• Преподавателю
  • История
  • Урок по истории «Государственные символы Республики Казахстан - национальная гордость. » 5 класс

Урок по истории «Государственные символы Республики Казахстан - национальная гордость. » 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока - «Государственные символы Республики Казахстан

- национальная гордость.»

Самойленко Инна Николаевна

учитель истории и права:

урок истории 5 класс

Кобдинская средняя школа

Кобдинский район


Цель урока:- ознакомить учащихся с государственными символами Республики Казахстан.

Обучающие задачи : - формировать у учащихся разностороннее представление о государственной символике Республики Казахстан

- показать её государственное и общественное значение

Развивающие задачи : - формировать у учащихся навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом

-формировать навыки коллективного обсуждения

- -развивать творческое, нестандартное мышление

Воспитательные задачи : - способствовать принятию личностью ученика государственной символики , как общественной ценности

- формировать казахстанский патриотизм

- воспитать уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, к историческому прошлому и настоящему , к традициям народов нашей страны

Тип урока : Урок изучения нового материала

Формы работы на уроке : групповая , парная , индивидуальная,

Оборудование урока:: карта Казахстана, аудио запись государственного гимна Р.К., государственный герб Р.К., государственный флаг Р.К. компьютерная презентация,

Ход урока:

  1. Орг момент Флеш тренинг «Улыбка» -1 мин

  2. Основная часть:

Слово учителя - 3 минут

:- Уважаемые учащиеся , нам есть чем гордиться , за страну, которая , с честью пройдя все трудности становления государственности , стала сегодня экономическим и политическим лидером на постсоветском пространстве , эталоном межнационального и межконфессионального согласия. Суверенное , независимое государство имеет явные признаки , которые я прошу Вас назвать . Учащиеся называют признаки суверенного государства , которые записываются на доске ( территория, законы, Конституция , денежная система, армия и т.д.) дойдя до такого признака , как государственные символы , учитель акцентирует на нём внимание и делает вывод о том , что государственные символы- подлинная национальная гордость, они широко известны за пределами страны и служат концентрированным выражением патриотического духа народов населяющих Казахстан.

На доске появляется тема урока : «Государственные символы - национальная гордость.» ( 1-2 cайд)

- Дорогие, ребята Сегодня у нас необычный урок, очень интересный и проведём мы его в виде устного журнала.

Мы будем говорить о нашей национальной гордости - символах республики. Выступление учителя :

Дорогие ребята ! Двадцать три года назад произошло важное событие, были приняты государственные символы Казахстана. Появилось самое зримое, яркое и убедительное свидетельство молодого суверенного государства. Основатель нового государства , Лидер нации Нурсултан Назарбаев принимал непосредственное участие в работе по созданию официальных атрибутов независимости Казахстана. Глава государства присутствовал на заседаниях конкурсных комиссий и обсуждениях поступивших на конкурс проектов, интересовался мнением экспертов, был знаком с широким кругом специальной литературы. На заседании Парламента посвященном принятию главных атрибутов страны проявилась искренняя личная заинтересованность президента в принятии символов самобытных по замыслу и мастерству исполнения, грамотных в отношении соблюдения геральдических правил , привлекательных и патриотических по силе воздействия на умы и сердца людей. Творческий конкурс на лучший проект государственных символов отличался масштабностью .Авторы были самых разных возрастов и профессий, учителя и врачи, инженеры и художники, все слои казахстанского общества. Бывшие сограждане из Германии, Турции, Монголии, Китая, Узбекистана , России , представители казахской диаспоры вносили свои предложения желая выразить чувство признательности народу Казахстана. Конкурс по-настоящему сплотил общество вокруг идеалов независимости. В конкурсе , посвященном разработке герба, участвовало 245 проектов, флага- более 600 проектов , гимна- 750 проектов.

