- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 7 класс
Рабочая программа по истории 7 класс
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Умарова А.М. |
Дата | 06.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
1.1.Наименование примерной программы
Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
1. "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312).
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по истории (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089).
3. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 №23290)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОиН РФ от 09.03.2004г. № 1312»
6. Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН Челябинской области от 1.07.2004г. № 02-678).
7. Методическое письмо «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году». «О преподавании учебного предмета «История» в 2014-2015 учебном году"(Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО).
8. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г. 103/3404.
9. Приказ по МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в школе» №
10. «Положение о разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин в МОУ «СОШ № 31 г. Магнитогорска», утвержденное приказом №
11. Примерная программа основного общего образования по истории (Сайт МО РФ,2004).
12. История России. 6 -10 классы: рабочая программа / И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. - М. : Дрофа, 2016.
1.2 Обоснование выбора системы обучения и учебно-методического комплекса
В своей работе использую УМК Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. «Новая история 1500-1800», УМК Андреева И.А., Федорова И.Н., Амосовой И.в. « История России XVI -конец XVII вв» 7 класс, что соответствует образовательным потребностям обучающихся и их родителей. Для реализации данного УМК есть полное наличие учебно - методического, кадрового, материально- технического, информационного обеспечения. Миссия школы - реализация личностно ориентированного подхода с целью создания условий для формирования личности, способной к саморазвитию, к успешной социализации и самоопределению в отношении будущей профессии.
«Рабочая программа по истории для 7 класса» конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. «Рабочая программа по истории для 7 класса» содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.
Общая характеристика учебного предмета
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
За счет учебного времени из национально - региональных этнических особенностей(не менее 35 ч) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть, ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. «История родного края» изучается либо в составе интегрированного учебного курса «Краеведение» с VI по IX класс, либо в качестве краеведческого модуля в курсе истории в 8 классе.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Цели изучения истории на ступени основного общего образования.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
-
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
-
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
-
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
-
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место предмета в учебном плане.
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательной дисциплины в 5-9 классах в общем объеме 374 часа (при 34 неделях учебного года), в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе - 3(2) часа в неделю, в 10 классе курс истории изучается в качестве обязательного предмета 3 часа в неделю.
1.3. Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы
1. Новая история-часть всеобщей истории (1 ч)
2. Великие географические открытия и их последствия (2ч)
3. Эпоха Возрождения (5 ч)
4. Реформация. Утверждение абсолютизма. (3 ч)
5. Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения. (16 ч)
6. Итоговое обобщение (1 ч)
История России конец XVI-XVIII век (42 ч):
1.
1.4. Обоснование тематики национально - региональных этнических особенностей
Тематика содержания учебной программы в части реализации национально - региональных этнических особенностей согласована с темами, предусмотренными стандартом по истории. Изучение содержания НРЭО на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
формирование коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
-
речевой компетенции;
-
социокультурной компетенции;
-
учебно-познавательной компетенции - ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.
-
активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;
-
воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека;
-
формирование культурологического потенциала;
-
формирование адаптивного типа жизнедеятельности;
-
систематизация сведений из разных наук (истории, географии, литературы, искусства)
Национально - региональные этнические особенностиИстория 7 класс
42
Урал в 17 в. Освоение Южного Урала.
50
Экономическое развитие Урала (18в). Становление горнозаводской промышленности Южного Урала.
51
Экономическое развитие Урала (18в). Становление горнозаводской промышленности Южного Урала.
64
Восстание Е. Пугачева. Участие Урала в восстании.
68
Быт и нравы населения Южного Урала. Памятники культуры.
2.Календарно-тематическое планированиеп/п
Раздел, тема урока
Колич. Час.
Тип урока
Требования обязательного минимума
Контроль
знаний
Д/з
Содержание методического обеспечения для изучения темы урока
знания
умения
I
Новая история-часть всеобщей истории
1
1.
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
1
Вводный
Новое время, ценности, конкуренция, традиционное общество, индустриальное общество.
Текущий
Введение, П.1
II.
Великие географические открытия и их последствия
2
2.
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию.
1
Комб.
Бомбарда, мушкет, каравелла.
Значение великих географических открытий, создание первых колониальных империй.
«Революция цен».
Текущий
П.2,читать
3.
Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Начало создания колониальных империй.
1
Комб.
Захват и освоение европейцами Нового Света. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро.Пиратство. Ф. Дрейк
Текущий
П.1,2,3, ответить на вопросы
III.
Эпоха Возрождения
5
4.
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм.
1
Комб.
Рождение гуманизма, аскетизм, первые утопии, новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения».
Текущий
П.7-8,9,10, заполнить таблицу
5
Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу.
1
Комб.
Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт
Текущий
Подготовить сообщения
6
Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие Совершенствование техники.
1
Комб.
Буржуазия и наемные рабочие. Торговые компании.
Словарный диктант
П.3, прочитать
7
Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
1
Комб.
Текущий
Подготовить сообщения
8
Повторительно-обобщающий урок по темам «Великие географические открытия и их последствия»
1
Повторительно-обобщ.
Контрольное тестирование
П.11,12, ответить на вопросы
IV.
Реформация. Утверждение абсолютизма
3
9
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе.
1
Комб.
Текущий
П.15, прочитать
10
Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.
1
Комб.
Текущий
Повторить термины
11
Реставрация монархии. «Славная революция».
1
Комб.
Текущий
П.16, ответить на вопросы
V.
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения
16
12.
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук.
1
Комб.
(лекц)
Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро.
Словарный диктант
Учить конспект
13.
Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.
1
Комб.
Текущий
П.18, подготовить сообщения
14.
Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в.
1
Комб.
Сообщения,презентации
П.19,20, ответить на вопросы
15.
Фридрих II. Семилетняя война.
1
Комб.
Текущий
Подготовить доклады
16
Повторительно-обобщающий урок по темам «Реформация. Утверждение абсолютизма», «Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения».
1
Повторительно-обобщ.
Контрольное тестирование
Повторить термины
17-18
Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Конституция 1787 г.
2
Комб.
Текущий
Учить конспект
19
Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции.
1
Комб.
Создание Голландской республики.
Проверочный тест
П.24,25,26, ответить на вопросы
20.
Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда».
1
Комб.
Текущий
Повторить термины
21.
Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура.
1
Комб.
Латинская Америка, пеон, креолы, метисы, мулаты, самбо, складывание системы управления колониями
Текущий
П.27, читать
22
Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны.
1
Комб.
Наполеон Бонапарт.
Текущий
Подготовить сообщения
23
Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.
1
Комб.
Текущий
Учить конспект
24
Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии.
1
Комб.
Текущий
П.28, читать
25.
Покорение Китая маньчжурами. Империя Цинь.
1
Комб.
Самурай, конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Клан, сипай, кортеж. Сегун, закрыте страны
Текущий
П.29-30, ответить на вопросы
26
Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
1
Комб.
Текущий
Учить конспект
27
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения»
1
Повторительно-обобщ.
Зачет
Повторить термины
VI.
Итоговое обобщение
1
28.
Повторительно-обобщающий урок по теме: Новая история XVI-XVIII вв.
1
Повторительно-обобщ.
Контрольное тестирование
Повторить термины
РОССИЯ В XVI-XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
29
Введение. Итоги правления Ивана III
1
Комб. урок
Хронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по российской истории XVI-XVII столетий
Актуализировать знания по курсу истории России с древнейших времен до начала XVIв. Планировать деятельность по изучению истории России XVI-XVIIвв. Характеризовать источники по российской истории XVI-XVII столетий
Беседа
Стр. 4-5, прочитать
Создание Московского царства (11 часов)
30-31
Василий III и его время
2
Комб. Урок
Личность Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отношения с Крымом и Казанью. Отмирание удельной системы.
Характеризовать особенности развития России во время правления Василия IIIПоказывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI в.
Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим» Составлять характеристику (исторический портрет) Василия IIIУметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урока
Устный опрос
§1,2, ответить на вопросы
32
Русское государство и общество в середине XVI в.
1
Комб. Урок
Территория и население. Особенности социально-экономического развития. Организация власти. Правление Елены Глинской. Боярское правление.
Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI в. Характеризовать социально- эко номическое и политическое развитие Русского государства в середине XVI в.
Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивать их между собой Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV
Тест, беседа
§3, ответить на вопросы
33
Начало реформ. «Избранная рада»
1
Комб. Урок
Венчание Ивана IV на царство. Восстание в Москве. «Избранная рада». Земский собор.
