Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)Оглавление

1. История поселка и моя семья

2. Биография

2.1.Детство

2.2.Юность

2.3. Начало трудовой деятельности

3. Общественная деятельность

Заключение

Список использованной литературы





Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)

1. История поселка и моя семья

Реки начинаются с истоков. Для человека исток этот-родной край,где он родился и вырос, где впитал воздух родного ветра,звуки природы и ее запахи. Малая родина-это родной уголок на земле, к которому тянет человека всю жизнь. Для меня таким местом является Унгн-Терячи. Название посёлка производно от названия озера Унгун-Тёречи. Название озера связывают с потерей (гл. калм. төөрх - терять) жеребят (сущ. калм. уңһн). Существует множество версий и легенд о возникновении села. Одна из версий утверждают, что название происходит от слов "место,где родился жеребенок", а другая место, где заблудился жеребенок". В легенде говорится, что в широкой раздольной калмыцкой степи,в довольстве и в достатке проживал один богатый нойон. Он имел много скота,и больше всего любил лошадей. Но вот однажды в месяц Урюс-сар, в жаркий летний день подул холодный ветер. Небо мгновенно потемнело и пошел крупный снег. Разыгрался сильный буран. Всё произошло так быстро, что нойон не успел подогнать табун к жеребятам. Несколько дней велись поиски, и лишь на пятые сутки нашли жеребят в камышовых зарослях. Нойон пересчитав жеребят, заметил, что не хватает его любимого чистокровного жеребенка со звездочкой на лбу. На поиски жеребенка, нойон кинул весь хотон, и после долгих поисков ,его нашли в камышовых зарослях на берегу озера. С тех пор эту местность прозвали Унгн-Терячи, т.е место затерявшегося жеребенка (калм. Унһн Төөрәч)[2]. Хотя я уже много лет живу в Малых Дербетах, но я чувствую необъяснимую связь с этим поселком, потому что я знаю, здесь мои корни. Это место кочевий моего рода, который называется джиджянхн. Получается, что мои предки стояли у основания поселка, точная дата неизвестна, но предположительно в 1798 году. В 1927 г. в поселке открылась интернатная школа. В числе первых учеников был дядя моего деда- Оконов Санджи, в будущем участник советско - финской войны, ветеран Великой Отечественной войны, 100-летие со дня рождения которого отметили 13 ноября 2015года. Также Унгн-Терячинская земля дала миру ученого-калмыковеда -Оконова Бориса Босхомджиевича, автора более 40 работ, в том числе двух монографий, сборников пословиц и поговорок. На земле предков трудился всю свою жизнь, вырастил восьмерых замечательных детей мой дед- Оконов Церен Босхомджиевич. Здесь родился и прожил свою короткую жизнь мой отец- Цюрюм Церенович. Это он привил во мне любовь к бескрайним просторам Терячинской земли, рассказывая мне сказки, интересные жизненные истории. Также отец поведал мне о истории поселка. Например о том, что могучие тополя, которые видны издали, посадил еще до революции человек по имени Шалан Жеерг и именно с его слов записана песня « Сем хамрта парнцс». Также узнал о том,что в 1929 году на территории Унгн-Терячинского общества образовался колхоз « Бройдо», первым председателем которого был Нохаев Орска. Население составляло свыше 150 семей. Колхоз был передовым по всем показателям- сдаче мяса, молока, шерсти государству, разведения лошадей различной породы. Мирная жизнь поселка была прервана Великой Отечественной войной. Линия фронта проходила через поселок. Мирные жители срочно были эвакуированы. О военных действиях 1942года на территории поселка я узнал из книги Л. Петросяна «Сводный армейский отряд действует». В книге ярко описаны подвиги защитников поселка, сложивших головы в боях за Унгн-Терячи. В память о тех героях в центре поселка установлен мемориал. Семья Паринова,одного из защитников поселка, приезжала несколько раз в поселок, чтобы поклониться той земле, где покоится прах их предка. По окончании военных действий на территории поселка, жизнь терячинцев медленно входила в колею. Вернувшись в родные места, люди собрав последние силы, строили новые дома, собирали скот. Но декабрь 1943 года принес новые испытания моим землякам. Терячинцы, и, стар, и млад, ложно обвиненные в измене, были сосланы в далекую и холодную Сибирь. Калмыцкая АССР была ликвидирована, территория Малодербетовского улуса вошла в состав Сталинградской области. Несмотря на трудности и невзгоды, которые выпали на долю терячинцев, им удалось выжить и вернуться в родные места. В 1956 на родину вернулись первые терячинцы и жизнь поселка возобновилась. В 1944 году образовался совхоз имени Чапаева и поселок Унгн-Терячи, переименованный в Партизанский, вошел в состав совхоза. Исконное название поселку было возвращено в 1991 году. Я благодарен отцу и , в свою очередь, передам все это своему сыну. Но наша задача не только знать историю своей земли, но и сохранить, украсить своими делами, направленными на процветание малой родины,чем и занимается всю жизнь мой уважаемый авh- Оконов Дорджи Церенович

