- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по Истории для 7 класса на 70 часов
Рабочая программа по Истории для 7 класса на 70 часов
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лачугина Н.В. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории(mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), Примерной программы основного общего образования по истории (mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc), авторских программ а. я. Юдовской, Л. М. Ванюшкиной и А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной ( Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11 классы. - М. Просвещение, 2007).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.
Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Для более глубокого и долговременного усвоения школьниками истории Отечества был увеличен курс «История России» до 44ч. рекомендованного авторами программы за счет сокращения курса Всеобщей истории до 26 часов в 7 классе, что соответствует Примерной программе основного общего образования. Один час оставлен в качестве резервного.
В учебной программе используется следующий УМК:
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история.1500-1800. 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Юдовская А.Я.Поурочные разработки по новой истории: 7кл. Пособие для учителя/А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2004
Данилов А.А. История России: История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. -М.: Просвещение, 2008.
Андреевская Т. В. Тесты по истории России 7 класс. К учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России. XVI - XVIII век. 7 класс». - М.,2005
Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России. 7 класс: К учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI- XVIII век». - М., 2009
Волкова К.В. История России. 7 класс- 3-е издание перераб.-М.: ВАКО, 2013- (КИМ)
Волкова К.В. Всеобщая история.История Нового времени.1500-1800гг.. 7 класс- 2-е издание перераб.-М.: ВАКО, 2013- (КИМ)
Цель изучения курса
Усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Безусловно, целью также является формирование представлений о прошлом человечества, которые будут служить одной из основ для повышения их общей культуры, ключевых компетентностей.
Общие задачи изучения курса:
-
формирование исторического мышления, ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
-
умение характеризовать наиболее яркие личности всемирной истории и их роль в истории и культуре; показать самобытные черты развития Нового времени.
-
освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
-
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
-
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
-
овладение основными знаниями по истории России XVII - XVIII вв., понимание места и роли Московского царства и Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории обучающийся должен:
-
получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XVII-XVIII вв.;
-
научиться соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
-
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
-
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
-
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
-
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
-
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
-
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
-
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-
использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
-
уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVII-XVIII вв..
Информационно-методическое обеспечение
Интернет-ресурсы
История Мира « Новый диск», 2009
Большая детская энциклопедия « История России в событиях и деталях»-ИДДК, ООО « Агентство Россия», 2013
В помощь учителю « Обществознание и история. Подготовка к ЕГЭ», -Издательство «Учитель», 2013
Библиотека Максима Мошкова, исторический раздел: lib.ru/YISTORY
Старинная европейская литература: lib.ru/INOOLD/
Российская государственная библиотека по искусству: Artlib.ru/
Великая Французская революция: liberte.newmail.ru/
История Великобритании. Правда и мифы в британской истории: britannia.com/history/plantage.html
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Устный, письменный ответ:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
-
осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
-
соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
-
анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
-
давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
-
сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
-
применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
-
толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
-
демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
-
составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
-
оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
-
читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
-
преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица).
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:
-
демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
-
дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
-
не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если :
-
демонстрирует общие представления об историческом процессе;
-
путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
-
показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
-
отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
-
не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
-
не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся
-
установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
-
сопоставил факты нескольких исторических источников;
-
применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
-
дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
-
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
-
аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если ученик
-
определил тип источника и историческую эпоху его появления;
-
извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
-
сопоставил факты нескольких исторических источников;
-
применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
-
прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
-
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся
-
не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
-
на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
-
попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
-
не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если ученик
-
не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
-
не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
-
пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.
Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если ученик
-
читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
-
раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
-
правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
-
допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
-
не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
-
допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
-
не соотносит историческую информацию с картой;
-
не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
-
не умеет читать легенду карты;
-
не распознает историческую информацию, представленную на карте;
-
отказался работать с контурной картой.
Контроль уровня обучения
Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:
-
Устный опрос;
-
Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.
