- Преподавателю
- История
- Конспект по истории на тему Спартанское государство (5 класс)
Конспект по истории на тему Спартанское государство (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шубенкова Л.Г. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока истории в 5 классе на тему: «Спарта-полис воинов»
( с использованием дидактических игр и учебных роликов).
Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить с Афинским государством.
Задачи:
Образовательные:
-
формирование репродуктивных знаний о природе, занятиях и населении Спарты
-
формирование конструктивных знаний о военизированном олигархическом государственном устройстве Спарты, ее армии и особенностях воспитания,
-
показать, что основа могущества Спарты базировалась на ее армии,
-
продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий,
-
продолжить формировать умение работать с документами;
Развивающие:
-
учить различать и оценивать альтернативные суждения, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам темы,
-
развитие памяти во время дидактических игр по истории;
Воспитательные:
-
подвести к пониманию того, что история жизни каждого человека неразрывно связана с историей его страны;
-
воспитывать уважение к другому образу жизни;
Тип урока: комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта "Древняя Греция", карточки с основными терминами, раздаточный материал в виде кругограмм, а также с отрывками произведений из хрестоматии по истории древней Греции, тесты.
Основные термины и понятия урока: спартанцы (спартиаты), илоты, царь (архагет), Совет Старейшин, Лаконика.
ХОД УРОКА
Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие из Афин в Спарту.
I. Проверка домашнего задания
Интерактив (уч-ся задают вопросы по командам-рядам):
С целью активизации мыслительных процессов можно предложить в начале урока учащимся отгадать исторические загадки по пройденному материалу:
1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)
2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)
3. Для всех свободных афинян -
И не только для крестьян -
В государстве есть удел -
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)
4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)
5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет -
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)
6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился -
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)
7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)
Дифференцированная работа учащихся по карточкам письменно на листочках (5-7 человек). Задания выбирает учитель.
а) Напишите, что означают эти слова:
-
Демос -
-
Демократия -
-
Реформы -
4) Граждане -
Ответы: 1) народ; 2) власть народа; 3) преобразования; 4) свободные афиняне
б)
-
Задание: заменить одним словом:
-
Город - государство (полис).
-
Власть демоса (демократия).
-
Свободные афиняне (граждане).
Вопросы для устных ответов:
1. Какие категории населения афинского государства вы знаете?
2. В чем вы видите причины борьбы демоса против знати?
3. Кто отменил долговое рабство и почему?
4. Какие перемены в управлении Афинами произошли в правление архонта Солона?
5. Что означает слово "демократия" в переводе с греческого?
II. Изучение нового материала с помощью презентации (см. Приложение)
Объявление новой темы, плана у темы. (Слайд 1, 2)
Сегодня цель нашего урока познакомится с жизнью Древней Спарты.
И в конце урока сравнить что общего и в чем различия в жизни Афин и Спарты?
1. Рассказ учителя. В процессе объяснения нового материала на доску прикрепляются карточки с ключевыми словами. (В тексте выделены полужирным шрифтом)
Спарта. Спартанцы и илоты.
Работа с картой «Древняя Греция»
Предки спартанцев пришли с Севера на полуостров Пелопоннес (Южная Греция).Они обосновались в области Лакония: в долине реки Еврот несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой. Спартанцы подчинили себе всю Лаконию, а жителей ее заставили работать на себя и стали называть их илоты, что по-гречески означает «захваченные». По мере роста населения в Спартанском полисе, как и повсюду в Греции, стала ощущаться нехватка земли, пригодной для обработки. Поэтому поначалу спартанцы приняли участие в Великой колонизации (основали колонию Тарент на юге Италии), но затем они захватили соседнюю с Лаконией обширную и плодородную область Мессению, жителей которой также превратили в илотов. Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой спартанской семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов. Боясь восстаний, спартанцы время от времени устраивали избиения безоружных илотов.
2.Самостоятельная работа учащихся.Прочитайте раздел 2 п.31и ответьте на вопрос, почему Спарту называли военным лагерем?
3.Рассказ учителя.Устройство Спартанского государства. Схема: "Устройство Спартанского государства".