2. Биография

2.1. Детство

Дорджи Церенович родился 6 ноября 1965 года в поселке Унгн-Терячи Сарпинского района Калмыцкой АССР в многодетной и дружной семье. Трудовые обязанности в семье четко распределялись: девочки помогали матери по дому, на плечи мальчишек ложились: уход за скотом, поддержание чистоты и порядка во дворе. В школе учились все хорошо, в том числе и Дорджи. Из воспоминаний Эрендженова Эдуарда Владимировича- одноклассника, друга детства, соседа: «Дорджи учеба давалась легко, особенно гуманитарные предметы. Помню, что в их доме было много книг и я часто заставал его за чтением. Дорджи интересовался произведениями калмыцких писателей: А. Бадмаева, А. Балакаева, М. Нармаева, О. Манджиева и т. д. В речи своей он часто употреблял калмыцкие поговорки и пословицы. Надо сказать, что в то время мы разговаривали только на калмыцком языке. Современная молодежь не знает родной язык. Проблема в том, что вслед за утерей языка можно забыть обычаи, традиции и все то, чему учили наши предки и исчезнуть как этнос. Вот Дорджи как раз из тех людей, которые не только осознают эту проблему, но и пытаются ее решить, прилагая все свои усилия». В 1981 г. он окончил Партизанскую восьмилетнюю школу, в 1983-Ханатинскую среднюю школу.

2.2. Юность В 1981-1991гг. учился на филологическом факультете Калмыцкого государственного университета по специальности: калмыцкий язык и литература, русский язык и литература. Вот как вспоминает Дорджи в студенческие годы, его однокурсница Каруева Эльза Петровна: «Дорджи был хорошим студентом, всегда успешно сдавал сессии. Молодого человека отличали начитанность, эрудированность, умение держать себя: скромно и в то же время острая реакция на несправедливость. Дорджи всегда поддерживал нас в трудную минуту, мог отдать последнюю копейку, в буквальном смысле слова. Всех завораживала его игра на гитаре, мы, девчонки, могли часами слушать. В его исполнении были песни собственного сочинения и очень талантливо написанные, глубокие по содержанию. Помню, однокурсник Боря Бамбышев с его песней « Бамб цецг» ездил на молодежный фестиваль в Монголию в 1987году. Монголы поют «Бамб цецг» до сих пор».