-
различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;
-
анализ простейших исторических источников;
-
тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);
-
характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;
-
работа со шкалой времени;
-
творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;
-
Тексты с лакунами (пропусками);
-
«Оживление» картины, рассказ по картине;
-
историческое сочинение, эссе и т.п.
-
рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).
По итогам изучения курсов истории России и Новой истории предусмотрены контрольные работы в виде комплексных разноуровневых тестов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ . НОВАЯ ИСТОРИЯ И ИСТОРИЯ РОССИИ, 7 класс, 70часов ( 2 в неделю)
№ урока
Тема урока,
Элементы содержания
Тип урока, вид контроля
Понятия
Требования к уровню подготовки обучающихся
Домашнее задание
НОВАЯ ИСТОРИЯ. ( 26 часов)
Введение (1ч)
1
1.Понятие «новое время».
Что изучает новая история. Понятие «новое время». Хронологические границы, этапы. Человек нового времени. Запад и Восток: особенности развития и общественного устройства.
Вводная беседа
Новое время, традиционное общество, индустриальное общество.
1)определять хронологические рамки нового времени;
2)сравнивать черты традиционного и индустриального общества;
3)устанавливать связь нового времени с современностью
Прочитать с. 4-7, в.1-6 устно, п.1 с.8-12 , в.1 с.17.
Тема 1. Европа и мир в начале нового времени (14ч)
2
2.Эпоха Великих географических открытий.
Новые изобретения и усовершенствования. Географические представления. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествие Христофора Колумба. Фернандо Магеллан. Америго Веспуччи О Новом Свете. Западноевропейская колонизация новых земель. Значение ВГО. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Комбинированный с элементами лабораторной работы, индивидуальный опрос
ВГО, бомбарда, мушкет, каравелла, конкиста, колонизация, революция цен.
1)работать с картой, описывать объекты;
2)устанавливать причинно-следственые связи ВГО, их последствия
Прочитать п.1 с.12-16, п.2; в.2-4 с.17, в.7 с.23 письменно
3
3.Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм».
Значение абсолютизма для развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. Армия на службе короля. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Комбинированный с элементами дискуссии, индивидуальный опрос
Абсолютизм, меркантилизм.
1)выявлять основные черты абсолютизма, составлять схему;
2)находить необходимую информацию в историческом источнике
Прочитать п.3 в.1-6 с.35
4
4.Дух предпринимательства преобразует экономику.
Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Комбинированный с элементами лабораторной работы, индивидуальный опрос
Монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталистическое хозяйство.
1)сравнивать ремесленную мастерскую и мануфактуру;
2)определять изменения в экономике, самостоятельно находя материал в тексте учебника
Прочитать п.4 в.2,4,5 с.44
5
5.Европейское общество в раннее новое время.
Буржуазия раннего нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Работа в группах, групповой опрос
Буржуа, новые дворяне, фермер, огораживания.
1)характеризовать изменения в социальной структуре европейских государств;
2)объяснять новые термины
Прочитать п.5, в.1-5 с.52, подготовиться к входной к/р
6
6.Повседневная жизнь.
Входная контрольная работа. Контрольная работа № 1
Главные беды - эпидемии, голод, войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. Мода. Европейский город нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Комбинированный, фронтальный опрос
1)характеризовать изменения в повседневной жизни европейцев;
2)определять уровень сформированности компетенций по предмету
Прочитать п.6, в.1-4 с.57, подготовиться к мини-конференции
7
7.Великие гуманисты. Мир художественной культуры Возрождения.
Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор. Ф.Рабле и его герои. У.Шекспир, М.Сервантес. Музыка. Новые тенденции в изобразительном искусстве. Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.
Мини-конференция, индивидуальный опрос, работа над ошибками
Гуманизм, Возрождение (Ренессанс), барельеф, гравюра, аллегория.
1)характеризовать эпоху Возрождения, сравнивая ее со Средневековьем;
2)формировать умение защищать мини-рефераты
Прочитать п.7-9, учить записи в тетради
8
8.Рождение новой европейской науки.
