Рабочая программа по истории 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка



1.1.Наименование примерной программы

Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

1. "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312).

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по истории (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089).

3. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 №23290)

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОиН РФ от 09.03.2004г. № 1312»

6. Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН Челябинской области от 1.07.2004г. № 02-678).

7. Методическое письмо «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году». «О преподавании учебного предмета «История» в 2014-2015 учебном году"(Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО).

8. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г. 103/3404.

9. Приказ по МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в школе» №

10. «Положение о разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин в МОУ «СОШ № 31 г. Магнитогорска», утвержденное приказом №

11. Примерная программа основного общего образования по истории (Сайт МО РФ,2004).

12. История России. 6 -10 классы: рабочая программа / И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. - М. : Дрофа, 2016.

1.2 Обоснование выбора системы обучения и учебно-методического комплекса

В своей работе использую УМК Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. «Новая история 1500-1800», УМК Андреева И.А., Федорова И.Н., Амосовой И.в. « История России XVI -конец XVII вв» 7 класс, что соответствует образовательным потребностям обучающихся и их родителей. Для реализации данного УМК есть полное наличие учебно - методического, кадрового, материально- технического, информационного обеспечения. Миссия школы - реализация личностно ориентированного подхода с целью создания условий для формирования личности, способной к саморазвитию, к успешной социализации и самоопределению в отношении будущей профессии.

«Рабочая программа по истории для 7 класса» конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. «Рабочая программа по истории для 7 класса» содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

Общая характеристика учебного предмета

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

За счет учебного времени из национально - региональных этнических особенностей(не менее 35 ч) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть, ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. «История родного края» изучается либо в составе интегрированного учебного курса «Краеведение» с VI по IX класс, либо в качестве краеведческого модуля в курсе истории в 8 классе.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Цели изучения истории на ступени основного общего образования.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Место предмета в учебном плане.

Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательной дисциплины в 5-9 классах в общем объеме 374 часа (при 34 неделях учебного года), в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе - 3(2) часа в неделю, в 10 классе курс истории изучается в качестве обязательного предмета 3 часа в неделю.

1.3. Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы

1. Новая история-часть всеобщей истории (1 ч)

2. Великие географические открытия и их последствия (2ч)

3. Эпоха Возрождения (5 ч)

4. Реформация. Утверждение абсолютизма. (3 ч)

5. Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения. (16 ч)

6. Итоговое обобщение (1 ч)

История России конец XVI-XVIII век (42 ч):

1.

1.4. Обоснование тематики национально - региональных этнических особенностей

Тематика содержания учебной программы в части реализации национально - региональных этнических особенностей согласована с темами, предусмотренными стандартом по истории. Изучение содержания НРЭО на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:

  • речевой компетенции;

  • социокультурной компетенции;

  • учебно-познавательной компетенции - ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.

  • активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;

  • воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека;

  • формирование культурологического потенциала;

  • формирование адаптивного типа жизнедеятельности;

  • систематизация сведений из разных наук (истории, географии, литературы, искусства)

Национально - региональные этнические особенностиИстория 7 класс


42

Урал в 17 в. Освоение Южного Урала.

50

Экономическое развитие Урала (18в). Становление горнозаводской промышленности Южного Урала.

51

Экономическое развитие Урала (18в). Становление горнозаводской промышленности Южного Урала.

64

Восстание Е. Пугачева. Участие Урала в восстании.

68

Быт и нравы населения Южного Урала. Памятники культуры.

2.Календарно-тематическое планированиеп/п

Раздел, тема урока

Колич. Час.

Тип урока

Требования обязательного минимума

Контроль

знаний

Д/з

Содержание методического обеспечения для изучения темы урока

знания

умения

I

Новая история-часть всеобщей истории

1


1.

Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.

1

Вводный

Новое время, ценности, конкуренция, традиционное общество, индустриальное общество.

Текущий

Введение, П.1

II.

Великие географические открытия и их последствия

2


2.

Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию.

1

Комб.

Бомбарда, мушкет, каравелла.

Значение великих географических открытий, создание первых колониальных империй.

«Революция цен».

Текущий

П.2,читать

3.

Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Начало создания колониальных империй.

1

Комб.

