Урок по истории Древнего мира в 5 классе

Данная разработка урока предназначена для учителей истории, работающих в 5 классе по учебнику Вигасина, Годера, Свенцицкой "История Древнего мира". Тема урока "Религия древних египтян", является одной из тем раздела "Древний Египет". Урок составлен в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Автор данного урока особое внимание акцентирует на роли религии в жизни древних египтян, показывает взаимосвязь религии и природы, чере...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Религия древних египтян»

ФИО

Рогожина Ирина Александровна

Место работы

МБОУ «СОШ №8 г.Красноармейска»

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

История

Класс

5

Тема урока

Религия древних египтян

Базовый учебник

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. М., Просвещение, 2012.

  1. Цель урока:

- ознакомление с религиозными верованиями древних египтян;

- развитие навыков сотрудничества;

- воспитание толерантного отношения к культуре других народов.

  1. Задачи:

• изучить основы религиозных верований древних египтян;

• вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания;
• развивать навыки отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;

• через творческое задание и работы в парах прививать интерес к истории Древнего мира;

• формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками.

  1. Тип урока - урок «открытия нового знания».

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, самостоятельная работа.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, источники.

  4. Структура и ход урока (план):

  1. Боги древних египтян.

  2. Религиозные верования древних египтян.

  3. Религия и власть фараонов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Результаты

Личностные

Метапредмет-ные

Предметные

I. Мотивация

Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.

Здравствуйте, присаживайтесь.

На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации - цивилизации древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид.

Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверена, у нас всё получится.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Организация учебной деятельности

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

На предыдущих уроках мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. И сохранить свое могущество они хотели не только при жизни, но и после смерти.

Вам знакомо данное изображение? Что это? Слайд №1 (Пирамиды).

Историки, археологи многих стран мира давно занимаются изучением загадочности, неопределенности цивилизации древнего Египта. Существует множество различных точек зрения на возникновение искусства и религиозных верований древних египтян. Осталось множество неразрешенных загадок, в том числе, загадки возникновения строительства одного из чудес света - пирамид. Ранее изученный вами материал говорит о том, что религия древних египтян основана на поклонении многочисленным богам. Египтяне верили в загробную жизнь, с чем связано совершение похоронных обрядов и создание пирамид.

Да, действительно некоторые фараоны приказывали хоронить себя в таких монументальных гробницах, внутри которых помещались фигурки поваров, носильщиков, слуг. А также большое количество разнообразных сосудов, стенки которых были украшены росписями. Познакомимся с одной из них (слайд №2 «Барка бога Ра»). Что здесь изображено?

Что вам кажется неестественным на этой картине?

Предположите, кто это? Почему он расположен в центре, и его фигура выше остальных?

Куда плывет лодка?

Ребята, вспомните, а как называется вера в неестественное и сверхъестественные силы?

Молодцы! Я думаю, вы догадались, что сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия.

Египетская религия и мир египетских богов - это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне - самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?

Кто мне поможет сформулировать тему нашего урока?

Открыли тетради и записали тему сегодняшнего урока (слайд №3).

Ответы учеников.


Египетские пирамиды.





Лодка с двумя людьми и странное существо с телом человека и головой птицы.

Это существо.

Это не человек. Скорее всего, божество, бог.

В царство бога.

Религия.




Формулируют тему урока в разных вариантах и записывают в тетрадь.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов.

Способность сознательно организовывать свою деятельность, готовность к сотрудничеству.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Анализ исторической информации по слайду.

Умение извлекать информацию из наглядного источника.

III. Актуализация опорных знаний и выявление места и причин затруднения

Вспомните, что представляли собой древнейшие религиозные верования?

В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие, и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? (Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце - раскаленное небесное тело и верили в то, что солнце - это бог).

Ученики называют особенности древнейших религиозных верований и объясняют значения слов: душа, духи, колдовские обряды, ритуалы, идолы.

Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимании. Осмысление социального опыта предшествующих поколений.

Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог.

Знание исторических фактов, работа с фактами. Способность применять понятийный аппарат исторического знания.

IV. Познание нового путём изучения исторических документов и текста учебника

Координирует учебную деятельность

1. Организует самостоятельную работу уч-ся с текстом учебника п.2 §10.

- Выясните, какие боги существовали у древних египтян? Заполните таблицу в тетради.

Боги

Какие силы природы и занятия они отражали?









Проверьте у соседа по парте, насколько точно он выполнил задание.