Разрушение средневекового представления о Вселенной. Учение Н.Коперника. Д.Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Открытия Г.Галилея. И.Ньютон. Ф.Бэкон. Р.Декарт. Учение Д.Локка о естественных правах человека и разделении властей.
Лабораторная работа, фронтальный опрос
Бакалавр.
1)заполнять таблицу на основе текста учебника «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и на общество»;
2)сравнивать познания различных деятелей науки
Прочитать п.10, в.6 письменно с.91
9
9.Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.
Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм.
Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос
Реформация, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант.
1)объяснять термины по теме;
2)устанавливать причины Реформации;
3)характеризовать идеи протестантов
Прочитать п.11, в.3,4,7 с.100
10
10.Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Комбинированный с элементами лабораторной работы, индивидуальный опрос
Кальвинизм, орден иезуитов, контрреформация.
1)характеризовать личность Жана Кальвина и его учение;
2)объяснять причины борьбы Католической церкви с Реформацией;
3)рассказывать о деятельности И.Лойолы и ордена иезуитов;
4)определять по карте районы распространения Реформации
Прочитать п.12, в.1,3,4,5 с.107
11
11.Королевская власть и Реформация в Англии.
Генрих VIII - религиозный реформатор. Англиканская церковь. Елизавета I . Укрепление монархии при ней. Борьба за первенство на море.
Комбинированный с элементами проблемной беседы, индивидуальный опрос
Англиканская церковь, пуритане.
1)сравнивать англиканскую и католическую церковь;
2)оценивать происходящие события с точки зрения различных слоев общества
Прочитать п.13, в.1,2,3,7 с.116-117
12
12.Религиозные войны и укрепление монархии во Франции.
Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформа Ришелье. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.
Комбинированный с элементами лабораторной работы, индивидуальный опрос
Религиозные войны, эдикт, гугенот, месса.
1)характеризовать исторических деятелей данного периода;
2)находить необходимую информацию в источнике, анализировать ее
Прочитать п.14, в.1,4,5 с.125; с.129 в. 1-6 устно
13
13.Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии.
Нидерланды - жемчужина в короне Габсбургов. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI веке. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Кровавые указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские грезы. Утрехтская уния. Рождение республики.
Комбинированный с элементами эвристической беседы, фронтальный опрос
Революция, гезы, иконоборцы, уния, республика.
1)определять причины революции;
2)называть основные события;
3)выявлять ее последствия
Прочитать п. 15, в.1,2,3,6,7, с.139
14
14.Революция в Англии.
Англия в первой половине XVII века. Пуритане. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Оливер Кромвель. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики. Реставрация Стюартов. «Славная революция». Парламентская монархия. Создание условий для развития индустриального общества.
Комбинированный с элементами практикума, индивидуальный опрос
Джентри, гражданская война, круглоголовые, кавалеры, парламентская монархия, левеллеры, диггеры, протекторат, тори, виги.
1)определять причины революции;
2)называть основные события;
3)выявлять ее последствия
Прочитать п.16, в.1,2,4,9; п.17 в.1,2,8,11
15
15.Международные отношения в XVI-XVIII веках.
Причины международных конфликтов. Тридцатилетняя война. Последствия войны для Европы. Война за испанское наследство. Семилетняя война. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Комбинированный с элементами проблемной беседы, индивидуальный опрос
Коалиция.
1)определять причины международных конфликтов;
2)характеризовать их последствия для развития Европы;
3)работать с картой
Прочитать п.18-19 в.1,3,4,6 с.171
Тема 2. Эпоха Просвещения. Время преобразований (7ч)
16
16.Великие просветители Европы.
Просветители XVIII века - наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер. Монтескье. Ж.-Ж. Руссо. А.Смит. Ж.Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Вводная лекция с элементами беседы, индивидуальный опрос
Эпоха Просвещения, разделение властей, правовое государство, гражданское общество.
1)характеризовать эпоху Просвещения;
2)называть главные идеи деятелей эпохи Просвещения
Прочитать п.20 в.9 письменно с.182, подготовиться к мини-конференции
17
17.Мир художественной культуры Просвещения.
