Урок на тему Образование Древнерусского государства (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Университетский лицей города Димитровграда Ульяновской области»


Урок № 7. Образование Древнерусского государства. 6 класс.

Учитель: Салтыкова Мария Яковлевна

Цель: рассказать о функциях Древнерусского государства, роли народов в Древней Руси; научить понимать разницу между иллюстрациями, изображающими вещественными исторические источники и репродукциями картин; рассказать о времени возникновения Древнерусского государства и его признаках.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять наиболее характерные признаки государства, используя учебник; объяснять, для чего людям необходимо государство; составлять рассказ по картине; показывать на карте территорию Древнерусского государства и крупнейшие города, путь «из варяг в греки».

Отношения, ценности, внутренние установки: выразить своё отношение к той эпохе, к тем нравственным ценностям, которыми руководствовались наши предки - славяне; задуматься над тем, какой след оставила эпоха в жизни человечества.

Оборудование: История России. С древнейших времён до XVI века. 6 класс, : учебник / А.Ф.Киселёв, В.П.Попов. - М. : Дрофа, 2014.

Картосхема «Древняя Русь в IX -X вв.», схемы и таблицы, иллюстрации учебника.

Форма урока: анализ

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

В жизни любого государства есть такие этапы, как рождение, юность, зрелость и смерть. Где же начало всех начал русской истории? Где тот росток, из которого выросло раскидистое и могучее «древо российское»? Это поистине вопрос вопросов, на который много лет ищут ответ лучшие умы исторической науки. Попробуем и мы поразмышлять над ним на нашем уроке.

Тема нашего урока «Образование Древнерусского государства»


План урока


  1. Условия рождения государства

  2. Основание Киева

  3. Страна «Русь»

  4. «Из варяг в греки»

III. Введение в новый материал

И так, на предыдущих уроках мы с вами выяснили, что к VIII веку на территории Восточно-Европейской равнины проживали племенные союзы восточных славян.

(учащиеся показывают на карте и называют племенные союзы восточных славян)

Вопрос учащимся: «Подумайте и ответьте, что их объединяло»?

Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель записывает на доске:

- язык;

- общая территория;

- общие верования;

- сходный уклад жизни.

Учитель: Они общались между собой, вели оживлённую торговлю. Но единого государства на этой огромной территории у них не было.

Чтобы оно возникло, потребовалось сочетание сразу двух причин:

- внутренней потребности в объединении;

- внешней угрозы.

Как формировались эти причины, как и когда было образовано государство у восточных славян, об этом мы и будем говорить на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1.Условия рождения государства

Учитель: применяя знания, полученные на уроках обществознания, вспомните, что такое государство. Каковы его признаки?

(выслушав ответы учащихся, учитель на доске составляет схему)

Государство

Организация жизни народа с помощью публичной власти

Публичная власть: Публичная власть:

Руководит основными сферами Опирается в случае необходимости

общественной жизни на силу

Далее учащиеся с помощью учителя называют общие признаки государства:

- определённая территория;

- наличие армии;

- управление с помощью чиновников;

- общие законы;

- налоги, единые для всей страны

(Учащиеся записывают признаки государства в тетрадях)

Учитель: Исходя из тех знаний, которые вы получили, изучая истории. Древнего мира, как вы представляете себе государство?

(Ответы учащихся)


Учитель: Вы совершенно правильно вспомнили, что государство - это всегда власть меньшинства над большинством.

Но в основе создания государства лежат не только идеи господства.

Вопрос учащимся: Предположите, что лежит в основе создания государства? Аргументируйте свой ответ.

(Учащиеся отвечают, учитель рисует схему)

Основа создания государства

Идея объединения людей

Общая цель, польза. Защита от врагов. Освобождение от иноземного ига.

Учитель: Давайте проследим процесс образования господствующего сословия.

Прочитайте внимательно пункт 1 параграфа 5 и выстройте логическую цепочку формирования господствующего класса.

(Учащиеся работают с текстом)

Учитель: Какие выводы можно сделать?

( работают с текстом, рассуждают и с помощью учителя делают выводы).

Учитель: Как было организовано управление в Древнерусском государстве?

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Кто был главной опорой княжеской власти?

- Что входило в обязанности дружины?

- Объясните значение понятия «полюдье

- как было организовано управление в городах?

- Что нового вы узнали по этому вопросу?

(Учащиеся записывают дату образования Древнерусского государства, отвечают на вопросы, используя сигнальные карточки, показывают на карте границу Древнерусского государства в X веке и крупнейшие города Руси)

2. Основание Киева

Учитель: Киев по праву называли» матерью городов русских» и столицей Древней Руси.

Подумайте и дайте аргументированный ответ на вопрос: «Почему русские летописи именовали Киев «матерью городов русских»?

(Учащиеся читают пункт 2 и рассказывают об основании города Киева. Записывают дату первого упоминания Киева в летописи, показывают Киев на карте, работают с иллюстративным материалом)

3. «Из варяг в греки».

Учитель: Древнейший водный торговый путь «из варяг в греки» возник на рубеже IX-X веков. Путь связывал Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавия с Византией.

(показывает на карте).

Южная часть пути начиналась от Смоленска, Любеча и Чернигова. Выдолбленные из цельного дерева ладьи («однодревки») направлялись к Киеву. Здесь их загружали товарами и отправляли вниз по Днепру. Торговым людям приходилось преодолевать семь порогов.

Крупные из них обходили волоком. Затем на ладьи ставили паруса и шли по воде вдоль западного берега Чёрного моря до Константинополя (Царьграда).

В северной части пути проходили волоком участок суши между реками Днепр и Ловать. Далее по Ловати, Ильменскому озеру, Волхову, Ладожскому озеру и Неве ладьи попадали в Балтийское (Варяжское ) море.

(Учащиеся показывают на карте торговый путь «из варяг в греки».

V. Подведение итогов урока

И так, мы чуть приоткрыли завесу времени и одним глазком заглянули в далёкое прошлое. Познакомились с предпосылками образования государства у восточных славян - Древнерусским государством.

А теперь закроем глаза и мысленно представим себе государство наших предков- восточных славян.

Учитель задаёт вопросы:

- Назовите общие признаки государства;

- Что является основой создания государства?

- Как было организовано управление в государстве?

- Покажите на карте территорию Древнерусского государства и крупнейшие города.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему вы научились на уроке?

- Интересно ли вам было на уроке?

( Учащиеся отвечают на вопросы; работают с сигнальными карточками)

Домашнее задание

Дифференцированное задание

Для всех учащихся :параграф 6-7, стр. 40-48.

Для сильных учащихся: используя Интернет, подготовить сообщения о первых князьях Древнерусского государства.

4

© 2010-2022