Верховный Совет Казахстана голосовал не только отдельно за каждый государственный символ , но и за каждую его деталь. Общая атмосфера законодательного утверждения проекта первых государственных символов была очень похожа на исторический момент принятия Закона « О независимости Республики Казахстан».

3. Устный журнал. 25 мин

1 страница. (3 слайд)

Государственный Флаг Республики Казахстан

Государственный Флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с 32-мя лучами, под которым - парящий степной орел. У древка - вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента - цвета золота. Отношение ширины Флага к его длине: 1:2.

Автор флага: Шакен Ниязбеков.

Ученик. Наш флаг впитал

Цвет неба голубого

И золото пшеничное полей.

Мой Казахстан -

Земля родного дома,

Земля отцов и Родины моей.

Парит орёл,

Он празднует свободу,

Над степью вольно

Крылья распластал

Наш Казахстан -

Семья больших народов

За девятнадцать лет

Богаче, краше стал.

Ведь это - небольшая веха,

И очень юный возраст для страны

Добьёмся мы

Всемирного успеха,

Когда мы вместе -

Вместе мы сильны

2 страница. (4 слайд)

Государственный Герб Республики Казахстан

4 июня 1992 года навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения Государственного Герба Республики Казахстан.

Ученик «Я герб страны - особый знак!

Я символ Родины великой!

Раскинул гордо шанырак

Свет золотых лучей -уыков!

Звезда златая - знак мечты:

В ней - наших помыслов громада!

А изобилие колосьев золотых -

Извечный, щедрый знак богатства!

Тулпары - крылатые кони вперед

К успеху летят неустанно!

Народ за собой к процветанью ведет

Прекраснейший Герб Казахстана!!!

Сегодняшний Герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: ЖандарбекаМалибекова и ШотыУалиханова. выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба.

Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности.

Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак - круговое навершие купола юрты. Шанырак - символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенныйтундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству Герба, напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге - раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные, кульдреушишанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом, языком геральдики авторы отражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общийшанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома - Казахстана.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары. Хотя изображение аргамаков в государственной символике имеет давнюю историю, тем не менее данный вариант авторов вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем был принят. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание. Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия и материального благополучия.

В центре Герба находится пятиконечная звезда. В проекте там были расположены полумесяц и три маленькие звезды.по ходу обсуждения предлагались варианты восьмиконечной, семиконечной, пятиконечной звезд. Остановились на последнем. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Цветовую гамму Герба составляют два основных цвета - золотистый и голубой. Первый соотвествует светлому, ясному будущему Наших народов. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем Гербе олицетворяет стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

- «Суперфизкульт минутка» 1 мин

3 страница. (5 слайд}

)Испытание временем не выдержал первый гимн .В 2006 году президент предложил альтернативу - любимую в народе песню « Мой Казахстан !»написанную в 1956 году студентом консерватории , поэтом Жумекеном Нажимеденовым , которому был 21 год и музыкантом 26-летним Шамши Калдаяковым .Для нескольких поколений казахстанцев , как сказал президент страны, эта песня стала по сути неофициальным гимном. «Мой Казахстан !» пела молодёжь во время декабрьских событий 1986 года на главной площади Алма-Аты. На всю степь гремела эта песня на митинге в августе 1989 во время многотысячной международной акции , проводившейся движением « Невада- Семипалатинск» в селе Караул Семипалатинской области, в знак протеста против испытаний ядерного оружия на казахстанской земле .Внесение существенных изменений в текст сделало из популярной в народе песни гимн суверенной страны. Парламент поддержал , а так же в соответствии с Законом « Об авторском праве» и с согласия правонаследников принял решение внести в состав авторов Нурсултана Назарбаева. 7 января 2006 народная песня стала Государственным гимном , а 11 января новый гимн был впервые официально исполнен на церемонии инаугурации Президента Республики Казахстан. Так же изменились правила прослушивания гимна . Теперь при исполнении гимна на официальных церемониях присутствующие должны встать и прикладывать ладонь правой руки к левой стороне груди.