Образ человека индустриального общества в произведениях Д.Дефо. Произведения Д.Свифта. Творчество П.Бомарше, Ф.Шиллера, И.Гете. Музыкальное искусство: И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.ван Бетховен. Секуляризация культуры.
Мини-конференция, индивидуальный опрос
Пастораль, секуляризация.
1)определять основные черты художественной культуры эпохи Просвещения; 2)подготовить и защитить мини-реферат по теме урока
Прочитать п.21 в.2,3,5 с.195
18
18.Промышленный переворот в Англии.
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки, особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети - дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Лабораторная работа, фронтальный опрос
Промышленный переворот, аграрная революция, луддизм.
1)называть предпосылки промышленного переворота в Англии;
2)определять черты пром. переворота;
3)характеризовать цену технического прогресса
Прочитать п.22, в.1,3,8,9 с.203-204
19
19.Английские колонии в Северной Америке.
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б.Франклин - великий наставник «юного» капитализма.
Групповая работа, групповой опрос
Национальное самосознание.
1)характеризовать жизнь английских колонистов в Америке;
2)находить необходимую информацию в источниках;
3)давать характеристику Б.Франклину
Прочитать п.23, в.1,2,3,7 с.214
20
20.Война за независимость. Образование США.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Д.Вашингтон и Т.Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения. Историческое значение образования США.
Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос
Конституция, суверенитет, декларация, импичмент, билль.
1)определять причины войны за независимость;
2)характеризовать Конституцию и политическую систему США;
3)характеризовать личности Т.Джефферсона и Д.Вашингтона;
4)выявлять историческое значение войны за независимость
Прочитать п.24 в. 2,6,7 с.225-226
21
21.Великая французская революция. Якобинская диктатура.
Франция в середине XVIII века. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791г. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер. Противоборство в Конвенте. Казнь Людовика XVI. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Комбинированный с элементами практикума, индивидуальный опрос
Жирондисты, якобинская диктатура, террор.
1)определять причины революции;
2)характеризовать основные события и личности;
3)анализировать отрывки из текста Декларации прав человека и гражданина
Прочитать п. 25, в.1,7,9 с.238, п.26 в.4,7 с.250-251
22
22.От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Государственный переворот 18 брюмера 1799г. и установление консульства.
Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос
Термидорианцы, директория.
1)объяснять причины падения якобинской диктатуры;
2)характеризовать итоги и значение революции;
3)характеризовать личность Наполеона Бонапарта
Прочитать п.27, в.2,8,9 с.262
Тема 3. Традиционные общества в раннее новое время (3ч),
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ЧАС)
23
23.Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.
Основные черты традиционного общества. Государство - верховный собственник земли, общинные порядки в деревне. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Мини-лекция с элементами беседы, индивидуальный опрос
Самурай, регламентация, иудаизм, синтоизм.
1)характеризовать традиционное общество Востока;
2)определять роль религий в жизни восточных стран
Прочитать п.28 в, 1,4,5,7 с.274
24
24.Государства Востока: начало европейской колонизации.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Маньчжурское завоевание Китая. Япония в эпохе правления династии Токугавы.
Групповая работа, групповой опрос
Моголы, клан, сипаи, сегун, закрытие страны.
1)составлять характеристику Индии, Китая, Японии в новое время;
2)сравнивать жизнь восточных обществ
Прочитать п. 29-30 в.1,2,3 с.287; подготовиться к промежуточной к/р в.1-5 с.290-291
25
25.Мир в новое время.
Восток и Запад в новое время.
Повторительно-обобщающий, фронтальный опрос
Подготовка к Контрольной работе
По курсу нового времени 7 класс.
Повторить с.288-290
26
26 Контрольная работа № 2
Мир в Новое время.
Повторительно- обобщающий урок
По курсу Нового времени 7 класс
По курсу Нового времени 7 класс
ИСТОРИЯ РОССИИ (44 часа)
Тема 4. Россия на рубеже XVI-XVII веков (4ч)
27
27.Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.
Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание ан царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601-1603гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Вводная беседа, работа над ошибками
Патриаршество, династический кризис.
1)характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Б.Годунова;
2)объяснять процесс закрепощения крестьян, его последствия
Прочитать п.1, в.1-5 с.11
28
28.Смута.
Причины и суть смутного времени. Лжедмитрий I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. .Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции.
Комбинированный с элементами проблемной беседы, индивидуальный опрос
Смута, самозванство, интервенция.
1)выявлять причины Смуты;
2)определять ход основных событий;
3)работать с картой;
4)давать характеристику личностей
Прочитать п.2, в.1-6 с.20-21
29
29.Окончание Смутного времени.
Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613г. Начало династии Романовых. Наш край в период Смуты.
Комбинированный с элементами лабораторной работы, индивидуальный опрос
Семибоярщина, народное ополчение, Земский собор.
1)характеризовать политику «семибоярщины»
2)определять роль Народного ополчения в освобождении русских земель;
3)характеризовать личности К.Минина и Д.Пожарского;
4)рассказывать об основных событиях Смуты в нашем крае
Прочитать п.3, в.1-5 с.31, к/к №7, зад.1-9
30
30.Контрольная работа № 3
«Россия на рубеже XVI-XVII веков»
Итоговое повторение Россия на рубеже XVI-XVII веков
Тема 5. Россия в XVII веке (10ч)
31
31.Новые явления в экономике.
Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.
Групповая работа, групповой опрос
Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок
1)характеризовать последствия Смуты;
2)работа с картой (называть и показывать основные торговые центры);
3)сравнивать мануфактуру и ремесленные мастерские;
4)определять влияние Смуты на развитие экономики
Прочитать п.4, в.1-6 устно, документы с.40-41 в. 1-2, к/к №8 зад.1-6
32
32.Основные сословия российского общества.
Усиление позиций дворянства. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Лабораторная работа, фронтальный опрос
Тягло, белые слободы, холопы, владельческие крестьяне, черносошенные крестьяне.
1)знать термины и уметь их объяснять;
2)составлять схему «Социальная структура России в XVII веке», объяснять положение каждого слоя, используя текст параграфа и документы
Прочитать п.5, в.1-5, документ с.47-48 в.1-2
33
33.Политическое развитие страны.
Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Соборное уложение 1649г.
Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос
Самодержавие. Боярская дума, Соборное уложение, крепостное право, приказы, волость.
1)давать характеристику личностям (первые Романовы);
2)объяснять термины и правильно употреблять их в речи;
3)объяснять роль Земских соборов и Боярской думы в становлении абсолютизма в России
Прочитать п.6, в.1-4 с.54, документ с.54-55 с.1-2
34
34.Власть и церковь. Церковный раскол.
Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667гг.
Проблемная беседа, индивидуальный опрос
Церковный раскол, старообрядчество, протопоп.
1)объяснять причины и суть церковного раскола;
2)характеризовать личности Никона и Аввакума;
3)объяснять суть конфликта между государством и церковью
Прочитать п.7 в.1-4
35
35.Народные движения.
Причины и особенности народных волнений. Городские восстания. Соляной и Медный бунты. Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.
Комбинированный с элементами лабораторной работы, индивидуальный опрос
Крестьянская война.
1)объяснять причины восстаний и их последствия;
2)характеризовать личность Степана Разина;
3)определять ход восстаний по карте
Прочитать п.8, заполнить таблицу «Восстания XVII века», к/к №9, зад.1-5
36
36.Внешняя политика.
Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653-67гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676-81гг. Крымские походы.
Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос
Гетман, голытьба, реестровые казаки.
1)характеризовать основные направления внешней политики;
2)определять влияние внутренней политики на внутреннюю;
3)работа с картой
Прочитать п.9, с.71 карта, в.1-5 с.75, подготовиться к мини-конференции
37
37.Образование и культура в XVII веке.
Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С.Дежнев, В.Поярков, Е.Хабаров. Литература. Зодчество. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Живопись. Симон Ушаков.
