- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории для 5 класса
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Караметдин Р.Ф. |
Дата | 17.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Набережные Челны
«Гимназия № 57»
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
протокол от 29.09.2016г. №1
Введено приказом от 29.08.2016г. №256
Директор МАОУ «Гимназия № 57»
___________ __________
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету история для 5 класса (2 часа в неделю, 68 часов)
Составитель: Караметдинова Розалия Файзелхаковна,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
«Согласовано»
Заместитель директора Шакирова Л.Р. _________ от_________2016г.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 29.09.2016г. № 1
Руководитель МО Хайруллина Л.Х. от_________2016г.
г. Набережные Челны
2016г.
Планируемые результаты изучения курса истории Древнего мираНазвание раздела
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
ученик научится
ученик получит возможность научиться
1.Введение в предмет
Научатся определять происхождение и смысл понятия «история», «топонимика». Научатся определять типы и виды исторических источников.
Научаться определять столетия, век, тысячелетие, время от Рождества Христова, до Рождества Христова, нашу эру, хронология. Научатся определять, что такое генеалогия, древо жизни.
Получат возможность научиться: описывать картину, получать историческую информацию из различных источников, работая с исторической картой.
Получат возможность научиться: называть век, оперировать понятиями «н.э.», «до н.э.», вести счёт лет, решать познавательные задачи.
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде
письменных работ;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
использовать современные источники информации -материалы на электронных носителях:
находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога.
положительное принятие своей этнической идентичности.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других
людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному
и историческому наследию через понимание исторической
обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта
предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их
культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также
достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия
в социальном общении.
2.Первобытность
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
3. Введение в историю Древнего мира
Научатся работать с источниками по истории Древнего мира.
Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территорию расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.
4.Древний Восток
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпоху Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств Древнего Востока, местах важнейших событий;
• описывать памятники культуры; рассказывать о событиях истории данного периода;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего Востока
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства обществ Древнего Востока (с использованием понятий «деспотия», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников культуры Древнего Востока: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства
• давать характеристику общественного строя древних государств;
5.Древняя Греция
• описывать памятники Древней Греции; рассказывать о событиях истории Древней Греции;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям данного периода;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства Древней Греции; (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в Древней Греции;
(правители и подданные, свободные и рабы);
в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников Древней Греции; архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде
6.Древний Рим
• описывать памятники культуры Древнего Рима; рассказывать о событиях истории Древнего Рима;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям Древнего Рима
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства Древнего Рима(с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения Древнего Рима (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников культуры Древнего Рима: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде
7.Историческое и культурное наследие Древнего мира. Народы и государства на территории нашей страны в древности
Называть главные достижения культуры Древнего мира.
Получат возможность научиться: называть главные достижения культуры Древнего мира. Народы и государства на территории нашей страны в древности
Содержание курса истории Древнего мираНазвание раздела
Краткое содержание
Количество часов
1.Введение в предмет
Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н.э.» и «н.э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
2
2.Первобытность
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
5
3. Введение в историю Древнего мира
понятие и хронология Древнего мира. Карта Древнего мира.
1
4.Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
20
5.Древняя Греция
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
21
6.Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Народы и государства на территории нашей страны в древности
19
Итого
68
Календарно-тематическое планирование курса истории Древнего мира
УМК ( Ф.А.Михайловский. Всеобщая история. История Древнего мира. М,: Русское слово, 2015.)
Изучаемый раздел, тема урока
Количество часов
Календарные сроки
Планируемые сроки
Фактические
сроки
Введение в предмет (2 ч.)
1
Что изучает история. Источники исторических знаний. Историческая карта
1
02.09.16А
06.09Б
2.
Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Вспомогательные исторические науки.
1
05.09. 07.09
Первобытность (5 ч.)
3.
Расселение древнейшего человека. Человек разумный
1
09.09 13.09
4.
Условия жизни, орудия труда и занятия первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения
1
16.09
14.09
5.
Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
1
19.09 20.09
6.
От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций
1
23.09
21.09
7.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Первобытность»
1
26.09. 27.09
Введение в историю Древнего мира (1 ч.)