Захват и освоение европейцами Нового Света. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро.Пиратство. Ф. Дрейк

Текущий

П.1,2,3, ответить на вопросы

III.

Эпоха Возрождения

5


4.

Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм.

1

Комб.

Рождение гуманизма, аскетизм, первые утопии, новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения».

Текущий

П.7-8,9,10, заполнить таблицу

5

Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу.

1

Комб.

Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт

Текущий

Подготовить сообщения

6

Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие Совершенствование техники.

1

Комб.

Буржуазия и наемные рабочие. Торговые компании.

Словарный диктант

П.3, прочитать

7

Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

1

Комб.

Текущий

Подготовить сообщения

8

Повторительно-обобщающий урок по темам «Великие географические открытия и их последствия»

1

Повторительно-обобщ.

Контрольное тестирование

П.11,12, ответить на вопросы

IV.

Реформация. Утверждение абсолютизма

3


9

Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе.

1

Комб.

Текущий

П.15, прочитать

10

Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.

1

Комб.

Текущий

Повторить термины

11

Реставрация монархии. «Славная революция».

1

Комб.

Текущий

П.16, ответить на вопросы

V.

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения

16





12.

Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук.

1

Комб.

(лекц)

Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро.

Словарный диктант

Учить конспект

13.

Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.

1

Комб.

Текущий

П.18, подготовить сообщения

14.

Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в.

1

Комб.

Сообщения,презентации

П.19,20, ответить на вопросы

15.

Фридрих II. Семилетняя война.

1

Комб.

Текущий

Подготовить доклады

16

Повторительно-обобщающий урок по темам «Реформация. Утверждение абсолютизма», «Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения».

1

Повторительно-обобщ.

Контрольное тестирование

Повторить термины

17-18

Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Конституция 1787 г.

2

Комб.

Текущий

Учить конспект

19

Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции.

1

Комб.

Создание Голландской республики.

Проверочный тест

П.24,25,26, ответить на вопросы

20.

Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда».

1

Комб.

Текущий

Повторить термины

21.

Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура.

1

Комб.

Латинская Америка, пеон, креолы, метисы, мулаты, самбо, складывание системы управления колониями

Текущий

П.27, читать

22

Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны.

1

Комб.

Наполеон Бонапарт.

Текущий

Подготовить сообщения

23

Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.

1

Комб.

Текущий

Учить конспект

24

Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии.

1

Комб.

Текущий

П.28, читать

25.

Покорение Китая маньчжурами. Империя Цинь.

1

Комб.

Самурай, конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Клан, сипай, кортеж. Сегун, закрыте страны

Текущий

П.29-30, ответить на вопросы

26

Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.

1

Комб.

Текущий

Учить конспект

27

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения»

1

Повторительно-обобщ.

Зачет

Повторить термины

VI.

Итоговое обобщение

1


28.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Новая история XVI-XVIII вв.

1

Повторительно-обобщ.

Контрольное тестирование

Повторить термины

РОССИЯ В XVI-XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

29

Введение. Итоги правления Ивана III

1

Комб. урок

Хронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по российской истории XVI-XVII столетий

Актуализировать знания по курсу истории России с древнейших времен до начала XVIв. Планировать деятельность по изучению истории России XVI-XVIIвв. Характеризовать источники по российской истории XVI-XVII столетий

Беседа

Стр. 4-5, прочитать

Создание Московского царства (11 часов)

30-31

Василий III и его время

2

Комб. Урок

Личность Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отношения с Крымом и Казанью. Отмирание удельной системы.

Характеризовать особенности развития России во время правления Василия IIIПоказывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI в.

Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим» Составлять характеристику (исторический портрет) Василия IIIУметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урока

Устный опрос

§1,2, ответить на вопросы

32

Русское государство и общество в середине XVI в.

1

Комб. Урок

Территория и население. Особенности социально-экономического развития. Организация власти. Правление Елены Глинской. Боярское правление.

Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI в. Характеризовать социально- эко номическое и политическое развитие Русского государства в середине XVI в.

Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивать их между собой Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV

Тест, беседа

§3, ответить на вопросы

33

Начало реформ. «Избранная рада»

1

Комб. Урок

Венчание Ивана IV на царство. Восстание в Москве. «Избранная рада». Земский собор.