Мини-конференция, индивидуальный опрос
Обмирщение культуры, парсуны.
1)характеризовать научные знания в XVII веке;
2)определять роль русских землепроходцев в освоении Сибири;
3)показать отличительные черты русской культуры XVII века
Прочитать п.10, в.1-5 устно, к/к №10 зад.1-6
38
38.Сословный быт. Обычаи и нравы.
Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.
Мини-конференция, индивидуальный опрос
Изразцы, парча, тафта.
характеризовать быт и обычаи разных социальных слоев;
Прочитать п.11, подготовить сообщения по истории края
39
39.Россия в XVII веке. Урал в XVII веке.
Смута. Первые Романовы. Церковный раскол. Бунташный век. Территориальные изменения. Образование и повседневная жизнь России.
Командная игра, групповой опрос
По теме 5.
По теме 5.
Повторить п.6
40
40.Контрольная работа №4
«Россия в XVII веке»
Повторительно- обобщающий урок
Повторительно- обобщающий урок
Тема 6. Россия в первой четверти XVIII века (10ч)
41
41.Предпосылки петровских преобразований.
Предпосылки петровских преобразований. Реформы Ордина-Нащекина, В.Голицына, царя Федора Алексеевича.
Вводная беседа
Потешные войска.
1)характеризовать усиление западного влияния на Россию;
2)объяснять причины и суть реформ Ордина-Нащекина и В.Голинына;
3)характеризовать взгляды С.Полоцкого и Ю.Крижанича
Прочитать п.12, в.1-5, документы с.98-99
42
42.Петр I. Россия на рубеже веков.
Личность Петра I. Двоецартсвие. Царевна Софья. Азовские походы. Великое посольство 1697-98гг.
Практикум, индивидуальный опрос
Регентство, двоецарствие.
1)давать характеристику Петру I на основе данных учебника и исторических документов;
2)объяснять приход к власти Петра
Прочитать п.13, в.1-5
43
43.Северная война.
«Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота на море. Ништадтский мир. Провозглашение России империей. Итоги внешней политики Петра I.
Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос
Рекрутская система, конфузия.
1)объяснять причины войны;
2)показывать по карте ход военных действий;
3)характеризовать итоги внешней политики Петра I
Прочитать п.14, в.1-5, работа с картой, к/к №11 зад.1,2
44
44.Реформы Петра I.
Реформы центрального управления. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Сената, коллегий, Тайной канцелярии. Укрепление абсолютизма. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Городская реформа. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Синода. Цена и последствия реформ Петра I.
Лабораторная работа, фронтальный опрос
Абсолютизм, Сенат, коллегии, Синод.
1)характеризовать изменения в различных областях;
2)объяснять причины проведения реформ, их значение и последствия
Прочитать п.15, документы с.121-122, в.1-4
45
45.Экономика России в первой четверти XVIII века.
Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Итоги экономического развития.
Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос
Посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм.
1)знать термины и объяснять их;
2)определять изменения в экономике России;
3)характеризовать итоги экономического развития Росс при Петре I
Прочитать п.16, в.1-5. к/к №11 зад.3
46
46.Народные движения в первой четверти XVIII века.
Причины народных восстаний. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Комбинированный с элементами лабораторной работы, индивидуальный опрос
Работные люди, отходники.
1)объяснять причины народных выступлений;
2)характеризовать их значение и последствия;
3)по карте определять ход восстаний
Прочитать п.17, в.1-5, подготовиться к мини- конференции, к/к №11зад.4
47
47.Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.
Культура «верхов» и «низов». Распространение просвещения и научных знаний. Я.Брюс. Л.Магницкий. Развитие техники. А.Нартов. Создание Академии наук. Кунсткамера. Архитектура. Д.Трезини. В.Растрелли. Изобразительное искусство. Светская живопись. Изменения в быту. Новый порядок летоисчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблея. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Мини-конференция, индивидуальный опрос
Ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы,
1)объяснять причины европеизации культуры;
2)объяснять значение культурного наследия эпохи Петра I
Прочитать п.18-19, подготовиться к обобщению по теме, сообщения по краеведению
48
48.Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.
