раздел 3. Енисейская губерния в ХIХ веке. Культурная жизнь Енисейской губернии.

5

Народное образование и здравоохранение.

1

Музеи Енисейской губернии.

1

Издательское дело.

1

Научное изучение Енисейской губернии.

1

Итоговый урок. Самостоятельная работа.

1

Итого

18












Календарно - тематическое планирование

2016-2017 учебный год (8кл.)


N

Тема раздела, урока

Дата проведения

Количество часов

Вопросы актуализации материала

Планируемые результаты

Виды контроля

Примечание



план

факт





Раздел 1. Енисейская губерния в ХIХ веке.

Политическая жизнь.


1.

Заселение Приенисейского края.



1

Образование Енисейской губернии.

Развивать самостоятельность учащихся через привлечение дополнительного материала по теме заселение Приенисейского края.

Хронологические задачи


2.

Реформа М.М. Сперанского в Сибири.



1

Первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов.

Учащиеся стремятся более полно воспринимать информацию, лишь фиксируя в тетрадях возникающие вопросы.

Творческая работа, инд. работа по тексту книги, «историческая зарядка»


3.

Губернская власть.



1

Городское и крестьянское самоуправление.

Развивать умение свободно излагать материал, иллюстрировать рассказ картинками.

Тест « Губернская власть »


Раздел 2. Енисейская губерния в ХIХ веке.

Социально-экономическое развитие.


Хронологические задачи

4.

Экономическое развитие Енисейской губернии.



1

Енисейская губерния - центр мировой золотодобычи.

Систематизировать знания в таблицу, давать сравнительную характеристику, обсуждение проблемных вопросов экономического развития Енисейской губернии.

Инд. работа по карточкам (у, п), фронтальная беседа


5.

Зарождение и развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве.



1

Сельское хозяйство, промыслы и домашние ремёсла.

Извлекать материал из лекции по проблеме. На основе работы с документами охарактеризовать капиталистические отношения в сельском хозяйстве.

Хронологические задачи


6.

Формы организации торговли, развитие товарно-денежных отношений.



1

Особенности промышленного переворота в Енисейской губернии.


Наладить обратную связь ученик-учитель, учитель-ученик, субъект -субъектную деятельность.

Инд. работа по карточкам (у, п), фронтальная беседа


7.

Внешнеторговая деятельность.



1

Развитие транспорта.

Обсуждение проблемных вопросов. На основе работы с документами охарактеризовать внешнеторговую деятельность.

«Историческая зарядка»


8.

Изменения в социальном составе населения.



1

Особенности уклада жизни сибирских крестьян.

Развивать умение иллюстрировать рассказ картинками, извлекать материал из лекции по проблеме изменения в социальном составе населения.

Хронологические задачи


9.

Пути формирования енисейской буржуазии.



1

Меценатство.

Самостоятельный анализ документов формирует умение видеть проблему, причины её возникновения и умение найти правильный ответ. Подведение итогов путей формирования енисейской буржуазии.

Составление и работа с таблицей


10.

Формы социального протеста и социального сотрудничества.



1

Наёмные рабочие и их положение.


Учащиеся стремятся более полно воспринимать информацию, лишь фиксируя в тетрадях возникающие вопросы.

Решение творческих задач


11.

Особенность городов в Енисейской губернии.



1

Население, внешний облик горожан, общественная жизнь.

Обсуждение проблемных вопросов. На основе работы с документами охарактеризовать особенность городов в Енисейской губернии.

Развернутые ответы по карточкам


12.

Декабристы в Енисейской ссылке.



1

Влияние декабристов на развитие культуры Енисейской губернии.

На основе работы с документами охарактеризовать деятельность декабристов в период Енисейской ссылки.

Игра - путешествие по станциям


13.

Политическая ссылка 60-90-х годов XIX века.



1

Общественное движение, настроения масс.

Давать оценочную характеристику геополитического фактора, систематизировать знания в таблицу.

Игра «Историческая эстафета»,


Раздел 3. Енисейская губерния в ХIХ веке.

Культурная жизнь Енисейской губернии.



Хронологические задачи

14.

Народное образование и здравоохранение.



1

Открытие первых в губернии классических мужских гимназий и женских прогимназий.

Открытие бесплатных больниц.


Систематизировать знания в таблицу, давать сравнительную характеристику, обсуждение проблемных вопросов о народном образовании и здравоохранении.

Инд. работа по карточкам (у, п), фронтальная беседа


15.

Музеи Енисейской губернии.



1

Село Шушенское. Ссылка В.И. Ленина.


Обсуждение проблемных вопросов. Учащиеся стремятся более полно воспринимать информацию, лишь фиксируя в тетрадях возникающие вопросы.

Фронтальный опрос


16.

Издательское дело.



1

Издание «Енисейского альманаха». Общество «Красноярская литературная беседа».

Учащиеся свободно владеют информацией, делают выводы о возникновении издательского дела на территории губернии.

Викторина


17.

Научное изучение Енисейской губернии.



1

Будни и праздники сибиряков.


Подведение итогов по истории развития Енисейской губернии.

Фронтальный опрос


18.

Итоговый урок. Самостоятельная работа.




1




Требования к уровню подготовки выпускников

  • В результате изучения Истории Красноярского края учащиеся должны:

  • - знать исторические памятники Красноярского края;

  • - знать важнейшие этапы исторического развития Красноярского края, его традиции, вклад выдающихся исторических личностей в развитие Красноярского края;

  • - уметь выделять общее и особенное в истории развития Красноярского края;

  • - знать об уровне жизни и хозяйственно-бытовых укладах населения Красноярского края в период с VIII по XXI века;

  • - знать особенности социально-экономического развития Красноярского края;

  • - знать специфику и уметь выявлять проблемы социально-экономического развития края в современный период;

  • - знать об основных направлениях внутренних и внешних экономических связях Красноярского края;

  • - знать особенности отраслевой структуры хозяйства Красноярского края;

  • - знать сырьевые, энергетические, сельскохозяйственные ресурсы Красноярского края;

  • - знать устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края;

  • - знать основные положения Устава Красноярского края и устава муниципального образования;

  • - уметь пользоваться нормативной правовой базой Красноярского края.

Что должны знать учащиеся к концу курса: где расположены наш район, область, какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю района, названия поселений, их местонахождение, достопримечательности района, основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны района.

Что должны уметь учащиеся к концу курса: рассказать краткую историю района, области, находить их на карте, показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки района, области, называть основные виды животных и растений района, давать краткую характеристику сельским поселениям района, о его достопримечательностях, формулировать основные экологические проблемы края способы их решения, рассказать о заповедной зоне района. Делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя. Работать с картой.

Учебно-методический комплекс:

  1. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. - Красноярск: группа компаний «Платина», 2005. - 240 с., илл.

  2. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX-начала XX вв.: учебное пособие для учащихся и студентов / Б.Е. Андюсев; Краснояр. Гос. Пед. Ун-т. - Красноярск, 2006

  1. Быконя Г.Ф. история Приенисейского края XVII-первая половина XIX века. / Учебное пособие и материалы для внеклассного чтения по курсу «История родного края» для учащихся общеобразовательной школы. - Красноярск, 1997.

  1. Презентация «Родное Красноярье»

  1. Презентация «Родное Красноярье»

  1. Презентация «Губернаторы Енисейской губернии и Красноярского края».

  1. Презентация «Присоединение Красноярского края»

  1. Презентация «Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края»

  1. Карта Красноярского края

13


© 2010-2022