2. Работа с п.4. §10 и историческим документом «Книга мертвых» (Вера в загробную жизнь). Крушкол Ю.С., Хрестоматия по истории древнего мира (слайды 5-7):

«Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал… Я не делал зла. Не делал я того, что для богов мерзость… Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей… Я чист, я чист, я чист, я чист…»

Задает вопросы по тексту:

- Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?

- Где человек произносил подобную клятву?

- Для чего нужна была эта клятва?

- Как египтяне заботились о сохранении тела умершего и для чего?

3. Самостоятельная работа с историческим документом: Геродот «История» (Культ животных) Крушкол Ю.С., Хрестоматия по истории древнего мира:

- Культ каких животных существовал в Древнем Египте?

Организует выступле­ние обучающихся, обмен мнениями.

4. Решение творческой задачи (слайд 15).

«Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволит поцеловать свою сандалию».

- О чем свидетельствуют эти факты?

- Какая связь существовала между религией и государственной властью?


Мы с вами не боги, мы не всесильны, как они. И я вижу, что вы устали. Давайте немного отдохнем.

Физминутка.

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра - вот это да.

Поприветствуем мы Бастет, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис - бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.

Изучающее чтение, выполнение задания в тетради.


Взаимопроверка.

Предоставляют классу информацию, самостоятельно добытую.

Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное.

Изучают источник.




Дискуссия по вопросам.


Ученики изучают раздатку с текстом документа.

Обмен мнениями (дискуссия).

Ознакомительное чтение задачи со слайда.

Выдвигают версии. Оценивают, чья версия точнее.

Приходят к выводу, что происходит обожествление фараонов и их власти.

.

Вместе с учителем выполняют несложные движения по тексту.

Культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Осмысление опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (таблица).

Готовность к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в классе.

Овладение умениями изучения и систематизации информации из различных исторических источников, проведения поиска необходимой информации в нескольких источниках. Использование приемов исторического анализа для раскрытия сущности и значения явлений прошлого.

V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Организует диалог с обучающимися.

Фронтальная беседа:

- Дайте определение понятию религии.

- Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

- Какая связь существует между религией и государственной властью? Почему египтяне обожествляли фараона и называли его сыном солнца?

Высказывают свои предположения. Доказывают правильность своего ответа.

Вступают в диалог.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе.

Умение формулировать и обосновывать выводы. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни древних египтян.

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Ребята, мы о многом сегодня узнали. А теперь проверим, как вы запомнили эту тему.

Открываем рабочие тетради. Выполним задание 45 на стр. 39 (впишите недостающие буквы): «Боги, почитавшиеся в Древнем Египте».

Закончили? Пары, поменяйтесь тетрадями, возьмите ручку с красной пастой и поверьте тетради соседей.

Работа в парах.

Выполняют задание.


Взаимопроверка.

Умение оценивать себя и товарищей.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. Умение работать с информацией. Готовность к сотрудничеству.

Систематизация знаний.

VII. Включение в систему знаний и повторение

В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей? Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян.


Давайте вспомним проблему, которая была поставлена в начале нашего. А именно: «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?»

Хорошо. Давайте так же ответим с вами на ряд вопросов:

- Фараон считался сыном бога?

- В честь кого возводились храмы?

- В качестве кого фараон совершал религиозные обряды?

- Существовала ли связь между фараоном и жрецами?

- Наличие одного или множество богов?

- Что играло главенствующую роль в жизни египтян?

Молодцы! Мы с вами решили поставленную проблему.

Сравнивают религиозные представления. Систематизируют информацию, полученную на уроках и из дополнительных источников.

Предлагают свои варианты решения данной проблемы.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Осмысление опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Умение формулировать и обосновывать выводы. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Систематизация знаний.

VIII. Рефлексия учебной деятельности и домашнее задание

- Ребята! Ответьте мне на вопросы:

  1. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Чего, до сегодняшнего урока вы не знали?

Полученные на сегодняшнем уроке знания, где вы можете применить? На каких уроках?

Подводит итоги урока.

Учитель: Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей.

- Кто хотел бы внести коррективы?

Организует домашнее задание:

1 уровень - Прочитать текст на стр 49-53 и подготовить пересказ прочитанного.

2 уровень - Прочитать текст на стр 49-53 и ответить на 1-3 вопросы на стр-53.

3 уровень - Составить кроссворд по теме «Боги Древнего Египта».

Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия.


Оценивают свои ответы и ответы товарищей.

Записывают задание в дневники.

Оценка собственных достижений: качество выполнения работы.

Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований.

Овладение целостными представлениями о религии древних египтян как необходимой основы для понимания особенностей цивилизации Древнего Египта.


© 2010-2022