Объяснять причины и значение принятия Иваном IVцарского титула
Анализировать события 1547 г., указывать их причины и последствия
Характеризовать «Избранную раду» и Земский собор как правительственные учреждения Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV
Фронтальный опрос
§4, заполнить таблицу
34-35
Строительство царства
2
Комб. Урок
Судебник Ивана Грозного. Реформы центрального и местного управления. Военная реформа. Стоглавый собор.
Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов
Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IVс Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, о политике власти Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско
Дифференцированная работа (задачи, тест, карточки), сообщения
§5-6, вопрос 1-3
36
Внешняя политика Ивана IV
1
Комб. Урок
Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия. Покорение Западной Сибири. Причины и начало Ливонской войны.
Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака
Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси
Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудач в Ливонской войне
Доклады, конспект
§7, подготовить доклады, учить конспект
37-38
Опричнина и итоги царствования Ивана Грозного.
2
Урок -игра
Смена внутриполитического курса. Опричнина, ее возможные причины и последствия. Завершение Ливонской войны. Итоги царствования Ивана Грозного.
Объяснять причины, сущность и последствия опричнины Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.
Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV
Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о них Обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного
Коллективное сочинение
§8-9, ответить вопросы
39
Русская культура XVI в
1
Комб. Урок
Публицистика. Начало книгопечатания. Развитие архитектуры. Иконопись. Произведения декоративноприкладного искусства. Народная культура.
Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства
Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России XVIв.
Осуществлять поиск информации для подготовки сообщений / презентаций о памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона)
Собирать информацию и готовить
сообщения / презентации об иконах и храмах XVIв. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации) Рассказывать о нравах и быте русского общества XVIв. (используя отрывки из «Домостроя» и записок иностранцев, изобразительные материалы и др.)
Опрос, карточки, тест
§10, повторить термины
40
Повторение и контроль по теме «Создание Московского царства»
1
Повторительно-обобщающий
Систематизировать исторический материал по изученному периоду Характеризовать общие черты и особенности развития в XVI в. России и государств Западной Европы
Высказывать суждения о значении наследия XVIв. для современного общества
Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVI в
Контрольная работа
Повторить термины
Смута в России (5 часов)
41
Кризис власти на рубеже XVI-XVII вв.
1
Комб. Урок
Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Династический кризис. Царствование Бориса Годунова.
Объяснять причины кризиса власти Объяснять смысл понятий: заповедные лета, урочные лета, крепостное право Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку Объяснять значение учреждения в России патриаршества
Понятийный диктант
§11, прочитать
42
Начало Смуты. Правление Лжедмитрия I.
1
Комб. Урок
Причины и суть Смутного времени. Обострение социальных противоречий. Царствование Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского.
Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.
Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец
Раскрывать, в чем заключались причины Смуты
Таблица, доклады
§12, подготовка к к/р
43
Разгар Смуты. Власть и народ.
1
Комб. Урок
Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Начало патриотического подъема. Вторжение войск Польши и Швеции. «Семибоярщина». Первое ополчение и его неудача.
Показывать на исторической карте направления походов Лжедми- трия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения Систематизировать исторический материал в форме хронологической таблицы «Смутное время в России»
Давать определение понятия интервенция
Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты Объяснять причины начала освободительного движения, неудачи Первого ополчения
§13, ответить на вопросы
44
Окончание Смутного времени. Утверждение новой династии
1
Комб. Урок
Второе ополчение. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Стол- бовской мир и Деулинское перемирие.
Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения
Завершить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время в России»
Аргументировать оценку действий участников ополчений Характеризовать последствия Смуты для Российского государства
Беседа, конспект, подготовка к к/р.
§14, ответить на вопросы
45
Повторение и контроль по теме «Смута в России»
1
Повторительно-обобщающий
Систематизировать исторический материал о Смутном времени Высказывать суждения о деятелях Смутного времени Выполнять контрольные тестовые задания по истории Смутного времени (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности
Контрольный тест
Повторить термины
Россия в XVII веке (5 часов)
46
Социально-экономическое развитие России в XVII в.
1
Комб. Урок
Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесел. Возникновение мануфактур. Торговля. Рост городов.