Ученик Государственный Гимн Республики Казахстан

«Величие, божественность звуков моих,

Возвышенно льются в торжественный стих,

Гармония муз в каждой ноте слышна

О, Казахстан, эта песня тобой рождена.

Озера и реки, поля и леса

И горы и степи морей синева

И люди с открытой и щедрой душой

Меня наполняют своей красотой.

Я славлю Казахстан во веки веков.

Я славлю и доблесть и труд и любовь.

Я дух возвышаю, я совесть бужу

Народы сближаю, к единству зову.

Казахстан! Отчизна! Родная Страна!

Будь сильной, красивой и доброй всегда!»

Текст Государственного гимна Республики Казахстан

Слова ЖумекенаНажимеденова, Нурсултана Назарбаева

Музыка ШамшиКалдаякова

Звучит Государственный Гимн Р.К.

4. Закрепление: 10 мин

Викторина «Патриот своей Родины»

1. Как называется основной закон нашего государства? (Конституция).

2.Что изображено на государственном флаге РК?

3. Что символизирует шанырак на гербе?

4. Какие города были столицами Казахстана? ( Алматы, Астана)

5. Назовите символы государства

6. Птица, изображённая на флаге (степной орел-беркут)

7. Какого цвета флаг Казахстана

8. Президент РК. (Н.А.Назарбаев)

9.Сколько лучей имеет солнце, на государственном флаге Казахстана ? ( 32)

10..Какого цвета на флаге изображение солнца, лучей , орла и орнамента ? ( цвета золота )

11.Каково отношение ширины флага Казахстана к его длине ? (1:2)

12.Что символизирует голубой цвет нашего флага ? ( небо- символ мира и благополучия )

13.Что воплощено в облике степного орла на нашем знамени ? (сила, зоркость , стремление всегда быть на высоте ).

14.Что учёные считают магическим кодом , где наши предки зашифровали свои знания о природе и устройстве мира ? (орнамент)14.

15..Почему на нашем государственном стяге изображено солнце ? ( оно олицетворяет счастье и богатство народа )

16.Какие элементы казахского жилища присутствуют в государственном гербе Республики Казахстан ? ( верхняя сводчатая часть юрты- шанырак , от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки- опоры)

17.Какие цвета используются в гербе Казахстана ? (золотой и сине-голубой )

18.Какой поэтический образ присутствует в гербе Республики ? (крылатый тулпар)

19.Какой тотем олицетворяющий священное животное номадов изображён на гербе ? (рогатый конь- единорог )

20 .Через какой символ в гербе выражена идея общего дома , общей Родины всех людей проживающих в Казахстане ? ( шанырак)

21..Что венчает герб Республики Казахстана ? ( путеводная звезда- символ высшей цели поставленной государством)

22.Где хранится эталон Государственного герба Казахстана ? (в Резиденции Президента Республики Казахстан)

23..На каких документах граждан Казахстана обязательно присутствует Государственный герб ? (удостоверение личности и паспорт)

- Наш сегодняшний урок подошел к концу. Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

- А закончить наш устный журнал - рассказ о государственных символах Казахстана хотелось бы стихотворением Г.И. Кабаева «Жизнь человека - только миг».

Жизнь человека - только миг

В безбрежном времени вселенной

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Всё это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы? Кто наши предки.

Такие случаи нередки.

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений-

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

Одной мы связанны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуках, правнуков вольется,

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

- Государственные символы - не только художественные образы, но и глашатаи идеи осуществления государственной независимости. Они способствуют проникновению этой идеи в мысли и чувства людей.

4.Рефлексия: - Ребята, понравился вам наш первый урок? 3 мин

- Что вы интересного и нового узнали на этом уроке?

- Что хотите узнать нового?

5.Итог урока: 2 мин

- Д/З § 58

- составить тестовые вопросы открытого типа по данной теме;

- Выставление отметок

Приложение: презентация



© 2010-2022