Объяснять причины и значение принятия Иваном IVцарского титула

Анализировать события 1547 г., указывать их причины и последствия

Характеризовать «Избранную раду» и Земский собор как правительственные учреждения Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV

Фронтальный опрос

§4, заполнить таблицу

34-35

Строительство царства

2

Комб. Урок

Судебник Ивана Грозного. Реформы центрального и местного управления. Военная реформа. Стоглавый собор.

Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов

Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IVс Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, о политике власти Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско

Дифференцированная работа (задачи, тест, карточки), сообщения

§5-6, вопрос 1-3

36

Внешняя политика Ивана IV

1

Комб. Урок

Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия. Покорение Западной Сибири. Причины и начало Ливонской войны.

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси

Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудач в Ливонской войне

Доклады, конспект

§7, подготовить доклады, учить конспект

37-38

Опричнина и итоги царствования Ивана Грозного.

2

Урок -игра

Смена внутриполитического курса. Опричнина, ее возможные причины и последствия. Завершение Ливонской войны. Итоги царствования Ивана Грозного.

Объяснять причины, сущность и последствия опричнины Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.

Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV

Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о них Обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного

Коллективное сочинение

§8-9, ответить вопросы

39

Русская культура XVI в

1

Комб. Урок

Публицистика. Начало книгопечатания. Развитие архитектуры. Иконопись. Произведения декоративноприкладного искусства. Народная культура.

Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства

Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России XVIв.

Осуществлять поиск информации для подготовки сообщений / презентаций о памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона)

Собирать информацию и готовить

сообщения / презентации об иконах и храмах XVIв. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации) Рассказывать о нравах и быте русского общества XVIв. (используя отрывки из «Домостроя» и записок иностранцев, изобразительные материалы и др.)

Опрос, карточки, тест

§10, повторить термины

40

Повторение и контроль по теме «Создание Московского царства»

1

Повторительно-обобщающий

Систематизировать исторический материал по изученному периоду Характеризовать общие черты и особенности развития в XVI в. России и государств Западной Европы

Высказывать суждения о значении наследия XVIв. для современного общества

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVI в

Контрольная работа

Повторить термины

Смута в России (5 часов)

41

Кризис власти на рубеже XVI-XVII вв.

1

Комб. Урок

Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Династический кризис. Царствование Бориса Годунова.

Объяснять причины кризиса власти Объяснять смысл понятий: заповедные лета, урочные лета, крепостное право Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку Объяснять значение учреждения в России патриаршества

Понятийный диктант

§11, прочитать

42

Начало Смуты. Правление Лжедмитрия I.

1

Комб. Урок

Причины и суть Смутного времени. Обострение социальных противоречий. Царствование Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского.

Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.

Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец

Раскрывать, в чем заключались причины Смуты

Таблица, доклады

§12, подготовка к к/р

43

Разгар Смуты. Власть и народ.

1

Комб. Урок

Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Начало патриотического подъема. Вторжение войск Польши и Швеции. «Семибоярщина». Первое ополчение и его неудача.

Показывать на исторической карте направления походов Лжедми- трия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения Систематизировать исторический материал в форме хронологической таблицы «Смутное время в России»

Давать определение понятия интервенция

Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты Объяснять причины начала освободительного движения, неудачи Первого ополчения

§13, ответить на вопросы

44

Окончание Смутного времени. Утверждение новой династии

1

Комб. Урок

Второе ополчение. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Стол- бовской мир и Деулинское перемирие.

Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения

Завершить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время в России»

Аргументировать оценку действий участников ополчений Характеризовать последствия Смуты для Российского государства

Беседа, конспект, подготовка к к/р.

§14, ответить на вопросы

45

Повторение и контроль по теме «Смута в России»

1

Повторительно-обобщающий

Систематизировать исторический материал о Смутном времени Высказывать суждения о деятелях Смутного времени Выполнять контрольные тестовые задания по истории Смутного времени (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности

Контрольный тест

Повторить термины

Россия в XVII веке (5 часов)

46

Социально-экономическое развитие России в XVII в.

1

Комб. Урок

Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесел. Возникновение мануфактур. Торговля. Рост городов.

Использовать исторические карты при рассмотрении экономического развития России в XVIIв.