Использовать исторические карты при рассмотрении экономического развития России в XVIIв.
Объяснять значение понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок Характеризовать прогресс в сельском хозяйстве в XVII в. Объяснять причины и последствия новых явлений в экономике России.
Индивидуальная работа (тест, карточки)
§15, ответить на вопросы
47
Сословия в XVIIв.: верхи общества.
1
Комб. Урок
Бояре и дворяне. Требования дворянства. Служилые люди «по прибору». Духовенство.
Начать составлять таблицу «Основные сословия в России XVIIв.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества Объяснять смысл понятий: сословие, дворянство, Государев двор.
Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства
Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие в дворянское поместье XVII в.»
Беседа
§ 16, ответить на вопросы
Карта "Россия в 1-ой пол. 18 в."
48
Сословия в XVII в.: низы общества.
1
Комб. Урок
Владельческие и черносошные крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Экономическая политика.
Завершить составление таблицы «Основные сословия в России XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян Объяснять смысл понятий: посадские люди, черносошные крестьяне
Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу XVII в.»
Фронтальный опрос, кроссворд
§ 17, читать
49
Государственное устройство России в XVII в.
1
Комб. Урок
Образ власти. Боярская дума. Приказная система. Местное управление. Военная реформа.
Анализировать отрывки из записок Г. К. Котошихина и использовать их для характеристики государственного устройства России Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством Характеризовать власть первых Романовых, сравнивать ее с властью Ивана Грозного Описывать заседания Боярской думы и работу приказов; характеризовать сильные и слабые стороны приказной системы Объяснять причины реорганизации вооруженных сил
Сообщения, тест
§18, заполнить схему
50
Повторение и контроль по теме « Россия в XVII веке»
1
Повторительно-обобщающий
Систематизировать исторический материал о России XVIIв. Выполнять контрольные тестовые задания по истории XVIIв. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте).
Подводить итоги проектной деятельности
Доклады, конспект
Повторить термины
«Бунташный век» (6 часов)
51
Внутренняя политика Алексея Михайловича.
1
Комб. Урок
Начало правления Алексея Михайловича. Соляной бунт и его последствия. Псковское восстание.
Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича; начать составление его исторического портрета Объяснять причины и последствия Соляного бунта, Псковского восстания.
Опрос, карточки
§ 19, читать
52
Формирование абсолютизма.
1
Комб. Урок
Падение роли Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича.
Объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории); соотносить понятия: монархия, абсолютная монархия, сословно-представительная монархия, самодержавие
Объяснять, как изменялись функции отдельных органов власти в системе управления государством на протяжении XVIIв.
Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Алексея Михайловича.
Таблица
§20, ответить на попросы
53-54
Церковный раскол.
2
Комб. Урок
Церковь в первой половине XVII в. Патриарх Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666- 1667 гг. Гонения на старообрядцев.
Давать определения понятий: церковный раскол, старообрядцы. Объяснять причины поддержки светской властью церковных реформ
Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума, используя для подтверждения своего мнения отрывки из исторических источников
§21-22, ответить на вопросы
55
Народные движения.
1
Комб. Урок
Причины и особенности народных волнений. Городские восстания, Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина.
Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений (используя историческую карту)
Раскрывать причины и последствия народных движений в России XVII в.
Сравнивать Соляной и Медный бунты, выявляя сходство и отличия Характеризовать личность и поступки Степана Разина,значение народной войны под его предводительством
Давать определение понятия крестьянская война
Таблица
§ 23, ответы на вопросы
56
Повторение и контроль по теме «Бунташный век».
1
Повторительно-обобщающий
Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVIIв.» Выполнять контрольные тестовые задания по истории народных движений (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности
Кроссворд
Повторить термины
Россия на новых рубежах (4 часа)
57-58
Внешняя политика России в XVII в.
2
Комб. Урок
Международное положение Русского государства. Русская дипломатия в XVIIв. Россия и Речь Посполи- тая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Войны с Османской империей и Крымским ханством. Отношения с Калмыцким ханством.
Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в XVII в. на западе и юге; ход войн и направления военных походов
Объяснять, в чем заключались задачи и результаты внешней политики России в XVIIв. Систематизировать информацию о внешней политике в форме таблицы «Внешняя политика России в XVII в.»
Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России,
аргументировать оценку этого события
Диффиринцированная работа (тест, карточки)
§24-25, ответить на вопросы
59
Освоение Сибири и Дальнего Востока
1
Комб. Урок
Причины и характер продвижения русских на восток. Народы Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Взаимоотношения с Китаем.
Раскрывать причины и последствия продвижения русских в Сибирь и на Дальний Восток в XVIIв. Характеризовать взаимоотношения русских людей с местным населением
Объяснять причины заключения Нерчинского договора и уступок России.
Доклады, опрос
§24, подготовить доклады
60
Повторение и контроль по теме «Россия на новых рубежах»
1
Повторительно-обобщающий
Систематизировать исторический материал по внешней политике России
Выполнять контрольные тестовые задания по внешней политике и освоению Сибири (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности
Сообщения, таблица
Повторить термины
Закат Московского царства (8 часов)
61
Политика Федора Алексеевича.
1
Комб. Урок
Царь Федор Алексеевич. Реформы органов управления. Военные и социально-экономические изменения. Духовная и культурная жизнь.
Составлять характеристику (исторический портрет) Федора Алексеевича
Характеризовать причины и последствия реформ органов управления, отмены местничества.
Указать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича.
Таблица, беседа
§ 27, вопросы после параграфа
62
Борьба за власть в конце XVII в.
1
Комб. Урок
Стрелецкое восстание 1682 г. Правление царевны Софьи. Приход к власти Петра I. Россия накануне петровского времени.
Объяснять причины борьбы за власть между различными группировками при дворе, временной победы царевны Софьи, утверждения на престоле Петра I Оценивать политику царевны Софьи
Высказывать предположения о влиянии детских впечатлений на характер Петра I
Конспект
§28,ответить на вопросы
63-64
Культура России XVII в.
2
Комб. Урок
Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Просвещение и образование, основание Славяно-греко-латинской академии.
Составлять описание памятников культуры XVIIв. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризуя их назначение, художественные достоинства и др.
Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVIIв.
Проводить поиск информации для подготовки сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVIIв
Конспект, кроссворд
§29,подготовить рефераты
65-66
Мир человека XVII в.
2
Комб. Урок
Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ордин-Нащокин. Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных обычаев.
Характеризовать особенности жизни и обычаев отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVII в.
Готовить сообщение/ презентацию о жизни, быте и картине мира отдельных сословий.
Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVIIв.
Составлять характеристику (исторический портрет)
А. Л. Ордин-Нащокина
Кроссворд
§ 30, повторить термины
67
Повторение и контроль по теме «Закат Московского царства»
1
Повторительно-обобщающий
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в XVIIв.
Высказывать суждения о значении наследия XVIIв. для современного общества.
Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности
Повторить термины
68
Итоговое обобщение и контроль по курсу «Россия в XVI- XVII веках: от великого княжества к царству/
1
Повторительно-обобщающий
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Повторить термины
3.Календарно - поурочное планирование
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
II.
Великие географические открытия и их последствия
2.
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию.
3.
Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Начало создания колониальных империй.
III.
Эпоха Возрождения
4.
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм.
5
Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу.
6
Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие Совершенствование техники.
7
Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
8
Повторительно-обобщающий урок по темам «Великие географические открытия и их последствия»
IV.
Реформация. Утверждение абсолютизма
9
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе.
10
Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.
11
Реставрация монархии. «Славная революция».
V.
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения
12.
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук.
13.
Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.
14.
Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в.
15.
Фридрих II. Семилетняя война.
16
Повторительно-обобщающий урок по темам «Реформация. Утверждение абсолютизма», «Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения».
17-18
Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Конституция 1787 г.
19
Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции.
20.
Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда».
21.
Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура.
22
Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны.
23
Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.
24
Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии.
25.
Покорение Китая маньчжурами. Империя Цинь.
26
Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
27
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения»
VI.
Итоговое обобщение
28.
Повторительно-обобщающий урок по теме: Новая история XVI-XVIII вв.
29
Введение. Итоги правления Ивана III
30-31
Василий III и его время
32
Русское государство и общество в середине XVI в.
33
Начало реформ. «Избранная рада»
34-35
Строительство царства
36
Внешняя политика Ивана IV
37-38
Опричнина и итоги царствования Ивана Грозного.