8.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
1
30.09. 28.09
Древний Восток (20 ч.)
9.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения
1
03.10 04.10
10
Управление государством (фараон, чиновники). Военные походы. Рабы
1
07.10 05.10
11
Религиозные верования египтян. Жрецы
1
10.10 11.10
12
Познания древних египтян. Письменность
1
14.10 12.10
13
Фараон-реформатор Эхнатон.
1
17.10 18.10
14
Храмы и пирамиды
1
21.10 19.10
15
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения
1
24.10 25.10
16
Города-государства. Мифы и сказания. Письменность
1
28.10 26.10
17
Древний Вавилон. Законы Хаммурапи
1
07.11 08.11
18
Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона
1
11.11 09.11
19
Восточное Средиземноморье в древности Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит.
1
14.11 15.11
20
Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения
1
18.11; 16.11
21
Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
1
21.11 22.11
22
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи
1
25.11 23.11
23
Персидская держава: военные походы, управление империей.
1
28.11 29.11
24
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения, Древние города-государства.
1
02.12
30.11
25
Общественное устройство. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии
1
05.12
06.12.
26
Древний Китай: условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империя Цинь и Хань
1
09.12
07.12
27
Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь.
1
12.12
13.12
28
Религиозно-философские учения (конфуцианство). Конфуций. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая китайская стена
1
16.12
14.12
Античный мир. Древняя Греция. Эллинизм ( 21 ч.)
29
Античный мир: понятие. Карта античного мира
1
19.12
20.12
30
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции
1
23.12
21.12
31
Троянская война. «Илиада» и «Одиссея».
1
09.01
10.01
32
Верования древних греков. Сказания о богах и героях
1
13.01
11.01
33
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла
1
16.01.
17.01
34
Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена
1
20.01
18.01
35
Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела
1
23.01
24.01
36
Великая греческая колонизация
1
27.01
25.01
37
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков
1
30.01
31.01
38
Афинская демократия при Перикле.
1
03.02
01.02
39
Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.
1
06.02
07.02
40
Пелопонесская война.
1
10.02
08.02
41
Культура Древней Греции. Развитие наук. Спортивные состязания; Олимпийские игры
1
13.02
14.02
42
Греческая философия. Школа и образование. Литература.
1
17.02
15.02
43
Архитектура и скульптура
1
20.02
21.02
44
Быт и досуг древних греков. Театр.
1
24.02
22.02
45
Возвышение Македонии.
1
27.02
28.02
46
Период эллинизма. Македонские завоевания.
1
03.03
01.03
47
Держава Александра Македонского и ее распад
1
06.03
07.03
48
Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира
1
10.03
14.03
49
Повторительно-обобщающие урок по теме «Культурное наследие Древней Греции»
1
13.03
15.03
Древний Рим (19 ч.)
50
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима
1
17.03
29.03
51
Рим эпохи царей. Патриции и плебеи.
1
31.03
04.04
52
Римская республика. Управление и законы
1
03.04
05.04
53
Верования древних римлян
1
07.04
11.04
54
Завоевание Римом Италии.
1
10.04
12.04
55
Войны с Карфагеном. Ганнибал.
1
14.04
18.04
56
Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье.
1
17.04
19.04
57
Реформы Гракхов.
1
21.04
25.04
58
Рабство в древнем Риме.
1
24.04
26.04
59
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь
1
28.04
02.05
60
Установление императорской власти. Октавиан Август.
1
05.05
03.05
61
Римская империя: территория, управление.
1
08.05
08.05
62
Возникновение и распространение христианства.
1
12.05
10.05
63
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
1
15.05
16.05
64
Рим и варвары. Падение Западной Римской империи
1
19.05
17.05
65
Итоговая контрольная работа по теме: «Всеобщая история. История Древнего мира»
1
20.05
23.05
66
Культура Древнего Рима. Римская литература, «золотой век» поэзии.
1
22.05
24.05
67
Ораторское искусство, Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян
1
26.05
30.05
68
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Народы и государства на территории нашей страны в древности
1
29.05
31.05