Объяснять значение понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок Характеризовать прогресс в сельском хозяйстве в XVII в. Объяснять причины и последствия новых явлений в экономике России.

Индивидуальная работа (тест, карточки)

§15, ответить на вопросы

47

Сословия в XVIIв.: верхи общества.

1

Комб. Урок

Бояре и дворяне. Требования дворянства. Служилые люди «по прибору». Духовенство.

Начать составлять таблицу «Основные сословия в России XVIIв.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества Объяснять смысл понятий: сословие, дворянство, Государев двор.

Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства

Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие в дворянское поместье XVII в.»

Беседа

§ 16, ответить на вопросы

Карта "Россия в 1-ой пол. 18 в."

48

Сословия в XVII в.: низы общества.

1

Комб. Урок

Владельческие и черносошные крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Экономическая политика.

Завершить составление таблицы «Основные сословия в России XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян Объяснять смысл понятий: посадские люди, черносошные крестьяне

Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу XVII в.»

Фронтальный опрос, кроссворд

§ 17, читать

49

Государственное устройство России в XVII в.

1

Комб. Урок

Образ власти. Боярская дума. Приказная система. Местное управление. Военная реформа.

Анализировать отрывки из записок Г. К. Котошихина и использовать их для характеристики государственного устройства России Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством Характеризовать власть первых Романовых, сравнивать ее с властью Ивана Грозного Описывать заседания Боярской думы и работу приказов; характеризовать сильные и слабые стороны приказной системы Объяснять причины реорганизации вооруженных сил

Сообщения, тест

§18, заполнить схему

50

Повторение и контроль по теме « Россия в XVII веке»

1

Повторительно-обобщающий

Систематизировать исторический материал о России XVIIв. Выполнять контрольные тестовые задания по истории XVIIв. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте).

Подводить итоги проектной деятельности

Доклады, конспект

Повторить термины

«Бунташный век» (6 часов)

51

Внутренняя политика Алексея Михайловича.

1

Комб. Урок

Начало правления Алексея Михайловича. Соляной бунт и его последствия. Псковское восстание.

Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича; начать составление его исторического портрета Объяснять причины и последствия Соляного бунта, Псковского восстания.

Опрос, карточки

§ 19, читать

52

Формирование абсолютизма.

1

Комб. Урок

Падение роли Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича.

Объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории); соотносить понятия: монархия, абсолютная монархия, сословно-представительная монархия, самодержавие

Объяснять, как изменялись функции отдельных органов власти в системе управления государством на протяжении XVIIв.

Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Алексея Михайловича.

Таблица

§20, ответить на попросы

53-54

Церковный раскол.

2

Комб. Урок

Церковь в первой половине XVII в. Патриарх Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666- 1667 гг. Гонения на старообрядцев.

Давать определения понятий: церковный раскол, старообрядцы. Объяснять причины поддержки светской властью церковных реформ

Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума, используя для подтверждения своего мнения отрывки из исторических источников

§21-22, ответить на вопросы

55

Народные движения.

1

Комб. Урок

Причины и особенности народных волнений. Городские восстания, Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина.

Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений (используя историческую карту)

Раскрывать причины и последствия народных движений в России XVII в.

Сравнивать Соляной и Медный бунты, выявляя сходство и отличия Характеризовать личность и поступки Степана Разина,значение народной войны под его предводительством

Давать определение понятия крестьянская война

Таблица

§ 23, ответы на вопросы

56

Повторение и контроль по теме «Бунташный век».

1

Повторительно-обобщающий

Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVIIв.» Выполнять контрольные тестовые задания по истории народных движений (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности

Кроссворд

Повторить термины

Россия на новых рубежах (4 часа)

57-58

Внешняя политика России в XVII в.

2

Комб. Урок

Международное положение Русского государства. Русская дипломатия в XVIIв. Россия и Речь Посполи- тая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Войны с Османской империей и Крымским ханством. Отношения с Калмыцким ханством.

Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в XVII в. на западе и юге; ход войн и направления военных походов

Объяснять, в чем заключались задачи и результаты внешней политики России в XVIIв. Систематизировать информацию о внешней политике в форме таблицы «Внешняя политика России в XVII в.»

Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России,

аргументировать оценку этого события

Диффиринцированная работа (тест, карточки)

§24-25, ответить на вопросы

59

Освоение Сибири и Дальнего Востока

1

Комб. Урок

Причины и характер продвижения русских на восток. Народы Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Взаимоотношения с Китаем.

Раскрывать причины и последствия продвижения русских в Сибирь и на Дальний Восток в XVIIв. Характеризовать взаимоотношения русских людей с местным населением

Объяснять причины заключения Нерчинского договора и уступок России.

Доклады, опрос

§24, подготовить доклады

60

Повторение и контроль по теме «Россия на новых рубежах»

1

Повторительно-обобщающий

Систематизировать исторический материал по внешней политике России

Выполнять контрольные тестовые задания по внешней политике и освоению Сибири (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности

Сообщения, таблица

Повторить термины

Закат Московского царства (8 часов)

61

Политика Федора Алексеевича.

1

Комб. Урок

Царь Федор Алексеевич. Реформы органов управления. Военные и социально-экономические изменения. Духовная и культурная жизнь.

Составлять характеристику (исторический портрет) Федора Алексеевича

Характеризовать причины и последствия реформ органов управления, отмены местничества.

Указать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича.

Таблица, беседа

§ 27, вопросы после параграфа

62

Борьба за власть в конце XVII в.

1

Комб. Урок

Стрелецкое восстание 1682 г. Правление царевны Софьи. Приход к власти Петра I. Россия накануне петровского времени.

Объяснять причины борьбы за власть между различными группировками при дворе, временной победы царевны Софьи, утверждения на престоле Петра I Оценивать политику царевны Софьи

Высказывать предположения о влиянии детских впечатлений на характер Петра I

Конспект

§28,ответить на вопросы

63-64

Культура России XVII в.

2

Комб. Урок

Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Просвещение и образование, основание Славяно-греко-латинской академии.

Составлять описание памятников культуры XVIIв. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризуя их назначение, художественные достоинства и др.

Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVIIв.

Проводить поиск информации для подготовки сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVIIв

Конспект, кроссворд

§29,подготовить рефераты

65-66

Мир человека XVII в.

2

Комб. Урок

Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ордин-Нащокин. Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных обычаев.

Характеризовать особенности жизни и обычаев отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVII в.

Готовить сообщение/ презентацию о жизни, быте и картине мира отдельных сословий.

Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVIIв.

Составлять характеристику (исторический портрет)

А. Л. Ордин-Нащокина

Кроссворд

§ 30, повторить термины

67

Повторение и контроль по теме «Закат Московского царства»

1

Повторительно-обобщающий

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в XVIIв.

Высказывать суждения о значении наследия XVIIв. для современного общества.

Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности

Повторить термины

68

Итоговое обобщение и контроль по курсу «Россия в XVI- XVII веках: от великого княжества к царству/

1

Повторительно-обобщающий

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Повторить термины

3.Календарно - поурочное планирование

Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.

II.

Великие географические открытия и их последствия

2.

Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию.

3.

Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Начало создания колониальных империй.

III.

Эпоха Возрождения

4.

Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм.

5

Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу.

6

Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие Совершенствование техники.

7

Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

8

Повторительно-обобщающий урок по темам «Великие географические открытия и их последствия»

IV.

Реформация. Утверждение абсолютизма

9

Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе.

10

Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.

11

Реставрация монархии. «Славная революция».

V.

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения

12.

Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук.

13.

Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.

14.

Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в.

15.

Фридрих II. Семилетняя война.

16

Повторительно-обобщающий урок по темам «Реформация. Утверждение абсолютизма», «Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения».

17-18

Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Конституция 1787 г.

19

Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции.

20.

Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда».

21.

Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура.

22

Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны.

23

Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.

24

Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии.

25.

Покорение Китая маньчжурами. Империя Цинь.

26

Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.

27

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения»

VI.

Итоговое обобщение

28.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Новая история XVI-XVIII вв.

29

Введение. Итоги правления Ивана III

30-31

Василий III и его время

32

Русское государство и общество в середине XVI в.

33

Начало реформ. «Избранная рада»

34-35

Строительство царства

36

Внешняя политика Ивана IV

37-38

Опричнина и итоги царствования Ивана Грозного.

