- Преподавателю
- История
- Урок на тему Образование Древнерусского государства (6 класс)
Урок на тему Образование Древнерусского государства (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Салтыкова М.Я. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Университетский лицей города Димитровграда Ульяновской области»
Урок № 7. Образование Древнерусского государства. 6 класс.
Учитель: Салтыкова Мария Яковлевна
Цель: рассказать о функциях Древнерусского государства, роли народов в Древней Руси; научить понимать разницу между иллюстрациями, изображающими вещественными исторические источники и репродукциями картин; рассказать о времени возникновения Древнерусского государства и его признаках.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять наиболее характерные признаки государства, используя учебник; объяснять, для чего людям необходимо государство; составлять рассказ по картине; показывать на карте территорию Древнерусского государства и крупнейшие города, путь «из варяг в греки».
Отношения, ценности, внутренние установки: выразить своё отношение к той эпохе, к тем нравственным ценностям, которыми руководствовались наши предки - славяне; задуматься над тем, какой след оставила эпоха в жизни человечества.
Оборудование: История России. С древнейших времён до XVI века. 6 класс, : учебник / А.Ф.Киселёв, В.П.Попов. - М. : Дрофа, 2014.
Картосхема «Древняя Русь в IX -X вв.», схемы и таблицы, иллюстрации учебника.
Форма урока: анализ
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
-
Мотивационно-целевой этап
В жизни любого государства есть такие этапы, как рождение, юность, зрелость и смерть. Где же начало всех начал русской истории? Где тот росток, из которого выросло раскидистое и могучее «древо российское»? Это поистине вопрос вопросов, на который много лет ищут ответ лучшие умы исторической науки. Попробуем и мы поразмышлять над ним на нашем уроке.
Тема нашего урока «Образование Древнерусского государства»
План урока
-
Условия рождения государства
-
Основание Киева
-
Страна «Русь»
-
«Из варяг в греки»
III. Введение в новый материал
И так, на предыдущих уроках мы с вами выяснили, что к VIII веку на территории Восточно-Европейской равнины проживали племенные союзы восточных славян.
(учащиеся показывают на карте и называют племенные союзы восточных славян)
Вопрос учащимся: «Подумайте и ответьте, что их объединяло»?
Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель записывает на доске:
- язык;
- общая территория;
- общие верования;
- сходный уклад жизни.
Учитель: Они общались между собой, вели оживлённую торговлю. Но единого государства на этой огромной территории у них не было.
Чтобы оно возникло, потребовалось сочетание сразу двух причин:
- внутренней потребности в объединении;
- внешней угрозы.
Как формировались эти причины, как и когда было образовано государство у восточных славян, об этом мы и будем говорить на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока
1.Условия рождения государства
Учитель: применяя знания, полученные на уроках обществознания, вспомните, что такое государство. Каковы его признаки?
(выслушав ответы учащихся, учитель на доске составляет схему)
Государство
Организация жизни народа с помощью публичной власти
Публичная власть: Публичная власть:
Руководит основными сферами Опирается в случае необходимости
общественной жизни на силу
Далее учащиеся с помощью учителя называют общие признаки государства:
- определённая территория;
- наличие армии;
- управление с помощью чиновников;
- общие законы;
- налоги, единые для всей страны
(Учащиеся записывают признаки государства в тетрадях)
Учитель: Исходя из тех знаний, которые вы получили, изучая истории. Древнего мира, как вы представляете себе государство?
(Ответы учащихся)
Учитель: Вы совершенно правильно вспомнили, что государство - это всегда власть меньшинства над большинством.
Но в основе создания государства лежат не только идеи господства.
Вопрос учащимся: Предположите, что лежит в основе создания государства? Аргументируйте свой ответ.
(Учащиеся отвечают, учитель рисует схему)
Основа создания государства
Идея объединения людей
Общая цель, польза. Защита от врагов. Освобождение от иноземного ига.
Учитель: Давайте проследим процесс образования господствующего сословия.
Прочитайте внимательно пункт 1 параграфа 5 и выстройте логическую цепочку формирования господствующего класса.
(Учащиеся работают с текстом)
Учитель: Какие выводы можно сделать?
( работают с текстом, рассуждают и с помощью учителя делают выводы).
Учитель: Как было организовано управление в Древнерусском государстве?
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Кто был главной опорой княжеской власти?
- Что входило в обязанности дружины?
- Объясните значение понятия «полюдье
- как было организовано управление в городах?
- Что нового вы узнали по этому вопросу?
(Учащиеся записывают дату образования Древнерусского государства, отвечают на вопросы, используя сигнальные карточки, показывают на карте границу Древнерусского государства в X веке и крупнейшие города Руси)
2. Основание Киева
Учитель: Киев по праву называли» матерью городов русских» и столицей Древней Руси.
Подумайте и дайте аргументированный ответ на вопрос: «Почему русские летописи именовали Киев «матерью городов русских»?
(Учащиеся читают пункт 2 и рассказывают об основании города Киева. Записывают дату первого упоминания Киева в летописи, показывают Киев на карте, работают с иллюстративным материалом)
3. «Из варяг в греки».
Учитель: Древнейший водный торговый путь «из варяг в греки» возник на рубеже IX-X веков. Путь связывал Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавия с Византией.
(показывает на карте).
Южная часть пути начиналась от Смоленска, Любеча и Чернигова. Выдолбленные из цельного дерева ладьи («однодревки») направлялись к Киеву. Здесь их загружали товарами и отправляли вниз по Днепру. Торговым людям приходилось преодолевать семь порогов.
Крупные из них обходили волоком. Затем на ладьи ставили паруса и шли по воде вдоль западного берега Чёрного моря до Константинополя (Царьграда).
В северной части пути проходили волоком участок суши между реками Днепр и Ловать. Далее по Ловати, Ильменскому озеру, Волхову, Ладожскому озеру и Неве ладьи попадали в Балтийское (Варяжское ) море.
(Учащиеся показывают на карте торговый путь «из варяг в греки».
V. Подведение итогов урока
И так, мы чуть приоткрыли завесу времени и одним глазком заглянули в далёкое прошлое. Познакомились с предпосылками образования государства у восточных славян - Древнерусским государством.
А теперь закроем глаза и мысленно представим себе государство наших предков- восточных славян.
Учитель задаёт вопросы:
- Назовите общие признаки государства;
- Что является основой создания государства?
- Как было организовано управление в государстве?
- Покажите на карте территорию Древнерусского государства и крупнейшие города.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему вы научились на уроке?
- Интересно ли вам было на уроке?
( Учащиеся отвечают на вопросы; работают с сигнальными карточками)
Домашнее задание
Дифференцированное задание
Для всех учащихся :параграф 6-7, стр. 40-48.
Для сильных учащихся: используя Интернет, подготовить сообщения о первых князьях Древнерусского государства.
4