2.3. Начало трудовой деятельности После окончания университета работал учителем калмыцкого языка и литературы в Ергенинской средней школе Кетченеровского района,затем с 1993года в родной Унгн-Терячинской средней школе. Из воспоминаний учителя калмыцкого языка и литературы Цебековой Валентины Озоновны: «Шел 1992-1993 учебный год. Дорджи Цереновича назначали директором школы. Молодой коллектив полон сил, энергии, энтузиазма. Директор предлагает нам идею празднования 55-летнего юбилея школы, которую мы радостно подхватили. Под руководством Дорджи Цереновича мы разработали план мероприятия, распределили обязанности: Хейчиева Н. Н. отвечала за организацию праздничного стола, группа Мукаевой Т. Ч. за оформление залов, стендов, я и Шалаев П.П. были ответственны за составление концертной программы, Бембеева Б. А.- связь с общественностью. Можно сказать, что Дорджи Церенович «заразил» всех своей идеей. Многие предлагали свою помощь в проведении праздника: выпускники, занятые в животноводстве, обеспечили мясом, домохозяйки -молоком. Время было трудное, но каждый терячинец нашел и вложил средства в общую кассу. В общем, это мероприятие вылилось в огромное празднество и это благодаря директору школы Дорджи Цереновичу,его организаторским способностям, его умению создавать атмосферу единства и сплоченности, от которой испытываешь эйфорию. Это чувство я помню до сих пор». Педагогический стаж Дорджи Цереновича насчитывает почти два десятилетия. - За время работы Дорджи Церенович показал себя глубоко образованным и эрудированным человеком, прекрасным специалистом. Он старается прививать ученикам интерес к изучению родного края, обладает профессиональным мастерством, умением общаться с детьми. На уроках он развивает в детях умение обобщать, анализировать, выделять в материале главное, умело осуществляет индивидуальный и дифферинцированный подход в обучении, предупреждает неуспеваемость и отставание учащихся, -так характеризует педагогические качества коллеги Оконова Лариса Андреевна. - Я благодарна Дорджи Цереновичу за его знания, за то, что научил меня уважать и ценить национальное культурное богатство. И мой выбор профессии учителя калмыцкого языка и литературы тоже был сделан не случайно. Я люблю калмыцкий фольклор. Мною собрано немало материала по этой тематике и в будущем планирую издать книгу,-говорит выпускница школы Каруева Цаган. - Дорджи Церенович- замечательный учитель, каких мало,- выражает свое мнение ученица 10-го класса Улана Бадаева. Для него равны все, несмотря на то, кто мы, кто наши родители. Он сложный человек, но с ним очень интересно. Недавно он поведал нам о том, что все географические обьекты, окружающие поселок, имеют свою историю возникновения и легенды, связанные с ними, обещал рассказать в ближайшем будущем. Его слова, знания, которые он дает, остаются с нами. Дорджи Церенович - Учитель с большой буквы









3. Общественная деятельность

Общественная деятельность Дорджи Цереновича началась в 2002г. По его инициативе установлен памятник символу поселка Унгн-Терячи «Мерн Эрдем». В память о первой душе, появившейся на территории современного поселка, он установлен при въезде в поселок. Скульптор - С.С. Ботиев.

Автором ротонды Зунква Гегян является Дорджи Церенович, открытие которого произошло 17 августа 2003г. Зунква Гегян- великий буддийский учитель, основоположник наиболее прочно утвердившейся в монголоязычных регионах «желтошапочной» школы гелугпы. Скульптура стала настоящим объектом для медитации- основанием, на которое опирается наше сознание во время молитвы, основанием, позволяющим напрямую обращаться к великому философу и реформатору. Ротонда установлена в степи, но к ней протоптана тропа. В праздники ,в будни, перед ответственным мероприятием, собираясь в дальнюю дорогу, новобрачные ль в день свадьбы или просто помолиться приходят сельчане к ротонде.

Также ежегодно Дорджи Церенович занимается организацией проведения буддийского обряда « hазр тяклhн». Каждая семья, род имеют свое культовое родовое место, почитание хозяина которого проводится в один из благоприятных дней первого летнего месяца. Местные жители с помощью лам -астрологов выбирают день для проведения обряда. В этот день на культовое место они приносят с собой угощения из молочных и сладких блюд, мяса и т.п. Верующие с помощью лам обращаются к хозяевам с просьбой о выпадении дождей, устранении пожаров и других катаклизмов, а также о благополучии и процветании родного края. Если хозяин благосклонен, то появляются благоприятные знаки: мелкий моросящий дождь радуга и т.д. Считается, что на культовое место может подойти сам хозяин, обернувшийся птицей или зверем.

