Начало раздробленности Древнерусского государства

Технологическая карта урока Ф.И.О. Маслова Алена Юрьевна Предмет: история Класс: 6 «А» Дата: 04.03.2015г. Тема урока: Начало раздробленности древнерусского государства. Тип урока: урок усвоения новых знаний Наглядные пособия и технические средства: компьютер, презентация, учебник Данилова А.А « История России с древнейших времён до конца XVI века», рабочая тетрадь на печатной основе. Цель, планируемые результаты: формирование представления о роли государства в жизни общ...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Маслова Алена Юрьевна

Предмет: история

Класс: 6 «А»

Дата: 04.03.2015г.


Тема урока:

Начало раздробленности древнерусского государства.


Тип урока:

урок усвоения новых знаний


Наглядные пособия и технические средства:

компьютер, презентация,

учебник Данилова А.А « История России с древнейших времён до конца XVI века»,

рабочая тетрадь на печатной основе.


Цель, планируемые результаты:


формирование представления о роли государства в жизни общества,

через изучение начала периода феодальной раздробленности на Руси.

Предметные

- способствовать формированию представления о начале процесса феодальной раздробленности Древнерусского государства, его причинах, особенностях и последствиях.

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.


Метапредметные:



- способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности ученика, через работу в парах (группах), самостоятельную работу с текстом учебника.

Умение определять понятия, устанавливать аналогии.


Личностные:


- способствовать становлению гражданской идентичности и патриотических чувств.



Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше творческое настроение не покидало вас в течение урока. Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем на уроке.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

II

Актуализация знаний.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древней Руси. Сейчас давайте вспомним, что мы уже знаем о данном периоде:

1 учащийся у доски (с обратной стороны) Указать соответствие даты и события - 1 учащийся проверяет и выставляет оценку:

862г.

Образование Древнерусского государства

882г.

Крещение Руси

988г.

«Призвание варягов»


Княжение Ярослава Мудрого


1 учащийся у доски (с обратной стороны)

Указать соответствие термина и определения - 1 учащийся проверяет и выставляет оценку:

Государство

Первый письменный свод законов Древней Руси

Вече

Важное изменение в жизни людей

Полюдье

Народное собрание на Руси

Реформа

Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми проживающими на одной территории, взаимоотношения которых регулируются на основе закона, осуществляется охрана границ.

Русская Правда

Система сбора дани Древней Руси


Работа с классом: «Цветной опрос»

- На ваших партах лежат листочки и 2 цветных фломастера. Сейчас я попрошу вас указать даты и термины названных мною событий и определений:

зеленый фломастер - знаю, могу объяснить, красный - знаю, но не могу объяснить.

Вопросы:

Даты:

1.Какой год принято считать датой образования первых государственных центров на Руси?

2.В каком году произошло образование Древнерусского государства?

3.Когда произошло крещение Руси?

4. Укажите хронологические рамки княжения Ярослава Мудрого.

Термины:

1. Как назывался первый письменный свод законов Древней Руси?

2. Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, взаимоотношения которых регулируются на основе закона, осуществляется охрана границ.

3. Система сбора дани Древней Руси.

4. Важное изменение в жизни людей.

5. Народное собрание на Руси.


3 учащихся работа с контурной картой

-1 указать территорию Киевской Руси и центр управления

-2 указать крупные города и торговый путь

«Из варяг в греки»

-3 показать соседей древнерусского государства (северных, южных, западных, восточных)


3 учащихся работа с учебником (слабые)

Задание:

работая с текстом учебника стр.50 - 51 опишите Ярослава Мудрого и его внутреннюю политику


- С прошлых уроков истории мы с вами уже знаем, как на карте Мира появляется могущественное государство, с единым правителем, едиными законами, имя которому - Киевская Русь!

1 учащийся у доски показывает территорию Киевской Руси, центр управления, крупные города ,торговый путь « Из варяг в греки» и соседей древнерусского государства - 1 учащийся следит за правильностью выполнения задания. Применяется алгоритм самооценки.


Молодцы ребята!

III

Мотивация. Формулирование темы и целей урока.

Сегодня же, мы с вами приступим к изучению следующего периода истории нашего государства.

Я думаю, что пришло время узнать тему нашего сегодняшнего урока.

