Обобщающий урок по истории Знакомство с историей (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН УРОКА В 5 КЛАССЕ

Тема: Повторительно-обобщаюший урок к Разделу «Знакомство с историей»

Цель: Повторить, систематизировать и обобщить знания основных категорий: исторических дат, понятий, терминов, личностей. Закрепить умения ориентироваться в историческом времени и его измерений, сравнивать исторические факты, события, явления, устанавливать причинно-следственные связи, работать с историческими источниками, научным и художественным текстом. Развивать умственные способности.

План урока:

I. Организация класса (1 мин);

II. Актуализация опорных знаний (до 5 мин);

  1. Мотивация учебной деятельности (1-2 мин.);

  2. Объявление темы и цели урока (1мин);

  3. Обобщение по теме.


I. Организация класса


II. Актуализация знаний

  • Ребята в этом году мы с Вами начали изучать новый предмет. Как он называется? (ответ: введение в историю).

  • Мы с Вами в 1 четверти завершили изучать 1 раздел

  • Как он называется? (ответ: Знакомство с историей)

Задача урока: сегодня на уроке мы повторим, обобщим и систематизируем знания по этой теме


Ш. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с учебником. Прочитать тему урока на доске: Повторительно-обобщающий
урок к Разделу 1 «Знакомство с историей»

  • О чем вы узнали, изучая эту тему?

  • А что среди изученного было на Ваш взгляд главным?

  • Объясните свою мысль.

  • А теперь прочитайте название параграфа к этому разделу?

  • Прочитайте в тетради параграфы - названия другие. Какие бы Вы предложения?

Сейчас ребята зачитают, а вы выберите, какое вам понравилось больше всех. Объясните свой выбор. Оценить название.

2. В гостях у ребят покровительница истории богиня Клио.

  • Ребята, а кто к нам пришел?

  • А как вы узнали? Что вы знаете о ней?

Богиня рассказывает о себе.

- Правильно, людям необразованным и невежественным богиня никогда не раскрывала свои тайны. Для любознательных же ее «кладовые» всегда были открыты. Садись вместе с нами, посмотри на наших ребят знают ли они о науке истории.

- Ребята, что изучает история?

  • Если кратко, История - это наука о прошлом человечества. Слово История происходит из греческого языка и означает повествование о событиях прошлого, знания о них.

  • А зачем мы изучаем историю?

- Нам необходимо помнить многовековую мудрость народа, его исторический опыт, традиции. Наследие наших предков не должно утратить своего значения. И у нашего народа к делам «давно минувших дней, преданьям старины глубокой» (А.С.Пушкин) относились уважительно.

Крылатые выражения о истории

- История показала нам, какие глубокие корни имеет наша реальная жизнь. Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего.


  1. Прослушивание песни «Хоть глазочком заглянуть бы» из к/ф «Лиловый шар».


  1. А какие исторические науки помогают историкам изучать прошлое?

а) археология, хронология, геральдика, нумизматика, сфрагистика, этнография, топонимика,
этнонимика.

б) работа в тетради

в) На доске рисунок реки. С чем можно сравнить науку историю? С рекой, при впадении речек,
ручейков река становится полноводнее и глубже.

5. Продолжение работы с заданием №3 в тетради

Все источники, которые мы изучаем, делятся на: письменные, вещественные, устные. Посмотрите на стр. 15 древние источники, выберите одну вещь, и от имени этой вещи составьте сказку.

Задание № 4. Составьте рассказ на одну из тем «Стоянка первобытного человека», «В лагере скифов», «Трипольское поселение», «Славянское поселение».

6. Встреча с библиотекарем школы.

- А где хранят письменные источники? В архивах, музеях, библиотеках.


7. Игра «Расположить в хронологической последовательности».

Задания 4 ученикам с помощью Клио: «Даты, название действия, соответствующее столетие»

  • Назовите любую дату первой половины VII ст. до н.э. (601 - 650 г.);

  • Назовите последний год XII столетия (1199);

  • Назовите первый год XIX столетия (1801);

8. Просмотр фильма о славянах.

- Укажите общее название, которое объединяет эти народы: поляне, древляне, северяне, волыняне, уличи, тиверцы, хорваты (славяне);


9. Игра «Найди, где он жил». Работа с картой (задание с.57. Разработка)

  1. Я греческий купец из далекой Греции. Переселился в Северное Причерноморье. Главным моим занятием стала торговля с скифами. Мой город называют «Счастливая» - расположен он на правом берегу Днепровского лимана. (Ольвия);

  2. В этом большом кургане мы, скифские воины, похоронили своего царя. Царя одели в лучшие одежды и положили на груди знак царской власти - золотую пектораль, на которой были изображены сюжеты из жизни и быта нашего народа, (курган Толстая Могила на Днепропетровщине 1Ув до н.э.);

  3. Из далекой Греции мы переселились на Гераклейский полуостров (Херсонес)



  1. Звучит мелодия из песни «Прекрасное далекое» из к/ф Гости из будущего


  1. Домашнее задание (подготовится к тематическому оцениванию ст. 32)


  1. Резерв времени (ребус).

© 2010-2022