Дорджи Церенович, как педагог понимал, что школа в наше время остается островком воспитания нравственности, духовности и узнать как можно больше о своей земле, о ее прошлом является естественным желанием каждого школьника. С целью удовлетворить эту потребность он разворачивает бурную деятельность по открытию музея. В отремонтированном на собственные средства здании старого поселкового магазина с группой единомышленников в лице Бадаевой Александры, Гахаева Александра , в 2008г. Дорджи Церенович открыл музей. По крупицам собирали материал для фонда музея: фотографии, документы, экспонаты времен Великой Отечественной войны (каски, патроны и т.д.), предметы быта народа (деревянные пиалы, маля, национальная одежда). Выпустили стенды по истории села, « Выпускники школы». Через год музей переехал в здание школы и руководство передали в руки завуча школы Гахаевой Аллы Григорьевны. На протяжении прошедших лет фонд музея все более расширяется, наполняется.

Неутомимый Дорджи Церенович становится инициатором традиции проведения праздника села. С 2004г. ежегодно в Урс-сар проводится праздник села. Дорджи Церенович с Бадаевым Х., Басановым В. и сельскими ребятами берут на себя все многочисленные мероприятия. В первый год праздник был особенно масштабным. Съехались все земляки, живущие во всех уголках нашей республики. Неожиданно приехали(праздник проводился неофициально) Басан Басанович Городовиков, глава Малодербетовского СМО Н. Б. Лиджиев и многие другие гости. Программа праздника была очень насыщенной: отметили ценным подарком самого пожилого жителя села, а также родившегося накануне ребенка; с импровизированной сцены лились слова поздравлений, песен и стихотворений, посвященных родной земле. Петр Шалаев спел песню на слова и музыку Дорджи Цереновича «Родимая земля». Танцами калмыцкими и народов мира порадовали детский коллектив, женская танцевальная группа «Берячуд». После концертной программы начались спортивные мероприятия: метание копья, забрасывание аркана, женский и мужской армреслинг, стрельба из лука,перетягивание каната. Шутки , смех не смолкали ни на минуту. Но, безусловно,самым ярким событием дня стали конно-спортивные мероприятия. Любовь к лошадям калмыки впитали с молоком матери, поэтому все состязания, связанные с лошадьми всегда были украшением любого праздника. Вот так каждый год унгн-терячинцы проявляют умение жить дружно, интересно,с пользой для себя и других и всегда полагаться на собственные силы.

Накануне 70-летия Великой победы Дорджи Церенович вместе со своим братом Очиром Цереновичем в школьном дворе установили памятник Н.Н. Жигрееву. Это была дань уважения нашему знаменитому родственнику. « Майор Жигреев Иван Иванович, Иванович(Надвид Шальдинович) родился 27 мая 1919г., член КПСС с 1945г., в Советской Армии с 1939-1953г. В период Великой Отечественной войны занимал должности: с июня 1941г. по июль 1942 г. ординарец и адъютант командующего войсками Брянского, Донского Центрального, Первого Белорусского, Второго Белорусского фронтов К. К. Рокоссовского.»1.

Дорджи Церенович -человек очень тонкой души, чуткого сердца. Его всепоглощающая любовь к родной земле, родной природе, землякам выливается в стихи, чистые, трогательные, щемящие. «Село мое родное», «Родимая земля», Унгн-Теряч», «Баh-Дорвдя нутг»-вот крохотная часть его богатого творчества. На слова Дорджи Цереновича положил музыку Петр Шалаев и получилась прекрасная песня «Унгн-Терячин школ». Эта песня стала гимном Унгн-Терячи. За многолетний труд Дорджи Церенович награжден Грамотой Министерства образования Республики Калмыкия, он-лауреат премии «Общественное признание», отмечен юбилейной медалью « Навеки вместе»





Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)2. Я понял, что именно такие люди, как Оконов Дорджи Церенович являются маяками, на собственном примере учат как жить честно, достойно, всегда оставаясь Человеком.

Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована на классных часах, на уроках истории и обществознания, для библиотечных часов.











Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)







Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)



Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)

Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)







Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)

Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)

Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)





Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)



Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)

Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)

Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)

Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)

Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)

Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)

Исследовательская работа Большой патриот малой родины (8 класс)

© 2010-2022