39
Русская культура XVI в
40
Повторение и контроль по теме «Создание Московского царства»
41
Кризис власти на рубеже XVI-XVII вв.
42
Начало Смуты. Правление Лжедмитрия I.
43
Разгар Смуты. Власть и народ.
44
Окончание Смутного времени. Утверждение новой династии
45
Повторение и контроль по теме «Смута в России»
46
Социально-экономическое развитие России в XVII в.
47
Сословия в XVIIв.: верхи общества.
48
Сословия в XVII в.: низы общества.
49
Государственное устройство России в XVII в.
50
Повторение и контроль по теме « Россия в XVII веке»
51
Внутренняя политика Алексея Михайловича.
52
Формирование абсолютизма.
53-54
Церковный раскол.
55
Народные движения.
56
Повторение и контроль по теме «Бунташный век».
57-58
Внешняя политика России в XVII в.
59
Освоение Сибири и Дальнего Востока
60
Повторение и контроль по теме «Россия на новых рубежах»
61
Политика Федора Алексеевича.
62
Борьба за власть в конце XVII в.
63-64
Культура России XVII в.
65-66
Мир человека XVII в.
67
Повторение и контроль по теме «Закат Московского царства»
68
Итоговое обобщение и контроль по курсу «Россия в XVI- XVII веках: от великого княжества к царству/
4. Учебно-методический комплекс
1. Примерная программа основного общего образования на базовом уровне по истории (Сайт МО РФ,2004).
2. История России. 6 -10 классы :рабочая программа / И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. - М. : Дрофа, 2016.
1.Всеобщая история. История Нового времени,1500-1800. 7 класс учеб. для общеобразоват. учреждений./ .Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М..-М,«Просвещение»,2009 г.
2.История России : XVI в. 7 кл.: учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова. - М.: Дрофа, 2016
1.Соловьев К.А. Поурочные разработки по всеобщей истории. 7 класс.- М.: ВАКО, 2013
2.
1. А.Я. Юдовская, П.А.Баранова: Тесты и тренировочные задания по истории Нового времени. - М, Экзамен,2011
2. К.В.Волкова Контрольно Измерительные материалы по истории России.- М,Вако,2011
school-collection.edu.ru/catalog/pupil/
5.Требования к уровню подготовки учащихся
Основная функция курса «История» - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения. В результате изучения курса учащиеся должны:называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.
В процессе изучения курса истории учащиеся должны
знать/понимать
• факты, явления, процессы, понятия , теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
• принципы и способы периодизации всемирной истории;
• важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
• особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
• историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
• взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь:
-
определять и объяснять понятия;
-
выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
-
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
-
раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
-
анализировать исторические явления, процессы, факты;
-
обобщать и систематизировать полученную информацию;
-
давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
-
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
-
определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
-
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
-
участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
-
определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
-
выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
6. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
1. А.Я.Юдовская,П.А.Баранова:Тесты и тренировочные задания по истории Нового времени.- М,Экзамен,2011
Пособие включает тестовые задания по Новой истории к учебнику А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной "Новая история. 1500-1800. 7 класс", рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включенному в Федеральный комплект учебников. Представлены все тематические разделы учебника. В конце книги предложены задания для итоговой проверки по всему курсу. Ко всем тестам даны ключи. Тесты могут быть использованы учителями для индивидуального и фронтального опроса в устной и письменной форме. Пособие будет полезно учащимся для самоконтроля при подготовке к урокам, зачетам и контрольным работам.
2. . К.В.Волкова.Контрольно Измерительные материалв по истории России.- М,Вако,2011
Предлагаемое пособие включает тесты по истории России и соответствует содержанию и структуре учебника А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России. Конец XVI-XVIII век" для 7 класса общеобразовательных учреждений (издательство "Просвещение"). Многие тестовые задания разработаны с учетом требований Государственной итоговой аттестации в 9 классе (в новой форме) и Единого государственного экзамена. Они помогут учащимся освоить новый для них вид тестов и подготовиться к будущим устным и письменным экзаменам. Тесты можно использовать для обучения и самоконтроля учащихся, проверки домашних заданий, текущего и итогового контроля при работе с любым учебником по истории России из Федерального перечня учебников.