(учитель открывает слайд с темой урока, а там не хватает главного слова)

- Начало - - - - - - Древнерусского государства.

- Да, ребята - потерялось одно слово. Сейчас мы это слово найдем! А поможет нам в этом следующая информация

Слайд с текстом: XII век стал рубежным между Киевской Русью, в которой расцветала культура, совершенствовались орудия труда, отмирал обычай кровной мести, и Русью Удельной, расколовшейся на десятки и сотни княжеств и земель…

- Так какое же слово, по вашему мнению, мы с вами поставим в тему нашего урока? (говорят)

Итак, темой нашего сегодняшнего урока будет: (все вместе) Начало раздробленности Древнерусского государства.


1.- Как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке должны будем узнать?

(формулировка цели урока)

2. - Ребята, а знаете ли вы, что такое раздробленность? Предположите, что это такое и дайте понятию свое объяснение, сравнив две карты Русь в 11 в. и Русь в 13 в. на стр. 57 и 89 (слайд с картами Русь в 11 в. и Русь в 13 в.)

- Скажите, на какой главный вопрос мы должны будем ответить в конце нашего занятия?


Что такое период раздробленности в истории Древнерусского государства, и какое влияние он оказал на дальнейшее развитие Древнерусского государства.


IV

Первичное усвоение новых знаний.

- Сегодня мы начинаем знакомство с историей Древней Руси в период её раздробленности и нам предстоит познакомимся со следующими процессами и событиями:

План:

  1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.

  2. Любеческий съезд князей.

  3. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113 - 1125гг.)

  4. Причины раздробленности Древнерусского государства.

  5. Государственное управление в период раздробленности.


Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти, работая в группах. Каждая группа получит индивидуальное задание, которое она должна будет нам представить.


I группа. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.

II группа. Любеческий съезд князей.

III группа. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113 - 1125гг.)

IVгруппа. Причины раздробленности Древнерусского государства.

V группа. Государственное управление в период раздробленности.

1 человек от каждой группы работает с новыми датами (выписать на доску и указать событие)

1 человек работает с новыми понятиями (выписать на доску и дать определение)

1 человек работает с контурной картой (указать территорию Древнерусского государства до момента распада и после, указать наиболее крупные части).


V

Первичная проверка понимания

Проверка работы групп.

Выходя, каждая группа должна подробно раскрыть свою тему исследования, прикрепляя материал к колонкам таблицы. Остальные фиксируют в тетрадь.


VI

Физминутка.


Мы с вами сегодня много времени уделяем работе с экраном, поэтому необходимо дать нашим глазкам отдохнуть. Давайте проведем для них особую гимнастику. Гимнастика проводится стоя. (Вверх, вниз, влево, справа налево, слева на право, нарисуем глазками уставшую восьмерку, зажмурим и откроем глаза )

??? По методике Базарного???


VII

Первичное закрепление

Ребята, а как вы думаете, феодальная раздробленность это положительное или отрицательное явление, как мы можем его охарактеризовать?

Работая с текстом учебника стр. 88 - 90, выделите последствия процесса распада древнерусского государства.

Что из этого можно считать положительным, а что отрицательным?


VIII

Формулирование выводов

- Как теперь мы можем ответить на главный вопрос урока?

- Какой вывод мы можем сделать?

Сравните его с выводом авторов учебника на стр. 90


IX

Рефлексия

Итак, ребята, давайте подводить итоги нашего урока!

- Что вы сегодня узнали на уроке?

- Что для вас было особенно интересно?

- Давайте обратимся к плану нашего занятия-все ли вопросы?

- Оцените урок в целом по 10-бальной шкале.

- Оцените свою работу в группе.

-Оцените свою работу на уроке.

За сегодняшний урок все получают оценки за групповую и индивидуальную работу. Спасибо за работу!

X

Домашнее задание

Домашнее задание дается в дифференцированной форме.

Для тех кто имеет оценку

«5» - параграф 9, вопросы 1 -5 устно, составить рассказ на тему: «Была ли раздробленность на Руси неизбежной?»

«4» - параграф 9, выполнить работу по контурной карте - раскрасить разными цветами и подписать наиболее крупные земли и княжества, на которые распалась Русь в середине 12 века.

«3» - параграф 9, вопросы 1 -5 устно.


© 2010-2022