Следует разъяснить, что высшим органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Выступать в Народном Собрании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали «за» или «против». Власть архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы.
В конце изучения данного вопроса, делается вывод, что государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих. Такой строй называется олигархией(понятие записывается в рабочую тетрадь).
В 6-м веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.
4.Работа в тетради.
На доске вывешиваются таблички: Древняя Спарта, Лакония, олигархия- власть немногих.
Запишите тему урока в тетрадь. (Древняя Спарта.).
Запишите, в какой области Греции находилась Спарта. (Лакония).
Запишите олигархия- власть немногих.
5. Рассказ учеников о спартанском воспитании. (Опережающее задание).
Послушайте внимательно выступления и ответьте на вопрос:
Что достойно уважения и что возмущает в спартанском воспитании?
6. Работа в группах по карточкам.
-
Работа в группах с историческим документом (см. слайд презентации).
Задание на «3».
Плутарх. Ликург, XVI
Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач. Поэтому иной раз даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии... Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им не знакомы - за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.- С. 135-136.
Ответь на вопрос: «Что означает высказывание «Спартанский образ жизни?»
-
Что спартанцы больше всего ценили в человеке? Во всем ли вы с ними согласны?
-
Вся жизнь в Спарте была построена на военный лад. Даже воспитание спартанцев было посвящено одной цели: вырастить мужественного, отважного и сильного воина.
-
Почему старейшины осуждали слабого ребенка на смерть: ведь он мог вырасти пусть хилым, но талантливым певцом, поэтом, художником и т.д.?
-
Отрывок 2:
-
Славная доля - в передних рядах с супостатом сражаясь,
В подвигах бранных грозе смерть за отчизну принять!
Доля ж постыднее всех - в нищете побираться по свету,
Город покинув родной, тучные бросив поля,
Да побираться с отцом престарелым да матерью милой,
Взяв малолетних детей, взяв супругу с собой.
На закрепление - вопросы
Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда?
-
Задание: Прочитайте текст на с. 142 внизу.
-
Что обозначает «детский способ голосования в Спарте»?
-
Как называли способ голосования в Спарте?
-
Вспомните, как принимали решение в Афинах?
-
Какой из двух способов вам кажется правильным? Почему?
-
(В Афинах при принятии решения действовал принцип «поднятой руки», а значит, учитывалось мнение каждого. Кроме того, высказать свое мнение мог каждый. В Спарте же фактически власть находилась в руках знати.)
Такой порядок ведения государственных дел давал возможность аристократам почти бесконтрольно решать все вопросы управления.
Вопросы двум другим группам: назовите высшие ценности в Спартанском государстве и объясните почему, используя отрывок? Что было недостойно настоящего спартанца?
Отрывок 1 (для первых двух групп учащихся):
"Ликург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был сообразительнее и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитывать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах".
После ответов групп на вопросы необходимо обобщить вместе с учащимися результаты групповой работы, сделать общие выводы по теме и приступить к тесту
II. Итог урока.
1.Мы с вами говорили о жизни в одном из известнейших полисов Греции - Спарте. Чем же отличались условия жизни жителей Спарты и Афин?
Давайте обратимся к таблице:
Афины
Спарта
Основные занятия
Земледелие, ремесло, торговля
Военное дело
Использование
труда рабов
После реформ Солона остались только привозные рабы.
Спартанцы держали в рабстве своих соплеменников - греков.
Достижения
В Афинах ценилось ораторское искусство, чтение, письмо, спорт, культура, архитектура.
Спартанцы были малограмотны, но очень дисциплинированы, стойкие, выносливые, военное искусство.
2. Угадайте из каких городов Греции приехали к нам гости и почему вы так думаете?
Выходят 2 ученика в костюмах древних греков. В руках одного оружие, в руках другого письменные принадлежности.
VI. Домашнее задание: § 31 читать, отвечать на вопросы. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира.
Индивидуальные задания учащимся: раздел 3спартанское воспитание пересказывать.
Объявление оценок с комментариями за работу на уроке.
Использованная литература:
1. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. М.: ТЦ Сфера, 2003.