39

Русская культура XVI в

40

Повторение и контроль по теме «Создание Московского царства»

41

Кризис власти на рубеже XVI-XVII вв.

42

Начало Смуты. Правление Лжедмитрия I.

43

Разгар Смуты. Власть и народ.

44

Окончание Смутного времени. Утверждение новой династии

45

Повторение и контроль по теме «Смута в России»

46

Социально-экономическое развитие России в XVII в.

47

Сословия в XVIIв.: верхи общества.

48

Сословия в XVII в.: низы общества.

49

Государственное устройство России в XVII в.

50

Повторение и контроль по теме « Россия в XVII веке»

51

Внутренняя политика Алексея Михайловича.

52

Формирование абсолютизма.

53-54

Церковный раскол.

55

Народные движения.

56

Повторение и контроль по теме «Бунташный век».

57-58

Внешняя политика России в XVII в.

59

Освоение Сибири и Дальнего Востока

60

Повторение и контроль по теме «Россия на новых рубежах»

61

Политика Федора Алексеевича.

62

Борьба за власть в конце XVII в.

63-64

Культура России XVII в.

65-66

Мир человека XVII в.

67

Повторение и контроль по теме «Закат Московского царства»

68

Итоговое обобщение и контроль по курсу «Россия в XVI- XVII веках: от великого княжества к царству/



4. Учебно-методический комплекс



1. Примерная программа основного общего образования на базовом уровне по истории (Сайт МО РФ,2004).

2. История России. 6 -10 классы :рабочая программа / И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. - М. : Дрофа, 2016.

1.Всеобщая история. История Нового времени,1500-1800. 7 класс учеб. для общеобразоват. учреждений./ .Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М..-М,«Просвещение»,2009 г.

2.История России : XVI в. 7 кл.: учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова. - М.: Дрофа, 2016

1.Соловьев К.А. Поурочные разработки по всеобщей истории. 7 класс.- М.: ВАКО, 2013

2.

1. А.Я. Юдовская, П.А.Баранова: Тесты и тренировочные задания по истории Нового времени. - М, Экзамен,2011

2. К.В.Волкова Контрольно Измерительные материалы по истории России.- М,Вако,2011

school-collection.edu.ru/catalog/pupil/



5.Требования к уровню подготовки учащихся

Основная функция курса «История» - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения. В результате изучения курса учащиеся должны:называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.

В процессе изучения курса истории учащиеся должны
знать/понимать

• факты, явления, процессы, понятия , теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
• принципы и способы периодизации всемирной истории;
• важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
• особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
• историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
• взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

уметь:

  • определять и объяснять понятия;

  • выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;

  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

  • анализировать исторические явления, процессы, факты;

  • обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

  • определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;

  • участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

  • определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;

  • выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.


6. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

1. А.Я.Юдовская,П.А.Баранова:Тесты и тренировочные задания по истории Нового времени.- М,Экзамен,2011

Пособие включает тестовые задания по Новой истории к учебнику А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной "Новая история. 1500-1800. 7 класс", рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включенному в Федеральный комплект учебников. Представлены все тематические разделы учебника. В конце книги предложены задания для итоговой проверки по всему курсу. Ко всем тестам даны ключи. Тесты могут быть использованы учителями для индивидуального и фронтального опроса в устной и письменной форме. Пособие будет полезно учащимся для самоконтроля при подготовке к урокам, зачетам и контрольным работам.

2. . К.В.Волкова.Контрольно Измерительные материалв по истории России.- М,Вако,2011

Предлагаемое пособие включает тесты по истории России и соответствует содержанию и структуре учебника А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России. Конец XVI-XVIII век" для 7 класса общеобразовательных учреждений (издательство "Просвещение"). Многие тестовые задания разработаны с учетом требований Государственной итоговой аттестации в 9 классе (в новой форме) и Единого государственного экзамена. Они помогут учащимся освоить новый для них вид тестов и подготовиться к будущим устным и письменным экзаменам. Тесты можно использовать для обучения и самоконтроля учащихся, проверки домашних заданий, текущего и итогового контроля при работе с любым учебником по истории России из Федерального перечня учебников.





© 2010-2022