Культура «верхов» и «низов». Распространение просвещения и научных знаний. Я.Брюс. Л.Магницкий. Развитие техники. А.Нартов. Создание Академии наук. Кунсткамера. Архитектура. Д.Трезини. В.Растрелли. Изобразительное искусство. Светская живопись. Изменения в быту. Новый порядок летоисчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблея. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Мини-конференция, индивидуальный опрос
Ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы,
1)объяснять причины европеизации культуры;
2)объяснять значение культурного наследия эпохи Петра I
Прочитать п.18-19, подготовиться к обобщению по теме, сообщения по краеведению
49
49.Россия в первой четверти XVIII века. Урал в эпоху Петра I.
Личность Петра I. Реформаторская деятельность. Итоги внешней политики. Цена реформ. Народные движения. Изменения в культуре и быту. Наследие петровской эпохи. Освоение Урала в Петровскую эпоху.
фронтальный опрос
По теме 6.
По теме 6.
Повторить п.15
50
50. Россия в первой четверти XVIII века Контрольная работа № 5
Личность Петра I. Реформаторская деятельность. Итоги внешней политики. Цена реформ. Народные движения. Изменения в культуре и быту. Наследие петровской эпохи.
Повторительно-обобщающий урок
Тема 7. Россия в 1725-1762гг. (5ч)
51
51.Дворцовые перевороты.
Причины. Сущность. Последствия. Фаворитизм.
Вводная беседа, лабораторная работа, фронтальный опрос
Кондиции, фаворитизм, олигархия, дворцовый переворот.
1)объяснить причины дворцовых переворотов;
2)характеризовать их последствия для России;
3)составлять хронологическую таблицу
Прочитать п.20-21, в.1-5, документы с.154-155
52
52. Последствия дворцовых переворотов
Причины. Сущность. Последствия. Фаворитизм
фронтальный опрос, дополнить таблицу
Кондиции, фаворитизм, олигархия, дворцовый переворот.
1)объяснить причины дворцовых переворотов;
2)характеризовать их последствия для России;
3)составлять хронологическую таблицу
Прочитать п.20-21, в.1-5, документы с.154-155
53
53.Внутренняя политика в 1725-1762гг.
Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и купеческого банков.
Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос
Откуп, дворянские монополии, дворянский банк, манифест о вольности дворянства.
1)характеризовать изменения во внутренней политике;
2)объяснять термины по теме
Прочитать п. 22, документ с.162
54
54.Внешняя политика России в 1725-1762гг.
Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735-39гг. Русско-шведская война 1741-1742гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне. П.Румянцев. П.Салтыков.
Комбинированный, индивидуальный опрос
-
1)характеризовать основные направления внешней политики;
2)определять причины и последствия войн 1725-1762гг.
Прочитать п. 23, в.1-5, к/к №11 зад.5,6
55
55. Контрольная работа № 6 «Россия в 1725-1762гг»
Повторительно-обобщающий урок
Тема 8.Россия в 1762-1800 гг. (12ч)
56
56.Внутренняя политика Екатерины II.
Особенности внутренней политики. Просвещенный абсолютизм. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Губернская реформа. Ужесточение крепостничества.
Вводная беседа
Просвещенный абсолютизм, уложенная комиссия.
1)знать и объяснять термины по теме;
2)характеризовать политику просвещенного абсолютизма;
3)определять значение реформ Екатерины II
Прочитать п. 24, дать характеристику Екатерине II
57
57.Крестьянская война под предводительством Пугачева.
Е.И.Пугачев. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значения и последствия войны.
Комбинированный с элементами лабораторной работы, индивидуальный опрос
Крестьянская война.
1)называть причины крестьянской войны Пугачева;
2) определять по карте ход событий;
3)объяснять причины поражения и последствия войны
Прочитать п.25, в.1-5, к/к №12 зад.4,5
58
58.Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.
Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Комбинированный с элементами беседы, индивидуальный опрос
Секуляризация церковных земель, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации.
1)характеризовать развитие экономики страны при Екатерине II;
2)сравнивать развитие при Екатерине II с развитием экономики при Петре I
Прочитать п.26, в.1-5
59
59.Внешняя политика Екатерины II.
Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А.Суворов, Ф.Ушаков. Присоединение Крыма. Греческий проект Екатерины II. Г.Потемкин. Георгиевский трактат. Разделы Речи Посполитой. Русско-шведская война 1787-91гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.
Лабораторная работа, беседа, фронтальный опрос
Коалиция, нейтралитет.
1)определять основные направления внешней политики;
2)показывать по карте территориальные изменения при Екатерине II
Прочитать п.27-28, в.1-6, к/к № 12 зад.1,2,3,7
60
60.Итоги внешней политики России.
Результаты внешней политики Екатерины II.
фронтальный опрос
1)определять основные направления внешней политики;
2)показывать по карте территориальные изменения при Екатерине II
Прочитать п.27-28, в.1-6, к/к № 12 зад.1,2,3,7
61
61. Контрольная работа № 7 «Россия при Екатерине II»
Повторительно-обобщающий урок
Повторительно-обобщающий урок
62
62.Россия при Павле I.
Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла I.
Комбинированный с элементами практикума, индивидуальный опрос
Месячина.
1)рассказывать об изменениях во внутренней и внешней политике России при Павле I;
2)характеризовать личность Павла I
Прочитать п.29, в.1-8, подготовить сообщения к урокам по культуре
63
63.Наука и образование.
Развитие образования. Открытие Московского университета. Становление отечественной науки. Академические экспедиции. Развитие техники. И.Ползунов, И.Кулибин.
Работа в группах, групповой опрос
Мортира, обсерватория.
1)характеризовать научные открытия XVIII века;
2) определять их роль в развитии России;
3)объяснять изменения в системе образования
Прочитать п.30, в.1-5, сообщения по культуре
64
64.Художественная культура.
Литература. Сумароков, Фонвизин, Державин, Радищев. Новиков. Карамзин. Театр. Волков. Крепостные театры. Музыка. Живопись. Архитектура.
Мини-конференция, индивидуальный опрос
Сентиментализм, классицизм, барокко.
1)характеризовать основные направления развития литературы и искусства в XVIII веке;
2)знать имена выдающихся деятелей культуры и их работы;
3)защищать презентации или мини-рефераты
Прочитать п. 31-32, в.1-5, сообщения
65
65.Быт и обычаи.
Перемены в жизни крестьян и горожан. Жилище. Одежда. Питание. Досуг. Обычаи.
Мини-конференция, индивидуальный опрос
Колядки.
характеризовать изменения в быту и обычаях различных сословий
Прочитать п.33, в.1-5, подготовиться к повторению материала, сообщения по истории края
66
66. Урал во второй половине XVIII века.
Урал во второй половине XVIII века. Развитие культуры , быт.
Подготовиться к контрольной работе
67
67. Контрольная работа № 8 « Россия при Павле 1»
Павел I. Изменения во внутренней и внешней политике. Наука. Образование. Художественная культура. Быт.
По теме 8
Подготовиться к итоговой контрольной работе
Итоговое повторение (2ч)
Резерв (1 час)
68
68. Подготовка к итоговой контрольной работе по курсу Истории России 7 класс»
Смута. Первые Романовы. Эпоха Петра Великого. Дворцовые перевороты. Екатерина II. Павел I.
Фронтальный опрос,
За курс истории 7 класса.
За курс истории 7 класса.
Индивидуальные задания
69
69. Итоговая контрольная работа № 8.
Смута. Первые Романовы. Эпоха Петра Великого. Дворцовые перевороты. Екатерина II. Павел I.
Контрольная работа
За курс истории 7 класса.
За курс истории 7 класса.
Индивидуальные задания
70
70. РЕЗЕРВ
ИТОГО
70 ЧАСОВ